ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2298/2013 от 06.08.2013 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Костина В.А. №33-2298/2013

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 августа 2013 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Королевой С.В.,

судей Леоновой Л.П., Слиж Н.Ю.

при секретаре Мариной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 22 мая 2013 г. по иску Токарева В.П. к открытому акционерному обществу «Карельская энергосбытовая компания», открытому акционерному обществу «Прионежская сетевая компания» о признании незаконными установку общедомового прибора учета электрической энергии и действий по начислению оплаты за потребленную электрическую энергию в местах общего пользования, понуждении произвести перерасчет расходов электрической энергии на общедомовые нужды.

Заслушав доклад судьи Леоновой Л.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:


Токарев В.П. обратился в суд с иском к ОАО «Карельская энергосбытовая компания» (далее ОАО «КЭСК»), ОАО «Прионежская сетевая компания» (далее ОАО «ПСК») о признании незаконными установку общедомового прибора учета электрической энергии и действий по начислению оплаты за потребленную электроэнергию на общедомовое потребление за период с (...) по (...), возложении обязанности на ОАО «КЭСК» произвести перерасчет платы за электроэнергию за спорный период, запрещении в дальнейшем начислять плату за потребленную электроэнергию на общедомовое потребление. В обоснование требований указал, что проживает в квартире, расположенной по адресу: (...)(...), которая принадлежит на праве собственности (...) Поскольку действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками и нанимателями жилых помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, считает, что передача управляющей организацией ресурсоснабжающей организации - ОАО «КЭСК» полномочий в части оплаты электроэнергии, используемой на общедомовые нужды, противоречит нормам Жилищного кодекса РФ. В расчет платы за электроэнергию не должны включаться показания общедомового прибора учета (далее ОДПУ), поскольку ОАО «ПСК» произвело установку прибора без согласия собственников многоквартирного дома, ОДПУ не передан в общую коллективную собственность, не включен в перечень общего имущества многоквартирного дома и не может быть отнесен к таковому.

Суд отказал в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права. Считает, что счетчик установлен в нарушение Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то есть без учета волеизъявления на то собственников помещений дома; принудительная установка коллективных (общедомовых) приборов учета и ввод их в эксплуатации со стороны ОАО «ПСК» в силу положений ч. 12 ст. 13 названного Федерального закона № 261-ФЗ возможны в период с 01.07.2012 по 01.07.2013. Поскольку приборы учета электроэнергии, принадлежащие на праве собственности ОАО «ПСК», установлены в нарушение действующего законодательства, в связи с этим их показания не могли быть использованы при осуществлении расчетов с гражданами за потребленную электроэнергию на местах общего пользования в период с (...) по (...).

В возражениях на апелляционную жалобу ОАО «Карельская энергосбытовая компания» указывает, что выставление ОАО «КЭСК» счетов на оплату электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды, законно и обоснованно, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов потребителей. Считает, что установка коллективных (общедомовых) приборов учета сетевой организацией за свой счет обусловлена возложенной на данный субъект электроэнергетики функцией по осуществлению коммерческого учета и контролю его осуществления иными субъектами розничного рынка. Полагает, что прибор учета, показания которого принимаются для целей определения обязательств сторон, может принадлежать как сетевой организации, так и потребителю электрической энергии.

В возражениях ОАО «Прионежская сетевая компания» указывает, что установку коллективных (общедомовых) приборов учета от имени собственников согласовало (...), являющееся в силу закона уполномоченным представителем собственников помещений в многоквартирном доме и при осуществлении своих функций по управлению многоквартирным домом (в том числе по обеспечению предоставлениям услуги электроснабжения); законодательством предусмотрена возможность нахождения коллективного (общедомового) прибора учета в собственности сетевой организации, следовательно, ОАО «КЭСК» имеет законные основания использовать показания установленного сетевой организацией коллективного (общедомового) прибора учета для осуществления расчетов с потребителями. Достоверность показаний приборов учета и обязательность их применения при расчетах за электроэнергию (включая услуги по передаче электроэнергии), поставленную в многоквартирном доме, не ставится законодательством в зависимость от того, приняты ли приборы учета в состав общедомового имущества или нет; собственники многоквартирного дома, в том числе истец, не лишены права контролировать учет потребления электроэнергии.

Представитель ОАО «КЭСК» Погорелова Н.А. в суде апелляционной инстанции возражала по доводам апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.

Представитель ОАО «ПСК» Егорова Е.А. в суде апелляционной инстанции выразила несогласие с доводами жалобы, просила решение суда оставить без изменения, жалобу истца – без удовлетворения.

Истец Токарев В.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Иные участвующие в деле лица также в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок.

В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статьей 30 (часть 3) ЖК РФ закреплено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии со ст. ст. 153, 154, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение.

По общему правилу, установленному в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ «Об энергоснабжении») предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01.07.2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой воды, электрической энергии.

С 1 июля 2010 г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ).

Суд первой инстанции установил, что жилое помещение, расположенное по адресу: (...), в котором проживает истец, принадлежит на праве собственности (...) В квартире имеется индивидуальный прибор учета электроэнергии.

Управление указанным многоквартирным домом осуществляет (...) на основании договора управления многоквартирным домом от (...).

Для учета потребляемой электроэнергии в многоквартирном доме (...) в трансформаторной подстанции (...) ОАО «ПСК» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета ЭЦРЗ, класс точности 1, заводской номер 0980869.

Установка прибора произведена бесплатно, по согласованию с управляющей организацией - (...), действующей от имени собственников многоквартирного дома, что подтверждено подписанными справкой-актом о замене, проверке технического состояния, опломбировке измерительного комплекса коммерческого учета, актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, однолинейной схемой электроснабжения. Бремя содержания оборудования лежит на ОАО «ПСК».

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, суд обоснованно признал действия ответчиков по установке коллективного прибора учета электрической энергии в многоквартирном доме (...), в котором проживает истец, соответствующими требованиям закона, не нарушающими права и законные интересы истца. ОДПУ был установлен на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, с согласия собственников помещений дома, от имени которых действовала управляющая организация, являющаяся в силу закона уполномоченным представителем собственников помещений МКД.

Доказательства того, что установка прибора была осуществлена с нарушением Правил технической эксплуатации электроустановок, без соблюдения Правил техники безопасности и что прибор непригоден к эксплуатации, суду не представлены.

Кроме того, установка коллективных (общедомовых) приборов учета сетевой организацией за свой счет обусловлена возложенной на данный субъект электроэнергетики функций по осуществлению коммерческого учета и контролю его осуществления иными субъектами розничного рынка, определенных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 (п.п. 12. 159), и Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электронергетике» (ст. 3).

Также обоснованно суд отклонил доводы стороны истца о том, что гарантирующий поставщик электрической энергии ОАО «КЭСК» не вправе производить расчет и требовать от жильцов МКД плату за потребленную электроэнергию, в том числе израсходованную на общедомовые нужды.

ОАО «КЭСК» на основании постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 10.10.2006 № 137 является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Карелия и в силу Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии осуществляет поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Согласно пункту 2 ранее действовавших Основных положений (от 31.08.2006 № 530) и пункту 3 Основных положений (от 04.05.2012 № 442) субъектами розничных рынков являются потребители; исполнители коммунальных услуг, гарантирующие поставщики; энергосбытовые, энергоснабжающие организации.

Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обеспечивает снятие показаний такого прибора учета и предоставление его показаний другой стороне договора в сроки, предусмотренные настоящим документом и (или) таким договором (пункт 159 Основных положений от 04.05.2012 № 442).

Установлено, что между ОАО «КЭСК» и ОАО «ПСК» (...) заключен договор (...) на оказание услуг по передаче электроэнергии через технические устройства электрических сетей.

В соответствии с пп. «в» п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (действовавших в спорный период), обязанность заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры возложена на исполнителя (управляющую компанию).

Как усматривается из материалов дела, договор энергоснабжения в интересах потребителей, проживающих в доме (...), управляющей организацией – (...) с ОАО «КЭСК» не заключен. Следовательно, (...) не приобретало электрическую энергию, не продавало ее потребителям и не вправе взимать за это плату.

В то же время, в соответствии с положениями агентского договора (...) от (...), заключенного ОАО «КЭСК» с управляющей компанией – (...), ОАО «КЭСК» приняло на себя обязательства по осуществлению всех необходимых действий по поставке коммунального ресурса, включая, в том числе, выставление счетов и получение платежей за потребленную электрическую энергию.

Таким образом, оснований считать, что осуществление непосредственно между гражданами и ОАО «КЭСК» расчетов за электрическую энергию является незаконным, не имеется.

То обстоятельство, что ОДПУ не принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме, а находится на балансе сетевой организации, не освобождает потребителей, в том числе истца, от оплаты фактически потребленной электрической энергии. Порядок расчета за потребленную электрическую энергию, закрепленный ст. ст. 541, 544 ГК РФ, ст. 157 ЖК РФ, а также п. п. 88-89 Основных положений, п. п. 22, 25 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, не зависит от того, в чьей собственности находится коллективный (общедомовой) прибор учета.

Вывод суда о том, что ОАО «КЭСК» обоснованно включает в оплату электроэнергии расходы на общедомовые нужды и производит начисление суммы данных расходов в соответствии с положениями законодательства, коллегия находит правильным. Доказательств, опровергающих достоверность показаний общедомового прибора учета, по которым произведен расчет стоимости электрической энергии, истцом, на которого в силу ст. 56 ГПК РФ возложено бремя доказывания, суду не представлено.

Все выводы суда мотивированы, подробно изложены в решении и оснований считать их незаконными нет.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, были предметом судебного исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, которая нашла отражение в решении суда и разделяется судебной коллегией.

Ссылка истца в жалобе на Федеральный закон от 23.11.09 № 261-ФЗ в обоснование незаконности установки коллективного (общедомового) прибора учета, поскольку принудительная установка ОДПУ возможна лишь в период с 01.07.2012 по 01.07.2013, не может быть принята во внимание. Указанный Федеральный закон вступил в силу с 27.11.2009? тогда как многоквартирный дом № 130 «б» был оборудован прибором учета 16.07.2009. Следовательно, положения ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ не действовали в период установки ОДПУ в спорном многоквартирном доме, в связи с чем предусмотренный данной статьей Закона порядок установки коллективного (общедомового) прибора учета не может быть применим к отношениям сторон, возникшим до введения в действие названного Федерального закона № 261-ФЗ.

Коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при правильном применении норм материального права. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 22 мая 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи