ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22/2013 от 09.01.2013 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №

Судья Радченко В.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам <адрес>вого суда в составе:

председательствующего судьи Пичуева В.В.

и судей Михеева С.Н., Ходюкова Д.С.

при секретаре Семеновой Ю.Б.

с участием прокурора Дьячковой Ж.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите <Дата> гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Забайкальского края», Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края об исполнении обязанности по обеспечению прав инвалидов на доступное пользование объектов социальной инфраструктуры

по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> ФИО1

на решение Оловяннинского районного суда <адрес> от <Дата>, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Оловяннинского район Забайкальского края удовлетворить частично.

Обязать государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Оловяннинского района» оборудовать вход в здание расположенное по адресу: <адрес> Оловяннинского района Забайкальского края - лестницами с поручнями и пандусом, отвечающим техническим, противопожарным и санитарным нормам (расширить дверной проем (второй, считая от входа в помещение с улицы) для обеспечения возможности проезда через него инвалида колясочника.

На Государственную службу занятости населения Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края возложить обязанности произвести финансирование работ (выделить субсидию) по возведению пандуса, в случае отсутствия средств у учреждения.

Заслушав доклад судьи <адрес>вого суда Михеева С.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Оловяннинского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее. Проверкой установлено, что в нарушение закона, не обеспечена доступность здания ГКУ Центр занятости населения Оловяннинского района, расположенного по адресу: <адрес>, пе<адрес>, для инвалидов-колясочников. Вход в здание ГКУ «Центр занятости населения Оловяннинского района» не оборудован лестницей с поручнями и пандусом для передвижения инвалидных колясок. Дверной проход (второй, считая от входа в помещение ЦЗН с улицы) является узким, непроходимым для инвалидной коляски. И в первом, и во втором дверном проеме имеются пороги, препятствующие проезду инвалидной коляски. В результате инвалиды-колясочники не имеют возможности проехать, переместиться в помещение ГКУ ЦЗН. Просил обязать ГКУ «Центр занятости населения Оловяннинского района», Государственную службу занятости населения Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края оборудовать вход в здание ГКУ «Центр занятости населения Оловяннинского района», расположенное по адресу: <адрес>, пе<адрес>, лестницами с поручнями и пандусом, отвечающим техническим, противопожарным и санитарным нормам, а также расширить дверной проем (второй, считая от входа в помещение ЦЗН с улицы) до обеспечения возможности проезда через него инвалида-колясочника.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда в части возложения обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обязанности произвести финансирование работ по возведению пандуса, ФИО1 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит исключить из резолютивной части указанную часть удовлетворенных требований. Ссылается на то, что бюджетными полномочиями в отношении ГКУ «Центр занятости населения Оловяннинского района» Департамент не наделен. Утверждение бюджетной сметы учреждения, а также финансовое обеспечение деятельности учреждения относится к компетенции Государственной службы занятости населения Забайкальского края. Кроме того, собственником имущества КГУ «Центр занятости населения Оловяннинского района» согласно Уставу является Забайкальский край.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Друкова М.Б. просит решение оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

В судебное заседание не явился представитель Государственной службы занятости населения <адрес>. О рассмотрении дела ответчик уведомлен надлежащим образом.

Руководствуясь ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения директора ГКУ «Центр занятости населения Оловяннинского района» ФИО2, объяснения представителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края ФИО3, поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей решение изменить в части, пояснения прокурора Дьячковой Ж.В., полагавшей доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания, решение подлежащим изменению, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.

Такие нарушения допущены судом при рассмотрении гражданского дела.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Правительство РФ, органы исполнительной власти РФ, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно - зрелищным и другим учреждениям).

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки, проведенной прокурором Оловяннинского района Забайкальского края, установлено, что помещение государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Оловяннинского района Забайкальского края» не соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Входы в здание не оборудованы лестницей с поручнями, пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, в том числе, использующих кресла-коляски; дверной проход узкий, не проходимый для инвалидной коляски, в первом и втором дверном проеме имеются пороги, препятствующие проезду коляски (л.д. 8-11).

Удовлетворяя частично требования прокурора, суд, руководствуясь ст. 39 Конституции Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона от <Дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», установив, что здание ГКУ «ЦЗН <адрес>» не соответствует требованиям доступности инвалидов и других маломобильных посетителей, правомерно обязал ответчика привести здание в соответствие с санитарными нормами и правилами 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <Дата> №.

Суждения суда в данной части подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, и не представляются судебной коллегии ошибочными. Выводы суда основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, их правильной правовой оценке.

Между тем, с выводом суда о возложении такой же обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края судебная коллегия согласиться не может и находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

В соответствии с п. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно п. 1.3 Устава ГКУ «ЦЗН Оловяннинского района» относится к типу учреждений «казенное учреждение» (л.д. 13). Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства, несет ответственность по своим обязательствам денежными средствами. Финансовое обеспечение Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края (п. 4.10 Устава) (л.д. 15-17).

В соответствии с п. 1.4 приведенного Устава, функции учредителя и собственника имущества Учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Государственная служба занятости населения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в соответствии с действующим законодательством (л.д. 13).

При этом п. 1.5 Устава ГКУ «ЦЗН Оловяннинского района» предусматривает, что Учреждение находится в ведомственном подчинении Государственной службы занятости населения Забайкальского края.

Согласно п. 6.9. Устава ГКУ «ЦЗН Оловяннинского района» утверждение бюджетной сметы Учреждения, а также финансовое обеспечение деятельности учреждения относится к компетенции Государственной службы занятости населения Забайкальского края, являющейся исполнительным органом государственной власти Забайкальского края (л.д.20).

Учитывая указанные обстоятельства, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований в части возложения на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края обязанности по финансированию вышеназванных мероприятий, связанных с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов в здание ГКУ «ЦЗН Оловяннинского района».

При таком положении судебная коллегия находит, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда подлежит изменению.

В соответствии с п.2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 15 октября 2012 года изменить.

Исключить из резолютивной части решения суда указание на возложение обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края произвести финансирование работ (выделить субсидию) по возведению пандуса, в случае отсутствия средств у учреждения.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий судья: В.В. Пичуев

Судьи: С.Н. Михеев

Д.С. Ходюков

Копия верна

Судья <адрес>вого суда С.Н.Михеев