Дело № 33-2285/2014 Докладчик Завьялов Д.А.
Судья Тарасов И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Судаковой Р.Е.
судей Завьялова Д.А., Емельяновой О.И.
при секретаре Киселевой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 24 июня 2014 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 23 апреля 2014 года, которым постановлено:
исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области об отказе ФИО1 в выборе земельного участка по ****.
В остальной части иска - отказать.
Заслушав доклад судьи Завьялова Д.А., объяснения представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, настаивавшего на отмене решения суда в обжалуемой части, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования г.Гусь-Хрустальный Владимирской области об отказе ему в выборе земельного участка по **** для предоставления в аренду с целью строительства гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта, с возложением на названный орган местного самоуправления обязанности предоставить земельный участок по указанному адресу для строительства гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта и заключить договор аренды на этот земельный участок на нормативный срок строительства.
Требования обоснованы тем, что 3 октября 2013 года с целью получения в аренду земельного участка для строительства гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта ФИО1 подал заявление в администрацию муниципального образования г.Гусь-Хрустальный Владимирской области (далее - МО г.Гусь-Хрустальный) о выборе земельного участка по ****. 26 октября 2013 года получил ответ из муниципального казенного учреждения «Управление имущества, землеустройства и архитектуры» (далее - МКУ «УИЗА») об отказе в предоставлении земельного участка в аренду по причине предстоящего выставления этого участка на торги. Ссылок на какой-либо нормативный правовой акт, на основании которого ему отказали в предоставлении земельного участка, в ответе не содержалось. Заявитель полагал, что данное решение является незаконным, поскольку принято в нарушение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», обязывающего предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами (статья 6) и административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, кроме жилищного строительства», утвержденного постановлением главы МО г.Гусь-Хрустальный от 3 сентября 2013 года №658 (далее - Административный регламент). Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, установленный в пункте 2.15 названного Административного регламента, является исчерпывающим, и такое основание как «объект будет выставлен на торги» в указанный перечень не входит.
Представитель администрации МО г.Гусь-Хрустальный по до- доверенности ФИО3 требования ФИО1 не признал, ссылаясь на их несоответствие нормам действующего земельного законодательства. Указал, что на заявление ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка по **** для строительства гаража, МКУ «УИЗА» 22 октября 2013 года был дан ответ о том, что упомянутый земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, после его формирования и постановки на кадастровый учёт объект будет выставлен на торги. Данный ответ не является ни предоставлением муниципальной услуги, ни решением органа местного самоуправления об отказе в выборе земельного участка, а выступает в качестве сообщения о намерениях собственника земельного участка на проведение работ по его формированию, а именно: постановке на кадастровый учёт для осуществления своих полномочий по распоряжению принадлежащим ему имуществом, путем последующего выставления на торги, о чём свидетельствует наличие в материалах дела технического задания на оказание услуг по формированию земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учёт на территории МО г.Гусь-Хрустальный.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, в части отказа в удовлетворении требований о понуждении МО г.Гусь-Хрустальный предоставить земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта и заключить договор аренды на нормативный срок строительства. В обоснование указывает, что признав факт незаконности отказа администрации МО г.Гусь-Хрустальный, суд не принял каких-либо мер к восстановлению его нарушенных прав, которые, по его мнению, необходимо восстановить путем возложения обязанности на администрацию МО г.Гусь-Хрустальный предоставить земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта и заключить договор аренды на нормативный срок строительства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещались своевременно и в надлежащей форме.
Заявитель ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явился, направив своего представителя, администрация МО г.Гусь-Хрустальный своего представителя в суд не направила.
С учётом изложенного, в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заявителя ФИО1 и представителя администрация МО г.Гусь-Хрустальный
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий и решений, в силу части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган и лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьёй 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 30).
Статьёй 31 ЗК РФ предусмотрена процедура выбора земельных участков для строительства.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учётом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения (пункт 7 статьи 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трёх лет (пункт 8 статьи 31).
Таким образом, исходя из приведённых выше нормативных положений земельного законодательства, принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование места размещения объекта, которое оформляется актом о выборе земельного участка. Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта или положительное решение может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.
Постановлением главы МО г.Гусь-Хрустальный от 3 сентября 2013 года №658 утверждён административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов, кроме жилищного строительства».
Согласно пункту 1.2 Административного регламента указанную муниципальную услугу предоставляет администрация МО г.Гусь-Хрустальный, а её исполнителем является МКУ «УИЗА».
В силу пунктов 2.5,2.15,2.16 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется в срок не позднее 3-х месяцев со дня регистрации заявления в администрации. Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является: отсутствие испрашиваемого земельного участка в государственной или муниципальной собственности; оформления заявителем документов по форме, не соответствующей требованиям настоящего административного регламента; несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации; земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и федеральным законом не допускается его нахождение в частной собственности; земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд; наличие вступивших в законную силу решений суда, ограничивающих оборот земельного участка. При наличии оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги заявителю направляется соответствующее уведомление.
С учётом приведённых положений Административного регламента, в случае отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании размещения объекта, в уведомлении должны быть перечислены основания для такого отказа, перечень которых предусмотрен названным регламентом, и является исчерпывающим.
Судом установлено, что 3 октября 2013 года ФИО1 обратился в администрацию МО г. Гусь-Хрустальный Владимирской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства гаражей и предварительном согласовании места размещения объекта - ****, испрашиваемое право на земельный участок - аренда.
Из ответа МКУ «УИЗА» от 22 октября 2013 года № 3197/уи-13 следует, что предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду ФИО1 не представляется возможным, так как после проведения работ по его формированию, осуществлению государственного кадастрового учёта, данный объект будет выставлен на торги.
Таким образом, отказ администрации МО г.Гусь-Хрустальный является неаргументированным, не содержит ссылок на нормы права, а также на основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, перечисленные в пункте 2.15 Административного регламента.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что заявление ФИО1 в соответствии с требованиями действующего законодательства по существу органом местного самоуправления не рассмотрено, суд первой инстанции пришел к верному выводу о незаконности отказа администрации МО г.Гусь-Хрустальный в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта, выраженного в письме МКУ «УИЗА» от 22 октября 2013 года № 3197/уи-13.
Однако, суждение городского суда о том, что процедура оказания муниципальной услуги ФИО1 не наступила, судебная коллегия находит ошибочным и не соответствующим обстоятельствам дела, поскольку пунктом 3.2 Административного регламента предусмотрено, что процедура предоставления муниципальной услуги начинается с подачи заявителем заявления о выборе земельного участка и комплекта документов, что в данном случае и было сделано ФИО1
Так как принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют: выбор земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, выполнение в отношении участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учёта, - требование заявителя о возложении обязанности предоставить земельный участок для строительства гаражей с предварительным согласованием места размещения объекта и заключить договор аренды на этот земельный участок на нормативный срок строительства, включают в себя и требования о возложении обязанности рассмотреть его заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, судебная коллегия находит вывод городского суда о том, что данные требования не были заявлены, неправильным.
Исходя из положений части 1 статьи 258 ГПК РФ пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что заявление ФИО1 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации по существу не было рассмотрено.
При таких обстоятельствах само по себе лишь признание незаконным решения администрации МО г.Гусь-Хрустальный об отказе ФИО1 в выборе земельного участка, не свидетельствует об устранении в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя.
С учётом изложенного решение в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию МО г.Гусь-Хрустальный рассмотреть заявление ФИО1 о выборе земельного участка по **** и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства - подлежит отмене.
В этой части следует вынести новое решение, которым на администрацию МО г.Гусь-Хрустальный возложить обязанность рассмотреть заявление ФИО1 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В остальной части доводы, изложенные в апелляционной жалобе ФИО1, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, направлены на ошибочное толкование норм материального права, противоречат установленным по делу обстоятельствам, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом, в соответствии со статьями 67, 249 ГПК РФ, оценкой представленных по делу доказательств, к переоценке которых у судебной коллегии отсутствуют основания.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 23 апреля 2014 года в части отказа в удовлетворении требований обязать администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области рассмотреть заявление ФИО1 о выборе земельного участка по **** и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства - отменить.
Вынести в этой части новое решение.
Обязать администрацию муниципального образования город Гусь-Хрустальный Владимирской области рассмотреть заявление ФИО1 о выборе земельного участка по **** и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Е. Судакова
Судьи Д.А. Завьялов
О.И.Емельянова