Судья Сим О.Н. УИД 65RS0001-02-2020-001621-71
Докладчик Чемис Е.В. Дело № 33-2305/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 сентября 2021 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Калинского В.А.,
судей Чемис Е.В., Доманова В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е. А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению МЧС России по Сахалинской области о взыскании денежного вознаграждения за работу в праздничные дни и сверхурочную работу,
по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 14 июля 2020 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
06 апреля 2020 года ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - МЧС России по Сахалинской области о взыскании денежного вознаграждения за работу в праздничные дни и сверхурочную работу.
В обоснование иска указал, что состоит в трудовых отношениях с ГУ МЧС России по Сахалинской области в должности <данные изъяты>. В 1 квартале 2020 года исполнял трудовые обязанности в составе дежурного караула пожарно-спасательной части с привлечением к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, отработал сверх месячной нормы рабочего времени. Оплата в указанные периоды произведена ответчиком в нарушение требований действующего законодательства, в одинарном размере исходя из размера установленного оклада.
На основании изложенного, с учетом уточнений, просит, взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в январе 2020 года в размере <данные изъяты> рублей, за сверхурочную работу за январь, март 2020 года в размере <данные изъяты> рубля.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 14 июля 2020 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично, с ГУ МЧС России по Сахалинской области в его пользу взыскана сумма денежного вознаграждения за работу в праздничные дни и сверхурочную работу в размере <данные изъяты> рублей (НДФЛ не исчислен). В остальной части отказано.
На решение суда истец ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит его изменить в части расчета сумм, не доплаченных за праздничные и сверхурочные часы. Указывает, что при расчете причитающихся выплат судом неверно определены среднемесячное количество часов и стоимость часа работы в праздничные дни.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель ГУ МЧС России по Сахалинской области ФИО2 с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу частей 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
В соответствии с указанной нормой закона нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова. Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 55 Федерального закона от 23.05.2016 г. N 141-ФЗ режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Частью 1 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Согласно ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
Согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24.09.2018 г. N 410, продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
В соответствии с п. 2.3, 2.9 Коллективного договора Главного управления МЧС России по Сахалинской области на 2020-2021 годы оплата труда работников производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, приказом МЧС России от 14.12.2019 N 747; работникам, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, может вводится суммированный учет рабочего времени, применяемый при разработке графиков сменности. Учетный период - квартал, при суммированном учете рабочего времени применяется повременная система оплаты труда - тарифные ставки, должностной оклад.
Согласно пп. "а" п. 2, п. 5, п. 6 Раздела 1 Приложения N 2 к Приказу МЧС России от 14.12.2019 N 747 (ред. от 31.01.2020) "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам (тарифным ставкам) (далее соответственно - оклады, тарифные ставки) без учета их увеличения в виде доплат, надбавок, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Раздела 2 Приложения N 2 к указанному Приказу сверхурочная работа оплачивается:
а) за первые два часа работы, - не менее чем в полуторном размере часовой ставки (часовой тарифной ставки);
б) за последующие часы, - не менее чем в двойном размере часовой ставки (часовой тарифной ставки).
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Пунктом 11 предусмотрено, что работникам оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день производится в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации в следующем размере:
а) работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
б) работникам, получающим оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1 принят на должность <данные изъяты>. Трудовым договором ему установлен сменный режим работы с 08 часов 00 минут до 08 часов 00 минут следующего дня с предоставлением трех межсменных выходных дня (п. 5.3 трудового договора); заработная плата в размере должностного оклада -<данные изъяты> рубля в месяц; пять десятипроцентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районный коэффициент в размере 1,6, а также стимулирующие выплаты: процентная надбавка за выслугу лет свыше 1 года – 5%, свыше 3 лет – 10%, свыше 5 лет – 15%, свыше 10 лет – 20%, свыше 15 лет – 30%, процентная надбавка за особые условия труда – до 50% оклада (п. 4.1 трудового договора).
Разрешая требования о взыскании денежных средств за работу сверх установленной нормы рабочего времени, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ч. 1 ст. 152, положениями коллективного договора, и установив, что в январе, феврале, марте 2020 г. при сменном режиме работы истец отработал на 96 часов больше, чем установлено при суммированном учете рабочего времени за квартал, пришел к правильному выводу, что размер невыплаченной истцу заработной платы за сверх нормального количества рабочих часов в январе и марте 2020 г. составляет <данные изъяты> рублей.
При этом суд первой инстанции обоснованно рассчитал денежную компенсацию за работу сверх нормального количества рабочих часов исходя из среднемесячного количества часов (164,92), путем сложения оклада, стимулирующих, компенсационных выплат и деления полученной суммы на часовую ставку с последующим умножением на полуторный размер компенсации за первые два часа работы и на двойной размер за последующие часы переработки.
Вместе с тем, суд первой инстанции, взыскал с ответчика в пользу истца <данные изъяты> рублей, указав на пределы заявленных истцом исковых требований в части оплаты за сверхурочную работу.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку вне зависимости от того, как истец рассчитал размер задолженности, суд исходя из периода задолженности, вида денежной компенсации, иных имеющих значение для дела обстоятельств должен самостоятельно определить фактический размер недоплаченной заработной платы за период и вид работы указанный истцом. В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Разрешая требование о взыскании денежных средств за работу в выходные, нерабочие праздничные дни, судом первой инстанции обоснованно учтены оклад, районный коэффициент, северная надбавка, а также остальные выплаты стимулирующего и компенсационного характера.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с размером определенной ко взысканию оплаты работы ФИО1 в выходные, нерабочие праздничные дни января и февраля 2020 г., поскольку судом первой инстанции не учтено, что истцом работа производилась в выходные и нерабочие праздничные дни сверх нормы рабочего времени, в связи с чем, в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ, подлежит оплате в двойном размере сверх оклада.
Из дела видно, что работа ФИО1 в нерабочие праздничные дни января и февраля 2020 г. в количестве 48 и 16 часов соответственно оплачена ответчиком в одинарном размере с применением районного коэффициента и северных надбавок.
Следовательно, денежная компенсация за работу в нерабочие праздничные дни января 2020 года составит <данные изъяты> рублей, из расчета: <данные изъяты> рублей (оклад)/164,92 (нормо-час)х48 (часов)х2 (двойной размер) х 2,1 (районный коэффициент и северная надбавка)-<данные изъяты> (выплаченных истцу ранее).
Размер денежной компенсации за работу в нерабочие праздничные дни февраля 2020 года составит <данные изъяты>, из расчета: <данные изъяты> (оклад)/164,92 (нормо-час)х16 (часов)х2 (двойной размер) х 2,1 (районный коэффициент и северная надбавка)-<данные изъяты> (выплаченных истцу ранее).
При таких обстоятельствах, задолженность ГУ МЧС России по Сахалинской области перед истцом составляет: <данные изъяты> – недоплаченная денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за январь и март 2020 года, <данные изъяты> – недоплаченная денежная компенсация за работу в нерабочие праздничные дни января и февраля 2020 года, которая подлежит взысканию в пользу истца, в связи с чем, решение суда в указанной части подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с расчетом суда о взыскании денежной компенсации исходя из среднегодовой нормы часов, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку использование судом первой инстанции при проведении расчетов 164,92 часов как значения среднемесячного количества нормы –часов, установленного производственным календарем на 2020 г. является правильным и соответствует требованиям закона.
При этом при проведении расчета судебная коллегия применяет районный коэффициент, предусмотренный трудовым договором и равный 1,6.
При определении компенсации за сверхурочную работу, за работу в нерабочие праздничные дни судебная коллегия не исчислила налог на доходы физического лица, обязанность по удержанию которого в силу закона возложена на работодателя.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 14 июля 2020 г. изменить.
Взыскать с Главного Управления МЧС России по Сахалинской области в пользу ФИО1 денежную компенсацию за работу сверх нормального количества рабочих часов за январь и март 2020 г. в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию за работы в нерабочие праздничные дни января и февраля 2020 года в размере <данные изъяты>.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 5 октября 2021 года.
Председательствующий В.А. Калинский
Судьи Е.В. Чемис
В.Ю. Доманов
Судья Сим О.Н. УИД 65RS0001-02-2020-001621-71
Докладчик Чемис Е.В. Дело № 33-2305/2021