ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23056/2021 от 05.07.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – <ФИО>5 Дело <№...>

(2-151/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 июля 2021 года <Адрес...>

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего <ФИО>12

судей <ФИО>13 и <ФИО>11

при помощнике судьи <ФИО>7,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску <ФИО>4 к Администрации муниципального образования <Адрес...>, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края на решение Ейского районного суда Краснодарского края от <Дата ...>.

Заслушав доклад судьи <ФИО>11, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

<ФИО>4 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма лицу, оставшемуся без попечения родителей.

В обоснование исковых требований <ФИО>4 указала, что она обладает статусов лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением главы муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края от <Дата ...><№...> над несовершеннолетней <ФИО>4 учреждена опека.

Согласно письму Министерства труда и социального развития Краснодарского края от <Дата ...> истица была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время состоит на учете в списках под номером 75 на получение жилой площади по договору социального найма с 2019 года.

Между тем, по настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено, чем нарушены её жилищные права.

Полагает, что ответчик, не предоставив ей жилое помещение в установленный законом срок, не реализовал в надлежащее время м в надлежащем порядке обязательства, возложенные на него нормативными правовыми актами как федерального, так и регионального уровня, и не обеспечил надлежащей реализации прав и законных интересов истицы по получению благоустроенного жилого помещения.

Решением Ейского районного суда Краснодарского края от <Дата ...> исковое заявление <ФИО>4 к Администрации муниципального образования <Адрес...>, Министерству труда и социального развития Краснодарского края об обязании предоставить жилое помещение лицу из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, удовлетворено.

Суд обязал Администрацию муниципального образования <Адрес...> предоставить <ФИО>4, <Дата ...> года рождения, жилое помещение на территории муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

Обязал Министерство труда и социального развития Краснодарского края принять в пределах своей компетенции решение об осуществлении финансирования, необходимого для предоставления <ФИО>4, <Дата ...> года рождения, жилого помещения на территории <Адрес...> Краснодарского края по договору найма жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в котором оно предоставляется, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом.

В апелляционной жалобе представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что судом нарушены нормы материального и процессуального права; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Представитель Администрации муниципального образования <Адрес...> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобах, в возражениях на них, выслушав представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края <ФИО>8, поддержавшую доводы жалобы, <ФИО>4, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалоб.

Из материалов дела следует, что <ФИО>4 родилась <Дата ...> в <Адрес...> Краснодарского края, родители истицы: <ФИО>3 и <ФИО>2

В связи с тем, что отец <ФИО>4<ФИО>3 отбывал наказание в местах лишения свободы, а местонахождение матери <ФИО>2 было неизвестно Постановлением главы муниципального образования <Адрес...> Краснодарского края <№...> от <Дата ...> «Об учреждении опеки над несовершеннолетней <ФИО>4», ее опекуном была назначена <ФИО>1, <Дата ...> года рождения.

Мать истицы <ФИО>2 умерла <Дата ...>, что подтверждается свидетельством о смерти (повторным) от <Дата ...><№...><№...>. Отец истицы <ФИО>3 умер <Дата ...>, что подтверждается свидетельством о смерти от <Дата ...><№...>

В судебном заседании суда первой инстанции было обозрено учетное дело <...> - сироты <ФИО>14, представленное ответчиком - Администрацией МО Ейский район в материалы дела и установлено, что 24.12.2015 г. опекун истицы - <ФИО>15 обратилась в УЖКХ и капитального строительства Администрации МО Ейский район с заявлением о включении <ФИО>16 в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно заключению Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 17.02.2016г. УЖКХ и капитального строительства Администрации МО <Адрес...> рекомендовано включить <ФИО>4, 04.12.2000г. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от <Дата ...><№...>-жс <ФИО>4 включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. <Дата ...> копия приказа была направлена в уполномоченный орган местного самоуправления - администрацию МО <Адрес...> и <ФИО>9 (исх. <№...>).

Письмом Администрации МО <Адрес...> Управление по вопросам семьи и детства от <Дата ...><№...> «О наличии статуса» сообщено в компетентные органы, что <ФИО>4, <Дата ...> года рождения, относится к категории детей-сирот, в связи с чем, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

07.06.2019г. истица <ФИО>4 обратилась в Администрацию МО <Адрес...> с заявлением о предоставлении информации о ее очередности в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

В ответе начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования <Адрес...><ФИО>10 от <Дата ...> разъяснил <ФИО>4, что информацию о своем порядковом номере она может получить у оператора ИС ГУ КК «Краевой методический центр». В порядке очередности ей будет предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

Письмом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от <Дата ...><№...><ФИО>4 на ее обращение от 18.11.2019г. разъяснено, что она состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <Адрес...> Краснодарского края под <№...>.

Согласно сведений, предоставленных суду ответчиком - Министерством труда и социального развития Краснодарского края по состоянию на <Дата ...><ФИО>4 состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по муниципальному образованию <Адрес...> под <№...>.

Из материалов учетного дела, а также на основании ответа на запрос суда ФГБУ «Федеральной Кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Краснодарскому краю от <Дата ...> согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Краснодарского края судом установлено, что истица на момент рассмотрения дела не является собственником недвижимого имущества на территории РФ и ранее не являлась.

Судом на основании представленных по делу доказательств, установлено, что истица относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При разрешении спора судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

Наличие права <ФИО>4 на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 17.02.2016г.) о необходимости включения <ФИО>4 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от <Дата ...><№...><ФИО>4 включена в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. <Дата ...> копия приказа была направлена в уполномоченный орган местного самоуправления - администрацию МО <Адрес...> и <ФИО>9 (исх. <№...>).

В настоящее время <ФИО>4 состоит в списке по муниципальному образованию <Адрес...> под порядковым номером 75.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от <Дата ...> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

В соответствии со ст. 1 Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению следующих вопросов:

- обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части:

- приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Статьей 2 указанного Закона Краснодарского края установлено, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

Федеральное и региональное законодательство, регулирующее правоотношения по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит в качестве условия наступления обязанность по предоставлению жилого помещения специализированного фонда наличие денежных средств.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

По смыслу изложенных норм права и в их взаимосвязи с положениями жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Поскольку право на обеспечение жилым помещением истцом не реализовано, вывод суда первой инстанции о признании за <ФИО>4 данного права и обязании Министерства труда и социального развития Краснодарского края предоставить субвенцию администрации МО <Адрес...> Краснодарского края для приобретения жилого помещения, является правильным.

Доводы жалобы, что <ФИО>4 подлежит обеспечению жилым помещением исходя из даты включения в список в соответствии с очередностью, основаны на неверном истолковании самим апеллянтом положений материального права, поскольку <ФИО>4 была включена в списки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2016 году формируемым органом исполнительной власти субъекта РФ, в порядке, установленном законом субъекта РФ, в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона 159-ФЗ.

При этом, ни ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не иные законы РФ не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории.

Включение в списки на предоставление жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, подтверждает право на получение жилья по льготным основаниям.

Таким образом, по убеждению судебной коллегии ответчики не вправе, как на основания для отказа в удовлетворении заявленных <ФИО>4 требований, ссылаться на списки для получения жилого помещения в очередном порядке, так как согласно ч.5 ст.76 Конституции РФ законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральным законам РФ. Если нормативный акт противоречит Федеральному закону, то применяется Федеральный закон.

Установленный законом субъекта РФ порядок предоставления специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, к которым относятся и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Как разъяснено в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ <Дата ...>, обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

С учетом изложенного, соответствующий довод жалобы оценивается судебной коллегией как несостоятельный.

Другие доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции и не опровергают правильность принятого по существу решения.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом созданы все необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств по делу. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ейского районного суда Краснодарского края от <Дата ...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Краснодарского края – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>