АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-2270/2015
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Воробьевой С.А.,
судей Терентьевой Н.А., Яковлева С.В.,
при секретаре Вороновой О.И.,
при участии представителя Крымской таможни ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крымской таможни на решение Джанкойского горрайонного суда Республики Крым от 14.11.2014 года по делу № 2-1724/14 по заявлению Крымской таможни Республики Крым об отмене постановления начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Джанкой и Джанкойскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым об отмене не соответствующего требованиям законодательства РФ решения (постановления) должностного лица службы судебных приставов № 82010/14/15861 от 07.10.2014 г.
Руководствуясь ст.330 ГПК РФ, определением от 23.03.2015г., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, привлекла в качестве заинтересованного лица ФИО1.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В., объяснения представителя Крымской таможни, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
У С Т А Н О В И Л А:
Крымская таможня ( далее заявитель) обратился в суд с жалобой, в котором просила отменить постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г.Джанкой и Джанкойскому раойну Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым от отмене не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения ( постановления) должностного лица службы судебных приставов №82010/14/15861 от 07.10.2014 г.
Решением Джанкойского горрайонного суда Республики Крым от 14.11.2014 года от № 2-1724/2014 отказано в удовлетворении жалобы Крымской таможни на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Джанкой и Джанкойскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым об отмене не соответствующего требованиям законодательства РФ решения (постановления) должностного лица службы судебных приставов № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме, мотивируя это тем, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права, дана неправильная оценка обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание, которое состоялось 13.04.2015г., явился представитель Крымской таможни, который настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.Отдел судебных приставов по г.Джанкой и Джанкойскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым 13.04.2015 г. направил ходатайство об отложении рассмотрения дела ( исх. №820000/15/16086 от 10.04.2015 г.) в связи с нахождением представителя в очередном отпуске.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Судебная коллегия, принимая во внимание наличие доказательств уведомления лиц, изучив ходатайство отдела судебных приставов по г.Джанкой и Джанкойскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, учитывая предоставление его представителем в минувшем судебном заседании возражений на апелляционную жалобу, руководствуясь указанными выше положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным провести судебного разбирательства по имеющимся в деле материалам, с участием явившихся представителей.
Выслушав судью-докладчика, исследовав материалы дела, пояснения представителей участников процесса, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда пришла к следующим выводам.
Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что <адрес> принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов. Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
Материалы дела свидетельствуют о том, что ДД.ММ.ГГГГ начальником Крымской таможни ФИО3 вынесено постановление в деле о нарушении таможенных правил № о признании ФИО1 виновным в нарушении таможенных правил, предусмотренных ч.2 ст. 469 Таможенного Кодекса Украины, на него наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 500 необлагаемых минимумов доходов граждан в суме 8500грн.(л.д.24-26 ).
В отдел судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> поступил исполнительный документ - Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданное Крымской таможней.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д 43) судебного пристава отдела судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> указанный исполнительный документ был принят, возбуждено исполнительное производство № в отношении ФИО1 ( далее должник).
Должник ДД.ММ.ГГГГ обратился в отдел судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> с жалобой на указанное постановление ( л.д 44- 45).
По результатам рассмотрения жалобы должника начальником отдела -старшим судебным приставом отдела судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за № принято постановление об отмене не соответствующего требованиям законодательства РФ решения (постановления) должностного лица службы судебных приставов (л.д 5- 8), в соответствии с которым было отменено постановление судебного пристава отдел судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства № по принудительному исполнению постановления № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного Крымской таможней Министерства доходов о взыскании с должника в доход государства штрафа в размере 8500 грн. Основание для принятия ДД.ММ.ГГГГ указанного постановления было то, что Крымская таможня, созданная на основании Постановления Государственного Совета Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ г., не является правопреемником Крымской таможни Министерства доходов Украины.
Согласно ст. 6 Закон № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со ст.12 N6 ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст. 9 данного Закона в течение переходного периода обеспечение деятельности судом и исполнение судебных решений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение изложенных требований законодательства, письмом директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации от 30.04.2014 N00011/14/24413-АП (л.д 13) даны указания и.о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым – главного судебного пристава Республики Крым обеспечить возбуждение исполнительных производств в соответствии с ФЗ N229 по находящимся на исполнении и вновь поступившим исполнительным документам: выданным на основании вступивших в законную силу решений судов Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя, выданным специально уполномоченными органами Автономной Республики Крым и г.Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя на основании законов Автономной Республики Крым и г.Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 02.10.2007 N229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ( далее Закон №229 ФЗ) исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ N229 непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, в частности, являются акты органов, осуществляющих контрольные функции, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях(ч. 1 ст. 12 Закона №229 ФЗ).
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17.03.2014 г. №1755-6/14 утверждено Временное положение о Крымской таможне ( далее Временное положение № 1755), в п. 1 которого было указано, что Крымская таможня является органом исполнительной власти Республики Крым со специальным статусом подотчетным, подконтрольным и ответственным перед Государственным Советом Республики Крым и Советом министров Республики Крым.
Согласно п. 3 Временного положения № 1755 Крымская таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Крым, нормативными правовыми актами Государственного Совета Республики Крым (Верховной Рады Автономной Республики Крым) и Совета министров Республики Крым (Совета министров Автономной Республики Крым), иными нормативными правовыми актами Республики Крым, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также настоящим Положением.
Основными задачами Крымской таможни, предусмотренными п. 5 Временного положения № 1755, являются, в частности, борьба с правонарушениями при применении таможенного законодательства, осуществление администрирования таможенных платежей, контроля за соблюдением таможенного законодательства.
Изучив указанные обстоятельства судебная коллегия, руководствуясь п.2 Постановления Государственного Совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О независимости Крыма», которым предусмотрено, что до принятия соответствующих нормативных актов Крыма на его территории применяется законодательство Украины, принятое до ДД.ММ.ГГГГ г., приходит к выводу, что Крымская таможня, подавая в отдел судебных приставов по <адрес> и <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> заявление о возбуждении исполнительного производства по принудительному исполнению постановления № от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного Крымской таможней Министерства доходов, о взыскании с должника в доход государства штрафа в размере 8500 грн., действовала в соответствии с указанными выше требованиями Временного положения № 1755.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований по признанию незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ за № об отмене не соответствующего требованиям законодательства РФ решения (постановления) должностного лица службы судебных приставов, суд первой инстанции не принял во внимания указанные выше обстоятельства, сделал ошибочный вывод о том, что исполнительное производство № было возбуждено на основании выданного Крымской таможней Министерства доходов постановления № от 28.02.2014г., которое не являлось надлежащим исполнительным документом.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции решение постановлено при неправильной определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, неверном применении норм материального права, что в соответствии ст.330 ГПУ РФ является основанием для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 327-327.2, ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Джанкойского горрайонного суда Республики Крым от 14.11.2014 г. по делу от № 2-1724/2014 отменить.
Принять по делу новое решение.
Жалобу Крымской таможни удовлетворить.
Признать незаконным постановление начальника отдела – старшего судебного пристава отдела судебных приставов по г. Джанкой и Джанкойскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым об отмене не соответствующего требованиям законодательства РФ решения (постановления) должностного лица службы судебных приставов № от 07.10.2014 года.
Апелляционную жалобу Крымской таможни удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий подпись С.А. Воробьёва
Судьи подпись Н.А. Терентьева
подпись С.В. Яковлев