ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2275-2018 от 05.03.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Патрушева Т.В.

дело №33-2275-2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Хасановой В.С.,

судей Казанцевой Е.С., Ворониной Е.И.,

при секретаре Полушкиной Ю.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 05 марта 2018 г. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Чайковского городского суда Пермского края от 14.12.2017 года, которым постановлено:

Обязать Управление Пенсионного фонда в РФ в г. Чайковском Пермского края включить в стаж для досрочного назначения пенсии ФИО1 период работы с 22.11.1988 по 30.06.1994 в качестве механика- сменного капитана на теплоходе МН-13-56. В остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., изучив материалы дела, судебная коллегия

Установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края с учетом уточенного искового заявления об обязании включить в стаж для досрочного назначения пенсии периоды работы с 23.06.1986 по 30.06.1994 в ОАО «***», с 01.01.2017 по 30.11.2017 в ООО «***» по Списку №2; обязании произвести суммирование периодов работы в плавсоставе 2 года 4 месяца 19 дней (с 25.04.1980 по 06.11.1980, с 09.04.1981 по 29.09.1981, 01.01.1985 по 16.05.1986), 8 лет 7 дней (с 23.06.1986 по 30.06.1994) с периодами работы по Списку №2 – 1 год 11 месяцев 23дня (с 01.01.2015 по 23.12.2016), 11 месяцев (с 01.01.2017 по 30.11.2017), назначить пенсию с 13.02.2017.

Требования мотивировал тем, что 01.02.2017 обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском Пермского края с заявлением о досрочном назначении пенсии по п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.04.2017 отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа, в специальный стаж не включен период с 23.06.1986 по 30.06.1994 в ОАО «***». С данным решением не согласен, из содержания трудовой книжки, справок усматривается, что трудовая деятельность в оспариваемый период протекала в должностях: старшина-моторист, стажер капитана дублера – первый помощник механика, механик – капитан-дублер, механик – см.капитан, которые в соответствии со ст.26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации относятся к составу экипажа судна, что дает право для признании этих должностей относящимися к должностям плавсостава.

ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель истца ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивает по доводам, изложенным в иске.

Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чайковском ФИО3 с исковыми требованиями не согласна по доводам, изложенным в возражениях.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым в апелляционной жалобе не согласился истец, указывая, что при включении в стаж периода с 22.11.1988 года по 30.06.1994 года, судом не указано по какому основанию указанный период включён в специальный стаж. С решением об отказе в удовлетворении требований не согласен. Повторяя основания иска, настаивает, что период с 23.06.1986 года по 03.10.1986 г. подтвержден в уточняющей справке №51 ОАО ***.

Период с 04.10.1986 по 03.05.1987 г. указан в трудовой книжке и не оспорен Пенсионным фондом. Утверждение суда, что водолазные боты относятся к служебно-вспомогательному не соответствуют представленным доказательствам. С 04.05.1987 по 22.11.1988 г. работал механиком, капитан-дублером буксирного катера МН 10-29. Согласно приказу №41 от 28.04.1987 года механик-капитан-дублер ФИО1 направлен на буксирный катер МН-10-29 самоходное судно, буксирное, не бот. Согласно Устава внутреннего водного транспорта СССР под плавсоставом следует понимать экипаж команды судна, который состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды. Должности, которые указаны в трудовой книжке, относятся к должностям плавсостава. Таким образом, период с 23.06.1986 г. по 03.10.1986 г. рулевой-моторист БМК-130 подлежит включению по Списку №2; по п.9 ст.30 Закона «О страховых пенсиях» с 04.10.1986 г. по 03.05.1987 стажер капитана дублера, 1 помощник на теплоходе МН 13-55, с 04.05.1987 по 22.11.1988 механик, капитан-дублер буксирного катера МН-10-29, после суммирования указанных периодов и периодов, включенных судом стаж составляет 12 лет 04 мес.09 дней. Не согласен в части отказа включения периода с 01.01.2017 года поскольку нарушено его право на получение пенсии, право на которую возникло в период рассмотрения дела. Просит решение в оспариваемой части отменить, иск удовлетворить.

В возражениях ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Согласно представленной в материалы дела выписке из лицевого счета застрахованного лица: ФИО1 дата.р. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 07.08.1998 года.

В период работы с 23.06.1986 года по 09.10.1995 года работодателем указано Специализированное управление подводно-технических работ №12 треста ***, должность механик линейного участка.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июля 2014 г.№665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" сохранило действие Списка№2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г.№10, а также Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992г.

Удовлетворяя требования истца частично суд пришел к выводу, что период работы с 22.11.1988 по 30.06.1994 в качестве механика- сменного капитана на теплоходе МН-13-56 подлежит включению в специальный стаж ФИО1, поскольку представленной уточняющей справкой от 14.04.2004 года №51, указанный стаж подтвержден, а также нашло свое подтверждение, тот факт, что теплоход МН-13-56 относится к служебно-вспомогательному флоту, что предусмотрено Списком №2 от 26.10.1991 №10. В указанной части решение суда не оспаривается, судебной коллегией не проверяется.

Отказывая в остальной части требований, суд первой инстанции установил отсутствие доказательств подтверждающих характер работы истца.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на момент обращения к ответчику за назначением пенсии достиг возраста 54 лет и имел специальный стаж по Списку №2 – 1 год 11 месяцев 23 дня, по п.9 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» (подпункт 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") – 2 года 4 месяца 19 дней.

Согласно записей трудовой книжки ФИО1 периоды работы определены, как: с 23.06.1986 по 03.10.1986 старшиной-мотористом на БМК-130, с 04.10.1986 по 03.05.1987 – стажером капитана-дублера – первым помощником механика на т/к МН-13-55, с 04.05.1987 по 21.11.1988 – механиком –капитаном-дублером буксирного катера МН-10-29, с 22.11.1988 по 01.07.1994 – механиком –сменным капитаном на т/х МН-13-56.

В соответствии со справкой ОАО «***» от 14.04.2004 №51 ФИО1 работал в должности рулевого-моториста в период с 29.06.1986 по 03.10.1986 (код 14718), в должности механика-см.капитана с 22.11.1988 по 30.06.1994 (код 23324).

Из исторической справки ОАО «***» следует, что основными видами деятельности предприятия являлись: строительство и капитальный ремонт подводных трубопроводов нефти, газа, нефтепродуктов, строительство других гидротехнических сооружений на территории РФ, государств СНГ и за рубежом; строительство объектов газификации и объектов социального назначения; выполнение работ по экологической очистке рек и других водоемов; внешнеэкономическая деятельность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со справкой ФБУ «Администрация «Камводпуть» №20-02/169/1073 от 26.04.2017 теплоходы МН-13-55, МН-13-56 - водолазные боты.

Водолазные боты, которые принадлежат организациям, выполняющим судоподъемные, подводно-технические, строительные и аварийно-спасательные работы, относятся к служебно-вспомогательному флоту.

Истец работал на водолазных ботах в периоды с 04.10.1986 по 03.05.1987, с 22.11.1988 по 30.06.1994.

Отказывая в удовлетворении требований в части включения периодов работы с 29.06.1986 года по 03.10.1986 года в должности рулевого-моториста на БМК-130, с 04.10.1986 г. по 03.05.1987 года, в должности стажера капитана-дублера- первым помощником-механика, буксирного катера МН-13-55, суд указал на отсутствие доказательств, характера использования судна БМК-130, период в уточняющей справке ОАО «***» №51 от 14.04.2004 не указан. Оценка периода с 04.05.1987 г. по 21.11.1988 г. в должности механика-капитана буксирного катера МН-10-29 в решении суда отсутствует, основания отказа судом не определены.

Судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к выводу, что суд неверно оценил представленные доказательства.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года, если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01 января 1992 года, рекомендуется засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.

Теплоходы МН-13-55, МН-13-56 водолазные боты, относятся к служебно-вспомогательному флоту, теплоход МН-10-29, категории «О»– самоходное судно, является буксирным, БМК-130 – буксирный моторный катер, предназначен для буксировки парома, при устройстве мостовых и паромных переправ, переноса моста на другой створ, забрасывания якорей, для разведки реки и выполнения различных задач при оборудовании и содержании переправ, что подтверждается ответом на обращение Камского филиала Российского речного регистра от 27.04.2017 года.

Учитывая установленные в ходе судебного заседания виды деятельности предприятия, судебная коллегия полагает возможным определить, что вышеперечисленные суда не относятся к служебно-разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Учитывая характеристики судов МН-10-29 и БМК-130, судебная коллегия полагает, что указанные суда также относятся к служебно- вспомогательному флоту. При указанных обстоятельствах, довод апеллятора о наличии оснований для включения указанных периодов в специальный стаж в соответствии сп.9 ст.30 Закона «О страховых пенсиях», судебной коллегией не установлено.

Списком N 2 раздела XXX "Транспорт" подраздела 3. "Речной флот", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, предусмотрен плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения): кочегары и старшие кочегары, машинисты и старшие машинисты, мотористы и старшие мотористы, механики и их помощники, электромеханики и их помощники.

Кроме того, постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 был утвержден Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пунктом 1 подраздела 3 "Морской и речной флот" раздела XXXVIII "Транспорт" которого в плавающий состав включена лишь машинная команда судов.

Таким образом, в соответствии с действовавшим в спорные периоды работы истца Списком было установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались только работники машинной команды (кочегары, мотористы, механики, электромеханики), а палубный состав (капитаны, штурманы, матросы, рулевые) право на досрочное пенсионное обеспечение по указанным основаниям не имели.

Пунктом 7 разъяснения Госкомтруда и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" предусматривалось, что при совмещении профессий, предусмотренных Списками N 1 и N 2, и не предусмотренных списками, пенсия назначается на общих основаниях.

Однако пунктом 1 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.12.1983 N 308/25-67 "О дополнении разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 2 апреля 1976 г. N 5/8" устанавливалось, что за рабочими и инженерно-техническими работниками, пользовавшимися правом на льготное пенсионное обеспечение, объем работы, которых увеличивается в связи с совмещением профессий (должностей) и расширением зон обслуживания, сохраняется право на льготное пенсионное обеспечение на весь период, в течение которого им производится доплата или выплачиваются повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым профессиям (должностям) или расширение зон обслуживания.

Согласно разъяснениям по назначению льготных пенсий Министерства Промышленности РФ "О порядке применения Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27.12.1983 г. при решении вопросов льготного пенсионного обеспечения работников плавающего состава судов речного флота" Управление организации труда и заработной платы бывшего Министерства речного флота РСФСР письмом от 22.08.1984 г. сообщало, что в соответствии с Постановлением от 27.12.1983 г. за работниками плавающего состава судов речного флота (кроме судов служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения) было сохранено право на льготную пенсию тем работникам, которым выплачивались повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым должностям или за расширение зон обслуживания в течение всего периода работы, когда производились эти доплаты. За работниками судов речного и морского флота (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) также сохраняется право на льготное пенсионное обеспечение на весь период, в течение которого им выплачивались повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым должностям машинного и палубного состава, если до перехода на работу по совмещаемым профессиям они занимали должности или работали в профессиях, дающих право на досрочное назначение пенсии. Таким образом, при совмещениях профессий право на досрочное пенсионное обеспечение имеют: механик-штурман, механик-капитан дублер, механик-шкипер, моторист-рулевой, машинист-рулевой, моторист-боцман, моторист-кочегар, машинист-матрос и т.п., то есть во всех случаях, когда первой указана должность, предусмотренная в Списках, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение. Если совмещаются профессии и должности, не предусмотренные Списками с профессиями и должностями, указанными в Списках, то в этом случае работники права на досрочное назначение пенсии не имеют (например, матрос-кочегар, рулевой-моторист, капитан-механик и т.п.).

Между тем, как видно из представленных в суд доказательств, ФИО1 изначально работал в должностях рулевого-моториста на БМК-130, стажером –капитана-дублера –первым помощником механика на теплоходе МН-13-55, поэтому оснований полагать, что он пользовался правом на льготное обеспечение, и при совмещении должностей у него это право сохранилось, не имеется.

Доказательства, которые бы указывали на расширение зон обслуживания и доплаты за увеличение объема работ, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для включения спорных периодов с 23.06.1986 года по 03.10.1986 года, с 04.10.1986 г. по 03.05.1987 в специальный стаж по Списку N 2 от 1956 года.

Период работы ФИО1 с 04.05.1987 года по 21.11.1988 г. (1 год 6 месяцев 17 дней) в должности механика-капитана-дублера буксирного катера МН-10-29 подлежит включению, в специальный стаж по Списку №2 от 1956 года, поскольку должность механика соответствует должности указанной в Списке №2 от 1956 года, буксирный катер МН-10-29 по характеристикам отнесен к служебно-вспомогательному флоту, указанный период работы подтвержден записями в трудовой книжке, архивными данными о начислении заработной платы за весь период.

Таким образом, учитывая, что судом первой инстанции включен в специальный стаж в соответствии со Списком №2 от 26.01.1991 №10 период работы ФИО1 с 22.11.1988 года по 01.07.1994 года (5 лет 07 месяцев 08 дней) механик-сменный капитан на теплоходе МН-13-56, также подлежит включению период с 04.05.1987 года по 21.11.1988 года (1 год 06 месяцев 17 дней).

Согласно протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12.04.2017 года в специальный стаж ФИО1 были включены периоды по Списку №2:

с 01.01.2015 года по 31.12.2015 г. (01-00-00), с 01.01.2016 по 23.12.2016 (00-11-23) в должности механика-сменного капитана на теплоходе «Катран», всего 1 год 11 месяцев 23 дня.

Согласно п.9 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ в специальный стаж ФИО1 были включены периоды:

С 25.04.1980 по 06.11.1980 в должности моториста-рулевого транспортного грузового теплохода «Железногорск» в ОАО «***»;

с 09.04.1981 по 29.09.1981 – штурман- пом. Механика т/х «Дунайский» в **** судоремонтно-судостроительном заводе,

с 01.01.1985 по 16.05.1986 – штурман – пом.механика и штурман – пом. Механика т/х «Волго-Дон 5023» в **** ремонтно-эксплуатационной базе флота, итого 2 года 4 месяца 19 дней.

Пунктом 2 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г., предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются, в числе прочих, периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2) и работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) - подпункт 9.

Порядок суммирования установлен в пункте 3 Правил, в соответствии с которым суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего на тот период времени.

В соответствии с действовавшим ранее абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Возможность снижения возраста пропорционально отработанному специальному стажу была предусмотрена в абзаце 2 подпункта 2 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которому в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Аналогичные положения закреплены в действующем в настоящее время Федеральном законе "О страховых пенсиях", а именно в предложениях первом и втором п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", соответственно.

Возможность суммирования периодов работы, учтенных в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с периодами работы, учтенными по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в целях определения права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" возможно только при выработке полного стажа, предусмотренного первым предложением п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (ранее действовавшим абз. 1 пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ"), то есть 12 лет и 06 мес. на работах с тяжелыми условиями труда для мужчин.

Как было установлено судебной коллегией, указанный стаж у истца не образуется, соответственно требования о назначении страховой пенсии удовлетворению не подлежат.

Довод апеллятора о необходимости включения в специальный стаж период работы с 01.01.2017 года по 31.10.2017 года основанием к отмене решения не является, поскольку как верно указал суд, данный период предметом оценки пенсионного органа не был.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части отказа в удовлетворении требований о включении периода с 04.05.1987 г. по 21.11.1988 год, в остальной части решение суда вынесено законно и обоснованно.

Руководствуясь ст.ст.199,328,330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

Определила:

Решение Чайковского городского суда Пермского края от 14.12.2017 года отменить в части. Принять в указанной части новое решение.

Обязать Управление Пенсионного фонда в РФ в г. Чайковском Пермского края включить в специальный стаж ФИО1 период работы с 04.05.1987 года по 21.11.1988 года в должности механика-капитана-дублера буксирного катера МН -10-29, в соответствии со Списком №2, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 г. №1173.

В остальной части решение суда уточнить, изложив в следующей редакции: Обязать Управление Пенсионного фонда в РФ в г. Чайковском Пермского края включить в стаж для досрочного назначения пенсии ФИО1 период работы с 22.11.1988 по 30.06.1994 в качестве механика- сменного капитана на теплоходе МН-13-56, в соответствии со Списком №2, утверждённым Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991 №10. В остальной части исковых требований отказать.

Председательствующий

Судьи