Судья Калинцева А.Х. дело № 33-2283/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 03 июля 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.
судей областного суда Ожеговой И.Б. и Стус С.Н.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стус С.Н. дело по апелляционной жалобе ПАО «МРСК Юга» в лице филиала ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» на решение Володарского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2019 года по иску ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» к ФИО1о взыскании стоимости безучетного потребления электрической энергии,
установила:
ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании стоимости безучетного потребления электрической энергии, в обоснование указав, что 01.01.2010 между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» «гарантирующий поставщик» и индивидуальным предпринимателем ФИО1 (потребитель) заключен договор энергоснабжения №. 14.07.2017 представителями филиала ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» при проверке потребления электрической энергии энергопринимающим устройством, используемым ответчиком по адресу: Астраханская область, <адрес>, установлен факт безучетного потребления электроэнергии, о чем составлен акт.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с ответчика ФИО1 стоимость безучетного потребления электрической энергии за 8 760 часов в размере 1 447 641,70 руб. за 273 427 кВт·ч и расходы по уплате государственной пошлины в размере 15 438,21 руб.
В судебном заседании представители ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» и ПАО «МРСК Юга» в лице филиала ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
В судебном заседании ответчик ФИО1 иск не признал.
Решением Володарского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» отказано.
В апелляционной жалобе ПАО «МРСК Юга» ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились повторно. На основании статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 01.01.2010 между КФХ «<данные изъяты>» в лице ФИО1 (потребитель) и правопредшественником истца – ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения № на поставку электроэнергии по адресу: Астраханская область, <адрес>.
В обоснование исковых требований ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» сослалось на акт №, составленный 14.07.2017 при проведении представителями филиала ОАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» проверки состояния приборов учета потребителя ФИО1 В качестве способа осуществления безучетного потребления электрической энергии в акте указано на «несоответствие пломб государственного поверителя-оригинала».
Истцом произведен расчет электроэнергии за 8 760 часов и выставлен ответчику счет № от 14.07.2017 на оплату безучетного потребления электроэнергии в размере 1 447 641,70 руб. за 273 427 кВт·ч.
Согласно свидетельству о поверке № от 09.08.2017 счетчик электрической энергии заводской № признан соответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии указанных в акте нарушений, в суд не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения).
Согласно абзацу 13 пункта 2 Основных положений "безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
В силу пункта 192 Основных положений По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.
В соответствии с абзацем 3 пункта 193 указанных Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно акту № от 14.07.2017 и заявлению о замене расчетного электросчетчика, составленному по форме в соответствии с приложением № к распоряжению 08.07.2010, истцом указаны сведения, идентифицирующие прибор учета электроэнергии, используемый ответчиком, в том числе тип прибора – ЦЭ 6803В, номер – №, адрес установки прибора, класс точности – 1, разрядность – 7, показания, дата выпуска – 2016, номер пломбы, установленных на крышке – №. Сведения о том, сколько пломб государственного поверителя установлены на приборе учета, описании их маркировки на дату установки и ввода прибора учета в эксплуатацию, в указанных документах отсутствуют, истцом суду не представлены.
Согласно частям 1, 2, 4 и 5 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.
В силу абзаца третьего пункта 19 Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке, утвержденного Приказом Минпромторга России от 02.07.2015 N 1815 обязательное представление средств измерений на периодическую поверку чаще установленного межповерочного интервала (внеочередная поверка) осуществляется, в том числе в случаях несоответствия знака поверки формам, приведенным в приложении 3 к настоящему Порядку (знаки поверки считаются поврежденными, если нанесенную на них информацию невозможно прочитать без применения специальных средств. Поврежденные знаки поверки восстановлению не подлежат). А также в случаях повреждения пломбы (пломбы считаются поврежденными, если нанесенную на них информацию невозможно прочитать без применения специальных средств и если пломбы не препятствуют доступу к узлам регулировки и (или) элементам конструкции средств измерений.
Исходя из содержания указанных норм, пломбы считаются поврежденными при установлении и доказанности в совокупности следующих обстоятельств: невозможность прочтения информации и если пломбы не препятствуют доступу к узлам регулировки и (или) элементам прибора учета.
В силу пункта 154 Основных положений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются, в том числе, характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию.
Наличие пломб на приборе учета электроэнергии, используемом ответчиком ФИО1, препятствующих доступу к узлам регулировки счетчика, сторонами не оспаривалось. В ходе судебного разбирательства истец на данные нарушения не ссылался и не представлял доказательств в обоснование наличия указанных нарушений.
Доказательства нарушения (повреждения) пломб поверителя и иных пломб на приборе учета электроэнергии истцом не представлены.
Поскольку на эксплуатацию ответчиком неисправного прибора учета и на нарушение (повреждение) пломб истец не ссылался, в акте от 14.07.2017 года указание на данные обстоятельства отсутствует, учитывая, что доказательства и сведения, свидетельствующие о том, в чем заключается несоответствие пломб государственного поверителя, о количестве таких пломб, а также данных, содержащих описание таких пломб в момент установки и допуска счетчика в эксплуатацию в 2016 году, истцом суду не представлены, то доводы апелляционной жалобы об отмене обжалуемого решения являются необоснованными.
Поскольку истцом не доказан факт безучетного потребления ответчиком ФИО1 электрической энергии в спорный период, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылку на обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения настоящего спора, являлись предметом проверки суда первой инстанции и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, изложенным в обжалуемом решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Володарского районного суда Астраханской области от 18 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «МРСК Юга» в лице филиала ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда