ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2279/2014 от 02.09.2014 Курского областного суда (Курская область)

  Судья Скрипкина Е.Ю. Дело №33-2279/2014 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 Судебная коллегия по административным делам Курского областного суда в составе:

 председательствующего Переверзевой И.Н.,

 судей – Курочкиной И.А., Ермакова М.И.,

 при секретаре Сидоровой А.В.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании 02 сентября 2014 года   дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, поступившее с апелляционной жалобой представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по доверенности – ФИО9 на решение Ленинского районного суда г.Курска от 11 июня 2014 года, которым постановлено:

 «Заявление ФИО1 удовлетворить.

 Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № о приостановлении государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилой дом площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, участок №, незаконным.

 Признать решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилой дом площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, участок №, незаконным.

 Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области возобновить государственную регистрацию права собственности ФИО1 на жилой дом площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, участок №».

 Заслушав доклад судьи Курочкиной И.А., выслушав представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области по доверенности – ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заявителя ФИО1 по доверенности – ФИО10, судебная коллегия,

 у с т а н о в и л а :

 ФИО1 обратился в суд с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о приостановлении государственной регистрации права собственности № от ДД.ММ.ГГГГ и об отказе в государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области с целью государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимого имущества, но государственная регистрация права была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ года, а впоследствии в государственной регистрации было отказано, в связи с отсутствием оснований для государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке земель населенных пунктов – для садоводства и огородничества. По мнению государственного регистратора для регистрации права собственности на жилой дом должен быть предоставлен документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельный участок, предназначенный для строительства индивидуального жилого дома. С указанными решениями ФИО1 не согласен, так как им была заполнена декларация на объект недвижимого имущества, который полностью обеспечен инженерно-техническими присоединениями, имеет завершенный строительством вид, используется для постоянного проживания ФИО1 и его семьи. Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ №, здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, участок № поставлено на кадастровый учет как жилой дом.

 Судом постановлено вышеприведенное решение.

 В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Курской области по доверенности – ФИО9 просит отменить Ленинского районного суда г.Курска от 11 июня 2014 года как незаконное и необоснованное, ввиду допущенных судом нарушений норм материального права.

 В возражении на апелляционную жалобу представитель ФИО1 по доверенности – ФИО10 просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

 Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежащим отмене, по следующим основаниям.

 В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

 Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003г. №23 "О судебном решении").

 Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003г. №23 "О судебном решении").

 Судебная коллегия полагает, что указанные требования закона судом первой инстанции не соблюдены, в связи с чем, по делу наличествуют основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

 Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является единственным доказательством существования зарегистрированного права и представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

 Государственной регистрации подлежит право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним (пункт 1 статьи 4 Закона о государственной регистрации прав).

 Согласно п.5 ст.2 Закона о государственной регистрации прав, отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

 Право заинтересованного лица обратиться в суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 25 ГПК РФ.

 В силу статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно разъяснениям, данным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 и ФИО11 на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – для садоводства и огородничества, расположенный по адресу: <адрес>», участок № (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес>).

 Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ № здание с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>», участок № постановлено на кадастровый учет как жилой дом. По мнению заявителя на садовом участке расположен дом, который в полной мере отвечает всем требованиям жилого дома.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курской области с целью государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью <данные изъяты>., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>», участок №

 Согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация права собственности на вышеуказанный объект была приостановлена до ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием оснований для государственной регистрации права собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке из земель населенных пунктов – для садоводства и огородничества. По мнению государственного регистратора для регистрации права собственности на жилой дом должен быть предоставлен документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельный участок, предназначенный для строительства индивидуального жилого дома.

 Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.

 Удовлетворяя требования ФИО1, суд первой инстанции исходил из незаконности приостановления регистрации и отказа в регистрации права собственности на жилой дом, поскольку прямого запрета на возведение жилых домов на садовых земельных участках действующее законодательство не содержит, разрешение на указанное строительство не требуется, ограничения в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, отсутствуют; изменения разрешенного вида использования земельного участка не производилось, а заявитель является законным правообладателем земельного участка с видом разрешенного использования – для садоводства и огородничества.

 Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом районного суда, находя его ошибочным, не соответствующим закону и обстоятельствам дела.

 Согласно ст.40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

 В силу ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 В соответствии с ч.1 ст.55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

 В силу п.3 указанной статьи для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо ранее выданное разрешение на строительство указанного объекта.

 Таким образом, из анализа данных норм закона следует, что для осуществления строительства жилого дома на участке, предназначенном для садоводства и огородничества, необходимо было получить разрешение на строительство объекта недвижимости, а по окончании строительства в полном объеме получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, чего заявителем сделано не было. Материалами дела наличие таких разрешений не установлено.

 В соответствии с п.1 ст.25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

 Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

 Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

 В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 15.04.1998г. №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

 В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 19 ФЗ от 15.04.1998 г. №66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" член дачного товарищества вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке.

 Статьей 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 года №122-ФЗ предусмотрены особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества.

 В силу части 1 указанной статьи основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

 В силу части 3 указанной статьи документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

 Все сведения об объекте недвижимого имущества определяются и вносятся заявителем в декларацию самостоятельно.

 При этом, если на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства, создан объект недвижимости, пригодный для постоянного проживания, в п. 3 "назначение объекта" декларации может быть заполнена ячейка "жилое".

 Однако, при заполнении п.3 декларации следует учитывать требования, которым должно отвечать жилое помещение.

 Согласно представленной ФИО1. в качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию декларации об объекте недвижимости ДД.ММ.ГГГГ объектом недвижимого имущества, на который он просит зарегистрировать право собственности, является жилой дом.

 Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 года №7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", в соответствии с абз.4 ст.1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же, как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.

 Таким образом, на дачном участке возможно возведение как жилого строения без права регистрации проживания в нем, так и жилого дома с правом регистрации проживания.

 В то же время возведение жилого дома на дачном участке, а равно и регистрация на таковой права собственности требует соблюдения отдельных процедур, прямо предусмотренных нормами действующего законодательства.

 Гражданское законодательство требует при этом от собственника земельного участка соблюдения строительных норм и правил (п.1 ст.263 ГК РФ), которые унифицированно регламентируют соответствующие вопросы (СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан" и СП 11-106-97 "Разработка, согласование, утверждение и состав проектно-планировочной документации на застройку территории садоводческих (дачных) объединений граждан").

 Между тем, какие-либо документы, подтверждающие соблюдение указанных строительных норм и правил на государственную регистрацию представлены не были.

 Ссылки ФИО1 на положения ст.25.3 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», являются несостоятельными, поскольку если объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке, относится к объекту индивидуального жилищного строительства и является жилым домом, находящимся на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества, положения ст.25.3 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к нему не применимы. Сведений о том, что принадлежащий ему участок, на котором расположен жилой дом заявителя, имеет разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства либо для ведения личного подсобного хозяйства в ЕГРП и ГКН материалы дела не содержат.

 На основании изложенного, поскольку заявитель требует зарегистрировать за ним право собственности на объект недвижимости, возведенный им на земельном участке, предназначенном для садоводства и огородничества, исключительно как жилой дом, а также учитывая установленное в ст.2 Закона о регистрации понятие государственной регистрации прав как юридического акта признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с положениями ст.ст. 254, 255 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.

 В силу п.4 ст.14 ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим ФЗ сведения об объекте недвижимости.

 В связи с чем, кадастровый паспорт является документом, выдаваемым органом кадастрового учета в подтверждение государственного кадастрового учета данного объекта и не является правоустанавливающим документом на жилой дом.

 Таким образом, ссылки ФИО1 на кадастровый паспорт как на документ, являющийся основанием для государственной регистрации права собственности на жилой дом, являются необоснованными, не соответствующими требованиям законодательства.

 На земельном участке, предоставленном для ведения огородничества, разрешается возведение только тех жилых строений, которые по своим характеристикам являются временными постройками и не могут быть отнесены к недвижимому имуществу.

 В соответствии с п.1 ст.3 Закона о государственной регистрации прав основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о государственной регистрации прав, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

 Согласно п.1 ст.13 Закона одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов.

 В силу п.32 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002г. №184 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).

 В соответствии с п.1 ст.18 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

 Следовательно, проводимая государственным регистратором, правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию документов, представляет собой комплексное исследование, направленное на определение соответствия указанных документов нормам и требованиям не только Закона о государственной регистрации прав, но и иных нормативных правовых актов.

 В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 19 Закона о государственной регистрации прав государственная регистрация приостанавливается государственным регистратором не более чем на один месяц при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

 Из материалов дела усматривается, что Управлением Росреестра по Курской области было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом на 1 месяц. В течение этого срока документ, удостоверяющий или устанавливающий право ФИО1 на жилой дом в Управление Росреестра представлен не был; причины, препятствующие государственной регистрации заявителем не были устранены.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что действия регистрационной службы соответствуют требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и оснований для признания незаконным оспариваемого отказа у суда первой инстанции не имелось. А потому, отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области в государственной регистрации права собственности ФИО1 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> участок № является обоснованным и правомерным, поскольку оспариваемое решение принято государственным регистратором в соответствии с законом в пределах представленных ему полномочий.

 Исходя из вышеизложенного вывод суда первой инстанции о том, что заявителем в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для осуществления государственной регистрации права на вышеуказанный объект недвижимости, и при этом Управление Росреестра по Курской области не вправе отказать заявителю в государственной регистрации объекта недвижимости не соответствует обстоятельствам дела и основан на неверном применении норм материального права, что в силу пп.3, 4 ч.1 ст.330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, поскольку это нарушение привело к принятию неправильного решения.

 При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить решение Ленинского районного суда города Курска от 11 июня 2014 года и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1 отказать.

 Руководствуясь п.2 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а :

 Решение Ленинского районного суда города Курска от 11 июня 2014 года отменить.

 Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о приостановлении и отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, отказать.

 Апелляционную жалобу представителя Управления Росреестра по Курской области по доверенности – ФИО9 удовлетворить.

 Председательствующий

 Судьи