ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2300/18 от 27.06.2018 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Судья Лукин Е.В. Дело № 33-2300/18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 27 июня 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Кычкиной Н.А., Игнатьевой А.Р., при секретаре Гороховой А.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2018 года, которым

по делу по иску Якутской транспортной прокуратуры к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» о понуждении совершения определенных действий, которым

ПОСТАНОВЛЕНО:

Исковые требования Якутской транспортной прокуратуры к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» о понуждении совершения определенных действий – удовлетворить.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства, потребления и лимита на их размещение для филиала Алданский район водных путей и судоходства.

Заслушав доклад судьи Игнатьевой А.Р., пояснения представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заместитель Якутского транспортного прокурора обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» (далее ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей») о понуждении совершения определенных действий. В обоснование иска указывает, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что в Алданском районе водных путей и судоходства - филиале ФБУ Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» образуются отходы производства и потребления, при этом учреждением не разработан и не утвержден проект нормативов образования отходов производства, потребления и лимита на их размещение. Просил обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект нормативов образования отходов производства, потребления и лимита на их размещение для филиала Алданского района водных путей и судоходства.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

С данным решением суда не согласился ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что ответчик исполнил представление Якутской транспортной прокуратуры от 25.04.2017, поскольку 19.03.2018 заключен государственный контракт по разработке проектов НООЛР. Также решение суда не отвечает принципу исполнимости, поскольку размещение отходов на объектах, а проекты НООЛР могут быть утверждены лишь по Якутскому району водных путей и судоходства, на территории республики находится лишь 7 полигонов ТБО, зарегистрированных в ГРОРО. Кроме того судом не было удовлетворено ходатайство о соединении дел.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 доводы изложенные в жалобе поддержал частично, просил отменить решение суда в части утверждения проекта нормативов образования отходов производства, потребления и лимита на их размещение для филиала Вилюйского района водных путей и судоходства, в остальной части с решением суда согласился, просил оставить решение суда без изменения.

В заседании судебной коллегии, до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, от представителя истца поступил отказ от требований в части утверждения указанного проекта.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Алданский район водных путей и судоходства является филиалом ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей».

18.04.2017 Якутской транспортной прокуратурой в ФБУ «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» проведена проверка исполнения требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 и 2 классов опасности, по результатам которой было установлено, что ответчиком не разработаны на свои объекты проекты нормативов образования отходов производства, потребления и лимита на их размещение.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяется правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты

нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Пунктами 3, 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 регламентировано, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что на момент рассмотрения дела проект нормативов образования отходов производства, потребления и лимитов на их размещение ответчиком не разработан и не утвержден в уполномоченных законом органах, а также принимая во внимание, что исковые требования направлены на устранение нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, связанных с негативным воздействием на окружающую среду, здоровье и жизнь людей, судом были удовлетворены требования прокуратуры.

Между тем, в судебном заседании судебной коллегии от представителя истца поступил отказ от заявленных Якутской транспортной прокуратурой требований в части возложения на Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» обязанности утвердить проект нормативов образования отходов производства, потребления и лимита на их размещение для филиала Алданского района водных путей и судоходства.

Согласно ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и

не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст. 326.1 ГПК РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяется по правилам, установленным частями второй и третьей ст. 173 ГПК РФ. При принятии отказа истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (ч. 2 ст. 326.1 ГПК РФ).

Изучив поступившее заявление Заместителя Якутского транспортного прокурора Егорова Д.А. об отказе от заявленных требований в части возложения на Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» обязанности утвердить проект нормативов образования отходов производства, потребления и лимита на их размещение для филиала Алданского района водных путей и судоходства, судебная коллегия полагает возможным его удовлетворить, поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебном заседании последствия отказа от иска представителю истца ФИО1 были разъяснены и понятны.

На основании изложенного, решение суда подлежит отмене, производство по настоящему делу в вышеуказанной части - прекращению.

В остальной части вывод суда о наличии оснований для возложения на ответчика, допустившего нарушения требований законодательства, обязанности по их устранению, судебная коллегия находит правильным.

Представитель ответчика ФИО2 поддержал лишь требования в части оспаривания решения суда о возложении на ответчика обязанности по утверждению проекта, в остальной части не возражал против оставления решения суда без изменения. Тем самым судебная коллегия полагает, что вопрос апелляционного обжалования решения суда первой инстанции в части оспаривания разработки проекта исчерпан. В связи с чем в этой части решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба -без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2018 года отменить в части возложения на Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей» обязанности утвердить проект нормативов образования отходов производства, потребления и лимита на их размещение для филиала Алданского района водных путей и судоходства и прекратить производство по делу в указанной части.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий М.М. Оконешникова

Судьи Н.А. Кычкина

А.Р. Игнатьева