ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2264 от 24.06.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-2264 судья Райская И.Ю. 2015 год подлинник

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Крыловой В.Н. и Яшиной И.В.

с участием прокурора Филипповой В.М.

при секретаре Некрасовой В.И.

24 июня 2015 года

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Крыловой В.Н.

дело по апелляционной жалобе Министерства транспорта Тверской области

на решение Центрального районного суда города Твери

от 06 марта 2015 года, которым постановлено:

«Заявленные исковые требования прокурора Калининского района Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству транспорта Тверской области о возложении обязанности обеспечить организацию работ по оборудованию участка автомобильной дороги стационарным электрическим освещением и тротуарами – удовлетворить.

Обязать Министерство транспорта Тверской области в срок до 01 октября 2016 года за счет средств областного бюджета обеспечить организацию работ по оборудованию участка автомобильной дороги межмуниципального значения 2 класса «Подъезд к с.Бурашево» км 0+850 – км 1+350 метров стационарным электрическим освещением и км 0+850 – км 1+650 метров тротуарами.

В удовлетворении исковых требований к администрации МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области - отказать».

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Калининского района Тверской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству транспорта Тверской области о возложении обязанности обеспечить организацию работ по ремонту автомобильной дороги «Подъезд к с.Бурашево».

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Калининского района Тверской области, установлено, что автомобильная дорога 2 класса IV категории межмуниципального значения «Подъезд к с.Бурашево» не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», а также СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги». Согласно акту осмотра от 20.10.2014 на автомобильную дорогу «Подъезд к с.Бурашево» не разработана схема расстановки дорожных знаков и схема дорожной разметки. На участке указанной дороги км 0+850 – км 1+350 метров, проходящим в границах с.Бурашево Калининского района Тверской области отсутствует стационарное электрическое освещение. На участке автодороги и км 0+850 – км 1+650 метров, по левой стороне, опоры светильников установлен на обочине дороги. Ширина проезжей части дороги IV категории «Подъезд к с.Бурашево» составляет 4,6 м, а ширина обочин по левой стороне указанной дороги на участке км 1 + 350 метров – 1 + 650 метров составляет 0,3 метра. На всем протяжении автомобильной дороги отсутствует укрепленная полоса обочин. На участке дороги км + 850 – км 1 + 650 метров, проходящем в границах с. Бурашево отсутствуют тротуары. В соответствии с Порядком организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 03 марта 2011 года № 92-па, на Министерство транспорта Тверской области возложена обязанность по обеспечению организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области.

С учетом уточненных требований, истец просил возложить обязанность на Министерство транспорта Тверской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу за счет средств областного бюджета обеспечить организацию работ по оборудованию участка автомобильной дороги межмуниципального значения 2 класса «Подъезд к с.Бурашево» км 0+850 – км 1+350 метров стационарным электрическим освещением и км 0+850 – км 1+650 метров тротуарами

Определением суда от 06.02.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Калининского района Тверской области Солуянова Е.А. заявленные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства транспорта Тверской области по доверенности Бойкова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что программой дорожных работ ремонт указанной дороги не предусмотрен.

Представитель ответчика администрации МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области по доверенности Кириллов Я.В., возражал против заявленных к администрации требований, просил удовлетворить требования, заявленные к Министерству транспорта Тверской области.

Представитель ответчика Министерства финансов Тверской области Носков Д.А. также возражал против заявленных требовании.

Представитель ответчика ГКУ Тверской области «Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области» по доверенности Комаров А.М. возражал против заявленных требований, по основаниям, изложенным представителем Министерства траспорта Тверской области.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство транспорта Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и просит постановить новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 03.03.2011 № 92-па на Министерство транспорта Тверской области возложены обязанности по обеспечению организации работ по ремонту автомобильных работ. Организацию по ремонту автомобильных дорог осуществляет Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области. Для этого в срок до 1 сентября текущего года Дирекция разрабатывает план, который согласовывается и утверждается рабочей группой при Министерстве транспорта. После утверждения Плана Министерство транспорта готовит обоснования бюджетных ассигнований на ремонт автомобильных дорог. Вывод суда о том, что ответственность за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения, в том числе и за ремонт, несет ее владелец, в данном случае Министерство транспорта, также не основывается на нормах материального права. Указанная дорога передана собственником Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области Дирекции в оперативное управление. Организация по ремонту в рамках выделенных бюджетных ассигнований находится в ведении Дирекции, как владельца автомобильной дороги. Также судом не учтены доводы об отсутствии денежных средств в областном бюджете на ремонт дороги.

В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации МО «Бурашевское сельское поселение» Калининского района Тверской области С.А.Румянцев указывает на законность и обоснованность решения суда.

В силу 3271 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В суд апелляционной инстанции явились прокурор Филиппова В.М., остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения, не явились, представителей в судебное заседание не направили. На основании ч.1 ст.327,ст.167 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив их, изучив материалы дела, заслушав прокурора Филиппову В.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда и удовлетворению не подлежит.

Статьей 17 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст.3 Федерального закона от 10.121995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу п.3 ст.6 данного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма; участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств; информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно статье 12 того же закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

В соответствии с Постановлением администрации Тверской области от 10.02.2009 № 30-па «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области» автомобильная дорога «Подъезд к с.Бурашево» относится к автомобильным дорогам 2 класса межмуниципального значения.

Постановлением администрации Тверской области от 24.12.2008 № 492-па Дирекция территориального дорожного фонда Тверской области наделена функциями по осуществлению деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (дорожной деятельности) в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Тверской области.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве транспорта Тверской области, утвержденном Постановлением Правительства Тверской области от 18.11.2011 № 74-пп, Министерство транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.

В силу п.3 – 5 Положения Министерство транспорта Тверской области обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, смету, имущество, являющееся государственной собственностью Тверской области и закрепленное за ним на праве оперативного управления, счет, печать с изображением герба Тверской области и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы, бланки. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется из средств областного бюджета Тверской области.

Министерство транспорта Тверской области является главным распорядителем бюджетных средств и получателем бюджетных средств, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.

Пунктами 7,8 Положения установлено, что к числу основных задач Министерства транспорта относятся функции государственного заказчика на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд в сферах государственного управления, функции главного администратора доходов областного бюджета Тверской области, функции по осуществлению правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению резервом материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера в транспортной сфере и дорожном хозяйстве, координация деятельности подведомственных Министерству государственных учреждений Тверской области и государственных унитарных предприятий Тверской области, действующих в сферах транспорта, дорожного хозяйства, разработка и реализация государственной политики Тверской области в сфере организации транспортного обслуживания населения, участие в разработке и реализации программ и мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, планирование дорожной деятельности и разработка мероприятий долгосрочных целевых программ в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, осуществление дорожной деятельности на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области и оценка их транспортно-эксплуатационного состояния, долгосрочных целевых программ.

В соответствии с п.3.1 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Тверской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области, государственных учреждений Тверской области и организаций различных форм собственности, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 04.08.2009 № 338-па, Министерство транспорта Тверской области является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности.

Министерство транспорта осуществляет управление координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тверской области.

Министерство транспорта является главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, разрабатывает нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Тверской области и правила расчета размера ассигнований областного бюджета Тверской области на указанные цели.

Пунктом 2 названного Положения на Министерство транспорта Тверской области возложены обязанности по обеспечению организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области в соответствии с Порядком организации работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Тверской области, утвержденным постановлением администрации Тверской области от 03.03.2011 № 92-па.

Пунктом 4 Порядка на Министерство транспорта Тверской области возложены обязанности по координации работ по ремонту автомобильных дорог.

Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности на Министерство транспорта Тверской области обеспечить организацию работ по оборудованию участка автомобильной дороги «Подъезд к с.Бурашево» стационарным электрическим освещением и тротуарами пешеходным переходом участок автодороги, суд первой инстанции с учетом приведенных правовых норм, правильно исходил из того, что Министерство является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим на территории Тверской области исполнительно-распорядительную деятельность в сферах транспорта и дорожной деятельности, осуществляет управление, координацию, регулирование и контроль за дорожной деятельностью в Тверской области.

Выводы суда основаны на положениях приведенных выше нормативно-правовых актов, включая нормативные акты субъекта Российской Федерации – Тверской области, и соответствуют установленным обстоятельствам. Оснований полагать данные выводы неправильными судебная коллегия не усматривает.

Довод апелляционной жалобы о том, что для выполнения указанной обязанности Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области необходимо осуществить формирование плана разработки проектов или сметных расчетов, судебной коллегией отклоняются как несостоятельные, поскольку исполнение требования об оборудовании участка автомобильной дороги стационарным электрическим освещением и тротуарами направлены на обеспечение безопасности дорожного движения и не могут быть поставлены в зависимость от процедурных вопросов.

Отсутствие денежных средств в бюджете области не может являться основанием для освобождения Министерства от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Твери от 06 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства транспорта Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий О.А.Образцова

Судьи В.Н.Крылова

И.В.Яшина