ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22/16 от 22.04.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Билык О.Р. Дело № 33-22/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 22 апреля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Муратовой Н.И.,

судей Кононовой Л.И., Дубинина А.И.,

при секретаре Шевцовой Т.В.,

с участием прокурора Дремовой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы КФХ ИП Мальченко В.П. на решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 31 августа 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Благодарненского района, действующего в интересах неограниченного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Мальченко В.П. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации,

заслушав доклад судьи Муратовой Н.И.,

установила:

Прокурор Благодарненского района, действующий в интересах неограниченного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Мальченко В.П., в котором просил суд обязать ИП Мальченко В.П. устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу:

1) на АГЗС, расположенной по адресу: Благодарненский район,
г. Благодарный, пересечение автодороги …:

- установить противопожарное расстояние от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки не менее 20 метров;

- площадку для автоцистерны с СУГ оснастить отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ; площадкой (включая отбортовку) выполненной из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров; наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу;

- обеспечить охлаждение автоцистерны СУГ, в случае возникновения пожара, системой водяного орошения;

- наружное пожаротушение АГС осуществлять от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема;

- помещения здания оператора оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

2) на АГЗС, расположенной по адресу: Благодарненский район,
г. Благодарный, ул. …, б/н:

- обеспечить охлаждение емкости с СУГ, в случае возникновения пожара, системой водяного орошения;

- наружное пожаротушение АГС осуществлять от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема;

- помещения здания оператора оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

3) на АГЗС, расположенной по адресу: Благодарненский район,
г. Благодарный, ул. …, б/н:

- установить противопожарное расстояние от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки не менее 20 метров;

- площадку для автоцистерны с СУГ оснастить отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ; площадкой (включая отбортовку) выполненной из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров; наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу;

- обеспечить охлаждение емкости с СУГ, в случае возникновения пожара, системой водяного орошения;

- наружное пожаротушение АГС осуществлять от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема;

- помещения здания оператора оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании задания прокуратуры Ставропольского края прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в сфере хранения и реализации автомобильного топлива, законодательства в сфере пожарной безопасности, защиты прав потребителей в деятельности ИП Мальченко В.П. На момент проверки 26.05.2015 было установлено, что в собственности ИП Мальченко В.П. имеется АГС, расположенная по адресу: Благодарненский район, г. Благодарный, пересечение автодороги … в деятельности которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 "О противодействии терроризму" (далее - Закон № 35-Ф3) одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина. Согласно Концепции противодействия терроризму в Россий­ской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму, в том числе, являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей. Частью 3 статьи 2 Закона № 35 предусмотрено, что основным принципом противодействия терроризму является приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности. Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В ходе осуществления деятельности по реализации моторного топлива ИП Мальченко В.П. при эксплуатации АГС, расположенной по адресу: Благодарненский район, г. Благодарный, пересечение автодороги … допустил нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации ППР-390 (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012), Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), Нормы пожарной безопасности «Ав­тозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (НПБ 111-98), а именно:

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 – «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; таблицы П.6.2 НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» противопожарное расстояние от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки составляет менее 20 метров (фактическое расстояние составляет 5 метров);

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 14 раздела II прило­жения 6 (Обязательное) НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» площадка для автоцистерны с СУГ не оснащена: отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального к уровня наполнения СУГ; площадкой (включая отбортовку) выполненной из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров; наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу;

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 24 раздела IV приложения 6 (Обязательное) НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» не обеспечено охлаждение автоцистерны СУГ, в случае возникновения пожара, системой водяного орошения;

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 94 раздела VII; пункта 22 раздела IV приложения 6 (Обязательное) НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» наружное пожаротушение АГЗС не осуществляется от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема;

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 11 таблицы А.1, пунк­та А.4 приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; пункта 11 таблицы 1, пункта 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; пункта 96* раздела VII НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» помещения здания оператора не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

На момент проверки 26.05.2015 также установлено, что в собственности ИП Мальченко В.П. имеется АГЗС, расположенная по адресу: Благодарненский район, г. Благодарный, ул. …, б/н, в деятельности которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе осуществления деятельности по реализации моторного топлива ИП Мальченко В.П. при эксплуатации АГС, расположенной по адресу: Благодарненский район, г. Благодарный, ул. …, б/н допустил нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации ППР-390 (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012), Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, поме­щений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), Нормы пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (НПБ 111-98), а именно:

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 24 раздела IV прило­жения 6 (Обязательное) НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные стан­ции. Требования пожарной безопасности» не обеспечено охлаждение емкости СУГ, в случае возникновения пожара, системой водяного орошения;

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 94 раздела VII; пункта 22 раздела IV приложения 6 (Обязательное) НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» наружное пожаротушение АГС не осуществляется от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема;

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 11 таблицы А.1, пунк­та А.4 приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ус­тановки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; пункта 11 таблицы 1, пункта 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»; пункта 96* раздела VII НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» помещения здания оператора не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

На момент проверки 27.05.2015 также установлено, что в собственности ИП Мальченко В.П. имеется АГЗС, расположенная по адресу: Благодарненский район, г. Благодарный, ул. …, б/н, в деятельности которой выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. В ходе осуществления деятельности по реализации моторного топлива ИП Мальченко В.П. при эксплуатации АГС, расположенной по адресу: Благодарненский район, г. Благодарный, ул. …, б/н допустил нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации ППР-390 (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012), Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), Нормы пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (НПБ 111-98), а именно:

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; таблицы П.6.2 НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» противопожарное расстояние от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки составляет менее 20 метров (фактическое расстояние составляет 5 метров);

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 24 раздела IV прило­жения 6 (Обязательное) НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» не обеспечено охлаждение емкости с СУГ, в случае возникновения пожара, системой водяного орошения;

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 94 раздела VII; пункта 2 раздела IV приложения 6 (Обязательное) НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Ав­тозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» наружное пожаротушение АГЗС не осуществляется от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема;

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 14 раздела II прило­жения 6 (Обязательное) НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные стан­ции. Требования пожарной безопасности» площадка для автоцистерны с СУГ не оснащена: отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ; площадкой (включая отбортовку), выполненной из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров; наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу;

- в нарушение пункта 1 статьи 151 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 11 таблицы А.1, пунк­та А.4 приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Ус­тановки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проекти­рования»; пункта 11 таблицы 1, пункта 4 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помеще­ний и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и ав­томатической пожарной сигнализацией»; пункта 96* раздела VII НПБ 111-98* «Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» помещения здания оператора не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

Нарушения вышеуказанных норм законодательства являются существенными, поскольку допущение указанных нарушений создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, находящихся на территории АГС, проживающих в непосредственной близости к АГС, а также ее работников. Поскольку территория АГС ежедневно является объектом массового нахождения людей, что требует от ИП Мальченко В.П. повышенных мер по обеспечению противопожарной безопасности объекта. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. Выявленные проверкой несоответствия требованиям пожарной безопасности являются нарушением прав неограниченного круга граждан. Указанные выше обстоятельства дают прокурору возможность обращения в суд с заявлением об устранении выявленных нарушений.

Решением Благодарненского районного суда Ставропольского края от 31 августа 2015 года исковые требования прокурора Благодарненского района, действующего в интересах неограниченного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Мальченко В.П. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, - удовлетворены.

Возложена обязанность на индивидуального предпринимателя Мальченко В.П. устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу:

1) на АГЗС, расположенной по адресу: Благодарненский район,
г. Благодарный, пересечение автодороги …:

- установить противопожарное расстояние от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки не менее 20 метров;

- площадку для автоцистерны с СУГ оснастить отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ; площадкой (включая отбортовку) выполненной из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров; наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу;

- обеспечить охлаждение автоцистерны СУГ, в случае возникновения пожара, системой водяного орошения;

- наружное пожаротушение АГС осуществлять от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема;

- помещения здания оператора оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

2) на АГЗС, расположенной по адресу: Благодарненский район,
г. Благодарный, ул. …, б/н:

- обеспечить охлаждение емкости с СУГ, в случае возникновения пожара, системой водяного орошения;

- наружное пожаротушение АГС осуществлять от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема;

- помещения здания оператора оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

3) на АГЗС, расположенной по адресу: Благодарненский район,
г. Благодарный, ул. …, б/н:

- установить противопожарное расстояние от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки не менее 20 метров;

- площадку для автоцистерны с СУГ оснастить отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, расположенной ниже номинального уровня наполнения СУГ; площадкой (включая отбортовку) выполненной из твердых негорючих материалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров; наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность паровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу;

- обеспечить охлаждение емкости с СУГ, в случае возникновения пожара, системой водяного орошения;

- наружное пожаротушение АГС осуществлять от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема;

- помещения здания оператора оборудовать автоматической пожарной сигнализацией.

В апелляционной жалобе глава КФХ ИП Мальченко В.П. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02.12.2015 суд перешел к рассмотрению гражданского дела по иску прокурора Благодарненского района, действующего в интересах неограниченного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Мальченко В.П. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В судебном заседании прокурор Дремова М.В. исковые требования поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме, указав, что в ходе осуществления деятельности при эксплуатации АГС ИП Мальченко В.П. допустил нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона № 123 от 02.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации ППР-390 (утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 25.04.2012), Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), Нормы пожарной безопасности «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» (НПБ 11-98).

Ответчик ИП Мальченко В.П. против исковых требований возражал, мотивируя тем, что он эксплуатирует автозаправочные станции с 2001 года. За это время неоднократно проводились проверки пожарного надзора и технического надзора, при этом серьезных нарушений не выявлялось. На все заправки имеются надлежаще оформленные проектно-строительные и правоустанавливающие документы. Кроме того, все три АГЗС в установленном порядке были внесены Межрегиональным технологическим управлением Ростехнадзора в государственный реестр опасных производственных объектов, деятельность по эксплуатации АГЗС осуществляется на основании лицензии, что является подтверждением соответствия АГЗС требованиям промышленной безопасности, частью которых на основании ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ фактически являются требования пожарной безопасности.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из материалов дела усматривается, что на основании свидетельства о государственной регистрации права серии 26-АЗ № 116724 от 12.10.2010 Мальченко В.П. является собственником нежилого здания - автогазозаправочной станции, площадью 26,40 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира АГЗС на пересечении автодороги …, расположенного в границах участка, адрес ориентира, город Благодарный, Благодарненский район, Ставропольский край. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права серии 26-АЗ № 116725 от 12.10.2010 Мальченко В.П. является собственником нежилого здания - газозаправочной станции, площадью 9,60 кв.м., местоположение дом б/н, улица …, город Благодарный, Благодарненский район, Ставропольский край. Кроме того, на основании свидетельства серии 26-АЗ № 158238 от 10.11.2010 о государственной регистрации права Мальченко В.П. является собственником, навеса, колонки АГЗС, местоположение: Ставропольский край, Благодарненский район, г. Благодарный, ул. …, б/н.

Материалами дела также подтверждается, что на основании свидетельства серии АВ № 192964 от 29.06.2012 станция газозаправочная (автомобильная) № 1, станция газозаправочная (автомобильная) № 2, станция газозаправочная (автомобильная) № 3, которые эксплуатирует Мальченко В.П., зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Кроме того в материалах дела имеются выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о том, что по состоянию на 14.07.2015 Мальченко В.П. является индивидуальным предпринимателем, лицензия № 59ЭК-009525, выданная Мальченко В.П. на право осуществления деятельности по эксплуатации объектов газового хозяйства, разрешения на ввод в эксплуатацию вышеуказанных АГЗС.

В ходе рассмотрения настоящего дела судебной коллегий определением от 24 декабря 2015 года была назначена пожарно-техническая экспертиза, на разрешение, которой были поставлены следующие вопросы: 1. Подлежат ли применению в отношении эксплуатируемых в настоящее время ПАГЗС ИП Мальченко В.П. в обязательном порядке, либо на добровольной основе положения свода правил СП156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» с учетом содержания п.1.2 этого нормативного документа по пожарной безопасности, а также нормы пожарной безопасности НПБ 111-988* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» с учетом положений Федеральных законов № 184-ФЗ от 27.12.2002, № 384-ФЗ от 30.12.2009, № 123-ФЗ от 22.07.2008, постановления Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014, приказа МЧС России № 221 от 05.05.2014; 2. Имеют ли место нарушения в деятельности ИП Мальченко В.П. по эксплуатации АГЗС норм и правил пожарной безопасности, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами; 3. В случае выявления нарушений указанных норм и правил противопожарной безопасности, какие действия необходимо совершать Мальченко В.П. для их устранения.

В заключении эксперта № 12 от 19 января 2016 года ФГБУ «Судебно-экспертное учреждение ФПС «Испытательная пожарная лаборатория» по Ставропольскому краю» были сделаны следующие выводы.

По первому вопросу: Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), пра­вила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответ­ствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инст­рукции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

На момент введения в эксплуатацию АГЗС по адресам: Ставропольский край, пересече­ние автодорог … и Ставропольский край,
г. Благодарный, ул. …, б/н - действовал НПБ 111- 98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности». На момент введе­ния в эксплуатацию АГЗС по адресу: Ставропольский край, г. Благодарный, ул. …, б/н уже вступил в законную силу Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Техниче­ский регламент о требованиях пожарной безопасности».

С 01.07.2014 введен в действие СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные запра­вочные. Требования пожарной безопасности». Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, уста­новленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 «Технический регла­мент о требованиях пожарной безопасности».

Видно, что две АГЗС были введены в эксплуатацию до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях по­жарной безопасности» (вступил в законную силу 01.05.2009) и 1 АГЗС после.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015): 1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, иму­щества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области по­жарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объ­ектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объ­ектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании"), не действуют в части, содержащей требования пожарной безопасности к указанной продукции, отличные от требований, установленных настоящим Федераль­ным законом.

2. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасно­сти объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты...

Как уже указывалось ранее и НПБ 111-98* и СП 156.13130.2014 будут являться норма­тивными документами по пожарной безопасности, так как содержат требования пожар­ной безопасности к автомобильным заправочным станциям.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015):

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продук­ции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортиро­вания, реализации и утилизации;

правовое регулирование отношений в области применения и использования требова­ний пожарной безопасности;

правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

1. К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федераль­ным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные норматив­ные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для испол­нения требования пожарной безопасности.

2. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а так­же иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение ко­торых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

3. В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением по­ложений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требо­вания. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капиталь­ный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капи­тальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

4. Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015): 1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные тех­ническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техни­ческом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, уста­новленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные тех­ническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техни­ческом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 13.07.2015) - со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступле­ния в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными пра­вовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных ор­ганов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не проти­воречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1* НПБ 111-98* - настоящие нормы устанавливают требования пожар­ной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограничен­ных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой про­мышленности.

Эксперт отмечает, что п. 3* и п. 5* НПБ 111-98*, указывают на необходимость вы­полнения определенных требований при проектировании, а не на то. что требования НПБ 111-98* распространяются лишь на стадию проектирования (п. 3* НПБ 111-98* - при проектировании АЗС следует предусматривать применение серийно выпускаемых технологических систем для приема, хранения и выдачи топлива, имеющих технико-эксплуатационную документацию (ТЭД), согласованную в порядке, установленном НПБ 03-93; п. 5* НПБ 111-98* -.. .при проектировании, строительстве и реконструкции АЗС наряду с требованиями пожарной безопасности следует учитывать требования взрыво-безопасности, газобезопасности, экологической безопасности и другие требования, рег­ламентированные действующими нормативными документами, утвержденными в уста­новленном порядке).

Также НПБ 111-98* нормативный документ, содержащий требования по пожарной безопасности, предъявляемые к автомобильным газозаправочным станциям.

Проведя сравнительный анализ требований нормативных документов, эксперт при­ходит к выводу, что СП 156.13130.2014 не устанавливает более высокие требования по­жарной безопасности чем НПБ 111-98*.

Однако согласно п.п. 1.1 и 1.2 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные запра­вочные. Требования пожарной безопасности» - настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств. Применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией.

Следовательно, так как СП 156.13130.2014 может применяется только при проекти­ровании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправоч­ных станций, а в данном случае в представленных материалах нет сведений, которые бы свидетельствовали о том, что на АГЗС ПП Мальченко В.П. проводилось строительство и реконструкция, а также нет сведений о проведении расчета пожарного риска, то экс­перт считает, что в нашем случае в отношении эксплуатируемых в настоящее время ПАГЗС ИП Мальченко В.П. необходимо в обязательном порядке применять НПБ 111-98*.

По второму вопросу: так как в исследовании по вопросу № 1 было установлено, что в отношении эксплуа­тируемых в настоящее время ПАГЗС ИП Мальченко В.П. в обязательном порядке необхо­димо применять НПБ 111-98*, то рассматривая вопрос о возможно имеющихся нарушениях в результате эксплуатации АГЗС, эксперт будет ссылаться на требования НПБ 111-98*.

Согласно п. 5 приложения 6* НПБ 111-98* - минимальное расстояние между зда­ниями и сооружениями АЗС следует принимать по таблице П.6.2.

Из таблицы П. 6.2 НПБ 111-98* следует, что минимальное расстояние между разда­точной колонкой СУГ и площадкой для автоцистерны СУГ и наружной установки пере­качивания СУГ должно составлять 20 м.

Следовательно, фактическое расстояние в 5 м между площадкой для автоцистерны СУГ и заправочной колонкой нарушает требования таблицы П. 6.2 НПБ 111-98*.

Согласно п. 24* НПБ 111-98* - для обеспечения охлаждения надземного (наземного) оборудования с СУГ на складской площадке и автоцистерны с СУГ в случае пожара следует предусматривать устройство систем водяного орошения, обеспечивающих по­дачу воды на поверхности указанного оборудования. Системы водяного орошения должны быть подключены к противопожарному водопроводу АЗС с дистанционным пуском из помещения операторной.

Размещение и конструктивное исполнение системы водяного орошения должно обеспе­чивать ее устойчивость к тепловому излучению пожара.

Из п. 37* НПБ 111-98* следует, что на АГЗС допускается не предусматривать:

оснащение площадки для АЦ по п. 14 приложения 6;

датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных остров­ках по п. 20.9 приложения 6;

защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по п. 20.10 приложения 6;

системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по п. 24 приложе­ния 6;

противопожарный водопровод высокого давления;

автоматическое предотвращение возможности наполнения резервуаров топливом по п. 19.3 приложения 6;

дистанционное и автоматическое опорожнение отсеченных с обеих сторон надземных трубопроводов от СУГ по п. 19.11* приложения 6.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в данном случае для рас­сматриваемых АГЗС не требуется обеспечение охлаждение емкости с СУГ в случае воз­никновения пожара системой водяного орошения.

Согласно п. 14* раздел II приложения 6 - площадка для автоцистерны с СУГ должна быть оснащена таким образом, чтобы предотвратить растекание пролива жидкой фазы СУГ за ее границы и образование взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет ис­парения СУГ с поверхности этого пролива. Указанное оснащение площадки для АЦ с СУГ допускается осуществлять следующим образом:

оборудовать отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ за ее пределы при аварийной разгерметизации арматуры АЦ, располо­женной ниже номинального уровня наполнения СУГ;

поверхность площадки (включая отбортовку) выполнить из твердых негорючих мате­риалов, исключающих проникновение в них СУГ и его паров;

оборудовать наружной системой отсоса паров СУГ, обеспечивающей подвижность па­ровоздушной среды (по горизонтали на уровне верхнего края отбортовки) в любой точ­ке площадки не менее 2 м/с и выброс паровоздушной среды через сбросную трубу. Со­вмещение указанной сбросной трубы со сбросной трубой для паров СУГ технологиче­ской системы АЗС определяется возможностью одновременного пожаробезопасного аварийного сброса паров СУГ из технологического оборудования и с площадки для АЦ. Приемные устройства системы должны быть расположены на уровне верхнего края от­бортовки и защищены от попадания в них посторонних предметов, способных привести к нарушению параметров работы системы. Оборудование системы должно иметь взрывобезопасное и искробезопасное исполнение. Запуск и остановка системы должны быть обеспечены как в автоматическом режиме, так и вручную с площадки для АЦ и дистан­ционно из операторной АЗС. При этом атоматический запуск системы отсоса паров СУГ должен осуществляться от датчиков довзрывоопасных концентраций, а остановка - от пожарных извещателей.

Из п. 37* НПБ 111-98* следует, что на АГЗС допускается не предусматривать:

оснащение площадки для АЦ по п. 14 приложения 6;

датчики довзрывоопасных концентраций на площадке для АЦ и заправочных остров­ках по п. 20.9 приложения 6;

защиту сбросной трубы паров СУГ от воздействия пожара по п. 20.10 приложения 6;

системы водяного орошения технологического оборудования с СУГ по п. 24 приложе­ния 6;

противопожарный водопровод высокого давления;

автоматическое предотвращение возможности наполнения резервуаров топливом по п. 19.3 приложения 6;

дистанционное и автоматическое опорожнение отсеченных с обеих сторон надземных трубопроводов от СУГ по п. 19.11* приложения 6.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в данном случае для АГЗС допускается не предусматривать оснащение площадок для автоцистерн с СУГ по п. 14* приложения 6 НПБ 111-98*.

Согласно п. 94* НПБ 111-98* - наружное пожаротушение АЗС должно осуществ­ляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (водоемов). Общая вместимость противопожарных водоемов АЗС жидкого моторного топлива и АГНКС должна составлять не менее 100 м3, которые должны быть располо­жены на расстоянии не более 200 м от АЗС...

В возражении на исковое заявление прокурора Благодарненского района от 15.07.2015 г. № 8-49-2015 (л.д. 159) указано, что на расстоянии менее 200 м южнее АГЗС № 1 на территории автомастерской ИП Мальцевой И.В. имеется пожарный водо­ем емкостью 100 куб. м. пригодный для использования подразделениями пожарной ох­раны при осуществлении пожаротушения указанной АГЗС. На расстоянии менее 200 м от АГЗС № 2 находится русло реки Мокрая Буйвола и автомобильный мост. Имеется возможность забора и подачи воды на тушение пожара. На расстоянии около 30 м от АГЗС № 3 находится русло реки - притока р. Мокрая Буйвола, имеется подъезд, твердое покрытие, позволяющее устанавливать в этом месте пожарную технику.

Однако, в представленных материалах дела отсутствуют достоверные сведения, ко­торые позволили бы эксперту действительно полагать, что на расстоянии менее 200 м от каждой АГЗС имеются противопожарные водоемы или гидранты.

Следовательно, на основании вышеизложенного можно сделать условный вывод. Ес­ли на расстоянии менее 200 м от каждой АГЗС ИП Мальченко В.П. имеется противопо­жарный водоем вместимостью не менее 100 м3, то требования пожарной безопасности в данном случае не нарушены. Если же на расстоянии менее 200 м от каждой АГЗС ИП Мальченко В.П. имеется противопожарный водоем вместимостью менее 100 м3 или противопожарные водоемы находятся на расстоянии более 200 м от АГЗС, то тогда бу­дут нарушаться требования п. 94* НПБ 111-98*.

Рассматривая вопрос отсутствия автоматической пожарной сигнализации в помещени­ях здания оператора, эксперт отмечает, что согласно п. 96* НПБ 111-98* - все помеще­ния АЗС, за исключением помещений категорий В4 и Д, механизированной мойки и помещений для персонала АЗС с круглосуточным пребыванием людей, должны быть оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации.

Следовательно, если на каждой из АГЗС ИП Мальченко В.П. находится только строение операторной (с круглосуточным пребыванием людей), то необходимость устройства в ней системы автоматической пожарной сигнализации отсутствует. Если же на территориях АГЗС имеются другие строения и помещения, которые не категорий В4 и Д, то их необходимо оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации.

Подытоживая вышеизложенное можно сделать следующий вывод:

фактическое расстояние в 5 м между площадкой для автоцистерны СУГ и заправочной колонкой нарушает требования таблицы П. 6.2 НПБ 111-98*;

если на расстоянии менее 200 м от каждой АГЗС ИП Мальченко В.П. имеется проти­вопожарный водоем вместимостью не менее 100 м3, то требования пожарной безопасно­сти в данном случае не нарушены. Если же на расстоянии менее 200 м от каждой АГЗС ИП Мальченко В.П. имеется противопожарный водоем вместимостью менее 100 mj или противопожарные водоемы находятся на расстоянии более 200 м от АГЗС, то тогда бу­дут нарушаться требования п. 94* НПБ 111-98*;

если на каждой из АГЗС ИП Мальченко В.П. находится только строение операторной (с круглосуточным пребыванием людей), то необходимость устройства в ней системы автома­тической пожарной сигнализации отсутствует. Если же на территориях АГЗС имеются дру­гие строения и помещения, за исключением помещений категорий В4 и Д, то их необходимо оборудовать системой автоматической пожарной сигнализации.

Кроме того, судебной коллегией в ходе разбирательства данного дела был опрошен эксперт Илюшин М.Ю., который дал пояснения по заключению № 12 от 19.01.2016 в соответствии с исковыми требованиями прокурора, указав: 1. минимальное расстояние между раздаточной колонкой СУГ и площадкой для автоцистерны СУГ и наружной установки перекачивания СУГ должно составлять 20 метров, следовате6льно фактическое расстояние в 5 метров между площадкой для автоцистерны СУГ и заправочной колонкой нарушает требования таблицы П.6.2НПБ 111-98*; 2. для рассматриваемых АГЗС не требуется обеспечение охлаждение емкости с СУГ в случае возникновения пожара системой водяного орошения; 3. для АГЗС, принадлежащих Мальченко В.П. допускается не предусматривать оснащение площадок для автоцистерн с СУГ по п.14* приложения 6 НПБ 111-98*, т.е. оборудование отбортовкой высотой не менее 150 мм, обеспечивающей предотвращение растекания СУГ; 4. если на расстоянии менее 200 м от каждой АГЗС ИП Мальченко В.П. имеется проти­вопожарный водоем вместимостью не менее 100 м3 то требования пожарной безопасно­сти в данном случае не нарушены. Если же на расстоянии менее 200 м от каждой АГЗС ИП Мальченко В.П. имеется противопожарный водоем вместимостью менее 100 m3 или противопожарные водоемы находятся на расстоянии более 200 м от АГЗС, то тогда будут нарушаться требования п. 94*НПБ111-98*;
5. необходимость устройства на территориях АГЗС ИП Мальченко системы автоматической пожарной сигнализации отсутствует, так как в операторской имеется круглосуточное пребывание людей.

Из представленной в судебное заседание справки № 04-08/05-0407-459 от 13.04.2016 ФГУ предприятия СК «Ставрополькрайводоканал» - Благодарненский «Межрайводоканал» усматривается, от АГЗС № 1, принадлежащей ИП Мальченко В.П.до ближайшего пожарного гидранта расстояние гидранта составляет 125 метров. Согласно справке № 1055 от 20.04.2016, выданной главой города Благодарного Тормосовым Д.А. расстояние от АГЗС, принадлежащей ИП Мальченко В.П. по ул. Свободы, б/н, до автомобильной дороги -25 м., до реки Мокрая Буйвола – 70 метров, имеется свободный доступ подъезда от существующей АГЗС к реке Мокрая Буйвола. В соответствии со справкой № 1056 от 20.04.2016, выданной главой города Благодарного, расстояние от АГЗС по ул. …, б/н до автомобильной дороги по пер. Кочубея – 30 метров, до реки Мокрая Буйвола – 49 метров, от АГЗС имеется пандус (съезд) к реке Мокрая Буйвола.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательства по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснения сторон, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключения экспертов, аудио-видиозаписей.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Так как для правильного разрешения данного спора потребовались специальные знания в области исполнения требований правил пожарной безопасности при эксплуатации газозаправочных станций судебной коллегий была назначена пожарно-техническая экспертиза, проведение которой поручено Федеральному Государственному бюджетному учреждению «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Ставропольскому краю». Эксперт И., сделавший заключение № 12 от 19.01.2016, имеет высшее образование, специальность – инженер пожарной безопасности, стаж работы по экспертной специализации – 5 лет, об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 307 УК РФ предупрежден.

Кроме того, эксперт ИЮ. был опрошен в судебном заседании судом и сторонами по делу, устные пояснения не противоречили выводам, отраженным в заключении № 12 от 19.01.2016.

Таким образом, оснований не доверять заключению эксперта у судебной коллегии не имеется.

При рассмотрении настоящего дела Мальченко В.П. пояснил, что действительно нарушения в части требования установки противопожарного расстояния от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки не менее 20 метров у него имелись, но в настоящее время они устранены. Объяснения об устранении указанного нарушения судебная коллегия принять во внимание не может, поскольку Мальченко В.П. не представил надлежащих доказательств данному обстоятельству.

Изучив материалы дела, а также все имеющиеся в деле доказательства и дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора в части установления на АГЗС, расположенных по адресу г. Благодарный, пересечение автодороги …, г. Благодарный, ул. …, б/н, противопожарного расстояния от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки не менее 20 метров являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Остальные требования прокурора Благодарненского района удовлетворению не подлежат, поскольку они опровержены вышеизложенными обстоятельствами, подтвержденными заключением эксперта, в котором отражено, что в деятельности ИП Мальченко В.П. по эксплуатации АГЗС имеются нарушения только в части требования установки противопожарного расстояния от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки не менее 20 метров.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Благодарненского районного суда Ставропольского края от 31 августа 2015 года отменить.

Вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Благодарненского района, действующего в интересах неограниченного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Мальченко В.П. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации удовлетворить частично.

Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя Мальченко В.П. установить противопожарное расстояние от площадки для автоцистерны СУГ до заправочной колонки не менее 20 метров на АГЗС, расположенной по адресу: Благодарненский район,
г. Благодарный, пересечение автодороги …, а также на АГЗС, расположенной по адресу: Благодарненский район, г. Благодарный, ул. …, б/н., в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

В остальной части исковых требований прокурора Благодарненского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Мальченко В.П. об устранении нарушений законодательства Российской Федерации - отказать.