ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2279/2013Г от 22.04.2013 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Утянский В.И. № 33-2279/2013 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.

судей Архаровой Л.В. и Орловой И.А.,

при секретаре Ватамановой Л.А.

рассмотрев в судебном заседании 22 апреля 2013 года

дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа «Ухта» на решение Ухтинского городского суда от 18 февраля 2013 года, по которому возложена обязанность на Администрацию муниципального образования городского округа «Ухта», Муниципальное унитарное предприятие «Ухтаэнерго» в срок до 5 августа 2013 года осуществить следующие действия:

1) провести экспертизы промышленной безопасности:

- горелок ГМГ-4 (2 шт.) парового котла ДКВР 6.5/13 рег. <Номер обезличен>, зав. <Номер обезличен>, дата ввода в эксплуатацию 1974 г.;

- горелок ГМГ-4 (2 шт.) парового котла ДКВР 6.5/13 рег. <Номер обезличен>, зав. <Номер обезличен> дата ввода в эксплуатацию 1974 г.;

- горелок ГМГ-4 (2 шт.) парового котла ДКВР 6.5/13 рег. <Номер обезличен>, зав. <Номер обезличен>, дата ввода в эксплуатацию 1974 г., эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>» рег. <Номер обезличен>;

2) помещение, где установлено газоиспользующее оборудование, эксплуатируемое в составе опасного производственного объекта «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>» рег. <Номер обезличен>, оснастить системой контроля воздуха по содержанию в нем окиси углерода и метана;

3) провести экспертизы промышленной безопасности:

- горелок ГМГМ-5 (2 шт.) парового котла ДКВР 10/13 рег. <Номер обезличен>, зав. <Номер обезличен>, дата ввода в эксплуатацию 1971 г.;

- горелок ГМГМ-5 (2 шт.) парового котла ДКВР 10/13 рег. <Номер обезличен>, зав. 2295, дата ввода в эксплуатацию 1971 г.;

- горелок ГМГМ-5 (2 шт.) парового котла ДКВР 10/13 рег. <Номер обезличен>, зав. <Номер обезличен>, дата ввода в эксплуатацию 1973 г.;

- горелок ГМГМ-5 (2 шт.) парового котла ДКВР 10/13 рег. <Номер обезличен>, зав. 3307, дата ввода в эксплуатацию 1973 г.;

- горелок ГМГМ-5 (2 шт.) парового котла ДКВР 10/13 рег. <Номер обезличен>, зав. <Номер обезличен>, дата ввода в эксплуатацию 1980 г.;

- горелок ГМГМ-5 (2 шт.) парового котла ДКВР 10/13 рег. <Номер обезличен>, зав. <Номер обезличен>, дата ввода в эксплуатацию 1984 г., эксплуатируемых в составе опасного производственного объекта «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>» рег. <Номер обезличен>;

4) котельный зал, где установлено газоиспользующее оборудование, эксплуатируемое в составе опасного производственного объекта «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>» рег. <Номер обезличен>, оснастить системой контроля воздуха по содержанию в нем метана;

5) обеспечить наличие проектной документации на опасный производственный объект «Сеть газопотребления предприятия газопровод Ухта-Войвож» - межпоселковый, подвесной надземный газопровод высокого давления диаметром ... мм «...»;

6) обеспечить составление обходчиками газопровода рапортов по выявленным дефектам на опасном производственном объекте «Сеть газопотребления предприятия газопровод ...;

7) обеспечить исполнение Плана проведения ремонтных работ газопровода «...» «Сеть газопотребления предприятия газопровод «...» межпоселкового, подвесного надземного газопровода высокого давления диаметром ... мм. «...», утвержденного директором МУП «Ухтаэнерго» .... <Дата обезличена>;

8) выполнить работы по замене опор на «Сеть газопотребления предприятия газопровод «...» межпоселкового, подвесного надземного газопровода высокого давления диаметром ... мм. «...» на участках ... км.

Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей подлежащим решение суда отмене в части по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г.Ухты обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Ухта» и МУП «Ухтаэнерго» об устранении нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов МУП «Ухтаэнерго»: «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>», рег. <Номер обезличен>; «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>», рег. <Номер обезличен>, «Сеть газопотребления предприятия газопровод ...».

В судебном заседании прокурор на иске настаивал и просил обязать ответчиков осуществить указанные в исковом заявлении действия до <Дата обезличена>.

Представитель ответчика администрации МОГО «Ухта» исковые требования не признала, указав, что администрация МОГО является ненадлежащим ответчиком в данном споре.

Представители ответчика МУП «Ухтаэнерго» требования не признали.

Представитель третьего лица ОАО «Коми тепловая компания» полагала иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица Печорского управления Ростехнадзора по доверенности просила требования прокурора удовлетворить.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Ухта» с решением суда не согласна и просит его отменить в части возложения устранения нарушений требований промышленной безопасности, допущенных МУП «Ухтаэнерго» при эксплуатации опасных производственных объектов, указывая, что не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, поэтому в силу ч.1 ст.327, ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.  

По делу установлено, что в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Печорским управлением Ростехнадзора проведена внеплановая проверка МУП «Ухтаэнерго» по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов и выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте от 29.10.2012 <Номер обезличен> В адрес руководителя МУП «Ухтаэнерго» Печорским управлением Ростехнадзора внесено предписание <Номер обезличен> о принятии мер по устранению выявленных нарушений.

Постановлением судьи Ухтинского городского суда от 16.11.2012 МУП «Ухтаэнерго» привлечено к административной ответственности по ст. ... Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ранее, МУП «Ухтаэнерго» в связи с совершением однородного правонарушения было привлечено к административной ответственности по ст. ... КоАП РФ постановлением суда от 23.11.2011.

Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы администрации МО ГО «Ухта», обсудив их, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы обоснованными.

Поскольку в части удовлетворенных в отношении второго ответчика МУП «Ухтаэнерго» исковых требований решение суда сторонами не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений статьи 327.1 ГПК РФ в этой части не являются предметом проверки судебной коллегии. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые, в силу положений статей 1,2, 9 ГК РФ недопустимо.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

В соответствие со ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" экспертизе промышленной безопасности подлежат: проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе создавать муниципальные предприятия и учреждения.

Из материалов дела следует, что муниципальное унитарное предприятие «Ухтаэнерго» как юридическое лицо создано на основании Постановления Главы администрации МО ГО «Город Ухта» <Номер обезличен> от 13.03.2001 и решения Комитета по управлению имуществом МО «Город Ухта» <Номер обезличен> от 23.03.2001 и является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения.

Приказом от 15.12.2010г. <Номер обезличен> Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» прекращено право оперативного управления МУ «УЖКХ» на ряд объектов, в том числе недвижимое имущество – котельная (г. Ухта, <Адрес обезличен>, территория ...»), парокотельная (г. Ухта, <Адрес обезличен>, территория ...»), водозаборная насосная станция (г. Ухта, <Адрес обезличен>, территория ...»). Указанное имущество введено в эксплуатацию на баланс предприятия МУП «Ухтаэнерго» в соответствии с приказом <Номер обезличен> от 31.12.2010г. Право оперативного управления МУП «Ухтаэнерго» в отношении названного имущества зарегистрировано 30.11.2010г.

С 01.12.2010г. за МУП «Ухтаэнерго» на праве хозяйственного ведения закреплено имущество, являющееся объектом казны муниципального образования городского округа «Ухта», в том числе газопровод ... (приказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» <Номер обезличен> от 01.12.2010г.). Объект введен в эксплуатацию основных средств МУП «Ухтаэнерго» приказом от 31.12.2010г. <Номер обезличен>.

25.05.2011г. между ОАО «Коми тепловая компания» и МУП «Ухтаэнерго» был заключен договор <Номер обезличен>.2011 аренды нежилого здания котельной, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, <Адрес обезличен>, <Адрес обезличен> Администрацией МОГО «Ухта» указанная сделка была согласована (постановление от 26.07.2012г. <Номер обезличен>).

Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Возлагая на администрацию МО ГО «Ухта» обязанность по устранению нарушений требований промышленной безопасности, допущенных МУП «Ухтаэнерго» при эксплуатации опасных производственных объектов, суд неправильно применил закон и не учел, что администрация МО ГО «Ухта» не относится к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты и не осуществляет какую-либо деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, не вправе контролировать деятельность предприятий, организаций в этой области, поэтому на неё не распространяются положения Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» как в части контроля, так и необходимости соблюдения обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, которые переданы в хозяйственное ведение МУП «Ухтаэнерго».

Согласно части 2 статьи 16 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В данном случае, на территории муниципального образования городского округа «Ухта» такой контроль осуществляет Печорское Управление Ростехнадзора.

Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» органы муниципального образования не вправе проводить государственную политику в области контроля за осуществлением деятельности предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих эксплуатацию промышленных опасных производственных объектов.

Согласно ст. 14 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Администрация МО ГО «Ухта», как орган местного самоуправления, осуществляя полномочия по организации коммунального обслуживания жителей городского округа учредила в целях полного удовлетворения потребностей населения муниципальное унитарное предприятие «Ухтаэнерго», предметом деятельности которого является выработка, транспортировка и подача потребителям тепловой энергии, горячей воды, транспортировка и подача электрической энергии. Для осуществления уставной деятельности данному предприятию в хозяйственное ведение передано муниципальное имущество, в том числе и опасные производственные объекты, при эксплуатации которых МУП «Ухтаэнерго» несет самостоятельную ответственность, в том числе и административную.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация муниципального образования городского округа «Ухта» не может отвечать за недостатки и упущения, допущенные МУП «Ухтаэнерго» при эксплуатации опасных производственных объектов и соответственно на неё не может быть возложена ответственность по устранению нарушений, допущенных хозяйствующим субъектом, в указанной области, поскольку эксплуатирующая опасные производственные объекты организация, предприятие, должны нести эту ответственность в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» самостоятельно и за счет собственных средств.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что решение суда в части возложения на администрацию МО ГО «Ухта» обязанности по устранению нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов МУП «Ухтаэнерго»: «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>», рег. № <Номер обезличен>; «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>», рег. <Номер обезличен>, «Сеть газопотребления предприятия газопровод ...», подлежит отмене и в удовлетворении требований прокурору г.Ухты в указанной части следует отказать.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ухтинского городского суда от 18 февраля 2013 года в части возложения на администрацию МО ГО «Ухта» обязанности по устранению нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов МУП «Ухтаэнерго»: «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>», рег. <Номер обезличен>; «Система теплоснабжения предприятия энергоучасток <Номер обезличен> <Адрес обезличен>», рег. <Номер обезличен>, «Сеть газопотребления предприятия газопровод ...» отменить.

Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурору г.Ухты в указанной части к администрации МО ГО «Ухта», отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи