Дербентский городской суд РД
УИД 05RS0№-40
Судья ФИО3
Дело №
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2021 г. по делу №
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Пономаренко Д.В.
при секретаре ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора г.ФИО6-А. Мустафаева к ФИО1, ИП ФИО2 и ООО «Нефтяная компания ЭКОТЕК» о признании деятельности по эксплуатации АГЗС, расположенной в <адрес> незаконной, приостановлении деятельности по эксплуатации АГЗС до полного устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, обязании привести деятельность по эксплуатации АГЗС в соответствие с действующим законодательством о пожарной безопасности,
по апелляционным жалобам ФИО2 на решение Дербентского городского суда РД от <дата>
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО11, выслушав объяснения представителя ответчика ФИО1 – ФИО7, просившего отменить решение суда, возражения прокурора ФИО8 об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
И. о. прокурора <адрес>ФИО9-А. обратился в суд с иском к ФИО1, ИП ФИО2 и ООО «Нефтяная компания ЭКОТЕК» о признании деятельности по эксплуатации АГЗС, расположенной в <адрес> незаконной, приостановлении деятельности по эксплуатации АГЗС, расположенной в <адрес> до полного устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, обязании привести осуществляемую деятельность по эксплуатации АГЗС в соответствие с действующим законодательством о пожарной безопасности.
Иск мотивирован тем, что в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <дата> «О проведении проверок в сферах жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов в Северо-Кавказском федеральном округе» и информацией начальника ОМВД РФ по <адрес> от <дата>, прокуратурой города проведена проверка законности эксплуатации АГЗС, расположенной по <адрес> в <адрес>.
В ходе проверки АГЗС выявлены ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Указанные нарушения подтверждаются информацией ОНД и ПР № по городам Дербент, Дагестанские Огни, Табасаранскому и <адрес>м УВД и ПР ГО МЧС России по РД от <дата>.
Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка и автозаправочной станции с кадастровым номером 05:42:000000:1692, расположенных по <адрес> является ФИО1, <дата> г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес> г. Махачкале.
Согласно договору аренды имущественного комплекса от <дата>ФИО1 передала в аренду здание и сооружения АЗС, общей площадью 252,3 кв. м, индивидуальному предпринимателю ФИО2 для заправки автотранспорта жидким моторным топливом (бензин, дизельное топливо).
Согласно договора аренды имущественного комплекса от <дата>ФИО1 передала в аренду здание и сооружения АЗС, общей площадью 252, кв.м, обществу с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания ЭКОТЭК» для заправки автотранспорта жидким моторным топливом (бензин, дизельное топливо).
В ходе проведенной прокуратурой города проверки установлено, что в отделении судебных приставов по городам Дербенту, Дагестанские Огни и <адрес> УФССП России по РД находится исполнительное производство на основании исполнительного листа от <дата> об обязании ИП ФИО2 привести осуществляемую деятельность по эксплуатации АГЗС, расположенную по <адрес> г. в Дербенте в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации «О пожарной безопасности».
Вместе с тем, по настоящее время ИП ФИО2 деятельность по эксплуатации АГЗС, расположенной по <адрес> г. в Дербенте в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации «О пожарной безопасности» не приведена, за что в отношении него неоднократно составлялись протокола об административном правонарушении. Деятельность по эксплуатации автогазозапровочной станции с нарушением требований пожарной безопасности по настоящее время продолжается.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьёй 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от <дата>г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей являются одним из мероприятий по профилактике терроризма.
Решением Дербентского городского суда РД от <дата> исковые требования и.о. прокурора <адрес>ФИО9-А. к ФИО1, ИП ФИО2 и ООО «Нефтяная компания ЭКОТЕК» о признании деятельности по эксплуатации АГЗС, расположенной в <адрес> незаконной, приостановлении деятельности по эксплуатации АГЗС, расположенной в <адрес> до полного устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, обязании привести осуществляемую деятельность по эксплуатации АГЗС в соответствие с действующим законодательством о пожарной безопасности удовлетворены.
В апелляционных жалобах ФИО2, указывая на незаконность и необоснованность решения суда, просит отменить его, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора <адрес>ФИО10 просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
Извещенные надлежащим образом ответчики: ООО «Нефтяная компания Экотек», ФИО1 и ФИО2 на заседание судебной коллегии не явились, последние просили рассмотреть дело в их отсутствии. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от <дата> «О проведении проверок в сферах жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов в Северо-Кавказском федеральном округе» и информацией начальника ОМВД РФ по <адрес> от <дата>, прокуратурой города проведена проверка законности эксплуатации АГЗС, расположенной по <адрес> в <адрес>, на которой осуществляет свою деятельность ИП ФИО2, на предмет соблюдения законодательства в области пожарной безопасности.
В ходе проверки АГЗС выявлены следующие нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
- расстояние от раздаточной колонки СУГ до автомобильной дороги общей сети (края проезжей части) I, II и III категории составляет менее 25 метров (фактическое расстояние 6 метров) (п. 4*, приложения 6*, п. 7 таблицы П.6.1*приложения 6* НПБ 111-98*);
- расстояние от топливораздаточной колонки жидкого моторного топлива до проема в здании для персонала МАЗС составляет менее 9 метров (фактическое расстояние 5,5 метров) (п. 13*, таблица 2 НПБ 111-98*);
- МАЗС размещено в непосредственной близости от стены общественного здания (Центр амбулаторного диализа), менее 60 метров (п. 4* приложения 6*, п. 3 таблицы П.6.1* приложения 6* НПБ 111-98*);
- резервуары жидкого моторного топлива установлены в непосредственной близости от здания для персонала АЗС, менее 3 метров (таблица 2 НПБ 111-98*);
- имеющиеся дренажные лотки на въезде и выезде с территории МАЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, не отводят загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 9 НПБ 111- 98*);
- помещения, расположенные на территории МАЗС, не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации (п. 96* НПБ 111-98*);
- МАЗС независимо от места их размещения, должны быть оснащены наружным противопожарным водопроводом. При этом общая вместимость противопожарных водоемов или резервуаров должна быть определена расчетом, но составлять не менее 200 куб. метров (п. 38* приложения 6* НПБ 111-98*);
- помещение МАЗС, в котором размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, относящееся к технологической системе МАЗС, должна быть оборудована автоматическими установками пожаротушения (п. 96* НПБ 111-98*);
- МАЗС не оборудована соответствующей требованиям площадкой для АЦ с жидким моторным топливом и СУГ (п. 35* и п. 14 * приложения 6* НПБ 111- 98*);
- технологические системы не оснащены устройствами для подсоединения их оборудования к контуру заземления МАЗС, выполненными в соответствии с требованиями ПУЭ и с учетом наличия взрывоопасных зон (п. 71 НПБ 111-98*);
- не представлены документы, подтверждающие в установленные технической документацией сроки очистку и предремонтную подготовку технологического оборудования, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы, клапаны, вентили и др.) (п. 336 ППР РФ);
- не представлена исполнительная документация на наружную систему отсоса паров СУГ (п. 14 НПБ 111-98*);
- не представлены документы, подтверждающие проведение периодического контроля герметичности резервуаров жидкого моторного топлива и резервуаров для хранения топлива СУГ (п. 46 НПБ 111-98*);
- не представлена технико-эксплуатационная и конструкторская документация на применяемую технологическую систему (п. 439 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата>№ «О противопожарном режиме»);
- не представлена декларация пожарной безопасности (ст. 64 Федерального закона от <дата>№-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- на объекте не предусмотрена автоматическая система противоаварийной защиты при срабатывании которых, должно быть предусмотрено автоматическое приведение в действие систем противоаварийной защиты всех технологических участков (перекрытие трубопроводов, отключение механизмов перекачивания, сброс сжатого газа, включение системы орошения, обесточивание оборудования и т.п.), обеспечивающих предотвращение дальнейшего развития аварии (п. 19.4 приложения 6* НПБ 111-98*);
- не представлена исполнительная документация на молниезащиту (п. 40 НПБ 111-98*);
- отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности (п. 2 Постановления Правительства № «О противопожарном режиме»);
- лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от <дата>№ «О противопожарном режиме»);
- топливные трубопроводы резервуаров жидкого моторного топлива не оснащены аварийной запорной арматурой, установленной в верхней точке этих трубопроводов (над резервуаром), с обеспечением свободного доступа к ней (п. 84 НПБ 111-98*);
- оборудование технологических систем должно не обеспечивает осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность закрытым способом (п. 65 НПБ 111-98*);
- резервуары для хранения СУГ не оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% их геометрического объема) (п. 20.5* приложения 6* НПБ 111-98*);
- резервуары для хранения топлива жидкого моторного топлива не оборудованы системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-го заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-м заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 с (п. 54 НПБ 111-98*);
- на многотопливных АЗС предусмотрена общая площадка для АЦ с жидким моторным топливом и для автоцистерн с СУГ (п. 15 приложения 6* НПБ 111-98*);
- допускается устройство навеса с непроветриваемыми объемами (пазухами, карманами) над оборудованием со сжатым природным газом (п. 12* приложения 6* НПБ 111-98*);
- трубопроводы налива для наполнения резервуаров топливом из АЦ, не оборудованы устройствами, препятствующими распространение пламени по линии наполнения резервуара (п. 60 НПБ 111-98*);
- конструкции кровли помещения МАЗС, в котором размещается оборудование со сжатым природным газом и для перекачивания сжиженного углеводородного газа, выполнена из горючих материалов (деревянная обрешетка и стропила) (п. 16 НПБ 111-98*).
Указанные нарушения подтверждаются информацией ОНД и ПР № по городам Дербент, Дагестанские Огни, Табасаранскому и <адрес>м УВД и ПР ГО МЧС России по РД от <дата>.
Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка и автозаправочной станции с кадастровым номером 05:42:000000:1692, расположенных по <адрес> является ФИО1
Согласно договору аренды имущественного комплекса от <дата> она передала в аренду здание и сооружения АЗС, общей площадью 252,3 кв. м. индивидуальному предпринимателю ФИО2 для заправки автотранспорта жидким моторным топливом (бензин, дизельное топливо).
Согласно договору аренды имущественного комплекса от <дата>ФИО1 передала в аренду здание и сооружения АЗС, общей площадью 252, кв.м, обществу с ограниченной ответственностью «Нефтяная компания ЭКОТЭК» для заправки автотранспорта жидким моторным топливом (бензин, дизельное топливо).
Согласно пунктам 3.2.6 указанных договоров аренды имущественного комплекса при обнаружении признаков аварийного состояния сантехнического, электротехнического и прочего оборудования Арендатор обязан немедленно сообщать об этом Арендодателю.
Пунктом 3.2.8 Договоров предусмотрено, что Арендатор не вправе проводить реконструкцию недвижимости, переоборудование сантехники и другие капитальные ремонтные работы без согласия Арендодателя.
В ходе проведенной прокуратурой города проверки также установлено, что в отделении судебных приставов по городам Дербенту, Дагестанские Огни и <адрес> УФССП России по РД находится исполнительное производство на основании исполнительного листа от <дата> об обязании ИП ФИО2 привести осуществляемую деятельность по эксплуатации АГЗС, расположенную по <адрес> в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации «О пожарной безопасности».
Однако по настоящее время ИП ФИО2 деятельность по эксплуатации АГЗС, расположенную по <адрес> в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации «О пожарной безопасности» не приведена, за что в отношении него неоднократно составлялись протокола об административном правонарушении. Деятельность по эксплуатации автогазозапровочной станции с нарушением требований пожарной безопасности по настоящее время продолжается.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от <дата>г. № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах.
Обеспечение и соблюдение установленных законодательством норм пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей являются одним из мероприятий по профилактике терроризма.
Деятельность АГЗС без обеспечения надлежащих мер безопасности и соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности создает реальные условия и возможность для совершения актов терроризма, что может повлечь тяжкие последствия в виде человеческих жертв и причинение существенного материального ущерба.
Статья 12 ГК РФ предусматривает, что одним из способов защиты нарушенных прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. ч. 1 и 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статья 45 ГПК РФ за прокурором закрепляет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований.
При изложенных обстоятельствах иск и.о. прокурора <адрес> является обоснованным и удовлетворено судом правильно.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены правильно, представленным доказательствам суд дал в решении надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и законность судебного акта, постановленного при правильном применении и толковании норм материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Ввиду изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
решение Дербентского городского суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО2 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Дербентский городской суд РД.
Председательствующий:
Судьи: