В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-2275
Строка № 59(3)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 03 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Сухова Ю.П.,
судей Шабановой О.Н., Востриковой Г.Ф.,
при секретаре Ясаковой О.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Востриковой Г.Ф.
гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании противоречащим закону и недействующим с момента издания Постановления администрации Острогожского муниципального района Воронежской области «Об установлении прейскуранта платных услуг, оказываемых РМУ «Острогожский районный муниципальный архив» № от 20.04.2009 в части, исключающей бесплатное получение гражданами информации, затрагивающей их права,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Острогожского районного суда Воронежской области от 06 февраля 2012 года
(судья Мозговой В.Н.),
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО10 обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим с момента издания постановления администрации Острогожского муниципального района Воронежской области № от 20.04.2009 «Об установлении прейскуранта платных услуг, оказываемых РМУ «Острогожский районный муниципальный архив» в части, по мнению заявителя, исключающей бесплатное получение гражданами информации, затрагивающей их права.
В обоснование своих требований заявитель указал, что 16.12.2011 он обратился в РМУ «Острогожский районный архив» с целью получения копии постановления администрации Острогожского района № от 24 мая 1996 года, содержащего информацию о правах его умершего отца ФИО5 Копия этого документа была выдана ему за плату. При взимании платы работники архива ссылались на постановление администрации Острогожского района № от 20.04.2009, как указывает заявитель, регламентирующее порядок предоставления гражданам информации, содержащейся в хранимых в архиве района документах.
По мнению заявителя, обжалуемое постановление администрации Острогожского муниципального района, противоречит ч.2, п.2 ч.8 ст. 8 Федерального закона от 06.10.2006 № 249-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и нарушает его право на бесплатное получение информации, затрагивающей его права (л.д.3).
Решением Острогожского районного суда Воронежской области от 06 февраля 2012 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано (л.д. 98, 99-101).
В апелляционной жалобе, поданной ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 просит указанное решение отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований (л.д. 105).
Заявитель ФИО10 в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, о причинах неявки судебную коллегию не уведомил и не просил о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия. На основании ст.ст.167,327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Администрации Острогожского муниципального района Воронежской области по доверенности ФИО7, представителя МКУ «Острогожский муниципальный районный архив» ФИО8, мнение прокурора ФИО9, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверить решение суда первой инстанции в полном объеме суд апелляционной инстанции вправе лишь в интересах законности (ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ).
Предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, по данному делу судебная коллегия не усматривает.
Следовательно, в данном случае судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям
Как следует из содержания оспариваемого решения, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно.
Согласно статье 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением администрации Острогожского муниципального района Воронежской области № от 20 апреля 2009 года «Об установлении платы за услуги, оказываемые районным муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив» постановлено: « 1. Утвердить плату за услуги, оказываемые муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив», (согласно приложению №1)»(л.д.37-40). В Приложении №1 к указанному постановлению предусмотрен Перечень платных услуг, оказываемых районным муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив»(л.д.38-40).
Постановление администрации Острогожского муниципального района Воронежской области № от 20 апреля 2009 года с приложением № обладают существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.
При разрешении вопроса о том, противоречит ли оспариваемое Постановление администрации Острогожского муниципального района Воронежской области № от 20 апреля 2009 года нормам части 2 и пункта 2 части 8 статьи 8 Федерального закона от 06.10.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», суд правильно применил указанный закон в той части, в которой правоотношения не урегулированы специальными нормами Федерального закона от 22.10.2004 года №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
Так, согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В силу ч.2 ст. 8 указанного закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 8 указанного закона предоставляется бесплатно информация, затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица.
Вместе с тем, в части 3 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указано, что порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации, устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации, т.е. специальным законом, который согласно его статье 1 регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Согласно п. 1.1. ст. 24 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "Об архивном деле в Российской Федерации" доступ к архивным документам обеспечивается:
1)путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в форме электронного документа;
2)путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в форме электронных документов;
3)путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, с возможностью их копирования.
В соответствии с частью 3 статьи 15 указанного Федерального закона государственные и муниципальные (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы вправе осуществлять приносящую доход деятельность постольку, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит и соответствует достижению целей, ради которых они созданы, а также покрывать свои расходы за счет иных поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации.
Вопросы предоставления услуг пользователям регулируются статьей 26 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
Пункт 3 статьи 26 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при наличии у них соответствующих архивных документов обязаны бесплатно предоставлять пользователю архивными документами оформленные в установленном порядке архивные справки или копии архивных документов, связанные с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запросы и обращения пользователей могут быть направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
Согласно пункту 4 статьи 26 ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», государственные и муниципальные (за исключением структурных подразделений органов местного самоуправления) архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук, а также государственные и муниципальные организации в соответствии с законодательством Российской Федерации могут на основе имеющихся у них архивных документов и справочно-поисковых средств оказывать пользователю архивными документами платные информационные услуги, заключать с ним договоры об использовании архивных документов и справочно-поисковых средств.
Таким образом, специальным законом установлена обязанность архивных учреждений предоставлять услуги бесплатно только по выдаче оформленных в установленном порядке архивных справок или копий архивных документов, связанных с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, а также получение льгот и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе: полномочий органа на его издание, формы (вида) и правил введения его в действие, суд первой инстанции правильно исходил из положений части 4 статьи 4 Федерального закона №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», а также пунктов 3 и 4 ч.1 ст.10 Устава Острогожского муниципального района Воронежской области.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Пунктами 3 и 4 части 1 статьи 10 Устава Острогожского муниципального района Воронежской области предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Острогожского муниципального района ( к числу которых относится администрация Острогожского муниципального района) обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Судом первой инстанции установлено, что районное муниципальное учреждение «Острогожский районный муниципальный архив» учреждено в соответствии с постановлением администрации Острогожского муниципального района от 20.01.2009 № 29 в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» как юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, Воронежской области, нормативными актами органа местного самоуправления Острогожского муниципального района, действует на основании Устава, не является структурным подразделением Острогожского муниципального района (л.д. 24-32).
В силу изложенных норм правильным является вывод суда о том, что установление тарифов на услуги, предоставляемые районным муниципальным учреждением «Острогожский муниципальный архив», находится в компетенции администрации Острогожского муниципального района Воронежской области.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемое постановление опубликовано 4 мая 2009 года в «Острогожском муниципальном вестнике», №(19) с соблюдением порядка опубликования (л.д.8).
Как следует из решения суда первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела документами, регламентирующими применение оспариваемого постановления, по своему содержанию оспариваемое постановление администрации Острогожского муниципального района Воронежской области от 20 апреля 2009 года №297 не противоречит требованиям изложенных выше норм Федерального закона №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Так, из Приложения №1 - Перечня платных услуг, оказываемых районным муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив», утвержденного оспариваемым постановлением, следует, что установлена плата не за доступ к архивным документам, а за выполнение работ и услуг, в частности: составление исторических справок, исполнение имущественных запросов, составление ответов об отсутствии или местонахождении документов, выдачу дубликатов документов, копий документов, прием заявлений и консультирование граждан, изготовление ксерокопий и т.п. Данный вывод подтверждается представленными в материалы дела : расчетом стоимости амортизационных отчислений, расчетом величины накладных расходов, плановой калькуляцией на работы и услуги, выполняемые МУ «Острогожский районный муниципальный архив»(л.д.54-57). Из оспариваемого постановления, утвержденного им приложения №1, расчетов и калькуляции видно, что плата за выполнение работ и услуг, связанных с исполнением запросов социально-правового характера, не установлена, как и предусмотрено законом.
Постановлением администрации Острогожского муниципального района Воронежской области № от 17.12.2010г. «Об утверждении административных регламентов по предоставлению услуг администрацией Острогожского муниципального района» в целях обеспечения информационной открытости деятельности органов местного самоуправления на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.06.2009г. № «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» утвержден Административный регламент районного муниципального учреждения «<адрес> муниципальный архив» по предоставлению муниципальной услуги «Выдача копий архивных документов, подтверждающих право владения землей».
Согласно пункту 2.5 указанного Административного регламента, запросы социально-правового характера, связанные с реализацией прав и социальной защитой граждан, предусматривающие их пенсионное обеспечение исполняются бесплатно.
Запросы имущественного характера, связанные с исполнением муниципальной функции (предоставлением муниципальной услуги) по выдаче копий архивных документов, подтверждающих право владения землей, осуществляются на платной основе в соответствии с постановлением главы администрации Острогожского муниципального района от 20.04.2009 № 297 «Об установлении платы за услуги, оказываемые районным муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив» (л.д. 58-70).
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, суд правильно пришел к выводу, что постановление администрации Острогожского муниципального района от 20.04.2009 № 297 «Об установлении платы за услуги, оказываемые районным муниципальным учреждением «Острогожский районный муниципальный архив» по своему содержанию не противоречит нормам части 3 статьи 4, части 2, пункта 2 части 8 статьи 8 Федерального закона от 06.10.2006 № 249-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», части 4 статьи 4, части 3 статьи 15, части 3 статьи 26 Федерального закона №125-ФЗ от 22.10.2004г. «Об архивном деле в Российской Федерации», принято с соблюдением порядка, установленного пунктом 1 статьи 43, пунктом 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 4 части 1 статьи 10 Устава Острогожского муниципального района Воронежской области.
При этом представленными в дело доказательствами не подтверждается, что информация о праве владения землей одного лица - ФИО5 непосредственно затрагивает права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности другого лица - заявителя ФИО1 Сама по себе представленная в дело копия свидетельства о рождении ФИО1 не является достаточным доказательством. Поэтому, не подтверждено, что применением оспариваемого постановления нарушены права заявителя.
Решение суда по существу является верным, установленным обстоятельствам и доводам сторон дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с обжалуемым решением суда, вместе с тем не содержат правовых оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Острогожского районного суда Воронежской области от 06 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: