Судья Тимохина С.В. Дело № 33-23072/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Киселёва И.И., Мизюлина Е.В.,
при секретаре Мажаевой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 августа 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Подольского городского суда Московской области от 4 мая 2017 года по делу по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения в назначении выплаты единовременного пособия и ежемесячного пособия, обязании назначить и выплатить единовременное пособие и ежемесячное пособие, взыскании судебных расходов,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, в котором просила признать решения Подольского городского управления социальной защиты населения об отказе в назначении выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка ФИО2,<данные изъяты> года рождения, изложенное в уведомлении от 10.03.2017 года №19-56-04-3072; обязать ответчика назначить и выплатить единовременное пособие на ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать ответчика назначить и выплатить ежемесячное пособие на указанного ребенка с 01.10.2016 года, взыскать судебные расходы за составление искового заявления 3000 руб. и представление интересов в суде 5000 руб.
Свои требования мотивировала тем, что основанием для отказа в назначении пособий, по мнению органов социальной защиты населения, послужило не предоставление заявителем документов, подтверждающие доходы, поскольку представленные справки 2-НДФЛ заполнены ненадлежащим образом, а также не представлены сведения о полученных доходах в результате ведения адвокатской деятельности. С данным решением она не согласна, поскольку доход их семьи меньше прожиточного минимума, что было подтверждено представленными справками.
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель истицы в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области просил в иске отказать.
Решением Подольского городского суда Московской области от 4 мая 2017 года исковые требования удовлетворены частично. Решение в назначении выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка, принятое Подольским городским управлением социальной защиты населения, изложенное в уведомлении об отказе от 10.03.2017 г. №19-56-04-3072 признано незаконным. Суд обязал Подольское городское управление социальной защиты населения назначить и выплатить ФИО1 единовременное пособие при рождении ребенка - ФИО3, <данные изъяты> года рождения, а также назначить и выплатить ФИО1 ежемесячное пособие на ребенка - ФИО3, <данные изъяты> года рождения с <данные изъяты>. В удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании судебных расходов отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Решение суда указанным требованиям не соответствует.
Постановляя решение о назначении и выплате ежемесячного пособия на детей, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении данной обязанности на Подольское городское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Подольское городское управление социальной защиты населения является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области. Управление не является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет вою деятельность на основании Положения «О Подольском городском управлении социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области», утвержденного приказом Министра социального развития Московской области № 18 П-157 от 30.06.2015 года. Управление реализует свои функции в пределах полномочий, указанных в вышеупомянутом Положении, представляя интересы Министерства социального развития Московской области в органах государственной власти местного самоуправления и судах. Таким образом, Подольское городское управление социальной защиты населения самостоятельно не может быть участником процесса в судах, стороной по делу, так как не является юридическим лицом, в связи с чем, возложение на него не может быть возложена обязанность по назначению и выплате пособий.
Кроме того, судом первой инстанции было установлено, что 02.03.2017 года ФИО1 обратилась в Подольское городское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка ФИО3, <данные изъяты> года рождения.
Управлением 10.03.2017 года ей было отказано в назначении пособий в соответствии п. 33 «в» (несоответствие документов по форме или содержанию требованиям законодательства РФ и законодательства Московской области) Постановления Правительства Московской области от 14.08.2012 № 989/30 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области».
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
Федеральный закон от 19.05.1995 №81-Ф3 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Статья 16 Федерального Закона Российской Федерации от 19.05.1995г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (в ред. Федерального Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального Закона от 01.03.2008г. N 18-ФЗ,) определяет, что размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей и проживающим в Московской области, регулируется Законом Московской области от 12.01.2006г. N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее Закона).
Настоящий Закон устанавливает виды социальных пособий, в том числе, ежемесячное пособие на ребенка (пункт 2 статьи 3 Закона).
В силу статьи 7 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 г. N 989/30 утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области».
Согласно пунктам 13 и 26 раздела II данного Порядка для назначения и продления выплаты ежемесячного пособия на ребенка необходимо представлять документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения.
Пункт 88 раздела VI «Правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение социальных пособий» вышеуказанного Порядка, определяет, что в состав семьи для назначения (продления выплаты) ежемесячного пособия учитываются состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители, и проживающие с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети, а также одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
Пункт 103 вышеуказанного раздела VI подтверждает, что «Исчисление величины среднедушевого дохода семьи, в том числе за период истекшего времени, на который может быть назначено ежемесячное пособие, производится территориальным структурным подразделением по месту жительства заявителя на основании документов о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, представленных заявителем.
Согласно п. 23 Порядка ежемесячное пособие назначается на шесть месяцев начиная с месяца обращения. Ежемесячное пособие на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), не может быть назначено опекуну (попечителю) ранее месяца признания его опекуном (попечителем) ребенка; продлевается на шесть месяцев начиная с месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, в случае подтверждения заявителем размера среднедушевого дохода, не превышающего величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения, в течение календарного месяца по окончании установленного периода выплаты.
Выплата ежемесячного пособия осуществляется в течение установленного периода выплаты.
Установленный период выплаты ежемесячного пособия может быть уменьшен в случае обращения заявителя за назначением (продлением выплаты) ежемесячного пособия на другого ребенка. В этом случае выплата ежемесячного пособия приостанавливается и продлевается со дня обращения на установленный период выплаты.
Как установлено в ходе судебного разбирательства истцу Министерством социального развития Московской области было отказано в назначении единовременного пособия на ребенка ФИО2,<данные изъяты> года рождения и ежемесячного пособия.
Основанием для отказа послужило не соответствие документов действующему законодательству.
Истица в подтверждение доходов мужа ФИО4 представила справки по форме 2-НДФЛ за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 г. и январь 2017 года.
Подольское городское управление социальной защиты населения посчитало, что представленные справки имеют ряд нарушений по порядку заполнения, в том числе и по достоверности сведений, содержащихся в справке. Так в справку о доходах за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 года доход указан 28000 руб., при обращении в январе 2017 г. за указанный период составил 2800 руб., в справках заполнены не все поля, неверно указаны коды доходов, коды вычета напротив дохода в справках не указаны.
В соответствии с п.1 ст.24 Налогового кодекса РФ налоговым агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В данном случае по отношению к ФИО4 являющемуся членом КА «Максимус» налоговым агентом является КА «Максимус»
В соответствии с п.п.3 п.3 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговый агент-КА «Максимус» обязан вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику.
Справка 2-НДФЛ выдается организацией налоговым агентом, и является документом подтверждающим доходы.
Справки 2-НДФЛ, представленные в Подольское городское управление социальной защиты населения, выданы организацией членом которой является ФИО4, подписаны и скреплены печатью коллегии адвокатов «Максимус».
Таким образом, справка на имя ФИО4 выдана уполномоченным органом, заполнена с указанием ежемесячного дохода ФИО4 и иных данных, позволяющих достоверно установить доход.
Недостатки, на которые обращает внимание ответчик, не могут поставить под сомнение сумму дохода ФИО4
В справке 2-НДФЛ, представленной в январе 2017 г., доход вместо 28000 руб., указан 2800 руб., как видно из справки Коллегии адвокатов города Москвы «Максимус» от 27 апреля 2017 г. сумма дохода 2800 руб. была указана ошибочно в виду сбоя программного обеспечения программы 1С.
Данные обстоятельства подтверждаются также представленной декларацией о доходах ФИО4
Доводы представителя ответчика о том, что ФИО4 как практикующий адвокат не мог не иметь иных доходов от занятия адвокатской практикой, не может являться определяющим для разрешения рассматриваемого спора.
Учитывая, что доход семьи ФИО1 составляет меньше прожиточного минимума, она имеет право на получение мер социальной поддержки, в связи с чем, требования в части признания незаконным отказа в выплате единовременного пособия и ежемесячного пособия на ребенка, и назначении пособий подлежат удовлетворению.
Исходя из приведенных выше положений закона и представленных документов о доходах семьи, судебная коллегия приходит к выводу, что истица имеет право на получение единовременного пособие при рождении ребенка - ФИО3, <данные изъяты> года рождения и ежемесячного пособия, начиная с сентября 2016 года по август 2017 года.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 4 мая 2017 года отменить, постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить и выплатить ФИО1 единовременное пособие при рождении ребенка - ФИО3, <данные изъяты> года рождения.
Обязать Министерство социального развития Московской области назначить и выплатить ФИО1 ежемесячное пособие на ребенка – ФИО3, <данные изъяты> года рождения, начиная с сентября 2016 года по август 2017 года.
Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи