ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2294/17 от 13.07.2017 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Соколова Е.В. Дело № 33 - 2294/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Софиной И.М.,

судей Шарыповой Н.В., Алексеевой О.В.

при секретаре судебного заседания Губиной С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 13 июля 2017 г. гражданское дело по иску прокурора Далматовского района Курганской области в интересах ФИО1 к администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения,

по апелляционной жалобе администрации Далматовского района Курганской области на решение Далматовского районного суда Курганской области от 15 мая 2017 г., которым постановлено:

Исковые требования прокурора Далматовского района Курганской области в интересах ФИО1 к администрации Далматовского района о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Далматовского района предоставить ФИО1, <...> года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории города Далматово Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Поляковской И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор Далматовского района Курганской области в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Далматовского района Курганской области о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указал, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать на основании решения Далматовского районного суда Курганской области от 28 января 2005 г. лишена родительских прав в отношении своего сына, сведения об отце из актовой записи акта о рождении на основании решения суда исключены. Распоряжением администрации Уральцевского сельсовета от 30 декабря 2005 г. над несовершеннолетним ФИО1 учреждена опека, опекуном назначена ФИО2, за истцом закреплено жилое помещение площадью 59,1 кв. м, принадлежащее на праве собственности ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5, по адресу: <адрес>. ФИО1 включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако, до настоящего времени жильем истец не обеспечен. Прокурор отметил, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Вместе с тем, обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Просил возложить на администрацию г. Далматово обязанность предоставить ФИО1, <...> г. рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное на территории г. Далматово, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.

В судебном заседании прокурор Далматовского района Курганской области и ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель ответчика администрации Далматовского района Курганской области по доверенности ФИО6 с исковыми требованиями не соглашался, указал, что обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем детей-сирот обеспечивается за счет переданных им органами исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов – приобретенных и переданных в муниципальную собственность жилых помещений. В настоящее время жилых помещений, переданных из областной в муниципальную собственность Далматовского района, не имеется. Полагал, что нарушений со стороны администрации Далматовского района Курганской области прав ФИО1 не имеется.

Представитель Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в представленном в суд отзыве просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что Департамент наделен полномочиями лишь по приобретению квартир в собственность Курганской области. Предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется в порядке очередности, в соответствии со списком детей, имеющих право на получение жилья. Полагает возложение на Администрацию Далматовского района обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО1 нарушит права других лиц, вставших в очередь ранее истца.

Представители третьих лиц Управления имущественных и земельных отношений администрации Далматовского района Курганской области, Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта администрации Далматовского района Курганской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Далматовским районным судом Курганской области постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Далматовского района Курганской области просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со статьей 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству», органы местного самоуправления наделены полномочиями по однократному предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа специализированных жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, приобретаемых за счет средств бюджета Курганской области и передаваемых в муниципальную собственность в порядке, установленном действующим законодательством. Отмечает, что действующим законодательством определен алгоритм действий, согласно которому в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочия по приобретению за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передаче органам местного самоуправления материальных ресурсов в виде жилых помещений отнесены к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области. В связи с этим настаивает, что исполнение полномочий органов местного самоуправления поставлено в зависимость от соответствующих действий Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области. Указывает, что на момент вынесения решения суда и до настоящего времени материальные ресурсы в виде жилых помещений, предназначенные для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальную собственность Далматовского района не поступили. Полагает, что при таких обстоятельствах обжалуемое решение суда исполнить будет невозможно по причинам, не зависящим от должника. Также ответчик ссылается на необоснованность обращения прокурора в суд с настоящим иском, поскольку отсутствовал факт нарушения имущественных прав истца со стороны администрации Далматовского района Курганской области.

В возражениях прокурор, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу администрации Далматовского района Курганской области – без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии прокурор Поляковская И.В. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК Российской Федерации) определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее в порядке статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, его мать на основании решения Далматовского районного суда Курганской области от 28 ноября 2011 г. лишена родительских прав в отношении своего сына, сведения об отце из актовой записи о рождении исключены на основании решения Далматовского районного суда Курганской области от 12 января 2017 г.

В связи с отсутствием родительского попечения над ФИО1 распоряжением администрации Уральцевского сельсовета Далматовского района от 30 декабря 2012 г. учреждена опека, опекуном назначена ФИО2, за истцом закреплено право проживания в приватизированной квартире опекуна ФИО2 по адресу: <адрес>.

На основании договора от 14 декабря 1993 г. жилое помещение по вышеуказанному адресу передано в собственность граждан: ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО5

По данным Уральцевского сельсовета Далматовского района Курганской области истец ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. По данному адресу в неблагоустроенном доме с печным отоплением общей площадью 59,1 кв. м с истцом зарегистрированы и проживают ФИО3, ФИО2, ФИО5, ФИО7

Постановлением администрации Далматовского района Курганской области от 11 октября 2013 г. ФИО1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, истцу присвоен учетный .

В 2015 г. истец окончил МКОУ «Уральцевская средняя общеобразовательная школа», получив основное общее образование. В настоящее время является студентом ГБПОУ «Курганский технологический колледж имени Героя Советского Союза ФИО8».

По сведениям Далматовского районного отдела ГУП «Кургантехинвентаризация», филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области ФИО1 своего жилья в собственности не имеет, в приватизации не участвовал. Данных о наличии у истца жилья по договору социального найма в материалах дела не имеется.

Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость ФИО1 в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.

Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определен постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей».

Из анализа нормативно-правовых актов следует, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.

В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пунктом 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 134) администрацией Далматовского района сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включен истец ФИО1

Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах ФИО1 требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Учитывая, что обязательства Курганской области как субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в соответствии с пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» в качестве отдельных государственных полномочий переданы органам местного самоуправления, вывод суда о возложении на администрацию Далматовского района обязанности по предоставлению ФИО1 жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования «город Далматово» в пределах нормы предоставления – не менее 15 кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, является правомерным.

Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на администрацию Далматовского района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.

Проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. № 659 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции при разрешении спора правомерно исходил из того, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой – лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. № 134 «О внесении изменений в некоторые законы Курганской области» изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности – по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. № 288 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» в редакции указанного выше закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.

Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов – приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к администрации Далматовского района обоснованно удовлетворены в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.

Судебная коллегия находит указанные выводы в решении суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда по причине неисполнения уполномоченным органом – Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области обязанностей по приобретению и передаче в муниципальную собственность Далматовского района жилых помещений для предоставления указанной категории граждан отмену решения суда не влекут, поскольку достоверными доказательствами не подтверждены.

Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию администрации Далматовского района, выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Далматовского районного суда Курганской области от 15 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Далматовского района Курганской области – без удовлетворения.

Судья-председательствующий:

Судьи: