ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22834/2013 от 22.10.2013 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Чахов Г.Н. Дело № 33-22834/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«22» октября 2013года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Казакова Д.А., Сидорова В.В.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при секретаре Попове С.Н.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «<...>» по доверенности < Ф.И.О. >4 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от <...>.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Представитель < Ф.И.О. >5 по доверенности < Ф.И.О. >6 обратился в Калининский районный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании акта <...> от <...> о неучтенном потреблении электроэнергии у потребителя, а также акта <...> от <...> замены, проверки приборов учета электроэнергии и схемы их включения в электроустановках напряжением до 1 000 В.

Свои требования мотивировал тем, что <...> электромонтерами ОАО «<...>» < Ф.И.О. >7 и < Ф.И.О. >8 без ее участия, а также без участия ее представителя (доверенности на участие в проверках она никому не выдавала) в нарушение положений Постановления Правительства РФ от <...> <...> «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», далее (Постановление Правительства <...>) была проведена проверка правильности пользования электроэнергией на объекте, принадлежащем ей и расположенном по адресу: ст. <...>, <...>-А.

С выводами данной проверки она не согласна, так как при организации, проведении проверки и оформлении выводов проверки нарушены следующие положения Постановления Правительства <...>, а именно: Проведение проверок должно осуществляться открыто, гласно и в присутствии проверяемого лица, что закреплено в федеральном законодательстве. При проведении проверки расчетных приборов учета и оформлении акта безучетного потреблении электроэнергии, согласно п. 193 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» должен присутствовать Потребитель, однако проверка проводилась без ее участия, и акт составлялся без нее, о чем свидетельствует отсутствие ее подписи. В акте отсутствуют обязательные к заполнению данные изложенные в п. 193 выше указанных основных положений, а именно объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; дата предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления; сведения и данные о незаинтересованных лицах, принимающих участие в проведении проверки, а также их персональные данные и подписи в акте.

< Ф.И.О. >6 полагает, что выводы проверки о безучетном потреблении электроэнергии путем оборудования скрытой проводки помимо электросчетчика, с подключением ее к электросети, ничем не подтверждаются, а именно: нет показаний и данных незаинтересованных лиц, участвующих в проведении проверки, нет фотодокументов, подтверждающих фиксацию оборудования скрытой проводки, а соответственно нарисованная в акте <...> от <...> схема неучетного потребления электроэнергии является лишь домыслом электромонтеров.

В пункте 177 четко расписаны действия проверяющих в случае, если при проведении проверки требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя, а именно: сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя о дате и времени такой проверки, а также о последствиях недопуска ее к расчетным приборам учета. После процедуры согласования с потребителем даты и времени проведения проверки в его (потребителя) присутствии проводится проверка.

Однако со стороны ОАО «<...>» и ОАО «<...>» никаких уведомлений о предстоящей проверке не поступало, а также и после проведения незаконной проверки от Гарантирующего поставщика не поступало никаких уведомлений о проведении повторных проверок.

С данным актом <...> от <...> о неучтенном потреблении электроэнергии у Потребителя она ознакомилась лишь <...> и не согласилась с выводами, изложенными в акте. Свое несогласие она выразила в жалобе, направленной в адрес ОАО «<...>» <...>, однако ее жалоба осталась без ответа и никаких действий руководством ОАО «Кубаньэнерго» не предпринималось. И лишь когда она получила повестку в суд, ей стало понятно, что ОАО «Кубаньэнерго» не отменило незаконно составленный вышеуказанный акт, однако отсутствовали обстоятельства и причины его составления.

На основании изложенного, представитель < Ф.И.О. >5 по доверенности < Ф.И.О. >6 просил суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для обжалования акта <...> от <...> о неучтенном потреблении электроэнергии у потребителя, а также акта <...> от <...> замены, проверки приборов учета электроэнергии и схемы их включения в электроустановках напряжением до 1000 В., отменить акт <...> от <...> о неучтенном потреблении электроэнергии у потребителя, а также акт <...> от <...> замены, проверки приборов учета электроэнергии и схемы их включения в электроустановках напряжением до 1000 В.

Решением Калининского районного суда Краснодарского края от <...> вышеуказанные исковые требования представителя < Ф.И.О. >5 по доверенности < Ф.И.О. >6 удовлетворены.

С указанным решением суда представитель ОАО «<...>» по доверенности < Ф.И.О. >4 не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Калининского районного суда от <...> отменить, принять по делу новое решение об отказе в заявленных требований.

Свои доводы заявитель мотивирует тем, что судом первой инстанции надлежащая правовая оценка доказательствам не дана, соответственно выводы суда первой инстанции являются незаконными и необоснованными, а кроме того, суд первой инстанции не вправе был рассматривать заявленные требования.

В возражении на апелляционную жалобу представитель < Ф.И.О. >5 по доверенности < Ф.И.О. >6 просит решение Калининского районного суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «<...>» по доверенности < Ф.И.О. >4 без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО «<...>» по доверенности < Ф.И.О. >9, поддержавшую доводы жалобу, просившую решение суда отменить, представителя < Ф.И.О. >5 по доверенности < Ф.И.О. >6, возражавшего против удовлетворения жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения суда по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права 23 А<...>, 23 А<...>, < Ф.И.О. >5 является собственником магазина <...>, <...> по адресу: <...>-А, ст. <...>, <...>, Краснодарского края.

Согласно договору энергоснабжения <...> от <...>, ОАО «<...>» (Гарантирующий поставщик) и < Ф.И.О. >5 (физическое лицо Потребитель) заключили договор по условиям которого, Гарантирующий поставщик продает электроэнергию (мощность), а Потребитель оплачивает ее на условиях и в количестве, определенных Договором.

Приказом от <...> < Ф.И.О. >7 и < Ф.И.О. >10 приняты на работу в ОАО «<...>» Тимашевские электрические сети на должности электромонтеров.

<...> представителями ОАО «<...>» Тимашевские электрические сети электромонтерами Калининского участка < Ф.И.О. >7 и < Ф.И.О. >10 с указанием на присутствие представителя Потребителя (собственника) < Ф.И.О. >5 по доверенности < Ф.И.О. >6 был осмотрен магазин <...>, 15 по адресу: <...>-А, ст. <...>, <...>, Краснодарского края.

В ходе осмотра было установлено неучтенное потребление электрической энергии, путем оборудования срытой проводки помимо электросчетчика с подключение ее к электросети, данное обстоятельство зафиксировано путем составления электромонтерами схемы неучтенного потребления, в результате чего были составлены акты <...> от <...> о неучетном потреблении электроэнергии у потребителя, а также <...> от <...> замены, проверки приборов учета электроэнергии и схемы их включения в электроустановках напряжением до 1000 В., на основании которых у < Ф.И.О. >5 не принимаются к расчетам показания узла учета и предписано установить выносной пункт учета в здании, расположенном по адресу: <...>-А, ст. <...>.

Согласно п. 173 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») (далее Постановление Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442), проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в п. 174 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является: полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде; полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки; выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в установленном порядке.

Согласно п. 174 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления. Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 2 рабочих дней обязан направить сетевой организации ответ, содержащий: согласие с планом-графиком проведения проверок расчетных приборов учета, в отношении обслуживаемых им точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках) либо предложение об изменении состава планируемых к проверке обслуживаемых им точек поставки, но не более чем на 20 процентов точек поставки, планируемых к проверке в соответствии с этим планом-графиком, а также перечень обслуживаемых им точек поставки из числа точек поставки, согласованных для включения в указанный план-график для проведения инструментальной проверки; перечень точек поставки, при проведении проверки в отношении которых планируется участие представителей гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

В соответствии с п. 175 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, сетевая организация при получении указанного в п. 173 настоящего документа заявления о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета, если такое заявление содержит описание причин, обусловивших проведение такой проверки, обязана не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявления организовать проведение внеплановой проверки приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон.

Согласно п. 176 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Акт составляется в количестве экземпляров по числу лиц, принимавших участие в проверке, по одному для каждого участника. При отказе лица, принимавшего участие в проверке, от подписания акта, в нем указывается причина такого отказа.

В акте проверки приборов учета должны быть указаны: - дата, время и адрес проведения проверки, форма проверки и основание для проведения проверки; - лица, приглашенные в соответствии с п. 171 данного документа для участия в проверке, но не принявшие в ней участие; - характеристики и место установки проверяемого расчетного прибора учета (измерительного трансформатора, в случае если прибор учета входит в состав измерительного комплекса или систему учета), показания прибора учета на момент проверки и дата истечения межповерочного интервала прибора учета (измерительного трансформатора); - характеристики используемого при проведении проверки оборудования, в случае если проводится инструментальная проверка; - лица, отказавшиеся от подписания акта проверки либо несогласные с указанными в акте результатами проверки, и причины такого отказа либо несогласия.

Согласно п. 177 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, в случае если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности)), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета. При несогласии потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) с предложенными датой и (или) временем проведения проверки этот потребитель (производитель электрической энергии (мощности) на розничном рынке) направляет сетевой организации предложение об иных дате и (или) времени, после чего стороны обязаны согласовать иные дату и (или) время.

Согласно п. 192 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Согласно п. 193 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, в акте неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: - о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, - объяснения лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; - замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление электрической энергии. Отказ лица, осуществляющего безучетное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Судом первой инстанции правильно установлено, что акт <...> от <...> замены, проверки приборов учета электроэнергии и схемы их включения в электроустановках напряжением до 1000 В, и соответственно составленный на основании него акт <...> от <...> о неучтенном потреблении электроэнергии у потребителя составлены с нарушением требований действующего законодательства, поскольку не определен и соответственно не отражен в оспариваемых документах порядок (плановый или внеплановый) проведенной в отношении заявительницы проверки, - для проведения плановой проверки - отсутствует план-график проведения проверки разработанный сетевой организацией и согласованный с гарантирующим поставщиком с указанием точки поставки электрической энергии, в отношении которой проводится проверка, даты и времени проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки; п. п. 173,174 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, а для проведения внеплановой проверки отсутствуют обязательные основания предусмотренные п. 173 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 и соответственно не представляется возможности определить соблюдение сроков организации проведения внеплановой проверки приборов учета с приглашением ее инициатора и заинтересованных сторон.

В нарушение п. 176 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 в акте <...> проверки приборов учета не указаны: - время проведения проверки, - форма проверки и основание для проведения проверки; - место установки проверяемого расчетного прибора учета; - дата истечения межповерочного интервала прибора учета; - характеристики используемого при проводимой в отношении заявительницы инструментальной проверки оборудования; - < Ф.И.О. >5 не была приглашена для участия в проверке и соответственно в оспариваемом акте <...> не отражены причины ее согласия или несогласия с результатами проверки.

В соответствии с п. 177 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442, заявительница не была уведомлена (за 5 дней до планируемой даты проведения проверки) о дате и времени проведения проверки приборов учета при условии того, что для проведения указанной проверки требовался допуск к энергопринимающим устройствам заявительницы находящимся внутри здания расположенного по адресу: <...>-А, ст. <...>, в связи с чем у заявительницы отсутствовала возможность согласиться с датой проверки, либо согласовать иную дату и время.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что при составлении акта <...>, были нарушены требования Постановления Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 (п. п. 192,193), предъявляемые к составлению акта о неучтенном потреблении электрической энергии, поскольку при составлении оспариваемого акта <...> < Ф.И.О. >5 не присутствовала и соответственно оспариваемый акт не содержит ее объяснений, относительно выявленного факта и замечаний к составленному акту, также оспариваемый акт не содержит данных о дате предыдущей проверки приборов учета и данных о 2 незаинтересованных лицах, участие которых обязательно при отсутствии потребителя.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу в удовлетворении заявленных требований представителя < Ф.И.О. >5 по доверенности < Ф.И.О. >6, поскольку они основаны на законе и подтверждаются материалами дела.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты судебной коллегией, так как являются несостоятельными, они направлены на иную, неправильную оценку собранных по делу доказательств, неправильному толкованию норм действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены правильно.

Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Калининского районного суда Краснодарского края от <...> законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Калининского районного суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ОАО «<...>» по доверенности < Ф.И.О. >4 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи