ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22877/2014 от 15.10.2014 Московского областного суда (Московская область)

  Судья Руденко И.В. Дело № 33-22877/2014

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

 председательствующего Терещенко А.А.,

 судей Варламовой Е.А., Чиченевой Н.А.,

 при секретаре Гришечкине П.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании от 15 октября 2014 года   апелляционную жалобу Королевского управления социальной защиты населения Московской области

 на решение Королевского городского суда Московской области от 28 июля 2014 года по делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа Королевского управления социальной защиты населения Московской области от 20.05.2014 года в выдаче удостоверения многодетного отца,

 заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,

 объяснения представителя Королевского управления социальной защиты населения Московской области – ФИО2, ФИО1,

УСТАНОВИЛА:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением, просил признать незаконным отказа Королёвского управления социальной защиты населения Московской области от 20 мая 2014 в выдаче удостоверения многодетного отца.

 В судебном заседании ФИО1 доводы заявления поддержал.

 Представитель заинтересованного лица Королёвского управления социальной защиты населения ФИО3 требования заявителя не признал.

 Решением Королевского городского суда Московской области от 28 июля 2014 года требования ФИО1 удовлетворены.

 В апелляционной жалобе Королевское управления социальной защиты населения Московской области просит об отмене данного решения.

 Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

 В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

 Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

 Согласно абз. 5 ст. 2 Закона Московской области Закон Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.

 Согласно ст. 1 указанного Закона Московской области действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.

 В соответствии с ч. 4 ст. 21 того же Закона, меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной матери (отца), порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области.

 Согласно п. 2 "Порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца", утв. Постановление Правительства Московской области от 18.04.2008 N 294/13, удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области родителям (законным представителям), состоящим в браке, либо одному из родителей (законному представителю), с которым проживают дети.

 Из материалов дела усматривается, что ФИО1 состоит в браке с ФИО4

 Супруги являются родителями пятерых детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Блинова Семёна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

 ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в г. Челябинске.

 Согласно справки ТСЖ «Болдырева -5» и сведениям свидетельств о регистрации, с 2006 года по 2016 год ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> (л.д. 7-9, 16), принадлежащей заявителю на праве собственности (л.д. 10).

 В указанной квартире по месту жительства зарегистрированы с 2005 года супруга ФИО4 и дети.

 20 мая 2014 Королёвским управлением социальной защиты ФИО1 было отказано на его обращение от 07 мая 2014 года в выдаче удостоверения многодетного отца на том основании, что ФИО1 не имеет места жительства в Московской области.

 В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

 Из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

 Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

 Оформление и выдача удостоверения многодетной семьи лицам, проживающим постоянно на территории Московской области, не может быть обусловлено исключительно наличием регистрации по месту жительства в Московской области, так как федеральное законодательство, устанавливающее обязанность субъекта определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, не предусматривает такого критерия отнесения граждан к данной категории как регистрация органами регистрационного учета по месту жительства.

 Не содержится такого критерия и в Законе Московской области N 1-2006/03 от 12.01.2006 г. "О социальной поддержке семьи и детей в Московской области», а также в Постановлении Правительства Московской области от 18 апреля 2008 года № 294-13 «Об утверждении порядка выдачи удостоверения многодетной матери, многодетного отца».

 Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства и руководствуясь положениями вышеуказанных законов, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что регистрация гражданина органами регистрационного учета является, безусловно, основным, но не единственным законным подтверждением постоянного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации.

 Судебная коллегия признает, что выводы суда об удовлетворении заявленных требований основаны на нормах законодательства Российской Федерации, регулирующего возникшие отношения, и соответствует установленным по делу обстоятельствам.

 Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО1 не имеет места жительства на территории Московской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт постоянного проживания ФИО1 с 2006 года на территории Московской области подтверждается материалами дела.

 Довод апелляционной жалобы о том, что отказ в выдаче удостоверения ФИО1 права многодетной семьи не нарушает, поскольку мать детей состоит на учете Королевского управления социальной защиты населения Московской области, семья обеспечена социальными льготами, судебная коллегия основанием к отмене решения суда не считает. Обеспечение социальными льготами многодетной семьи производится на территории Московской области, выдача соответствующего удостоверения отцу пятерых детей ФИО1, состоящему в браке с их матерью и проживающему совместно с супругой и детьми на территории Московской области, соответствует требованиям действующего законодательства.

 Решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба оснований для его отмены не содержит.

 Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Королевского городского суда Московской области от 28 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи