ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2306/2016 от 23.03.2016 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Новиков М.А. дело № 33-2306/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 23 марта 2016

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Быстрова О.В.,

судей Свечниковой Н.Г., Бостанова Ш.А.,

при секретаре Хубиевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Муниципального бюджетного Дошкольного Образовательного учреждения "Детский Сад Комбинированного Вида № 30 "Солнышко" города Невинномысска

на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 21 октября 2015 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному Дошкольному Образовательному учреждению "Детский Сад Комбинированного Вида № 30 "Солнышко" Города Невинномысска о возложении обязанности выдать утвержденную рабочую программу по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей,

заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Муниципальному бюджетному Дошкольному Образовательному учреждению "Детский Сад Комбинированного Вида № 30 "Солнышко" (далее Детский сад «Солнышко») о возложении обязанности выдать утвержденную рабочую программу по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей.

Заявленные требования обосновала тем, что с 03.09.2001 года по настоящее время работает учителем - логопедом в Детском саде «Солнышко». Согласно трудовому договору и должностной инструкции учителя - логопеда, она обязана осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии речи воспитанников, находящихся в специальных коррекционных группах.

Она, как учитель - логопед осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с Рабочей программой по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей Детского сада «Солнышко».

Указанная Рабочая программа, разработанная ею самостоятельно или позаимствованная из других источников в обязательном порядке должна быть утверждена администрацией Детского сада «Солнышко».

Разработанная ею Рабочая программа для утверждения была передана заместителю заведующей ФИО2, что подтверждается Уведомлением от 04.09.2015г. за № 169. 15.09.2015г. на заседании рабочей группы для оценки результативности эффективности профессиональной деятельности сотрудников Детского сада «Солнышко» она представила для защиты свою Рабочую программу, которую впоследствии передала заведующей ФИО6 для дальнейшего утверждения. Отсутствие надлежащим образом утвержденной Рабочей программы препятствует ее исполнению трудовых функций, связанных с коррекцией речи воспитанников Детского сада «Солнышко». 17.09.2015г. она подала докладную записку на имя заведующей ФИО6, о возврате надлежащим образом утвержденной Рабочей программы. Уведомлением от 17.09.2015г. заведующая ФИО6 известила ее об отсутствии у нее указанной Рабочей программы, что не соответствует действительности, и нарушает ее трудовые права.

Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 21 октября 2015 года постановлено : Обязать Муниципальное бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский Сад Комбинированного Вида "Солнышко", в течении 30 дней, с момента вступления данного решения в законную силу, разработать и утвердить, для ФИО1, образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования и после предоставить ее ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>.

Не согласившись с решением суда, представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции ФИО1, будучи надлежащим образом уведомленная о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явилась, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица в порядке ст.167 ГПК РФ.

В судебном заседании представители ответчика настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.

Представители истицы против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, считая решение суда законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с 03.09.2001 года по настоящее время работает учителем - логопедом в Детском саде «Солнышко», и осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с Рабочей программой по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей Детского сада «Солнышко».

В соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 30 «Солнышко» города Невинномысска, утвержденным приказом от 31.12.2013 г. № 200 (далее - Положение), рабочая программа является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 30 и направлена на её реализацию в полном объеме (пункт 1.2. Положения).

Рабочая программа разрабатывается на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ № 30 (пункт 1.3. Положения).

Согласно разделу 3 «Разработка и утверждение рабочих программ» Положения, рабочая программа разрабатывается педагогом под руководством заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ № 30 (далее - заместитель заведующей по УВР) и утверждается до 01 сентября будущего учебного года.

Все рабочие программы подлежат обязательному утверждению на заседании Педагогического совета и заведующей МБДОУ № 30. Педагогический совет выносит свое решение о соответствии рабочей программы по существующим требованиям, указанным в Положении.

Реализация неутвержденной рабочей программы не допускается.

Проведение Педагогического совета МБДОУ № 30 в 2015 г. было назначено на 31 августа 2015 г. в 13 ч. 00 мин. Поскольку истец находилась в ежегодном отпуске, уведомление о его проведении, а также о необходимости прохождения периодического медицинского осмотра было заблаговременно (10 августа 2015 г.) направлено путем почтового отправления.

ФИО1 представила свою рабочую программу в день проведения Педагогического совета, т.е. 31.08.2015 г.

После проверки заместителем заведующей по УВР представленной истцом рабочей программы, в адрес истицы было направлено уведомление от 04.09.2015 г. № 169 о несоответствии представленной рабочей программы, с указанием на причины такого несоответствия, а также установлением срока для устранения недостатков в срок до 09.09.2015 г.

Повторное представление истцом рабочей программы было осуществлено на заседании рабочей группы по разработке пакета документов для оценки результативности и эффективности профессиональной деятельности сотрудников МБДОУ № 30, где было отмечено несоответствие представленной рабочей программы установленным требованиям, в связи с чем рабочая программа была возвращена истице на доработку и установлен срок устранения недостатков до 18.09.2015г.

В последующем, рабочая программа истцом была представлена в адрес заместителя заведующего по УВР 01.10.2015 г. без устранения ранее указанных нарушений и несоответствий, о чем истцу было вновь сообщено в уведомлениях от 08.10.2015 г. № 200 и от 12.10.2015 г. № 204.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 28 Федерального закона "Об образовании в РФ" N 273-ФЗ от 29.12.2012 (далее - Закон) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 28 Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Согласно ч. 5 ст. 12 Закона образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Согласно п. 10 и п. 22 ст. 2 Закона, образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин, практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Согласно ч.2 ст.64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Согласно ст.48 указанного закона, педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Это означает, что педагог должен:

- работать по утвержденной рабочей программе;

- реализовывать в полном объеме требования программы по содержанию образования.

Таким образом, педагогический работник должен предпринять все разумные меры для исполнения обязанности, закрепленной в п. 1 ч. 1 данной статьи.

Вместе с тем, данная обязанность педагога корреспондирует с обязанностью администрации образовательной организации обеспечить условия для реализации образовательных программ. Если неисполнение обязанности связано с обстоятельствами, не зависящими от педагога, то он не несет ответственности за неисполнение обязанности, предусмотренной п. 1 ч. 1 указанной статьи.

По общим нормам, закрепленным в ст. 11 указанного Закона, федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к тому или иному уровню образования, в том числе: а) к структуре программы; б) к условиям реализации программы; в) к результатам освоения программы. Непосредственно содержание образования определяют образовательные программы; для уровня дошкольного образования - образовательные программы дошкольного образования. Государством разрабатываются примерные образовательные программы, которые представляют собой учебно-методическую документацию, определяющую рекомендуемые объем и содержание образования того или иного уровня, планируемые результаты освоения программы, примерные условия образовательной деятельности и др.

При этом образовательные программы дошкольного образования строятся на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1115, в соответствии с п.2.5 которого Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ

Согласно письма Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249, при разработке образовательной программы (программ) конкретной Организации могут использоваться примерные основные образовательные программы дошкольного образования, входящие в реестр примерных основных образовательных программ (статья 12 Закона). Организация (группа) может разрабатывать программы самостоятельно, не опираясь на какую (какие)-либо примерные программы. Употребленный в данном пункте, а также в Законе термин "с учетом" означает право и предоставленную Организации возможность ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании данных примерных программ при разработке программы (программ) ДОО.

Педагогическими работниками, дополнительно привлекаемыми для обеспечения реализации Программы в группах для детей с ОВЗ (пункт 3.4.3 Стандарта) и в общеразвивающих группах, в которых обучаются дети с ОВЗ (пункт 3.4.3 Стандарта), являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, а также, в случае необходимости, социальные педагоги.

Содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейся образовательной ситуации, опираясь на интересы отдельного ребенка или группы детей. Это означает, что конкретное содержание образовательной программы выполняет роль средства развития, подбирается по мере постановки и решения развивающих задач и не всегда может быть задано заранее.

Таким образом, педагог должен выстраивать систему обучения, применять в своей работе такие методы, средства и формы обучения, которые отвечают индивидуальным особенностям конкретных обучающихся; должен учитывать индивидуальные особенности личности обучающихся, насколько это возможно в сложившихся условиях, а также соблюдать требования по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как установлено судебной коллегией, 17.09.2015г. ФИО1 была подана докладную записку на имя заведующей ФИО6, о возврате надлежащим образом утвержденной Рабочей программы.

Уведомлением от 17.09.2015г. заведующая ФИО6 известила ее об отсутствии у нее указанной Рабочей программы.

Таким образом, рабочая программа ФИО1 для устранения недостатков возвращена не была.

Доказательств обратного материалы дела не содержат и стороной ответчика не представлено, поскольку отсутствие рабочей программы у руководителя образовательного учреждения не означает ее передачу истице вместе с документами, в которых указан конкретный перечень недостатков рабочей программы.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит обоснованными требования ФИО1 о возложении на ответчика обязанности выдать утвержденную рабочую программу по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей, поскольку отсутствие указанной рабочей программы на 2015-2016 гг. препятствует исполнению ею трудовых функций, связанных с коррекцией речи воспитанников Детского сада «Солнышко».

Кроме того, в соответствии с разделом 4 Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 30 «Солнышко» города Невинномысска, рабочая программа может быть скорректирована в соответствии с накопленным материалом.

В соответствии со ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Как следует из искового заявления, предметом иском являлись требования о возложении обязанности выдать надлежащим образом утвержденную рабочую программу по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей.

Принимая решения, суд вышел за пределы заявленных требований и обязал ответчика в течении 30 дней, с момента вступления данного решения в законную силу, разработать и утвердить, для ФИО1, образовательную программу дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования и после предоставить ее ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, хотя такие требования истицей не заявлялись, предмет иска в порядке ст.39 ГПК изменен не был, чем нарушил положения ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.

Допущенное судом нарушение норм процессуального права является существенным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с постановлением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении обязанности на Муниципальное бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский Сад Комбинированного Вида № 30 "Солнышко выдать истице надлежащим образом утвержденную рабочую программу по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 21 октября 2015 года – отменить.

Постановить по делу новое решение, которым обязать Муниципальное бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение "Детский Сад Комбинированного Вида № 30 "Солнышко» выдать ФИО1 надлежащим образом утвержденную рабочую программу по основной общеобразовательной программе дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей.

Апелляционную жалобу – оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи