Судья Ящук В.А. Дело № 33-2292/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Булатова П.Г., Голубь Е.С.,
при секретаре Пономаревой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13.07.2017 гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации о возложении обязанности оборудовать пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации
по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», апелляционному представлению Курганского транспортного прокурора на решение Половинского районного суда Курганской области от 21.02.2017, которым постановлено: исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерству транспорта Российской Федерации удовлетворить частично.
Возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерство транспорта Российской Федерации обязанность совместно определить для железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Зауралье (Курганская область), расположенного по адресу: <адрес>, места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.
Возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерство транспорта Российской Федерации обязанность совместно определить для железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Зауралье (Курганская область), расположенного по адресу: <адрес>, в Правилах режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Зауралье» места выезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.
Возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность оборудовать железнодорожный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Зауралье (Курганская область), расположенного по адресу: <адрес>, специальными знаками «Пункт пропуска» и «Chek point».
Возложить на Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» обязанность оборудовать железнодорожный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Зауралье (Курганская область), расположенного по адресу: <адрес>, системой телевизионного видеонаблюдения, предназначенной для обеспечения визуального контроля пограничными органами территории (объектов) пункта пропуска. При недостаточности денежных средств у Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» данные обязанности возложить на Министерство транспорта Российской Федерации.
Решение суда должно быть исполнено в срок до 31.05.2019.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета муниципального образования «Половинский район» государственную пошлину в размере 100 рублей.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в доход бюджета муниципального образования «Половинский район» государственную пошлину в размере 100 рублей.
Взыскать с Министерства транспорта Российской Федерации в доход бюджета муниципального образования «Половинский район» государственную пошлину в размере 100 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения представителя истца Перепечина С.А., представителя ответчика Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1, представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ФИО2, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») о возложении обязанности оборудовать пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В ходе рассмотрения дела исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) изменил и уточнил (л.д. 128, 199 т. 1, 189, 201 т. 2), предъявил иск также к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (далее – ФГКУ «Росгранстрой»), Министерству транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России).
В обоснование требований с учетом их изменения и уточнения указал, что Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ОАО «РЖД» полномочий по обустройству и оборудованию пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации на железнодорожной станции «Зауралье», расположенной по <адрес>.
Проверкой установлено, что многосторонний железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации «Зауралье» (далее, в том числе, – ЖДПП «Зауралье») не соответствует мировым стандартам и не обеспечивает защиту государственной границы. Пределы пункта пропуска не ограждены и не обозначены, территория по периметру не оборудована необходимыми инженерными сооружениями и заграждениями, предупредительными и информационными знаками, системой телевизионного видеонаблюдения, что исключает соблюдение пропускного режима. Пределы пункта пропуска не обозначены специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом на русском и английских языках выполнена надпись «Пункт пропуска». Имущество железнодорожного пункта пропуска «Зауралье» является собственностью ОАО «РЖД».
Просил обязать ОАО РЖД», ФГКУ «Росгранстрой», Минтранс России совместно определить для железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Зауралье», расположенного по адресу: <адрес>, места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.
Обязать ОАО РЖД», ФГКУ «Росгранстрой» совместно в соответствии с требованиями к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска, оборудовать места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.
Обязать ОАО РЖД», ФГКУ «Росгранстрой» оборудовать железнодорожный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Зауралье» ограждением и специальными знаками «Пункт пропуска» и «Chek point».
Обязать ОАО РЖД», ФГКУ «Росгранстрой» оборудовать железнодорожный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Зауралье» системой телевизионного видеонаблюдения, предназначенной для обеспечения визуального контроля пограничными органами территории (объектов) пункта пропуска.
При недостаточности денежных средств у ФГКУ «Росгранстрой» данные обязанности возложить на Минтранс России.
Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В судебном заседании прокурор Перепечин С.А. уточнил заявленные требования в части, просил обязать ОАО «РЖД», ФГКУ «Росгранстрой», Минтранс России совместно определить для ЖДПП «Зауралье» в Правилах режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Зауралье» места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных. Поддержал исковые требования в остальной части.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась, полагала, что ОАО «РЖД» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оборудование пункта пропуска через Государственную границу относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Указала, что не представлены доказательства того, что обязанность по оборудованию и материально-техническому оснащению пункта пропуска возлагается на ОАО «РЖД». Кроме того, пункт пропуска не открыт в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Росгранстрой» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала. Полагала надлежащим ответчиком по делу ОАО «РЖД», являющегося собственником объектов транспортной инфраструктуры. Как собственник объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» должно обеспечивать режим в пункте пропуска.
Ответчик Минтранс России явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом.
Суд исковые требования удовлетворил частично, постановив изложенное выше решение, об изменении которого просят в апелляционном представлении Курганский транспортный прокурор, в апелляционной жалобе ОАО «РЖД».
В представлении прокурор выражает несогласие с выводом суда об отказе в удовлетворении требования о возложении обязанности оборудовать пункт пропуска ограждением, поскольку в соответствии с Правилами режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденными приказом Росграницы от 27.12.2010 № 451-ОД, участки территории, включенные в пределы пункта пропуска, должны быть ограждены или обозначены.
Указывает, что суд, удовлетворив требование об обозначении пределов пункта пропуска, посчитал, что не подлежит удовлетворению требование об ограждении пункта пропуска. Ссылается на п. 6 вышеназванных Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, согласно которому участки территории, включенные в пределы пункта пропуска, должны быть ограждены или обозначены.
Указывает, что в соответствии с п. 10 Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 253, пределы пункта пропуска обозначаются специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись соответственно на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Check point».
Считает, что таким образом вне зависимости от наличия ограждения пределы пункта пропуска должны быть обозначены специальными знаками «Пункт пропуска» для создания условий соблюдения физическими лицами правил режима в пунктах пропуска. При этом определение необходимости обозначения пункта пропуска или его ограждения зависит в соответствии с п. 6 Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации от места расположения пункта пропуска.
С учетом того, что пункт пропуска находится в населенном пункте, полагает, что для создания условий соблюдения физическими лицами правил режима в пунктах пропуска необходимо его ограждение и одновременно обозначение.
Обращает внимание, что в мотивировочной части решения суд пришел к выводу об удовлетворении требования об оборудовании мест въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных, однако не указал в резолютивной части решения об удовлетворении указанного требования.
Просит решение суда изменить в части и принять по делу новое решение, возложив на ответчиков дополнительные обязанности: обязать ОАО РЖД», ФГКУ «Росгранстрой» оборудовать ЖДПП «Зауралье» ограждением и специальными знаками «Пункт пропуска» и «Check point»; обязать ОАО РЖД», ФГКУ «Росгранстрой» совместно в соответствии с требованиями к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска, оборудовать места въезда в ЖДПП «Зауралье» и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО «РЖД» указывает, что суд в решении не указал, какой нормой права на ОАО «РЖД» возложена обязанность совместно с ФГКУ «Росгрансрой» и Минтрансом России исполнить требования об определении мест въезда в пункт пропуска и выезда из него, а также ввоза и вывоза и об определении в Правилах режима в пункте пропуска «Зауралье», утвержденных приказом Уральского территориального управления Росграницы от 03.12.2015 № 66, мест въезда в пункт пропуска и выезда из него, а также ввоза и вывоза.
Ссылается на то, что в названных Правилах режима указанные места не определены в пространственном отношении.
Обращает внимание, что согласно Правилам режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Росграницы от 27.12.2010 № 451-ОД, ОАО «РЖД» в лице администрации железнодорожных вокзалов и станций имеет право только согласования разработанных Правил. Утверждаются Правила актами руководителей территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации. Также Правила режима должны быть согласованы начальниками пограничных органов.
Указывает, что в адрес ОАО «РЖД» акт руководителей территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (измененные Правила) не направлялся, в связи с чем каких-либо нарушений ОАО «РЖД» не допустило.
Просит решение суда изменить, исключить ОАО «РЖД» из числа лиц, на которых возложена обязанность совместно определить для ЖДПП «Зауралье» места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных и внести изменения в Правила. В остальной части решение суда оставить без изменения.
ФГКУ «Росгранстрой» представило возражения на апелляционные жалобу и представление, в которых выражает несогласие с решением суда и с доводами жалобы, представления.
В возражениях на апелляционное представление ОАО «РЖД» просит в его удовлетворении отказать.
В суде апелляционной инстанции представитель истца – заместитель Курганского транспортного прокурора Перепечин С.А. поддержал апелляционное представление по изложенным в нем доводам. Дополнительно пояснил, что обширная территория ЖДПП «Зауралье» требует не только ее обозначения, но и ограждения. Требования к обозначению пределов пункта пропуска содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 253 «Об утверждении Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации», а требование об ограждении территории в пределах пункта пропуска закреплено в п. 6 Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД. Исходя из чего, настаивал на удовлетворении требования об оборудовании ограждения территории пункта пропуска.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО «РЖД» по доверенности ФИО1 поддержал апелляционную жалобу ОАО «РЖД», ссылался на изложенные в ней доводы, с доводами апелляционного представления не согласился.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФГКУ «Росгранстрой» по доверенности ФИО2 с доводами апелляционных жалобы, представления не согласилась, поддержала ранее представленные возражения. Дополнительно пояснила, что, исходя из положений п. 4 Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД, ФГКУ «Росгранстрой» не значится в числе лиц, уполномоченных утверждать правила режима для каждого конкретного пункта пропуска. Ссылалась на отсутствие предусмотренного в бюджете финансирования на реконструкцию ЖДПП «Зауралье» на 2017 г.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. Сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте его рассмотрения.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционных жалобы, представленияи возраженийотносительно них (в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права(п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, 10.12.2015 утвержден Паспорт железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Зауралье», согласно которому ЖДПП «Зауралье» расположен по адресу: <адрес>, за его эксплуатацию ответственно ОАО «РЖД» (л.д. 37-43 т. 2).
Пределы ЖДДП «Зауралье» утверждены Приказом Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 13.02.2013 № 32-ОД (л.д. 22 т. 1), графически изображены в схеме, являющейся приложением к Паспорту ЖДДП «Зауралье».
Приказом Уральского территориального управления Росграницы от 03.12.2015 № 66 утверждены Правила режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Зауралье» (л.д. 106-127 т. 2).
В ходе рассмотрения дела установлено, что собственником транспортной инфраструктуры станции «Зауралье» является ОАО «РЖД», которое по договору ссуды от 02.05.2012 № 41/БП передало ФГКУ «Росгранстрой» в безвозмездное пользование недвижимое имущество – нежилые помещения № 10, 13 общей площадью 27,6 кв.м, расположенные в здании мастерских ст. Зауралье по адресу: <адрес> (л.д. 56-66 т. 2).
Земельный участок, на котором расположена железнодорожная станция «Зауралье», находится в государственной собственности и используется ОАО «РЖД» по договору аренды от 16.12.2010 № 45-10-14 (л.д. 103-106 т. 1).
Курганской транспортной прокуратурой проведено обследование зданий, помещений и территории ЖДПП «Зауралье», в ходе которого установлено, что пределы пункта пропуска не ограждены и не обозначены, территория по периметру пункта пропуска не оборудована необходимыми инженерными сооружениями и заграждениями, предупредительными и информационными знаками, системой телевизионного видеонаблюдения, не установлены и не оборудованы места для въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных (л.д. 10-11 т. 1).
Ссылаясь на выявленные нарушения, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 № 4730-1 (далее – Закон о Государственной границе Российской Федерации) под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о Государственной границе Российской Федерации пункты пропуска через Государственную границу устанавливаются международными договорами Российской Федерации или Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, согласованным с пограничными органами и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с учетом интересов сопредельных и других иностранных государств.
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 Закона о Государственной границе Российской Федерации).
Согласно п. 3(1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 № 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе зданий, помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска).
Согласно ст. 22 Закона о Государственной границе Российской Федерации режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке установления режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» от 29.12.2007 № 963 (в редакции от 27.12.2007, действовавшей до 12.05.2016) предусматривалось, что правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 963 в соответствии со ст. 22 Закона о Государственной границе Российской Федерации разработаны и Приказом Росграницы от 27.12.2010 № 451-ОД утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – Правила режима в пунктах пропуска № 451-ОД).
В силу п. 2 данных Правил, режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее – пункты пропуска) включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
На основании абзацев 2, 3 и 4 п. 6 Правил режима в пунктах пропуска № 451-ОД, обеспечение режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска.
Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (далее – субъекты транспортной инфраструктуры).
Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих на специально выделенных в непосредственной близости от государственной границы Российской Федерации участках местности вне пределов объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на учреждение, подведомственное Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации.
В силу п. 32 Правил режима в пунктах пропуска № 451-ОД соблюдение физическими и юридическими лицами режима в пунктах пропуска, указанных в абзаце 2 п. 6 Правил, обеспечивают субъекты транспортной инфраструктуры; в пунктах пропуска, указанных в абзаце 3 п. 6, – учреждение, подведомственное Федеральному агентству по обустройству государственной границы Российской Федерации.
Удовлетворяя требования прокурора о возложении на ОАО «РЖД», ФГКУ «Росгранстрой», Минтранс России обязанности совместно определить для ЖДПП «Зауралье» в Правилах режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска «Зауралье» места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 22 Закона о Государственной границе Российской Федерации, п. 4 Правил режима в пунктах пропуска № 451-ОД.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в данной части, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе его рассмотрения прокурор уточнил исковые требования в части возложения на ответчиков обязанности совместно определить для ЖДПП «Зауралье» места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных. Просил возложить на ОАО «РЖД», ФГКУ «Росгранстрой», Минтранс России обязанность совместно определить данные места в Правилах режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска «Зауралье», утвержденных приказом Уральского территориального управления Росграницы от 03.12.2015 № 66 (л.д. 201 оборот т. 2).
В соответствии с п. 4 Правил режима в пунктах пропуска № 451-ОД актами руководителей территориальных органов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, согласованными с начальниками пограничных органов и начальниками таможен, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска, а также с администрациями аэропортов (аэродромов), морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций (далее – объекты транспортной инфраструктуры), на основании настоящих Правил и с учетом местных условий, а также планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и инструкций по пропускному и внутриобъектовому режиму этих объектов для каждого пункта пропуска, утверждаются правила режима, в которых, в частности, определяются места и порядок въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.
В целях реализации названного Приказа Росграницы от 27.12.2010 № 451-ОД для пункта пропуска «Зауралье» разработаны Правила режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска «Зауралье», утвержденные приказом Уральского территориального управления Росграницы от 03.12.2015 № 66 (далее – Правила режима в ЖДПП «Зауралье»).
В соответствии с преамбулой данные Правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, подданными иностранных государств и лицами без гражданства, а также должностными лицами (работниками) организаций и предприятий независимо от их организационно-правовой формы.
Согласно п. 2 названных Правил, режим в пункте пропуска «Зауралье» включает правила въезда в пункт пропуска, пребывания и выезда из него лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного контроля.
Правила в пункте пропуска «Зауралье» действуют с момента въезда (входа) в пункт пропуска до момента выезда (выхода) из пункта пропуска (абзац 2 п. 3 Правил).
В соответствии с положениями п. 7 Правил режима в ЖДПП «Зауралье», въезд в пункт пропуска и выезд из него лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляется в специально выделенных для этих целей местах по пропускам (в том числе по электронным пропускам), выдаваемым администрацией железнодорожной станции Зауралье, по согласованию с руководством подразделения пограничного контроля КПП «Половинное» Пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям.
Статья 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со ст. 71 (п. «о») Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами, к числу которых наряду с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, относится и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), введенный в действие с 15.09.2015.
В порядке гражданского судопроизводства в силу п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
К предмету регулирования КАС РФ ч. 1 ст. 1 данного Кодекса законодателем отнесено осуществление административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также – судами) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Применительно к настоящему делу, обращение прокурора с требованием о возложении на ОАО «РЖД», ФГКУ «Росгранстрой», Минтранс России обязанности совместно определить в Правилах режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска «Зауралье», утвержденных приказом Уральского территориального управления Росграницы от 03.12.2015 № 66, места въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных, фактически направлено на оспаривание данных Правил, обладающих признаками нормативного правового акта.
Между тем, ответчики не наделены полномочиями по внесению изменений в Правила режима в ЖДПП «Зауралье», такие требования могут быть предъявлены к органу, уполномоченному принять данный нормативный правовой акт, а не к субъектам его исполнения.
В связи с чем, ОАО «РЖД», ФГКУ «Росгранстрой», Минтранс России не являются надлежащими ответчиками по требованию прокурора о возложении на них обязанности совместно определить для ЖДПП «Зауралье» в Правилах режима в ЖДПП «Зауралье» места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.
Следовательно, у суда первой инстанции не мелось оснований для возложения на ответчиков такой обязанности. В связи с чем, решение суда в части удовлетворения указанных исковых требований прокурора подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в их удовлетворении.
В силу ч. 1 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Абзацем 2 ч. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
В судебном заседании, в котором дело было рассмотрено по существу, истец уточнил требования применительно к возложению на ответчиков обязанности совместно определить места въезда в ЖДПП «Зауралье» и выезда из него, а также ввоза и вывоза, просил обязать ответчиков определить данные места в Правилах режима в ЖДПП «Зауралье». Между тем, в резолютивной части решения суд также возложил на ответчиков обязанность совместно определить указанные места для ЖДПП «Зауралье», то есть одновременно принял решение по требованию прокурора до его уточнения и после.
Поскольку в соответствии с принципами гражданского судопроизводства лишь сторона в споре определяет способ и объем защиты своих прав, в ходе рассмотрения дела данное исковое требование прокурором было уточнено, судебная коллегия полагает, что в нарушение положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд неправомерно принял решение по требованию прокурора до его уточнения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ответчиков обязанности совместно определить для ЖДПП «Зауралье» места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования в части возложения на ответчиков обязанности оборудовать места въезда в ЖДПП «Зауралье» и места выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 22 Закона о государственной границе Российской Федерации, п.п. 2, 3, 4, 5 Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом Росграницы от 27.12.2010 № 451-ОД.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в указанной части.
В соответствии с п. 5 Правил режима в пунктах пропуска № 451-ОД установленные места въезда в пункты пропуска и выезда из них лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных должны быть оборудованы в соответствии с требованиями к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска. Аналогичное требование закреплено в п. 5 Правил режима в ЖДПП «Зауралье».
Приведенное нормативное положение правил режима носит общий характер и отсылает к другим нормам, содержащим конкретные требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации осуществляемого в пунктах пропуска контроля.
Как следует из искового заявления, в ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены нарушения требований к обеспечению режима в ЖДПП «Зауралье», выразившиеся, по мнению истца, в том, что пределы пункта пропуска не оборудованы ограждением и не обозначены специальными знаками, пункт пропуска не оборудован системой телевизионного видеонаблюдения. В отношении указанных нарушений прокурором предъявлены исковые требования об их устранении. Конкретных фактов иных нарушений в справке о результатах проверки не отражено и в исковом заявлении прокурором не приведено.
Заявляя требование о возложения на ОАО «РЖД», ФГКУ «Росгранстрой» обязанности оборудовать места въезда в ЖДПП «Зауралье» и места выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных, прокурор сослался на приведенные выше положения п. 5 Правил режима, которые носят общий характер и не требуют дополнительного правового регулирования путем вынесения судом решения о возложении обязанности по их выполнению, о чем фактически заявлено прокурором.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ОАО «РЖД», ФГКУ «Росгранстрой» обязанности совместно в соответствии с требованиями к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска, оборудовать места въезда в ЖДПП «Зауралье» и места выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных, и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Удовлетворяя требования прокурора в части возложения на ФГКУ «Росгранстрой» обязанности оборудовать ЖДПП «Зауралье» системой телевизионного видеонаблюдения, предназначенной для обеспечения визуального контроля пограничными органами территории (объектов) пункта пропуска, а при недостаточности у ответчика денежных средств возлагая данную обязанность на Минтранс России суд первой инстанции исходил из положений п. 12 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу, утвержденных приказом ФСБ РФ от 05.12.2011.
ФГКУ «Росгранстрой» апелляционная жалоба на решение суда не принесена, другими лицами в данной части решение суда не оспаривается, в связи с чем законность и обоснованность решения в этой части не является предметом проверки судебной коллегии в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ.
На основании п. 6 Правил режима в пунктах пропуска № 451-ОД участки территории, включенные в пределы пункта пропуска, должны быть ограждены или обозначены.
В силу п. 10 Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 253 (далее – Правила определения пределов пункта пропуска № 253), пределы пункта пропуска обозначаются специальными знаками прямоугольной формы, где на белом фоне красным цветом выполнена надпись соответственно на русском и английском языках – «Пункт пропуска» и «Check point».
Удовлетворяя требования прокурора в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать ЖДПП «Зауралье» специальными знаками «Пункт пропуска» и «Chek point», суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными положениями Правил режима в пунктах пропуска № 451-ОД, Правил определения пределов пункта пропуска № 253.
В части возложения на ОАО «РЖД» как на собственника объектов транспортной инфраструктуры обязанности по обозначению пределов ЖДПП «Зауралье» вышеуказанными специальными знаками решение суда не оспаривается, поэтому его законность и обоснованность в этой части не является предметом проверки судебной коллегии в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ.
Вместе с этим, разрешая заявленные требования, суд не усмотрел оснований для удовлетворения требований прокурора в части возложения на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать ЖДПП «Зауралье» ограждением. В этой части судебная коллегия соглашается с выводом суда и не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционного представления, принимая во внимание следующее.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, Правила режима в пунктах пропуска № 451-ОД не содержат требования об оборудовании участков территории, включенных в пределы пункта пропуска, одновременно ограждением и специальными знаками.
Правила определения пределов пункта пропуска № 253 содержат обязательные для исполнения требования к обозначению пунктов пропуска. Действующее законодательство таких требований к ограждению пунктов пропуска не содержит.
Сучетом того, что суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ОАО «РЖД» обязанности оборудовать ЖДПП «Зауралье» специальными знаками, оснований для возложения на ОАО «РЖД» и ФГКУ «Росгранстрой» обязанности оборудовать ЖДПП «Зауралье» ограждением не имелось.
Доводы апелляционного представления, а также представителя истца в суде апелляционной инстанции о том, что значительная территория ЖДПП «Зауралье» требует не только ее обозначения, но и ограждения, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку не основаны на нормах материального права.
В части распределения судебных расходов решение суда не обжалуется.
В соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и возражений на них.
Доводы возражений ФГКУ «Росгранстрой» относительно апелляционных жалобы, представления, содержащие мотивы несогласия с решением суда, судебной коллегией не принимаются, поскольку правом апелляционного обжалования решения суда (ст. 320 ГПК РФ) ответчик не воспользовался, поданная ФГКУ «Росгранстрой» по истечении срока обжалования апелляционная жалоба была возвращена.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Половинского районного суда Курганской области от 21.02.2017 отменить в части удовлетворения исковых требований Курганского транспортного прокурора:
- о возложении на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерство транспорта Российской Федерации обязанности совместно определить для железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Зауралье» (Курганская область), расположенного по адресу: <адрес>, места въезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных,
- о возложении на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы», Министерство транспорта Российской Федерации обязанности совместно определить для железнодорожного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Зауралье (Курганская область), расположенного по адресу: <адрес>, в Правилах режима в многостороннем железнодорожном пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Зауралье» места выезда в пункт пропуска и выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных,
- о возложении на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» обязанности совместно в соответствии с требованиями к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска, оборудовать места въезда в пункт- пропуска (железнодорожный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации «Зауралье») и места выезда из него лиц и транспортных средств, а также ввоза и вывоза грузов, товаров и животных.
В удовлетворении указанных исковых требований Курганскому транспортному прокурору отказать.
В остальной части решение Половинского районного суда Курганской области от 21.02.2017 оставить без изменения, апелляционное представление Курганского транспортного прокурора – без удовлетворения.
Судья - председательствующий О.Н. Богданова
Судьи: П.Г. Булатов
Е.С. Голубь