Судья – Попова В.В. Дело < номер обезличен >
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«20» декабря 2012 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Казакова Д.А., Диянова С.П.
по докладу судьи Диянова С.П.
с участием прокурора Левицкой М.А.
при секретаре Фоменко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства материалы гражданского дела по иску прокурора Краснодарского края к Фонду развития жилищного строительства «Сфера жилья» о ликвидации некоммерческой организации и внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица с апелляционной жалобой представителя фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» по доверенности – ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи Диянова С.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснодарского края обратился в суд с вышеуказанным иском к Фонду развития жилищного строительства «Сфера жилья» о ликвидации некоммерческой организации и внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
В обоснование заявленных требований указал, что постановлением Главы городского местного самоуправления Краснодара от 20 октября 1997 года № 2003 первоначально был создан муниципальный Фонд развития жилищного строительства, учредителем которого выступил Департамент муниципальных финансов мэрии города Краснодара. В последующем данный муниципальный Фонд был переименован в инвестиционный Фонд развития жилищного строительства «Сфера жилья».
Создание данной некоммерческой организации, по мнению прокурора, было осуществлено с нарушением закона, выразившимся в отсутствии полномочий Главы городского местного самоуправления Краснодара по созданию такого Фонда, поскольку правом образования целевых внебюджетных фондов был наделен только представительный орган местного самоуправления, которым являлась и является Городская Дума Краснодара.
Кроме того, прокурор полагает, что нормы законодательства, предусматривающие создание муниципальных внебюджетных фондов, с 01 января 2009 года прекратили свое действие и с указанной даты отсутствует правовая база в виде норм бюджетного законодательства для создания таких фондов. Бюджет же муниципального образования предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, и, следовательно, использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Также прокурор указал, что в нарушение требований ст. ст. 3, 7 Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года учредитель не наделил Фонд «Сфера жилья» соответствующим имуществом и, что этим фондом в нарушение положений ст. ст. 50, 118 Гражданского кодекса Российской Федерации, ввиду осуществления деятельности, не соответствующей уставу и в целях извлечения прибыли: в 2009 году на долевое строительство были незаконно привлечены денежные средства в размере < данные изъяты > рублей, в 2010 году - < данные изъяты > рублей, а чистая прибыль соответственно в 2009 году составила < данные изъяты > рублей, в 2010 году - < данные изъяты > рублей.
При таких обстоятельствах, прокурор просил ликвидировать Фонд развития жилищного строительства «Сфера жилья», возложив обязанности по его ликвидации на учредителя - администрацию муниципального образования город Краснодар, и обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю внести запись о ликвидации ответчика, а УФНС России по Краснодарскому краю - внести запись о ликвидации ответчика в Единый государственный реестр юридических лиц.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 августа 2012 года заявленные требования удовлетворены полностью.
При этом суд постановил: ликвидировать некоммерческую организацию - Фонд развития жилищного строительства «Сфера жилья» (ИНН < номер обезличен >); возложить на учредителя фонда - администрацию муниципального образования город Краснодар обязанности по ликвидации Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья»; обязать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю внести запись о ликвидации Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья»; обязать Управление Федеральной налоговой Службы России по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации Фонда жилищного строительства «Сфера жилья».
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» по доверенности – ФИО1 просит отменить указанное решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, а также на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права.
В письменных возражениях относительно апелляционной жалобы, прокурор, участвовавший в деле, - Фащук А.Ю. полагает обжалуемое решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» по доверенности – ФИО1 пояснил, что доводы апелляционной жалобы поддерживает и полагает, что эта жалоба подлежит удовлетворению. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 августа 2012 года незаконным и необоснованным. Просит данное решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Прокурор отдела прокуратуры Краснодарского края - Левицкая М.А. пояснила, что доводы апелляционной жалобы не признает. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 августа 2012 года законным и обоснованным, и не подлежащим отмене. Просит данное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности – ФИО2 пояснила, что доводы апелляционной жалобы также не признает. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 августа 2012 года законным и обоснованным, и не подлежащим отмене. Просит данное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю по доверенности – ФИО3 пояснила, что доводы апелляционной жалобы признает частично. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 августа 2012 года законным и обоснованным в части. Просит данное решение суда изменить, исключив из него указание на обязанность Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья», поскольку у него имеется задолженность перед бюджетом.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела уведомлялись надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили, доказательств, подтверждающих уважительность таких причин, не представили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения относительно нее, проверив материалы настоящего гражданского дела в пределах этих доводов, заслушав пояснения представителя Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» по доверенности – ФИО1, прокурора отдела прокуратуры Краснодарского края - Левицкой М.А., представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности – ФИО2 и представителя Управления ФНС по Краснодарскому краю по доверенности – ФИО3, судебная коллегия находит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 августа 2012 года подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении настоящего дела не было допущено нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на его исход.
Так, удовлетворяя заявленные требования в полностью, суд, прежде всего, исходил из того, что деятельность Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» не соответствует основным целям его создания, предусмотренным Уставом: развитие долгосрочного жилищного кредитования в г. Краснодаре; создание эффективно работающей системы обеспечения граждан доступным по стоимости жильём, основанной на рыночных принципах приобретения жилья за счёт собственных средств граждан и долгосрочных жилищных кредитов. Кроме того, суд исходил из того что данная некоммерческая организация, которую учредитель не наделил соответствующим имуществом, была создана с нарушением закона, поскольку правом образования целевых внебюджетных фондов на момент ее создания принадлежало не исполнительному органу местного самоуправления, а представительному, которым являлась и является Городская Дума Краснодара. Суд также посчитал, что деятельность Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» в нарушение Конституции Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ не соответствует его основным целям, предусмотренным Уставом.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства, соответствуют материалам дела, в связи с чем, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, постановлением Главы городского самоуправления – мэра г. Краснодара < номер обезличен > от 20 октября 1997 года первоначально был создан муниципальный Фонд развития жилищного строительства, учредителем которого выступил Департамент муниципальных финансов мэрии г. Краснодара.
В последующем этот фонд был переименован в Инвестиционный Фонд развития жилищного строительства «Сфера жилья», а с 17 февраля 2005 года - в Фонд развития жилищного строительства «Сфера жилья».
Согласно п. 2 Устава данного Фонда, основной задачей фонда является создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования в жилищную сферу, аккумулирование добровольных взносов юридических лиц различных организационно-правовых форм, предпринимателей, предназначенных на жилищное строительство, финансирование инженерной подготовки территории под новое жилищное строительство.
Фонд зарегистрирован в Управлении ФНС России по Краснодарскому краю в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН <***>).
В соответствии с п. 1 ст. 118 Гражданского кодекса российской Федерации и ч. 1 п.1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года, любой фонд представляет собой некоммерческую организацию, создаваемую учредителями в определенных общественно полезных целях путем объединения имущественных взносов. Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать как граждане, так и (или) юридические лица.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года, действовавшего в период создания вышеуказанного Фонда, правом образования целевых внебюджетных фондов наделялись только представительные органы местного самоуправления.
На основании п. 9 ст. 32 Устава города Краснодара, утверждённого решением Городской Думы Краснодара от 05 июля 1996 года № 37, таким представительным органом городского самоуправления является Городская Дума Краснодара.
Как установлено и следует из материалов дела, решения о создании Фонд развития жилищного строительства «Сфера жилья» и его предшественников Городская Дума Краснодара не принимала.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Глава городского местного самоуправления Краснодара в 1997 году не обладал полномочиями по созданию внебюджетного фонда.
Это обстоятельство в соответствии со ст. 35 Закона РСФСР О предприятиях и предпринимательской деятельности» № 445-1 от 25 декабря 1990 года, по мнению суда, являлось основанием для отказа в регистрации некоммерческой организации еще в момент ее создания.
Кроме того, судом также обоснованно учтено то обстоятельство, что нормы законодательства, ранее предусматривавшие возможность создания муниципальных внебюджетных фондов, с 01 января 2009 года прекратили своё действие в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06 октября 2003 года.
Согласно требованиям Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06 октября 2003 года, в настоящее время у органов местного самоуправления отсутствует правовая база в виде норм бюджетного законодательства для создания таких местных внебюджетных фондов.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.
При этом функционирование муниципальных внебюджетных фондов должно быть прекращено с вступлением в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации, который является основным актом, устанавливающим общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяющим основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено создание лишь государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со ст. ст. 3, 7 Федерального закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года некоммерческая организация считается созданной, как юридическое лицо с момента её государственной регистрации в установленном законом порядке. Она вправе иметь в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести соответствующие обязанности, быть истцом или ответчиком в суде. Такой фонд вправе расходовать, принадлежащее ему имущество, исключительно на цели, предусмотренные Уставом.
Кроме того, судом первой инстанции правильно установлено, что основными источниками дохода Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» являются денежные средства, получаемые им от строительства многоквартирных жилых домов и последующей реализации квартир и помещений в них третьим лицам.
Так, из материалов дела следует, что в 2009 году Фондом развития жилищного строительства «Сфера жилья» были привлечены денежные средства на долевое строительство многоквартирных жилых домов в размере 107 735 555 рублей, в 2010 году соответственно - 107 463 877 рублей. При этом чистая прибыль от строительства и продажи квартир в 2009 году составила 35 000 рублей, в 2010 году соответственно - 65 000 рублей.
Судом также дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что учредитель не наделил Фонд развития жилищного строительства «Сфера жилья» обособленным имуществом.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что деятельность Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» не соответствует основным целям его создания, предусмотренным Уставом: развитие долгосрочного жилищного кредитования в г. Краснодаре; создание эффективно работающей системы обеспечения граждан доступным по стоимости жильем, основанной на рыночных принципах приобретения жилья за счет средств граждан и долгосрочных жилищных кредитов, следует признать правильным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции имел достаточные основания для удовлетворения вышеуказанного иска прокурора Краснодарского края к Фонду развития жилищного строительства «Сфера жилья» о ликвидации некоммерческой организации и внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Выводы суда – мотивированы.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были проверены судом апелляционной инстанции при разбирательстве настоящего дела и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, отвергаются, как необоснованные.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает и полагает, что существенных нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 04 октября 2012 г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Однако, вместе с тем, учитывая, что процедура ликвидации некоммерческой организации урегулирована законодательным образом, а также с целью устранения возможных неясностей в дальнейшем при исполнении решения Первомайского районного суда города Краснодара от 14 августа 2012 года, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда следует изменить, дополнив его резолютивную часть (абзац шестой) указанием на ликвидацию Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» и, в том числе на внесение сведений (записей) о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц, с соблюдением требований ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), Федерального закона Российской Федерации от № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» (редакция от 28 июля 2012 года, с изменениями от 16 октября 2012 года и изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 21 ноября 2012 года) и другими Федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 119 гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) в случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
В соответствии с ч. ч. 2, 5 ст. 19 того же Федерального закона Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемой некоммерческой организации производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 14 августа 2012 года изменить, дополнив его резолютивную часть (абзац шестой) указанием на ликвидацию Фонда развития жилищного строительства «Сфера жилья» и, в том числе на внесение сведений (записей) о ликвидации в Единый государственный реестр юридических лиц, с соблюдением требований ст. 119 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая), Федерального закона Российской Федерации от № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» (редакция от 28 июля 2012 года, с изменениями от 16 октября 2012 года и изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 21 ноября 2012 года) и другими Федеральными законами.
В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: