ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2304/2021 от 09.06.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Аганина Я.В. Дело №

(номер дела в суде первой инстанции №2

,

УИД 18RS0009-01-2013-001480-19)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Дубовцева Д.Н., при секретаре Рогалевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 9 июня 2021 года дело по частной жалобе Администрации МО «Воткинский район» на определение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2021 года, которым отказано в удовлетворении заявления Администрации МО «Воткинский район» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по гражданскому делу по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о понуждении ответчика устранить в срок до 1 ноября 2014 года нарушения правил пожарной безопасности путем установки на ул<адрес> водопровода в соответствии со СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» и путем установки на установленный водопровод по <адрес> пожарных гидрантов соответствующих ГОСТ 53961-201 в соответствии со СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения».

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции

У С Т А Н О В И Л :

Администрация муниципального образования «Воткинский район» (далее по тексту – Администрация МО «Воткинский район») обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Воткинского районного суда Удмуртской Республики по гражданскому делу на срок до 01 января 2022 года.

Заявление мотивировано тем, что вступившим в законную силу вышеуказанным решением суда удовлетворен иск Воткинского межрайонного прокурора УР, на Администрацию МО «Нововолковское» возложена обязанность устранить нарушения правил пожарной безопасности путем установки на <адрес> водопровода в соответствии со СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» и путем установки на установленный водопровод на <адрес> пожарных гидрантов, соответствующих ГОСТ 53961-201 в соответствии со СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение, наружные сети и сооружения». В Воткинском РОСП УФССП по УР в отношении Администрации МО «Нововолковское» было возбуждено исполнительное производство. Постановлением судебного пристава-исполнителя Воткинского РОСП УФССП России по УР от 12 февраля 2018 года, вынесенного на основании определения Воткинского районного суда УР от 5 февраля 2018 года, произведена замена стороны исполнительного производства с Администрации МО «Нововолковское» на Администрацию МО «Воткинский район».

Решением Совета депутатов МО «Воткинский район» от 20 февраля 2020 года были внесены изменения в бюджет МО «Воткинский район» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы, утвержденный решением Совета депутатов МО «Воткинский район» от 26 декабря 2019 года , выделены бюджетные ассигнования в размере 1 500 000 рублей на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Строительство системы воде снабжения по <адрес>».

Распоряжением Администрации МО «Воткинский район» от 17 февраля 2020 года контрактной службе Администрации поручено направить документы по указанному проекту в ГКУ УР «РЦЗ УР» для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта.

По результатам проведенного конкурса с его победителем ООО «Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики» Администрацией был заключен муниципальный контракт от 21 апреля 2020 года № , по которому подрядчик обязался в срок до 1 декабря 2020 года выполнить проектно-изыскательские работы по объекту «Строительство системы воде снабжения по <адрес>». По накладным от 27 ноября 2020 года № -7 Администрация получила 7 декабря 2020 года проект, что подтверждается также актом от 1 декабря 2020 года сдачи-приемки результатов работы.

АУ УР «Управление государственной экспертизы проектов при Министерстве строительства, ЖКХ и энергетики УР» на проект выдано положительное заключение государственной экспертизы от 7 декабря 2020 года №, в соответствии с которым сметная стоимость строительства объекта «Строительство системы водоснабжения по ул<адрес> в размере 22 156 260 рублей определена достоверно.

Письмом Администрации МО «Воткинский район» от 31 августа 2020 года в Министерство строительства, ЖКХ и энергетики УР направлен пакет документов по объекту «Обеспечение источников питьевого водоснабжения комплексом водоочистки в <адрес>» для финансирования в 2021 году из бюджета Удмуртской Республики за счет средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология». Сведения о принятом решении в Администрацию МО «Воткинский район» не поступали.

Администрацией Главы и Правительства УР направлено в Администрацию МО «Воткинский район» письмо заместителя Министра сельского хозяйства РФ от 8 декабря 2020 года № с предложением представить проекты комплексного развития сельских поселений в рамках государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» при формировании федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы. Письмом Администрации МО «Воткинский район» от 24 декабря 2020 года заместителю председателя Правительства УР - Министру сельского хозяйства УР направлено предложение о включении объекта «Строительство системы водоснабжения по <адрес>» для его реализации в рамках Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территории» в 2022 году.

Письмом Администрации МО «Воткинский район» от 16 февраля 2021 года № пакет документов по проекту направлен в Минсельхоз УР. Приказом Минсельхоза УР от 26 февраля 2021 года № проект комплексного развития пос.Новый включен в перечень проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций УР, прошедших предварительный отбор, для представления заявочной документации в Министерство сельского хозяйства РФ. В соответствии с пунктом 14 Порядка отбора проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций, утвержденного приказом Минсельхоза России от 10 июня 2020 года № 313 на основании результатов проведения отбора проектов Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не позднее 15 ноября проведения отбора проектов осуществляется определение перечня проектов, отобранных для субсидирования.

Таким образом, Администрацией МО «Воткинский район» принимаются все меры по исполнению решения Воткинского районного суда УР по гражданскому делу №.

В соответствии со статьей 203.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) суд рассмотрел заявление без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.

Суд постановил вышеуказанное определение.

В частной жалобе Администрация МО «Воткинский район» просит определение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что заявителем были представлены доказательства объективной невозможности исполнения судебного решения, однако суд не дал им оценку. Выводы суда, изложенные в обжалуемом определении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Воткинская межрайонная прокуратура представила письменные возражения на частную жалобу, в которых ссылается на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.

На основании ч. 3 ст. 333 ГПК РФ частная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражений относительно жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что решением Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 16 августа 2013 года ( с учетом определения от 9 сентября 2013 года об устранении описки), вступившим в законную силу 17 сентября 2013 года, удовлетворены исковые требования Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Нововолковское» о понуждении ответчика устранить в срок до 1 ноября 2014 года нарушения правил пожарной безопасности путем установки на <адрес> водопровода в соответствии со СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» и путем установки на установленный водопровод по <адрес> пожарных гидрантов соответствующих ГОСТ 53961-201 в соответствии со СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения».

Из оспариваемого решения следует, что основанием для его принятия явилось признания представителем ответчика – главой Администрации МО «Нововолковское» иска Воткинского межрайонного прокурора и принятия признания иска судом.

На Администрацию МО «Нововолковское» возложена обязанность в срок до 1 ноября 2014 года устранить нарушения правил пожарной безопасности путем установки на <адрес> водопровода в соответствии со СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» и путем установки на установленный водопровод по <адрес> пожарных гидрантов соответствующих ГОСТ 53961-201 в соответствии со СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения».

Согласно постановлению о возбуждении исполнительного производства от 12 марта 2015 года судебным приставом-исполнителем Воткинского РОСП УФССП России по УР возбуждено исполнительное производство в отношении должника Администрации МО «Нововолковское», взыскателем по которому является Воткинская межрайонная прокуратура. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Также судом установлено, что определением Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 5 февраля 2018 года заявление Администрации МО «Нововолковское» о замене взыскателя по исполнительному производству по гражданскому делу удовлетворено.

Произведена замена взыскателя Администрации МО «Нововолковское» на Администрацию МО «Воткинский район» по гражданскому делу по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Нововолковское» о понуждении ответчика устранить в срок до 1 ноября 2014 года нарушения правил пожарной безопасности путем установки на <адрес> водопровода в соответствии со СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» и путем установки на установленный водопровод по ул.<адрес> пожарных гидрантов соответствующих ГОСТ 53961-201 в соответствии со СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения».

Решение суда должником до настоящего времени не исполнено.

В соответствии со статьей 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.

В части 1 статьи 6.1 ГПК РФ закреплено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Разрешая вопрос об отсрочке исполнения решения суда, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления заявителю отсрочки исполнения судебного акта, поскольку доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности исполнить судебное решение, заявителем не представлено.

Также судом указано, что предоставление заявителю отсрочки исполнения решения суда фактически приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, в том числе и населения поселка, что является недопустимым.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, полагает, что обжалуемое определение суда об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда подлежит отмене.

Согласно ст.434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок исполнения его исполнения.

Согласно изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года №104-О правовой позиции, предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда.

При оценке таких причин и обстоятельств необходимо учитывать, что ее применение должно обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников, отвечать требованию справедливости и адекватности, не затрагивать существа конституционных прав участников исполнительного производства.

Кроме этого, в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, а исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

На основании ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При разрешении вопроса об отсрочке исполнения судебного постановления суд должен исходить из начал целесообразности и необходимости защиты, прежде всего, интересов взыскателя, права которого подтверждены судебным актом. Также суд должен учитывать, что изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным.

По смыслу закона основания для отсрочки исполнения судебного постановления должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Предоставление отсрочки исполнения судебного акта является мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельствах, затрудняющих исполнение судебного акта.

При оценке таких причин и обстоятельств необходимо соблюдение баланса интересов как взыскателя, так и должника, учитывая, что возможная отсрочка исполнения судебного акта должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Анализируя указанные должником доводы, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются правовые основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Из материалов дела усматривается, что указанный в решении срок являлся для должника недостаточным для исполнения решения суда в полном объеме. Решение суда до настоящего времени не исполнено, ранее отсрочка исполнения решения должнику не предоставлялась.

Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что 5 февраля 2018 года была произведена замена взыскателя Администрации МО «Нововолковское» на Администрацию МО «Воткинский район», то есть права и обязанности должника по решению суда перешли к Администрацию МО «Воткинский район» только в 2018 году, то есть после истечения установленного судебным актом срока для установки водопровода.

Между тем, судом при рассмотрении настоящего заявления было установлено, что заявителем Администрацией МО «Воткинский район» принимаются надлежащие и последовательные меры к исполнению указанного выше решения суда.

Так, 21 апреля 2020 года Администрацией МО «Воткинский район» в лице Главы МО «Воткинский район» заключен с ООО «Специализированное монтажно-наладочное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики» (далее по тексту - подрядчик) муниципальный контракт

Согласно п. 1.2 контакта подрядчик обязуется выполнить проектно-изыскательские работы по объекту «Строительство системы водоснабжения по <адрес>» в соответствии с перечнем и объемами работ, указанными в Задании на проектирование, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работы.

Согласно п. 3.1 контракта общая продолжительность работ по контракту начало с даты заключения контракта, окончание – 1 декабря 2020 года.

Согласно п. 14.1 контракт вступает в силу с момента его заключения в соответствии с законодательством Российской Федерации и действует до 31 декабря 2020 года (включительно).

Администрацией Главы и Правительства УР направлено в Администрацию МО «Воткинский район» письмо заместителя Министра сельского хозяйства РФ от 08 декабря 2020 года № с предложением представить проекты комплексного развития сельских поселений в рамках государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» при формировании федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

Письмом Администрации МО «Воткинский район» от 24 декабря 2020 года заместителю председателя Правительства УР - Министру сельского хозяйства УР направлено предложение о включении объекта «Строительство системы водоснабжения по <адрес>» для его реализации в рамках Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территории» в 2022 году.

Письмом Администрации МО «Воткинский район» от 16 февраля 2021 года пакет документов по проекту направлен в Минсельхоз УР.

Приказом Минсельхоза УР от 26 февраля 2021 года проект комплексного развития <адрес> включен в перечень проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций УР, прошедших предварительный отбор, для представления заявочной документации в Министерство сельского хозяйства РФ.

В соответствии с пунктом 14 Порядка отбора проектов комплексного развития сельских территорий или сельских агломераций, утвержденного приказом Минсельхоза России от 10 июня 2020 года № 313, на основании результатов проведения отбора проектов Министерством сельского хозяйства Российской Федерации не позднее 15 ноября года проведения отбора проектов осуществляется определение перечня проектов, отобранных для субсидирования.

Таким образом, заявителем представлены доказательства принятия реальных мер для исполнения судебного акта. Действия, направленные на исполнение решения суда, а также сроки их выполнения не зависят в полной мере от Администрации МО «Воткинский район».

В данном случае имеются обстоятельства, препятствующие исполнению должником решения исходя из специфики действий, которые должен совершить должник, необходимости проведения ряда административных процедур по разработке и согласованию проекта, выбору исполнителей работ, необходимости проведения мероприятий в рамках бюджетного процесса, а также исходя из сроков проведения таких мероприятия.

Судом апелляционной инстанции также принимаются во внимание не только интересы должника, но и интересы взыскателей (неопределенного круга лиц), поскольку исполнение решения суда в указанный в нём срок не представляется возможным, в силу того, что заявитель как правопреемник должника стал стороной исполнительного производств спустя продолжительное время после вступления решения в законную силу, а также в силу необходимости соблюдения определенной административной процедуры (последовательных действий), которые заявитель предпринимает для исполнения судебного акта. Сохранение срока исполнения решения суда, который в данный момент истёк, приведет к возникновению штрафных санкций в отношении администрации, что увеличит расходы местного бюджета, при этом реального исполнения решения суда по объективным причинам не произойдёт.

По мнению суда апелляционной инстанции, предоставление в рассматриваемом случае отсрочки исполнения решения суда до 1 января 2022 года приведет к преодолению временных неблагоприятных обстоятельств, препятствующих исполнению решения, позволит соблюсти должнику необходимую последовательную процедуру для исполнения судебного решения, которое требует значительного бюджетного финансирования. Из представленных заявителем документов следует, что существует реальная возможность исполнить должником свои обязательства при соблюдении необходимых условий и последовательных действий.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются исключительные обстоятельства, дающие основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда до 1 января 2022 года.

При таких обстоятельствах, обжалуемое определение суда первой инстанции подлежит отмене, с разрешением вопроса по существу, заявление Администрации МО «Воткинский район» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 1 января 2022 года подлежит удовлетворению. Заявителю необходимо принять исчерпывающие меры для исполнения решения до указанной даты.

Частная жалоба подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 ГПК Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л А:

определение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2021 года отменить, разрешить вопрос по существу.

Заявление Администрации муниципального образования «Воткинский район» о предоставлении отсрочки исполнения решения Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 16 августа 2013 года по гражданскому делу № на срок до 1 января 2022 года – удовлетворить.

Предоставить Администрации муниципального образования «Воткинский район» на срок до 1 января 2022 года отсрочку исполнения решения Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 16 августа 2013 года по гражданскому делу по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о понуждении ответчика устранить в срок до 1 ноября 2014 года нарушения правил пожарной безопасности путем установки на ул<адрес> водопровода в соответствии со СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения» и путем установки на установленный водопровод по <адрес> пожарных гидрантов соответствующих ГОСТ 53961-201 в соответствии со СНиП 2.04.02.-84* «Водоснабжение, наружные сети и сооружения».

Частную жалобу удовлетворить.

Председательствующий судья Д.Н. Дубовцев