Санкт-Петербургский городской суд
Рег. №: 33-2290/2015 Судья: Курочкина В.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 11 февраля 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего | Кордюковой Г.Л. |
Судей | Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И. |
при секретаре | Прокофьевой Е.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 февраля 2015 года дело № 2-1723/2014 по апелляционной жалобе Д.Т.В. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 01 декабря 2014 года по иску Д.Т.В. к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению здравоохранения детский туберкулерный санаторий «Петродворец» о взыскании недополученных сумм заработной платы за принудительный труд и компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., объяснения представителя Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения здравоохранения детский туберкулезный санаторий «Петродворец» - Г.А.А., изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА
Истец Д.Т.В. обратилась в суд с иском к ответчику Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения детский туберкулерный санаторий «Петродворец», в котором просила:
1. взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с <дата> по <дата> в сумме <...> рублей, в том числе:
1.1 за выполнение обязанностей воспитателя сверх педагогической нагрузки в период с <дата> по <дата> в количестве 56 часов, исходя из оплаты одного часа в размере <...> рублей в размере <...> рублей,
1.2 за проведение прогулок на больших переменах в период с <дата> по <дата> в количестве 983 часов, исходя из оплаты одного часа <...> рублей на сумму <...> рублей,
1.3 за недоплату за уборку кабинетов в период с <дата> по <дата> года, исходя из оплаты уборки <...> рублей в месяц за 2 кабинета, на сумму <...> рублей,
1.4 за замену уроков в количестве 13 часов, исходя из оплаты одного часа <...> рублей в сумме <...> рублей,
1.5 за проверку тетрадей в период с <дата> по <дата>, исходя из оплаты этой проверки <...> рублей на примере других школ, в месяц, в сумме <...> рублей,
1.6 за недоплату в связи с сокращением 8 класса за 18 часов с <дата> по <дата> за 2 часа в неделю, исходя из оплаты одного часа <...> рублей в сумме <...> рублей,
1.7 за недоплату в связи с сокращением 8 класса за 110 часов с <дата> по <дата> за 5 часов в неделю, исходя из оплаты одного часа <...> рублей в размере <...> рублей,
1.8 за недоплату квартальных премиальных с <дата> по <дата>, исходя из расчета <...> рублей в месяц (как выплачивали в 2013 году) в размере <...> рублей,
1.9 за недоплату за вредные условия труда коэффициент 0,25 (в среднем <...> руб.) в месяц, за период с <дата> по <дата> в размере <...> рублей,
1.10 за недоплату на приобретение методической литературы с <дата> по <дата> из расчета <...> рублей в месяц в сумме <...> рублей,
1.11 недоплату за превышение количества детей (более 16 человек), а значит умышленно заниженную годовую нагрузку с 2007 года по настоящее время, исходя из расчета как минимум 5 часов в неделю, что составляет в неделю <...> руб.х4 недели = <...> рублей в месяц, в год = <...> рублей, в итоге за весь период работы = <...> рублей.
2) взыскать с ответчика компенсацию морального вреда <...> рублей (т.1 л.д.5-12).
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 01 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований истца отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Д.Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и дне слушания дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, судебная коллегия не усматривает препятствий к рассмотрению дела в ее отсутствие в соответствии с положениями ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Судом первой инстанции установлен факт наличия трудовых отношений между истцом и ответчиком. Из материалов дела следует, что истица работает у ответчика на основании трудового договора от <дата>, дополнительных соглашений к нему в должности учителя математики (л.д.16-17, 18-22).
Также судом установлено, что Д.Т.В. просила взыскать с ответчика заработную плату, которая ей не была начислена, однако обращение в суд последовало <дата>, в то время как исковые требования заявлены за период с <дата>, т.е. за пределами установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ срока.
Часть 1 ст. 136 Трудового кодекса РФ предусматривает обязанность работодателя извещать работника о составных частях заработной платы, ее размере, следовательно, у работника ежемесячно возникает право на получение у работодателя данной информации при выплате заработной платы либо когда работодатель не исполнил данной обязанности. Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Установленный ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ срок обращения в суд по спору, связанному с оспариванием размера заработной платы и ее взысканием, начинает течь со дня, следующего за днем, в который работодатель должен был ее выплатить или выплатил в неполном размере.
Ответчиком заявление о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд сделано в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Доказательств уважительности причин пропуска срока не представлено.
Судебная коллегия соглашается с оценкой доказательств, данной судом первой инстанции при оценке доводов истца о наличии уважительных причин пропуска срока, не усматривая оснований для переоценки доказательств и учитывая, что у истицы была реальная возможность для обращения в суд с иском в пределах установленного законом срока.
Поскольку пропуск срока для обращения в суд при отсутствии уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в иске именно по этому основанию, то суд первой инстанции обосновано постановил решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о до взыскании заработной платы в период с <дата> по <дата>.
Доводы жалобы о том, что если трудовые отношения не прекращены, то отсутствуют основания для применения пропуска срока для обращения в суд, основан на не правильном толковании и применении норм материального права.
Как разъяснено в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из смысла вышеуказанного пункта постановления следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена.
Таким образом, работник (сотрудник), зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы. Именно поэтому такие правоотношения носят длящийся характер.
Между тем, по настоящему спору установлено, что работник обратилась с иском о неначисленной заработной плате за период с <дата> по <дата>, указанные правоотношения не носят длящегося характера, так как расчет и начисление заработной платы производится за каждый отработанный месяц, при этом в суд истец обратились <дата>. То есть, срок обращения в суд ею пропущен, оснований для восстановления срока суд первой инстанции не усмотрел, поэтому суд первой инстанции правомерно отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании неначисленной заработной платы за указанный период.
Судебная коллегия также считает правильными выводы суда об отказе в удовлетворении требований о взыскании неначисленной заработной платы, заявленных в пределах трехмесячного срока обращения в суд, а именно по пунктам 1.2 (проведение прогулок на больших переменах), 1.5 (проверка тетрадей), 1.9 (за вредные условия труда), 1.10 (приобретение методической литературы), 1.11 (за превышение количества детей).
В силу статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки); доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.
Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст.333 ТК РФ Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В Приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" указаны должности педагогических работников, в том числе указаны, преподаватель, учитель. В приказе приведены должностные обязанности преподавателя. Исходя из данных обязанностей преподаватель проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные. Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность обучения предмету (дисциплине, курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся. Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей дисциплине и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Действующим законодательством установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.
Аналогичные положения предусмотрены в п. 2 приказа Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
В примечании к указанному пункту предусмотрено, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденными в установленном порядке. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.
Положениями п. 2.1 Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" предусмотрено, что выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, тренерами-преподавателями, педагогами дополнительного образования (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой. Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы (п. 2.3).
В п. 2.5 Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. N 69 указано, что режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. Такой формой догрузки может являться, в том числе другая педагогическая работа, объем которой регулируется образовательным учреждением.
Вышеуказанные формулировки, изложенные в приведенных актах, позволяют считать, что преподавательской, учебной, педагогической, воспитательной работе придан один и тот же смысл - все они являются педагогической деятельностью, работой с детьми по их обучению, а также воспитанию. При этом указывает на нормированную часть данной работы и часть работы, которая не нормируется.
В силу п. 41 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196 (в редакции от 10.03.2009 г.) образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, и регламентируется расписанием занятий. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются уставом общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Пунктом 42 указанного Типового положения установлено, что учебный год в общеобразовательном учреждении, как правило, начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели.
В п. 66 указанного Положения установлено, что объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
В соответствии с п. 4.6 письма Министерства образования и науки РФ от 13.09.2006 г. N АФ-213/03 "О подготовке и направлении вариантов модельных методик" в норму рабочего времени педагогических работников, применяемую образовательным учреждением при исчислении заработной платы, а соответственно, и в стоимость бюджетной образовательной услуги (руб. /уч-час) входит аудиторная и неаудиторная занятость.
Аудиторная и неаудиторная занятость педагогических работников включает в себя следующие виды работы в соответствии с должностными обязанностями: проведение уроков и подготовка к ним, проверка тетрадей, консультации и дополнительные занятия с обучающимися, обучение детей-инвалидов на дому, формирование в кабинете базы наглядных пособий и дидактических материалов, обеспечение работы кабинета - лаборатории и техники безопасности в нем, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, смотрам, осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися, методическая работа, иные формы работы с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями).
Согласно пункту 2.2 Приложения к приказу Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" аудиторная и неаудиторная занятость определяется и оплачивается в астрономических часах при одинаковой стоимости (руб. /уч-час) и включает проводимые уроки, дополнительные занятия (тарификационные списки, приказы и образовательный план), следовательно, относится к нормируемой части рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу.
Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. N 2075, а также ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Поскольку истец работает в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении здравоохранения детский туберкулезный санаторий «Петродворец», то ее рабочая неделя составляет 30 часов в неделю, при этом педагогическая нагрузка должна составлять на одну ставку 18 часов в неделю, в то время как истец считает, что она должна работать только 18 часов в неделю.
Истица получала заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу учителя, что подтверждают расчетные листы по начислению заработной платы работодателем, выполнение истицей проверка тетрадей, наблюдение за воспитанниками в перерывах между занятиями входило в непосредственные обязанности учителя.
Ссылки истицы на нормы СанПин 2.4.2.2843-11 о наполняемости классов не более 16 человек носит рекомендательный характер.
В силу положений ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 (в ред. от 28.12.2006 г.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства не было установлено нарушение работодателем прав работника, вывод суда об отсутствии у истицы права на взыскание компенсации морального вреда является законным и обоснованным.
Остальные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку надлежащими и достаточными доказательствами не подтверждены, направлены на иную оценку исследованных судом доказательств.
Суд с достаточной полнотой установил фактические обстоятельства дела и на основании подлежащих применению в данном случае норм права, представленных и исследованных доказательств, их надлежащей оценки, пришел к обоснованным выводам, изложенным в решении.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 01 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: