ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-226/2016 от 19.01.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Щербаков В.Н. Дело № 33-226/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Резолютивная часть

19 января 2016 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Пегушина В.Г.

судей: Якубовской Е.В., Диденко И.А.,

по докладу судьи Якубовской Е.В.,

с участием прокурора Стукова Д.Г.

при секретаре < Ф.И.О. >4

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района о возложении на администрацию Кропоткинского городского поселения Кавказского района обязанности по формированию маневренного фонда по апелляционному представлению прокурора Кавказского района на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 01 октября 2015 года.

Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Кавказского района обратился в Кропоткинский городской суд с заявлением о возложении на администрацию Кропоткинского городского поселения Кавказского района обязанности по формированию маневренного фонда.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Кавказского района по результатам проведенной проверки установлено на территории Кропоткинского городского поселения Кавказского района находится два многоквартирных жилых дома, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу, которые расположены по адресу: <...>, <...>, <...>. При этом в доме по первому адресу имеется <...> квартиры, находящиеся в муниципальной собственности городского поселения, а во втором доме – <...> комнат. Также, на территории Кропоткинского городского поселения большой процент многоквартирных домов, нуждающихся в капитальном ремонте. Кроме того, в условиях изменившейся экономической ситуации участились случаи неисполнения гражданами ранее взятых на себя обязательств по ипотечному кредитованию, что приводит к обращению банками взыскания на приобретенное за счет кредитных средств жилье, и, как следствие, к лишению граждан жилья. Как показала проверка, в муниципальной казне Кропоткинского городского поселения на данный момент имеется лишь два жилых помещения, расположенных по адресу: <...>, <...>, <...>, отнесенных к маневренному фонду. В данных помещениях на основании соответствующих договоров проживают граждане, чье жилье стало непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации, и жилищный вопрос которых до настоящего времени по существу не разрешен. Просит суд возложить на администрацию Кропоткинского городского поселения обязанность разработать и утвердить положение, регламентирующее порядок и количественные нормативы формирования маневренного фонда, порядок и условия его предоставления использования, алгоритм действий заявителей и органа местного самоуправления в целях заключения договора на использование специализированного жилья из маневренного фонда при возникновении соответствующих условий, а также сформировать муниципальный маневренный фонд жилья.

В судебном заседании помощник прокурора <...> исковые требования уточнил и просил возложить на администрацию Кропоткинского городского поселения обязанность до начала следующего финансового года, т.е. до <...> разработать и утвердить положение, регламентирующее порядок и количественные нормативы формирования маневренного фонда, порядок и условия его предоставления использования, алгоритм действий заявителей и органа местного самоуправления в заключения договора на использование специализированного жилья из маневренного фонда при возникновении соответствующих условий. Предусмотреть в бюджете Кропоткинского городского поселения на 2016 год и плановый период 2017-2018 г.г. средства на формирование муниципального маневренного фонда жилья, а также сформировать муниципальный маневренный фонд жилья в количестве <...> квартир.

Представитель ответчика администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района по доверенности ФИО1 возражал против удовлетворения требований прокурора.

Решением Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 01 октября 2015 года прокурору Кавказского района отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.

В апелляционном представлении, поданном в Краснодарский краевой суд прокурор Кавказского района считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В возражениях, поданных на апелляционное представление, представитель администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района выражает мнение о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав прокурора Стукова Д.Г., который поддержал доводы, изложенные в апелляционном представлении, и настаивал на их удовлетворении, представителя администрации Кропоткинского городского поселения по доверенности ФИО2, просившей об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, а апелляционного представления – без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослался на ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, на ч. 1, ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", которая предоставляет органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления право принимать муниципальные правовые акты по вопросам местного значения и по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и Законами субъектов РФ, а также на ст. 12 Конституции Российской Федерации, устанавливающую принцип самостоятельности органов местного самоуправления. На основании перечисленных норм права, а также учитывая ст. 10 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, районный суд пришел к выводу, что он не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, полагая его несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Согласно положениям ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, требования прокурора по данному исковому заявлению заключались в обеспечении создания условий для соблюдения конституционных прав граждан.

Так в соответствии с положениями статьи 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

На основании со ст. 88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя. Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению. Если в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение, занимаемое нанимателем и членами его семьи по договору социального найма, не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления, другое жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма наймодателем до начала капитального ремонта или реконструкции. После проведения капитального ремонта или реконструкции дома наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи вправе вселиться в жилое помещение, общая площадь которого в результате проведения капитального ремонта или реконструкции уменьшилась.

Из положений ст. 13 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации; установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района о возложении на администрацию Кропоткинского городского поселения Кавказского района обязанности по формированию маневренного фонда нельзя признать законным и обоснованным, поскольку обжалуемым решением нарушено гарантируемое действующим законодательством право граждан на обеспечение нуждающихся в жилых помещениях.

Требования истца основаны на нормах действующего законодательства и подтверждены совокупностью относимых и допустимых доказательств.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 01 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении на администрацию Кропоткинского городского поселения обязанности по формированию маневренного фонда.

Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кропоткинского городского суда от 01 октября 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Требования прокурора Кавказского района удовлетворить.

Возложить на администрацию Кропоткинского городского поселения Кавказского района обязанность разработать и утвердить положение, регламентирующее порядок и количественные нормативы формирования маневренного фонда, порядок и условия его предоставления использования, алгоритм действий заявителей и органа местного самоуправления в заключения договора на использование специализированного жилья из маневренного фонда при возникновении соответствующих условий.

Предусмотреть в бюджете Кропоткинского городского поселения на <...> год и плановый период <...>-<...> г.г. средства на формирование муниципального маневренного фонда жилья, а также сформировать муниципальный маневренный фонд жилья в количестве <...> квартир.

Председательствующий:

Судьи:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>