ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2296/2017 от 17.05.2017 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Эльзессер В.В. Дело № 33 – 2296/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 мая 2017 года г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Поникаровской Н.В.

судей Яковлева Н.А., Харитоненко Н.О.

при секретаре Ульяновой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 14 февраля 2017 года, которым ей отказано в иске к УМВД России по Калининградской области о выплате единовременного пособия на обустройство и компенсации на оплату государственной пошлины.

Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., представителя ФИО1 –ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД России по Калининградской области ФИО3, просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к УМВД России по Калининградской области, в котором оспаривала законность отказа в выплате единовременного пособия на обустройство и компенсации расходов на оплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории РФ.

В обоснование заявленного иска указывала, что прибыла с челнами семьи для постоянного проживания в Калининградскую область из Республики Беларусь в 2014 голу.

В феврале 2015 года и члены ее семьи получили вид на жительство, а в октябре 2015 года ею получено свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

В июне 2015 года она и члены ее семьи получили гражданство <данные изъяты>, и она обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей и членам ее семьи единовременной выплаты на обустройство (подъемных) и компенсации по оплате госпошлины в чем ей было отказано со ссылкой на то, что она является постоянно проживающей в Российской Федерации и предусмотренные Программой выплаты ей не положены.

Полагала такой отказ необоснованным, настаивая на том, что действующее законодательство не ограничивает право переселенца, имеющего вида на жительство, на получение указанных пособий и компенсации.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, настаивая на том, что ее статус участника Государственной программы позволяет ей получить соответствующие выплаты и компенсации, а наличие у нее и членов ее семьи вида на жительство, по смыслу закона, не исключает возможность получения таких выплат.

Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

В силу пункта 3 статьи 5 названного Федерального закона цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Из раздела II Государственной программы следует, что целями Государственной программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов, а также компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах за счет привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Согласно разделу IV Государственной программы решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания и работы на территории Российской Федерации.

Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца.

Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки, в том числе:

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;

на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;

на получение за счет средств федерального бюджета единовременного пособия на обустройство («подъемных»);

на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев. Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

на получение компенсационного пакета участника Государственной программы, включающего в себя услуги государственных и муниципальных учреждений дошкольного воспитания, общего и профессионального образования, социального обслуживания, здравоохранения и услуги государственной службы занятости. Расходы на финансирование компенсационного пакета осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.

Размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами, что ФИО1 и членами ее семьи А. и Б., являющимися гражданами <данные изъяты> и прибывшими в 2014 году в Российскую Федерацию, 09 февраля 2015 года получен вид на жительство.

28 октября 2015 г. на основании заявления ФИО1 выдано свидетельство участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников (далее – Государственная программа), проживающих за рубежом. В данном свидетельстве в качестве членов семьи указан супруг А. и сын Б.

10 июня 2016 года ФИО1 выдан паспорт граданина <данные изъяты>.

Установлено также, что ФИО1 было отказано в выплате единовременного пособия на обустройство (подъемных) и расходов по госпошлине за рассмотрение заявления о приеме в гражданство.

Отказ в выплате истцу названных компенсаций обусловлен наличием у ФИО1 вида на жительство и проживанием на территории Калининградской области постоянно.

Принимая оспариваемое решение и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела и дав оценку положениям Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и нормативных правовых актов, предусматривающих порядок и условия ее реализации, правильно исходил из того, что имеющийся у истца статус лица, постоянно проживающего на территории Российской Федерации, относящейся к территории вселения, не относящейся к территориям приоритетного заселения, не дает право на получение требуемых истцом выплат и компенсаций.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью такой позиции суда первой инстанции, поскольку она основана на обстоятельствах дела и правильном толковании закона.

Как следует из положений приведенной выше Программы, размер государственных гарантий, порядок их предоставления, а также перечень мер социальной поддержки утверждаются Правительством Российской Федерации.

Так, 27 марта 2013 года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 270 «О порядке осуществления выплат пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и членам их семей.

В силу п.2 Правил участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся на постоянное место жительство в Российскую Федерацию на территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в следующие 2 этапа:

а) первый этап - после прибытия на территорию приоритетного заселения и постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства;

б) второй этап - по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства на территории приоритетного заселения и фактического проживания на ней в течение указанного периода в качестве участника Государственной программы или члена его семьи.

Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, переселяющимся в Российскую Федерацию на территорию приоритетного заселения с территории иностранного государства, пособие выплачивается в следующих размерах:

на первом этапе - 150 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 70 тыс. рублей членам его семьи;

на втором этапе - 90 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 50 тыс. рублей членам его семьи (п.3).

Пункт 4 предусматривает, что участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, временно или постоянно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территории приоритетного заселения, и переселяющимся в рамках Государственной программы в другой субъект Российской Федерации на территорию приоритетного заселения, пособие выплачивается в размерах, указанных в пункте 3 настоящих Правил.

Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, временно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично отнесена к территории приоритетного заселения, пособие выплачивается в следующих размерах:

на первом этапе - 50 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 25 тыс. рублей членам его семьи;

на втором этапе - 30 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 15 тыс. рублей членам его семьи (п.5).

В силу пункта 6, на основании которого истец просил произвести ему выплату, участникам Государственной программы и (или) членам их семей, переселяющимся в Российскую Федерацию на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, с территории иностранного государства, а также участникам Государственной программы и (или) членам их семей, временно проживавшим на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения, пособие выплачивается единовременно в следующих размерах:

20 тыс. рублей - участнику Государственной программы;

10 тыс. рублей - члену его семьи.

По смыслу положений указанного Порядка право участника Государственной программы и (или) членам их семей на получение пособия на обустройство не является абсолютным и зависит от того на какие именно территории Российской Федерации происходит переселение и в каком порядке, а также характера проживания на территории РФ (временный или постоянный).

Таким образом, требуемые истицей выплаты предусмотрены либо для граждан, переселяющихся с территории иностранного государства на территории вселения, не относящиеся к территориям приоритетного заселения, либо временно проживающим на такой территории.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, либо получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

Таким образом, наличие у ФИО1 вида на жительство относит ее к категории иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации на территории, не относящейся к территории приоритетного заселения.

Поскольку в соответствии с приведенным п.6 Правил выплата пособия производится участнику Программы, временно проживавшему на законном основании в субъекте Российской Федерации, территория которого полностью или частично не отнесена к территориям приоритетного заселения (Калининградская область), ФИО1, как лицо, постоянно проживающее на территории РФ, не имеет права на получение указанных выплат.

Вопреки доводам апелляционной жалобы правовое значение в данном случае имеет не только статус территории вселения (приоритетная или не относящаяся к таковой), но характер вселения. В данном случае лица, постоянно проживающие на территории вселения, не относящейся к приоритетной, не имеют права на получение соответствующих выплат.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности отказа в выплатах и оснований к отмене законно постановленного решения апелляционная инстанция не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Калининграда от 14 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: