ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2296/2014 от 25.09.2014 Пензенского областного суда (Пензенская область)

  Судья: Белоглазова Н.В.                                                                      Дело № 33-2296/2014 г.

                            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 25 сентября 2014 года                                                                        город Пенза

 Судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:

 председательствующего Синцевой Н.П.,

 судей                      Макаровой С.А., Мананниковой В.Н.,

 при секретаре                  Никулиной Н.Н.

 заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Синцевой Н.П. дело по апелляционной жалобе Хахулина В.В., Хахулиной Ю.В., Хахулиной Ю.В., Чадкиной Н.И., Зоткина В.Д., в своих интересах и в интересах малолетних детей З. К.В., З. С.В., Зоткиной Ю.Н., Родионовой Н.П., Родионова Е.В., Гордеева А.Н., Ледневой О.А., Рождественской О.А., в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына П. Д.Н., Рождественского М.М., Еськина Н.Ф., Капкова Р.Р., Капкова М.Р., Курганова П.П., Беляковой И.В., Яужева А.С., Авдеева Н.А., Авдеевой И.И. на решение Ленинского районного суда города Пензы от 30 мая 2014 года, которым постановлено:

       Хахулину В.В., Хахулиной Ю.В., Хахулиной Ю.В., Чадкиной Н.И., Зоткину В.Д., в своих интересах и в интересах малолетних детей З.К.В., З.С.П., Зоткиной Ю.Н., Родионовой Н.П., Гордееву А.Н., Ледневой О.А.., Рождественской О.А., в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына П.Д.Н., Рождественскому М.М., Еськину Н.Ф., Капкову Р.Р., Капкову М.Р., Курганову П.П., Беляковой И.В., Яужеву А.С., Авдееву Н.А., Авдеевой И.И. в удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, администрации г. Пензы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, МКУ «Департамент Жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» о признании незаконными действий, бездействий, связанных с не включением жилых квартир жилого дома № <адрес> в адресный перечень, реестр, многоквартирных жилых домов с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных планируемых к расселению, в региональную адресную программу по переселению граждан из жилых помещений непригодных для проживание, из ветхих, аварийных многоквартирных домов, о признании права на включение и понуждении к включению квартир дома № <адрес> в адресный список, в реестр многоквартирных жилых домов с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных, планируемых к расселению, на включение в ведомственную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2013 - 2017 годы» утвержденную постановлением администрации города Пензы № 1323 от 11.11.2013 г., в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области № 232-пП от 09.04.2013 г., о понуждении к принятию решения о переселении жильцов дома в течение 2014-2015 г.г. отказать.

         Выслушав объяснения Чадкиной Н.И., Родионова Е.В., Ледневой О.А., исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы,

 у с т а н о в и л а:

 Истцы обратились в суд с иском Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, администрации г. Пензы, Управлению жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, МКУ «Департамент Жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы» о признании незаконными действий, бездействий, связанных с не включением жилых квартир жилого дома № <адрес> в адресный перечень, реестр, многоквартирных жилых домов с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных планируемых к расселению, в региональную адресную программу по переселению граждан из жилых помещений непригодных для проживание, из ветхих, аварийных многоквартирных домов, о признании права на включение и понуждении к включению квартир дома № <адрес> в адресный список, в реестр многоквартирных жилых домов с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных, планируемых к расселению, на включение в ведомственную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2013 - 2017 годы» утвержденную постановлением администрации города Пензы № 1323 от 11.11.2013 г., в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области № 232-пП от 09.04.2013 г., о понуждении к принятию решения о переселении жильцов дома в течение 2014-2015 г.г., указав, что решением Ленинского районного суда г. Пензы от 04.04.2013 г. по гражданскому делу № 2-197/13 их иск к администрации г. Пензы о признании действий, бездействий администрации г. Пензы; акта обследования помещения № 161 от 10.04.2012 г. Межведомственной комиссии администрации г. Пензы, д. <адрес>, квартир; заключение Межведомственной комиссии администрации г. Пензы № 161 от 23.04.2012 г.; действий по не включению дома в региональную адресную программу по переселению граждан из жилых помещений непригодных для проживания в адресный перечень, реестр, многоквартирных жилых домов с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных, планируемых к расселению, незаконными удовлетворен частично. Суд признал незаконным заключение № 161 от 23.04.2012 г. Межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации г. Пензы № 475 от 17.05.2006 г. (с изменениями) о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта дома.

 09.04.2013 г. администрацией г. Пензы утвержден резервный список домов в ДЦП переселения граждан из аварийного жилого фонда в г. Пензе на 2013-2015 г.г., утвержденный Постановлением администрации г. Пензы № 338 от 09.04.2013 г., куда были включены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу. Дом истцов в данный список включен не был.

 Апелляционным определением Пензенского областного суда от 16.07.2013 г. решение Ленинского районного суда г. Пензы от 04.04.2013 г. оставлено без изменения.

 Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 28.11.2013 г. по гражданскому делу № 2-4755/13 их иск к Правительству Пензенской области, администрации г. Пензы, УЖКХ г. Пензы, МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» и др. о признании действий, бездействий незаконными, ответов-отказов по непризнанию дома № <адрес> аварийным, непригодным для проживания, невключению его в адресный список, в реестр многоквартирных жилых домов в г. Пензе с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных планируемых к расселению на 2013 год, в региональную адресную программу по переселению о понуждении к признанию дома № <адрес> аварийным, не пригодным для проживания граждан, и др., удовлетворен частично.

 Суд признал незаконными бездействие администрации г. Пензы по рассмотрению вопроса о непригодности для проживания, признании аварийным и подлежащим сносу дома № <адрес>; обязал администрацию г. Пензы рассмотреть вопрос о непригодности для проживания, признании аварийным и подлежащим сносу дома <адрес>.

 Данное решение суда вступило в законную силу 31.12.2013 г.

 В акте обследования вышеуказанного дома № 305 от 10.04.2012 г. Межведомственной комиссии администрации г. Пензы указаны все разрушения несущих и не несущих конструкций в доме и дано заключение о несоответствии многоквартирного дома № <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в том числе, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Основные несущие и ограждающие конструкции многоквартирного дома по ул. <адрес> находятся в аварийном техническом состоянии. В связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу.

 Заключением № 305 от 05.12.2013 г. Межведомственной комиссии администрации г. Пензы «О признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания» многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, учитывая ухудшение эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

 06.02.2014 г. истцами в адрес Губернатора Пензенской области, Правительства Пензенской области, администрации г. Пензы, УЖКХ г. Пензы, МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» были направлены коллективные заявления с просьбой подтвердить включение их квартир дома № <адрес> в адресный список, реестр многоквартирных жилых домов в г. Пензе с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных планируемых к расселению, в региональную адресную программу по переселению и просили выдать выписку из данных документов, подтверждающих включение в них указанного дома.

 Ответы данных организаций сводились к тому, что в региональную программу включаются дома, признанные непригодными для постоянного проживания до 01.01.2012 г., а поскольку их дом был признан таковым заключением Межведомственной комиссии администрации г. Пензы от 05.12.2013 г., то дом на этом основании не может быть включен в региональную адресную программу по переселению из ветхого жилья.

 По поводу критического, ветхого, крайне аварийного состояния их квартир, дома, невозможной их дальнейшей эксплуатации, непригодности для их проживания, истцы обращались (в конце 2011, в 2012 г.) в различные организации, инстанции с жалобами и заявлениями (в Правительство Пензенской области, Госжилстройтехинспекцию, Управление ЖКХ г. Пензы, ООО УО «Заря-1», ООО УО «Заря-1», Департамент ЖКХ г. Пензы, Межведомственную комиссию Департамента ЖКХ г. Пензы, Прокуратуру Первомайского района г. Пензы), но вопрос относительно непригодности для проживания их квартир и дома должным образом в соответствии с требованиями Законов РФ не решался.

 Кроме того, жильцами дома № <адрес> было подано коллективное заявление от всех жильцов дома в Межведомственную комиссию Департамента ЖКХ г. Пензы 03.04.2012 г., в котором они просили признать их квартиры, дом непригодными для проживания. К заявлению были приложены все правоустанавливающие документы, справки, письма, акт № 2 от 11.01.2012 г. Горжилстройинспекции о разрушениях в их доме и заключение ООО ППП «ЭСН» от февраля 2012 г., из которых следует, что состояние несущих и ограждающих конструкций дома позволяет сделать вывод о невозможности безопасной эксплуатации и постоянного проживания в доме № <адрес>.

 Однако, Межведомственная комиссия администрации г. Пензы жилые помещения, дом не обследовала, имеющиеся: акт № 2 от 11.01.2012 г. Горжилстройинспекции о разрушениях в данном доме и заключение ООО ППП «ЭСН» от февраля 2012 г. об аварийности, ветхости их квартир, дома, не приняла во внимание.

 Истцы просили суд: признать действия, бездействия, ответы Правительства Пензенской области, администрации г. Пензы, Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, Муниципального казённого учреждения (МКУ) «Департамент жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы», выразившиеся в невключении жилых квартир №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, жилого дома № <адрес> в адресный перечень, реестр, многоквартирных жилых домов с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных планируемых к расселению, в региональную адресную программу по переселению граждан из жилых помещений непригодных для проживания, из ветхих, аварийных многоквартирных домов, не принятие решения (постановления, распоряжения) о сроках отселения жильцов дома № <адрес>, незаконными; обязать Правительство Пензенской области, администрацию г. Пензы, Управление ЖКХ г. Пензы, МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» включить дом № <адрес> в адресный список, перечень, реестр многоквартирных жилых строений, домов в г. Пензе с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных планируемых к расселению, в региональную адресную программу по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных ветхими, аварийными и подлежащими сносу в г. Пензе; принять решение (постановление, распоряжение) о сроках их отселения из дома № <адрес>.

 Впоследствии истцы уточнили исковые требования, просили суд: признать незаконными действия, бездействия администрации г. Пензы, Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, МКУ «Департамента жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы», выразившиеся в не своевременном рассмотрении, непринятии мер по письменным сообщениям, документам Правительства Пензенской области за № Е-6733-01-6 от 13.12.2011 г., Управления Государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области от декабря 2011 года, об аварийном, опасном для проживания состоянии дома № <адрес>; не включении администрацией г. Пензы, Управлением жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, МКУ «Департаментом жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы», Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области аварийных, ветхих, опасных для проживания, жилых квартир №№ <адрес> в адресный перечень, реестр многоквартирных жилых домов с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных планируемых к расселению, не включении в ранее действующие ведомственные долгосрочные целевые Программы «Переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в г. Пензе» на «2009-2011 г.» утвержденную постановлением администрации г. Пензы от 23.12.2008 г. за № 2178 с последующими изменениями, «на 2013-2015 г.г.», утвержденную постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2013 г. за № 338/1 с последующими изменениями от 20.06.2013 г., ранее действовавшие региональные адресные программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» «в 2011-2012 годах», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области № 97-пП от 22.02.2011 г. с изменениями постановлениями Правительства Пензенской области № 963-пП от 22.12.2011 г., № 929-пП от 21.12.2012 г., № 15-пП от 21.01.2013 г., не включении в действующие в настоящее время в Ведомственную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2013-2017 годы» утвержденную Постановлением Администрации города Пензы № 1323 от 11.11.2013 г.; не включении в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годы», утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области № 232-пП от 09.04.2013 г.; признать за истцами право на включение их аварийных, ветхих, квартир №№ <адрес> в ведомственную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2013 - 2017 годы», утвержденную постановлением администрации города Пензы №1323 от 11.11.2013 г., право на включение в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области № 232-пП от 09.04.2013 г.; обязать администрацию г. Пензы, Управление ЖКХ г. Пензы, МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области включить аварийный, ветхий дом № <адрес> в адресный список, перечень, реестр многоквартирных жилых строений, домов в г. Пензе с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных планируемых к расселению, в ведомственную целевую программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2013 - 2017 годы», утвержденную постановлением администрации города Пензы № 1323 от 11.11.2013 г., в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области № 232-пП от 09.04.2013 г.; принять решение об отселении и расселить в течение 2014-2015 г.г. жильцов дома № <адрес>.

 Ленинский районный суд города Пензы постановил вышеуказанное решение.

         Не согласившись с данным решением Хахулин В.В., Хахулина Ю.В., Хахулина Ю.В., Чадкина Н.И., Зоткин В.Д., Зоткина Ю.Н., Родионова Н.П., Родионов Е.В., Гордеев А.Н., Леднева О.А., Рождественская О.А., Рождественский М.М., Еськин Н.Ф., Капков Р.Р., Капков М.Р., Курганов П.П., Белякова И.В., Яужев А.С., Авдеев Н.А., Авдеева И.И. 25.06.2014 г. обратились в Пензенский областной суд с апелляционной жалобой, указывая, что суд постановил незаконное и необоснованное решение, которое подлежит отмене, ссылаясь на доводы, изложенные ими в исковых требованиях. При этом указывая, что в нарушение ст.ст. 35, 56-57,71,166 ГПК РФ суд отклонил ходатайства истцов об истребовании документов из Правительства Пензенской области, из Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, из администрации г. Пензы, из Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Пензы, из МКУ «Департамент Жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы», из Управления Государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области, из прокуратуры Ленинского района г. Пензы, из администрации г. Пензы, из Госжилстройинспекции. Тогда как, рассмотрение дела без истребования документов из вышеуказанных организаций является неполноценным.

        В жалобе её податели указывают, что по-поводу критического, ветхого, крайне аварийного состояния квартир истцов, дома № <адрес>, невозможности их дальнейшей эксплуатации, непригодности для проживания, они неоднократно обращались в различные организации, инстанции с заявлениями, жалобами с ноября 2011 года, но данный вопрос решен не был. Кроме того, они обращались с данным вопросом в администрацию г. Пензы заявители обращались 26.11.2011 года, в Правительство Пензенской области - в ноябре 2011 года; в Госжилстройтехинспекцию Пензенской области - в декабре 2011 года; в Управление ЖКХ г. Пензы - 24.01.2012 г.; в ООО УО «Заря-1» - 28.05.2012 г.; в Департамент ЖКХ г. Пензы, в Межведомственную комиссию Департамента ЖКХ г. Пензы; в прокуратуру Первомайского района г. Пензы - 02.03.2012 года.

            В жалобе её податели указывают, что не включение их квартир, дома № <адрес> в Региональную адресную программу по переселению граждан из жилых помещений непригодных для проживания в Адресный перечень, Реестр многоквартирных домов с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных, планируемых к расселению, произошло по вине Администрации г. Пензы, Межведомственной комиссии, УЖКХ г. Пензы, Департамента ЖКХ г. Пензы.

         Заявители со ссылкой на ст. 2 ЖК РФ, на п.п. 10,12,13,15,33,34,42-49 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., на Закон РФ «О фонде содействия и реформирования жилищно-коммунального хозяйства» № 185, на постановления Правительства Пензенской области № 97-пП от 22.02.2011 г., № 639-пП от 13.09.2011 г., № 323-пП от 03.06.2010 г., № 1568/3 от 23.12.2011 г., № 759/2 от 26.06.2012 г., 2178 и № 1377 от 23.12.2008 г., № 1484/3 от 07.12.2011 г., № 152/1 от 18.08.2011 г., постановление Администрации г. Пензы № 1451 от 30.11.2007 г., на постановление Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2001-2010 годы», на постановление Правительства РФ от 07.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», на Положение о межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Пензы», утвержденного постановлением главы администрации г. Пензы от 26.05.2006 г. № 475, указывают в жалобе, что еще в декабре 2011 года их квартиры и дом должны были быть обследованы, признаны ветхими, аварийными и включены в Адресный перечень, Реестр многоквартирных жилых домов с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных, планируемых к расселению. В связи с чем, вышеуказанные квартиры и дом подлежали включению в Ведомственную долгосрочную целевую Программу «Переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в г. Пензе на 2009-2011 г.г.», утвержденную постановлением администрации г. Пензы от 23.12.2008 г. № 2178; включены в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2011-2012 годах», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области № 97-пП от 22.02.2011 г.; включены в Ведомственную долгосрочную целевую Программу «Переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в г. Пензе на 2013 -2015 г.г.», утвержденную постановлением Администрации г. Пензы от 09.04.2013 г. за № 338/1.

        Податели жалобы указывают в ней, что в настоящее время из квартиры и дом № <адрес> должны быть включены в ведомственную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Пензы на 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Администрации г. Пензы № 1323 от 11.11.2013 года, а также должны быть включены в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области № 232-пП от 09.04.2013 года. Однако из-за безответственности, халатности и отчасти злоупотребления должностными лицами, аварийные, ветхие квартиры, дом, опасные для проживания до сих пор с ноября 2011 года по май 2014 года не включены в вышеуказанные Программы.

           Заявители в жалобе указывают, что Техническим исследованием ООО «ЭСН» от февраля 2012 года, актом экспертизы № 097/16 от 16.08.2012 г. ООО «Актив», Заключением эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста РФ за № 257/16.1-2 от 01.03.2013 г., Актом экспертного исследования ООО» Актив» за № 008/16 от 14.02.2014 г. жилые помещения в доме № <адрес> и сам дом признаны непригодными для проживания, ветхими, аварийными, опасными для проживания, опасными для здоровья и жизни жильцов.

          В жалобе содержится просьба об отмене решения Ленинского районного суда города Пензы от 30 мая 2014 года с постановлением нового решение об удовлетворении заявленных требованиях в полном объеме.

          В судебном заседании заявители Чадкина Н.И., Родионов Е.В., Леднева О.А. доводы жалобы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда от 30.05.2014 года отменить, заявленные требования удовлетворить.

           Истцы Хахулин В.В., Хахулина Ю.В., Хахулина Ю.В., Зоткин В.Д., действующий в своих интересах и в интересах малолетних детей З. К.В., З. С.В.; Зоткина Ю.Н., Родионова Н.П., Гордеев А.Н., Рождественская О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына П. Д.Н.; Рождественский М.М., Еськин Н.Ф., Капков Р.Р., Капков М.Р., Курганов П.П., Белякова И.В., Яужев А.С., Авдеев Н.А., Авдеева И.И. в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате слушания дела извещены надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщили.

             Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, о дне, месте и времени судебного заседания извещен.

             Представители администрации г. Пензы, Управления жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ) г. Пензы, муниципального казённого учреждение (МКУ) «Департамент Жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы, о месте, времени и дате слушания дела извещены надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщили.

        Третьи лица Гордеева Н.В., действующая в своих интересах и в интересах малолетней дочери Г. Д.А.; Гордеева А.Ф., Леднева К.И., Астахова Н.В., Балакина Ю.Ю., Курганов В.В., Курганова В.В., Антипкина Т.А., Антипкин В.Е., Беляков А.Д., Яужева Е.К., Авдеева Е.Н., Нышта С.А., Нышта А.С. в судебное заседание не явились, о месте, времени и дате слушания дела извещены надлежащим образом. О причине неявки суду не сообщили.

          В соответствии со статьей 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц.

          Выслушав объяснения Чадкиной Н.И., Родионова Е.В., Ледневой О.А., исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям:

 В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

 В соответствии со статьёй 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом заявитель обязан указать в заявлении, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). В силу части 1 статьи 247 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возложена на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела (ст. 249 ГПК РФ).

 В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В силу п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.

 Согласно со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Материалами дела установлено, что Хахулин В.В., Хахулина Ю.В. и Хахулина Ю.В. проживают по договору социального найма в квартире № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Чадкина Н.И. является собственником квартиры № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Зоткин В.Д. и Зоткина Ю.Н. являются собственниками (по <данные изъяты> доли каждый) квартиры № <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. По указанному адресу кроме Зоткина В.Д. и Зоткиной Ю.Н. зарегистрированы и проживают двое детей - З. К.В., <данные изъяты> г.р., З. С.В., <данные изъяты> г.р. Родионова Н.П. и Родионов Е.В. являются собственниками (по <данные изъяты> доли каждый) квартиры № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Гордеев А.Н. является собственником однокомнатной квартиры № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Леднева О.А. является собственником квартиры № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Рождественская О.А. и Рождественский М.М. являются собственниками (каждый <данные изъяты> доли) квартиры № 7 <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., где также зарегистрирован и проживает сын П. Д.Н., <данные изъяты> г.р. Еськин Н.Ф. является собственником квартиры № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Капков Р.Р. и Капков М.Р. проживают по договору социального найма в квартире № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Курганов П.П. является собственником квартиры № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Белякова И.В. является собственником квартиры № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., где также зарегистрирован и проживает его сын Б. А.Д., <данные изъяты> г.р. Яужев А.С. является собственником квартиры № <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Авдеев Н.А. и Авдеева И.И. являются собственниками (каждый по <данные изъяты> доли) квартиры №<адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

 Жилой дом № <данные изъяты>, 1964 года постройки, имеет два этажа, два подъезда, состоит из 16 квартир.

 Материалами дела установлено, что по поводу критического, ветхого, крайне аварийного состояния их квартир, дома, невозможной их дальнейшей эксплуатации, непригодности для их проживания, истцы обращались в 2012 г. в различные организации, инстанции с жалобами и заявлениями (в Правительство Пензенской области, Госжилстройтехинспекцию, Управление ЖКХ г. Пензы, ООО УО «Заря-1», ООО УО «Заря-1», Департамент ЖКХ г. Пензы, Межведомственную комиссию Департамента ЖКХ г. Пензы, Прокуратуру Первомайского района г. Пензы).

 В конце 2011 года имели место обращения в различные инстанции с заявлениями о проведении в доме капитального ремонта.

 10.04.2012 г. актом обследования Межведомственной комиссии администрации г. Пензы № 161 установлено, что несущие и ограждающие конструкции в многоквартирном доме по ул. <адрес>, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не имеют разрушения и повреждения, снижающие их несущую способность. Рекомендовано проведение капитального ремонта.

 23.04.2012 г. Межведомственная комиссия приняла заключение № 161 о необходимости и возможности проведения капитального ремонта с целью проведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилых помещений с установленными требованиями и после его завершения - о продолжении процедуры оценки.

 Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 04.04.2013 г. удовлетворены частично исковые требования иску Хахулина В.В., Хахулиной Ю.В., Хахулиной Ю.В., Чадкиной Н.И., Зоткина В.Д., Зоткиной Ю.Н., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних З. К.В., З. С.В., Родионовой Н.П., Родионова Е.В., Гордеева А.Н., Ледневой О.А., Рождественской О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П. Д.Н., Рождественского М.М., Еськина Н.Ф., Капкова Р.Р., Капкова М.Р., Курганова П.П., Беляковой И.В., Яужева А.С., Авдеева Н.А., Авдеевой И.И. к администрации г. Пензы о признании действий (бездействия), акта обследования, заключения Межведомственной комиссии № 161 от 23.04.2012 года незаконными, понуждении к включению дома в региональную адресную программу по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, понуждении к предоставлению жилых помещений.

        Указанным решением было постановлено: признать незаконным заключение № 161 от 23.04.2012 года межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации г. Пензы от 17.05.2006 г. № 475 (с изменениями), о признании жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пригодным для постоянного проживания, о необходимости и возможности проведения капитального ремонта дома, в остальной части исковых требований отказать.

          Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пензенского областного суда от 16.07.2013 решение Ленинского районного суда г. Пензы от 04.04.2013 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

 Решением Ленинского районного суда г. Пензы от 28.11.2013 иск Хахулина В.В., Хахулиной Ю.В., Хахулиной Ю.В., Чадкиной Н.И., Зоткина В.Д., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних З. К.В., З. С.В., Зоткиной Ю.Н., Родионовой Н.П., Родионова Е.В., Гордеева А.Н., Ледневой О.А., Рождественской О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего П. Д.Н., Рождественского М.М., Капкова Р.Р., Капкова М.Р., Курганова П.П., Беляковой И.В., Яужева А.С., Авдеева Н.А., Авдеевой И.И. удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие администрации г. Пензы по не рассмотрению вопроса о непригодности для проживания, признании аварийным и подлежащим сносу домовладения № <адрес>, на администрацию г. Пензы возложена обязанность рассмотреть вопрос о непригодности для проживания, признании аварийным и подлежащим сносу домовладения № <адрес>. В удовлетворении остальной части иск оставлен без удовлетворения.

 Заключением Межведомственной комиссии от 05.12.2013 г. № 305 многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, учитывая ухудшение эксплуатационных характеристик в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

 06.02.2014 г. истцами в адрес Губернатора Пензенской области, Правительства Пензенской области, администрации г. Пензы, УЖКХ г. Пензы, МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» были направлены коллективные заявления с просьбой подтвердить включение их квартир дома № <адрес> в адресный список, реестр многоквартирных жилых домов в г. Пензе с высоким уровнем износа, ветхих, аварийных планируемых к расселению, в региональную адресную программу по переселению и просили выдать выписку из данных документов, подтверждающих включение в них указанного дома. Ответы указанных организаций сводились к тому, что в региональную программу включаются дома, признанные непригодными для постоянного проживания до 01.01.2012, и поскольку их дом был признан таковым заключением межведомственной комиссии администрации г. Пензы от 05.12.2013, их дом не может быть включен в региональную адресную программу по переселению.

 Отказывая истцам в удовлетворении заявленных требований, районный суд, исходя их анализа действующего законодательства, установленных по делу обстоятельств, оценки относимости, допустимости, достоверности представленных суду доказательств, а также достаточности и взаимной связи этих доказательств в их совокупности, установил и обоснованно исходил из следующего.

 Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

 Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

 Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494) предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

 Согласно п. 44 данного Положения, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и осуществляется по правилам, установленным данным Положением. Признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование.

 Заключением Межведомственной комиссии по оценке муниципального жилищного фонда города Пензы № 305 от 05.12.2013 г. многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

 Расселение граждан на территории города Пензы происходит в рамках Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также в рамках региональных программ утверждаемых на соответствующий период.

 В соответствии со ст. 16 вышеуказанного закона, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

 На основании части 1 статьи 20.8 данного Закона Фонд на условиях, установленных настоящей статьей, вправе предоставлять финансовую поддержку за счет своих средств на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

 Согласно части 4 статьи 20.8 указанного Закона финансовая поддержка за счет средств Фонда, указанная в части 1 настоящей статьи, предоставляется при условии наличия региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 года.

 Как установлено материалами дела, такая Региональная адресная программа в г. Пензе и Пензенской области отсутствует.

 Постановлением главы администрации г. Пензы от 23.12.2008 г. N 2178 утверждена долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в городе Пензе па 2009 - 2013 годы", по условиям которой реализация мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда города Пензы, признанного непригодным для проживания, в том числе аварийного рассчитана на период с 2009 по 2013 год.

 Долгосрочная целевая программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Пензе на 2013 - 2015 годы", утвержденная постановлением администрации г. Пензы от 09.04.2013 N 338/1 утратила силу.

 Постановление Администрации г. Пензы от 11.11.2013 N 1323 утверждена ведомственная целевая программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2013 - 2017 годы", которая разработана в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

 Основной целью мероприятий по переселению является обеспечение жильем граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации по состоянию на 01.01.2012.

 Согласно п. 42 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 08.04.2013) комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

 Указанным Положением определен порядок вынесения на заседание Межведомственной комиссии вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, который носит заявительный характер.

 Материалами дела установлено, что жители дома № <адрес> в установленном порядке в межведомственную комиссию по оценке муниципального жилищного фонда города Пензы обратились 03.04.2012 года.

 По условиям действующих программ, включение дома № <адрес> в Перечни многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению в рамках данных программ противоречит действующему законодательству, как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне, поскольку многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу уже после 01.01.2012 г. - 05.12.2013 г.

 Суд в решении делает правильный вывод о том, что, поскольку дата первоначального составления заключения Межведомственной комиссии - 10.04.2012 года, признанного в судебном порядке незаконным, то дом № <адрес> должен был быть признан аварийным и подлежащим сносу после 01.01.2012 года, т.е. как в действующие программы, так и в ранее действовавшие программы, он не мог быть включен.

 Кроме того, как было указано выше, в регионе программа по расселению ветхого жилья, признанного таковым после 01.01.2012 года отсутствует.

 Кроме того, истцами не представлено доказательств обращения в Межведомственную комиссию по оценке муниципального жилищного фонда города Пензы ранее 01.01.2012 г. с заявлением о рассмотрении на заседании комиссии вопроса о признании дома аварийным.

 Постановлением администрации города Пензы от 27.02.2014 г. № 201 принято решение о дальнейшем использовании и сроках отселения граждан, проживающих в доме № <адрес>, согласно которому установлен срок для отселения граждан в данном доме-31.12.2021 г., срок сноса дома - 20.03.2022 г.

 Названное постановление не ограничивает орган местного самоуправления конкретными сроками. Данное решение действующее, ни кем не оспорено.

 Требования об отселении и расселении дома в течение 2014-2015 года не основано на нормах действующего законодательства.

 Жилищным Кодексом Российской Федерации предусмотрено право на получение жилых помещений во внеочередном порядке гражданами, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. При этом требуется соблюдение всех условий, предусмотренных действующим законодательством.

 В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

 Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

 В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

 Таким образом, признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и малоимущим является необходимым элементом юридического состава, порождающего субъективное право на предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в том числе вне очереди.

 При таком положении, как обоснованно сделал суд вывод в решении, истцы при наличии перечисленных условий не лишены возможности обратиться в администрацию г. Пензы с соответствующими заявлениями. В отношении непринятия мер по письменному обращению Еськина Н.Ф. к Губернатору Пензенской области от 10.12.2011 г., которое было переадресовано главе администрации г. Пензы письмом от 13.12.2011 № Е-6733-01-6 материалами дела установлено следующее.

 В названном обращении Еськин Н.Ф. просит оказать содействие по включению жилого дома № <адрес> в федеральную программу по ремонту ветхих и аварийных домов.

 28.11.2011 г. жильцы дома обращались в администрацию города Пензы с аналогичным вопросом о включении дома № <адрес> в программу по ремонту ветхих и аварийных домов.

 Администрацией города Пензы указанные обращения рассмотрены в установленные законом сроки и дан ответ, датированный 26.12.2011 г., в котором сообщено о порядке включения в программу по капитальному ремонту многоквартирных домов в г. Пензе.

 При таких обстоятельствах, с учетом даты обращения жильцов установленном порядке в Межведомственную комиссию с заявлением о признании дома аварийным и подлежащим сносу - 03.04.2012 года, т.е. после 01.01.2012 г. и с учетом того, что включение в ранее действующие программы и действующие в настоящее время ограничено периодом признания дома, подлежащим сносу до 01.01.2012 года, оснований для удовлетворения иска у суда не имелось, с чем коллегия соглашается.

 Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на субъективном толковании закона, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, не принимаются во внимание

 В отношении доводов жалобы о неудовлетворении судом заявленных истцом ходатайств, то доводы не принимаются во внимание как основание к отмене решения, поскольку все ходатайства были судом разрешены в соответствии со ст. 166 ГПК РФ, нарушений процессуального закона не допущено.

 Решение основано на представленных сторонами доказательствах, исследованных и оцененных судом, по правилам статьей 67,71 ГПК РФ с учетом правильного определения предмета доказывания и распределения бремени доказывания по смыслу статей 56, 249 ГПК РФ.

 Обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции, в жалобе не содержится, нарушений норм материального и процессуального права не имеется.

 В связи с чем, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований заявителям.

 Таким образом, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным.

 Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, не основаны на правильном толковании закона, не учитывают исключительных обстоятельств данного дела и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                 о п р е д е л и л а:

 решение Ленинского районного суда города Пензы от 30 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хахулина В.В., Хахулиной Ю.В., Хахулиной Ю.В., Чадкиной Н.И., Зоткина В.Д., действующего в своих интересах и в интересах малолетних детей З. К.В., З. С.В., Зоткиной Ю.Н., Родионовой Н.П., Родионова Е.В., Гордеева А.Н., Ледневой О.А., Рождественской О.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына П. Д.Н., Рождественского М.М., Еськина Н.Ф., Капкова Р.Р., Капкова М.Р., Курганова П.П., Беляковой И.В., Яужева А.С., Авдеева Н.А., Авдеевой И.И. - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи