Дело №33-22/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 31 января 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Свирской О.Д.
судей: Матвеевой Н.Л., Насиковской А.А.
при секретаре: Бодягиной Е.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции дело по апелляционной жалобе ТСЖ «Ладожское» на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2015 года по делу № 2-5251/2015 по иску Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области к Администрации муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании права муниципальной собственности.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., выслушав объяснения представителя истца Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области - ФИО1, представителей третьего лица ТСЖ «Ладожское» - ФИО2 и адвоката Какстова С.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
08 июля 2015 года Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области обратилась в суд с иском к Администрации МО «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- насосную станцию Ладожская, площадью № кв.м, по <адрес>, инвентарный №;
- ограждение головного водозаборного сооружения, протяженностью № м, по <адрес>, инвентарный №;
- автодорогу (лит А1-Г1) площадью № кв.м;
- помещение дежурного машиниста (пом.1-Н), площадью-№ кв.м;
- котельную (лит. А2) площадью № кв.м;
- дымовую трубу (лит А2-Г) высотой № м.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.1997 № 1649-р в муниципальную собственность Администрации Всеволожского района переданы объекты коммунально-бытового назначения, находящиеся в федеральной собственности Российского научного центра «Прикладная химия», расположенные в поселке Кузьмоловский Всеволожского района Ленинградской области, в том числе комплекс водоснабжения и водовод Ладожский.
Согласно акту от 31.12.1997 № приема-передачи объектов водоснабжения Российского научного центра «Прикладная химия» в муниципальную собственность Всеволожского района Ленинградской области передан объект капитального строительства, расположенный в пос. им. Морозова, имеющий наименование «Ладожский водовод» (Ладожская насосная станция с комплексом сооружений и Ладожским водоводом).
В соответствии с Постановлением Администрации Всеволожского района Ленинградской области от 30.12.1997 № «О принятии в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения от РНЦ «Прикладная химия» Муниципальному предприятию «Бюро технической инвентаризации» поручено зарегистрировать право муниципальной собственности на данные объекты и выдать регистрационные удостоверения.
Указанный объект недвижимого имущества учтен в материалах ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» как «Водовод Ладожский ф800-1020сталь» с инвентарным №.
09.04.2012 Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области оформлены кадастровые паспорта на объекты недвижимости, входящие в комплекс сооружений: насосную станцию Ладожская, общей площадью № кв.м, ограждение головного водозаборного сооружения протяженностью №, расположенные в <адрес>.
Также Администрацией оформлен кадастровый паспорт на производственно-технологический комплекс от 20.10.2008 на следующие объекты: пристройку (лит. А1-а) № кв.м, ограждение (лит.А1-Г) протяженностью № м; автодорогу (лит. А1-Г1) площадью № кв.м, помещение дежурного машиниста (пом.1-Н), площадью № кв.м; котельную (лит. А2), площадью № кв.м; дымовую трубу (лит.А2-Г) высотой № м.
13.02.2013 Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области получено сообщение от Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на насосную станцию Ладожская, расположенную в пос. им. Морозова, с указанием на то, что ни один из представленных заявителем документов не подтверждает право муниципальной собственности на насосную станцию «Ладожская».
Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области указывает, что отказ Управления Росреестра является формальным и не позволяет осуществить во внесудебном порядке регистрацию права муниципальной собственности на перечисленные объекты.
Представитель ответчика Администрации МО «Морозовское городское поселение» изначально при рассмотрении дела в суде первой инстанции возражал против удовлетворения иска, указывая на то, что у истца не возникло право муниципальной собственности на Ладожскую насосную станцию, расположенную в пос. им. Морозова, так как в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.1997 № 1649-р в муниципальную собственность Всеволожского муниципального района Ленинградской области был передан только «Водовод Ладожский», расположенный в <адрес>. Что касается объектов недвижимости, расположенных в пос. им. Морозова и ранее принадлежавших РНЦ «Прикладная химия», то в муниципальную собственность МО «Всеволожский муниципальный район» в соответствии с названным Распоряжением Правительства ЛО были переданы только три жилых дома, в том числе дом <адрес>. Поскольку все спорные объекты расположены в пос. им. Морозова, и в Распоряжении Правительства РФ от 18.11.1997 № 1649-р они не указаны в качестве передаваемых в муниципальную собственность, то, по мнению ответчика, акт приема-передачи № объектов водоснабжения РНЦ «Прикладная химия», передаваемых в муниципальную собственность Всеволожского муниципального района Ленинградской области, не порождает возникновение у истца права муниципальной собственности, так как РНЦ «Прикладная химия» является государственным предприятием, в связи с чем оно не могло распорядится по собственному усмотрению объектами недвижимости при отсутствии на то согласия собственника Российской Федерации. По этим же причинам, как указывает ответчик, Управлением Росреестра истцу обоснованно было отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорные объекты.
В дальнейшем представителем ответчика Администрации МО «Морозовское городское поселение» были представлены письменные объяснения по делу, в которых он не возражал против удовлетворения исковых требований.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2015 года исковые требования удовлетворены. За Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области признано право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества: насосную станцию Ладожская, ограждение головного водозаборного сооружения, автодорогу, помещение дежурного машиниста, котельную и дымовую трубу, расположенные в <адрес>.
20 января 2017 года на решение суда поступила апелляционная жалоба от ТСЖ «Ладожское», не участвовавшего при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Податель жалобы ссылается на то, что постановленным по делу решением суда разрешен вопрос о правах ТСЖ «Ладожское», созданного 29.10.2014 собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> в целях управления указанным многоквартирным домом. ТСЖ «Ладожское» на протяжении многих лет неоднократно обращалось в Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» и в Администрацию МО «Морозовское городское поселение» с заявлениями о передаче в состав общего имущества многоквартирного дома № здания котельной, поскольку данная котельная изначально была построена РНЦ «Прикладная химия» исключительно для обслуживания одного жилого дома, в котором проживали сотрудники РНЦ «Прикладная химия». Данное здание котельной было возведено только для обслуживания указанного жилого дома: его отопления и помывки проживающих в нем граждан. Фактически данным помещением со дня его постройки пользовались и пользуются только жильцы дома № в качестве общего имущества многоквартирного дома. Указанное здание котельной никогда не использовалось для обслуживания (отопления) других объектов и для этого никогда приспособлено не было. Здание котельной является основным конструктивным элементом для системы отопления многоквартирного дома <адрес>. Кроме того, в спорном здании созданы душевые кабины для жильцов этого дома, так как в квартирах отсутствует горячая вода и ванные комнаты. Таким образом, как указано в жалобе, котельная является частью общего имущества многоквартирного дома №, и в силу закона собственникам помещений этого многоквартирного дома принадлежит право общей долевой собственности на указанное общее имущество. Истцу и ответчику достоверно было известно о правопритязаниях собственников многоквартирного дома на здание котельной, предназначенной для обслуживания только одного дома №. Однако о наличии указанного спора стороны при рассмотрении дела суд в известность не поставили, в связи с чем постановленным по делу решением судом разрешен вопрос о правах лиц, не привлеченных к участию в деле. Податель жалобы также указывает, что решением суда признано право муниципальной собственности на имущество, являющееся конструктивным элементом системы отопления и частью общего имущества жилого <адрес>, который находится под управлением ТСЖ «Ладожское», не привлеченного к участию в деле, в связи с чем ТСЖ было лишено процессуальных прав представить возражения относительно заявленных Администрацией требований, а также доказательства, свидетельствующие о том, что спорное имущество построено и предназначено исключительно для обслуживания только одного многоквартирного <адрес>. Истец никогда, в том числе и в настоящее время, не занимался эксплуатацией и обслуживанием здания котельной, в связи с чем данное имущество подвергается разрушению. В связи с принятием решения суда о признании на здание котельной права муниципальной собственности собственники помещений многоквартирного дома лишены возможности провести капитальный ремонт данного имущества и использовать его по прямому назначению.
Таким образом, как указывает податель жалобы, при разрешении дела судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, которое является основанием для отмены постановленного по делу решения.
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2017 года подателю жалобы ТСЖ «Ладожское» восстановлен пропущенный процессуальный срок для апелляционного обжалования решения суда от 28 октября 2017 года.
Представителем истца Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых указывается на то, что здание котельной и дымовая труба входят в состав единого производственного объекта «Ладожского водовода». Строительство служебного жилого дома на территории производственного комплекса «Ладожского водовода» было осуществлено в 60-х годах прошлого столетия. В настоящее время граждане приватизировали занимаемые ими квартиры, при этом одно из нежилых помещений в указанном доме, которое ранее использовалось как помещение дежурного машиниста, до сих пор является муниципальной собственностью. Согласно заключению по проекту строительства от 17.06.1966 многоквартирный дом № имеет дровяное отопление, что, по мнению представителя Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, свидетельствует о том, что спорное здание котельной не предназначено для отопления многоквартирного дома <адрес>, поэтому оно не является общим имуществом собственников помещений указанного дома, а входит в состав производственного объекта Ладожского водовода.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно статье 148 ГПК РФ задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле.
Пунктами 4, 6 части 1 статьи 150 ГПК РФ предусмотрено, что при подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора; извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу о том, что имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о наличии правых оснований для признания права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости, в том числе на здание котельной и дымовой трубы.
Между тем, судебная коллегия находит, что при разрешении дела судом первой инстанции не дана правовая оценка представленным архивным документам, в том числе проекту планировки и застройки земельного участка площадью № га, выделенного под строительство служебного 8-ми квартирного жилого дома с надворными постройками, из которых усматривается, что одно из спорных зданий – помещение котельной Лит. А2 было возведено на данном земельном участке в 60-х годах прошлого столетия для обслуживания всего лишь одного объекта - указанного многоквартирного жилого дома, в котором проживали сотрудники, работавшие на водозаборных сооружениях Государственного института Прикладной химии.
Поскольку ТСЖ «Ладожское» на основании решения общего собрания собственников помещений от 07.08.2014 осуществляет управление многоквартирным домом <адрес>, в состав общего имущества которого, по мнению подателя жалобы, входит спорная котельная, а также принимая во внимание представленные представителем ТСЖ документы, в том числе проект планировки и застройки 8-ми квартирного жилого дома на территории водозаборных сооружений РНЦ «Прикладная химия» (1967 г.), решение Исполнительного комитета Всеволожского городского Совета от 08.10.1966 № об отводе Государственному институту Прикладной Химии земельного участка площадью № га для строительства служебного жилого дома с надворными постройками, кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым № площадью № кв.м, расположенный по <адрес>, а также имевшую место переписку жителей многоквартирного дома № с муниципальными властями по поводу спорного здания «котельной», судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы ТСЖ «Ладожское» о принадлежности котельной к общему имуществу указанного многоквартирного дома заслуживают внимание и подлежат проверке и оценке судом в ходе судебного разбирательства при разрешении по существу заявленных исковых требований.
Поэтому невыполнение судом правил статей 148, 150 ГПК РФ о необходимости при подготовке дела к судебному разбирательству разрешить вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, об извещении о времени и месте разбирательства дела всех заинтересованных в его исходе граждан и организации, привело к рассмотрению дела в отсутствие ТСЖ «Ладожское», не привлеченного к участию в деле, чьи права и интересы затрагиваются принятым судебным решением.
В силу пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 5 статьи 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных Главой 39 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах в соответствии с определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 20 декабря 2017 года настоящее дело рассматривается судебной коллегией по правилам производства в суде первой инстанции, к участию в деле в качестве третьего лица судебной коллегией привлечено ТСЖ «Ладожское».
При новом рассмотрении дела представитель истца Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области исковые требования поддержал в полном объеме.
Представителем третьего лица ТСЖ «Ладожское» предъявлен самостоятельный иск к Администрации МО «Морозовское городское поселение» о признании здания котельной, расположенной по <адрес>, общим имуществом собственников помещений указанного многоквартирного жилого дома.
Представитель ответчика МО Администрации МО «Морозовское городское поселение», надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела по правилам производства в суде первой инстанции, в судебное заседание не явился, возражений на исковые требования Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и третьего лица ТСЖ «Ладожское» не представил. При таких обстоятельствах, судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившегося ответчика в соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 18.11.1997 № 1649-р в муниципальную собственность МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области переданы находящиеся в федеральной собственности и расположенные во Всеволожском районе Ленинградской области объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения Российского Научного центра «Прикладная Химия», в том числе: Водовод Ладожский, находящийся в <адрес>, и жилой дом №, находящийся в <адрес> (т. 1 л.д. 7-8).
Постановлением Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 30.12.1997 № в муниципальную собственность указанного муниципального образования приняты объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения от Российского Научного центра «Прикладная Химия», в том числе: Водовод Ладожский и жилой дом №, расположенный в пос. им. Морозова (т. 1 л.д. 9-11).
Согласно акту приема-передачи от 31.12.1997 № в муниципальную собственность передан объект капитального строительства: Ладожская насосная станция с комплексом сооружений и Ладожским водоводом.
Объект капитального строительства, расположенный в пос. им. Морозова и имеющий наименование «Ладожский водовод» учтен в материалах ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» как «Водовод Ладожский ф.800-1020сталь» с инвентарным №.
09.04.2012 года Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области оформлены кадастровые паспорта на следующие объекты недвижимости, входящие в комплекс Насосной ладожской станции, расположенные по <адрес>:
- двухэтажное нежилое здание с подземным этажом литер А, (насосная станция), общей площадью № кв.м, в состав которого входит пристройка (лит. А) площадью № кв.м;
- ограждение головного водозаборного сооружения, протяженностью № кв.м;
Ранее 20.10.2008 был изготовлен кадастровый паспорт на производственно-технологический комплекс, расположенный в <адрес>, в состав которого входят:
- насосная станция (лит. А1) площадью № кв.м и пристройка к ней (лит. А1-а) площадью № кв.м;
- ограждение (лит.А1-Г) площадью № м;
- автодорога (лит. А1-Г1) площадью № кв.м;
- помещение деж. машиниста (пом.1-Н) площадью № кв.м;
- котельная (лит. А2) площадью № кв.м;
- дымовая труба (лит. А2-Г) высотой №.
13 февраля 2013 года Управлением Росреестра по Ленинградской области Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на насосную станцию Ладожская, расположенную в п.г.т. им. Морозова, с указанием на то, что ни один из представленных Администрацией документов не подтверждает возникновение права собственности на насосную станцию Ладожская.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Пунктам 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Согласно пункту 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество.
Пунктом 11.1 указанной правовой нормы предусмотрено, что в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами. Согласно названной норме разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Закона № 131-ФЗ видами имущества. До -1.01.2009 в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ.
Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность.
В согласованный перечень объектов недвижимого имущества, утвержденный Областным законом Ленинградской области от 30.11.2006 № №139-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в муниципальную собственность муниципального образования «Морозовекое городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области спорные объекты отсутствуют.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что представленные в материалы дела документы свидетельствуют о наличии правовых оснований для признания за Муниципальным образованием «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по <адрес>:
- на насосную станцию Ладожская, площадью № кв.м, лит А, инвентарный №;
- на ограждение головного водозаборного сооружения, протяженностью № м., лит Г, инвентарный №;
- на автодорогу (лит А1-Г1), площадью № кв.м;
- на помещение дежурного машиниста (пом.1-Н), площадью № кв.м, в доме <адрес>.
В отношении нежилого здания «котельной» и дымовой трубы основания для признания права муниципальной собственности отсутствуют, исходя из следующего.
Из проекта планировки и застройки 8-ми квартирного жилого дома на территории водозаборных сооружений Государственного института Прикладной химии следует, что строительство указанного жилого дома запроектировано по типовому проекту №, разработанного «Главсельстройпроектом» при Госстрое СССР (Москва, 1967 г.). Хозяйственный дворик запроектирован северо-западнее жилого дома. На придомовой территории предусмотрен каменный сарай для хранения дров по числу квартир жилого дома. На участке жилого дома запроектированы площадка для отдыха и система проездов и дорожек. Весь участок жилого дома запроектировано обнести оградой по железобетонным столбам.
Согласно заключению по проекту строительства № от 17.06.1966, восьмиквартирный двухэтажный кирпичный дом расположен за пределами зоны строгого режима, на придомовой территории с восточной стороны дома предусмотрен каменный хозяйственный сарай для хранения топлива для жилого дома, который необходимо перенести на северо-восточную сторону дома.
08.10.1966 Исполкомом Всеволожского горсовета принято решение за № об отводе Государственному институту Прикладной химии земельного участка с зоной строгого санитарного режима и ограждением площадью № га для строительства комплекса головных водозаборных сооружений на <адрес>, а также земельного участка площадью № га для строительства служебного жилого дома с надворными постройками, а всего № га.
Из Плана ограждения производственной и жилой зон Ладожских сооружений, утвержденного 05.07.1972 главным энергетиком Государственного института Прикладной химии, следует, что производственная зона водозаборного сооружения (Производственная Зона I), на которой расположено двухэтажное здание насосной станции, здание подстанции 35/6 кв и водозабор, и придомовая территория 8-ми квартирного жилого дома (Жилая Зона II), на которой расположен жилой дом и каменное здание сарая, в дальнейшем переоборудованное под котельную, отгорожены друг от друга оградой (т. 3 л.д. 131).
Согласно данным кадастрового паспорта от 14.06.2016 № на государственном кадастровом учете состоит земельный участок с кадастровым №, расположенный по <адрес>, площадью № кв.м +/-№ кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания многоквартирного жилого дома, правообладателем земельного участка числятся собственники помещений многоквартирного дома, вид права: общая долевая собственность (т. 3 л.д. 125).
Участок образован на основании постановления Администрации МО «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 31.12.2015 № «Об утверждении схемы расположения земельного участка, присвоении адреса земельному участку, расположенному по <адрес> (т. 3 л.д. 129).
Согласно техническому паспорту на одноэтажное здание котельной (Лит. Б), расположенного по <адрес>, составленным по данным инвентаризации от 08.01.2016, общая площадь здания составляет № кв.м, состоит из Литера Б – здание котельной и Литера Г – дымовой трубы, объект расположен на земельном участке придомовой территории жилого дома № (т. 3 л.д. 91).
Согласно заключению специалиста ООО «Бенефит» от 27.11.2017 №, которое представлено третьим лицом ТСЖ «Ладожское», и которое представителями Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» и Администрации МО «Морозовское городское поселение» в ходе судебного разбирательства оспорено не было, здание котельной (Литер Б) расположено на земельном участке с кадастровым №, площадью № кв.м, по <адрес>, предназначенном для эксплуатации и обслуживания 8-ми квартирного жилого дома.
В помещении котельной находится оборудование для обеспечения теплоснабжения, водоснабжения и электроснабжения многоквартирного дома <адрес>: водомерный узел со счетчиком воды многоквартирного дома №; теплогенератор (котлы) и тепловой пункт, включающий в себя оборудование для приготовления и регулировки параметров теплоносителя для обеспечения теплоснабжения многоквартирного дома №; душевую для помывки и электрические бойлеры, служащие для приготовления горячей воды для многоквартирного дома №; водный электрический распределительный щит здания многоквартирного дома № и котельной.
Помещения котельной также включают в себя помещения помывочной, служащего для удовлетворения бытовых потребностей жильцов многоквартирного дома №, и помещения дровяных, служащих для размещения запаса дров и имущества жильцов указанного дома.
В ходе обследования специалистом установлено, что здание котельной (Литер Б) предназначено исключительно для обслуживания многоквартирного дома <адрес>.
Специалистом также установлено, что отопление в указанном многоквартирном жилом доме предусмотрено водяными радиаторами. Система отопления 2-х трубная, теплоснабжение осуществляется от котельной (Лит. Б), расположенной на земельном участке <адрес>. В многоквартирном доме отсутствует какое-либо оборудование для осуществления теплоснабжения, также отсутствует возможность выделить помещение под данное оборудование. В части жилых помещений имеются дровяные печи как вспомогательный источник тепла. В квартирах многоквартирного дома не предусмотрены помещения для осуществления помывки жильцов (ванные, душевые), также отсутствует возможность обустроить указанные помещения.
Водоснабжение многоквартирного дома № осуществляется от водомерного узла, расположенного в здании котельной (Лит. Б). Электроснабжение многоквартирного дома № осуществляется от вводного электрического распределительного щита, расположенного в здании котельной (Лит. Б).
Специалист пришел к выводу о том, что эксплуатация многоквартирного дома <адрес> в отсутствие котельной, расположенной по тому же адресу, не возможна (т. 3 л.д. 17-49).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Пунктом 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Из материалов дела следует, что 07.08.2014 собственниками помещений многоквартирного дома <адрес> проведено собрание, по результатам которого принято решение о смене способа управления многоквартирного дома, выбран способ управления – Товариществом собственников жилья «Ладожское», которое зарегистрировано 29.10.2014.
ТСЖ «Ладожское» неоднократно обращалось в Администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» и в Администрацию МО «Морозовское городское поселение» с заявлениями о передаче котельной в общедолевую собственность собственников помещений многоквартирного дома №, поскольку данная котельная предназначена исключительно для отопления и обслуживания одного лишь жилого дома № и для помывки его жильцов и фактически используется только собственниками помещений одного конкретного дома в качестве общего имущества.
В силу части 1 статьи 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что здание котельной (Литер Б) находится на земельном участке площадью № кв.м с кадастровым №, на котором расположен многоквартирный <адрес> в п.г.т. им. Морозова, с разрешенным использованием: для эксплуатации и обслуживания указанного многоквартирного жилого дома, правообладателем которого (земельного участка) являются собственники помещений многоквартирного дома, а также принимая во внимание иные установленные судебной коллегией существенный обстоятельства для дела, согласно которым спорное здание котельной предназначено только для обслуживания и эксплуатации одного лишь многоквартирного дома № и не предназначено для обслуживания производственной зоны «Ладожского водовода» (здание насосной станции, здание подстанции № кв, водозабор), а также каких-либо других объектов коммунально-бытового назначения, расположенных на территории Муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ данное здание котельной является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, в связи с чем основания для удовлетворения иска Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимого имущества отсутствуют, так как такое требование Администрации не основано на законе и нарушает права и охраняемые законом интересы собственников помещений многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, иск третьего лица ТСЖ «Ладожское», заявившего самостоятельные исковые требования», подлежит удовлетворению на основании части первой статьи 36 Жилищного кодекса РФ, с принятием судебной коллегией решения о признании здания котельной (Лит. Г) общим имуществом многоквартирного дома.
Доказательств, свидетельствующих о том, что после принятия из федеральной собственности в муниципальную собственность «Ладожского водовода», что имело место в декабре 1997 года, Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> приступила к эксплуатации и обслуживанию котельной, находящейся на придомовой территории <адрес>, представителем Администрации при рассмотрении дела представлено не было, и на указанное обстоятельство (фактическую эксплуатацию данного объекта) истец не ссылался.
Напротив, из материалов дела следует, что котельная местной администрацией на протяжении указанного периода времени с момента передачи местным властям «Ладожского водовода» и по настоящее время (около 20 лет) никогда не эксплуатировалась и не обслуживалась, в настоящее время котельная заброшена и обесточена, что влечет разрушение указанного недвижимого имущества и находящегося в здании инженерного оборудования, и нарушает права собственников помещений многоквартирного дома №, которые в отсутствии у них правоустанавливающего документа лишены возможности своими силами и за свой счет реанимировать котельную, произвести ее капитальный ремонт и возобновить ее использование по прямому назначению: для отопления своего многоквартирного дома и использования для помывки, заключить договоры с энергоснабжающими организациями для обслуживания котельной, дальнейшему содержанию и обслуживанию котельной за счет соответствующих взносов собственников помещений на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Из материалов дела следует, что 29.12.2005 между Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и Арендатором ОАО «Водотеплоснаб» заключен договор аренды имущества коммунального хозяйства в целях удовлетворения Арендатором потребностей населения и иных потребителей в коммунальных услугах. В перечне передаваемого в аренду имущества коммунального хозяйства (Приложение к договору) здание котельной, расположенной по <адрес>, отсутствует, что также свидетельствует о том, что данный объект коммунального назначения истцом учтен не был, им не эксплуатировался и оставался с его стороны брошенным.
Кроме того, в соответствии с «Перечнем находящихся в федеральной собственности и расположенных во Всеволожском районе Ленинградской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения Российского Научного центра «Прикладная Химия», передаваемых в муниципальную собственность Всеволожского района», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 19.11.1997 № 1649-р, в поселке им. Морозова в муниципальную собственность передано всего три объекта: жилой дом <адрес>, здание хозблока № по <адрес> (т. 3 л.д. 56).
Здание котельной, расположенной по <адрес>, в данном «Перечне» отсутствует, что, по мнению судебной коллегии, свидетельствует именно о том, что данное здание является частью общего имущества многоквартирного дома, на территории которого оно расположено, и соответственно указанная котельная не является самостоятельным объектом недвижимого имущества.
Довод представителя истца Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» о том, что в многоквартирном доме <адрес> имеется нежилое помещение Н-1, площадью № кв.м, которое является муниципальной собственностью данного муниципального образования и используется под помещение дежурного машиниста «Ладожского водовода», не порождает у истца право муниципальной собственности на здание котельной (Литер Б), площадью № кв.м, расположенной на земельном участке № по <адрес>, с кадастровым №, так как данный участок и котельная являются общим имуществом многоквартирного дома, которое принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно части 4 статьи 37 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Таким образом, Муниципальному образованию «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, как и другим собственником помещений в многоквартирном доме №, земельный участок и котельная принадлежат на праве общей долевой собственности, и собственники помещений указанного дома, в том числе истец, не вправе осуществлять выдел в натуре своих долей в праве общей собственности на указанное имущество.
Указание представителя истца Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» на то, что здание котельной (Литер Б) находится в зоне строгого ограждения стратегически важного объекта, судебная коллегия находит несостоятельными, так как при рассмотрении дела установлено, что спорное здание находится и изначально было возведено на земельном участке, отведенном под строительство многоквартирного дома №, при этом производственная зона «Ладожского водовода» (Зона I) и жилая зона (Зона II), на которой расположен многоквартирный дом и предназначенная для его обслуживания котельная, отделены друг от друга ограждением.
Таким образом, жилой дом и котельная, расположенные на земельном участке с кадастровым №, находятся за пределами производственной зоны «Ладожского водовода», на которую распространяется режим строгого ограждения. И такое разграничение производственной и жилой зон, отделяемых друг от друга ограждениями, изначально было предусмотрено строительно-разрешительной документацией 1967 года и сохраняется до настоящего времени.
Представитель истца, возражая против удовлетворения самостоятельных требований третьего лица ТСЖ «Ладожское», ссылался также на то, что решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 декабря 2016 года по делу № Товариществу собственников жилья «Ладожское» было отказано в удовлетворении иска к Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» о признании права общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на здание котельной.
Судебная коллегия находит, что данный судебный акт не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела, поскольку из содержания данного решения Арбитражного суда следует, что отказ в удовлетворении иска судом мотивирован тем обстоятельством, что вступившим в законную силу решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2015 года по ранее рассмотренному делу № (по настоящему делу) на котельную и дымовую трубу признано право муниципальной собственности, в связи с чем данные объекты включены в реестр муниципальной собственности. Иных обстоятельств, свидетельствующих о необоснованности такого иска ТСЖ «Ладожское», данным судебным актом установлено не было (т. 2 л.д. 14-17).
Исходя из того, что решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2015 года по делу №, которое легло в основу выводов Арбитражного суда по делу №, подлежит отмене на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ, и настоящее дело № пересматривается судебной коллегией по правилам производства суда первой инстанции, то решение Арбитражного суда от 27 декабря 2016 года № не принимается судебной коллегией во внимание, как не имеющее значение для дела.
При этом судебная коллегия принимает во внимание то обстоятельство, что решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 августа 2017 года по делу № Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области отказано в удовлетворении иска к Администрации МО «Морозовское городское поселение», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Ленинградской области», ТСЖ «Ладожское» об обязании исключить из государственного кадастрового реестра сведения о земельном участке с кадастровым №, площадью № +/- № кв.м, по <адрес>, на котором расположен 8-ми квартирный жилой дом и предназначенное для его обслуживания здание котельной.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правопритязания истца на спорное здание котельной не основаны на законе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 327, 327.1, 328, 329, частями 4 и 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 октября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать право муниципальной собственности Муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на объекты недвижимого имущества - насосную станцию Ладожская, площадью № кв.м, расположенную по <адрес>, инвентарный №; на ограждение головного водозаборного сооружения, протяженностью № м, расположенное по <адрес>, инвентарный №, на автодорогу (лит А1-Г1) площадью № кв.м, помещение дежурного машиниста (пом. 1-Н) площадью № кв.м.
В удовлетворении иска о признании муниципальной собственности на котельную (Лит. А2) и дымовую трубу (лит. А2-Г), расположенных по <адрес>, Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области отказать.
Удовлетворить исковые требования третьего лица ТСЖ «Ладожское».
Признать здание котельной (Лит. Б), общей площадью № кв.м, и дымовую трубу (Литер Г) высотой № м, расположенные по <адрес>, общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома <адрес>.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Орлова Т.А.