ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2309/20 от 11.06.2020 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Лобов Н.А. Дело № 33-2309/2020

2-3/2020

55RS0011-01-2019-000799-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июня 2020 года г. Омск

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Леневой Ю.А.,

судей областного суда Климовой В.В., Гапоненко Л.В.,

при секретаре Лавриненко Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Горьковского муниципального района Омской области на решение Горьковского районного суда Омской области от 06 февраля 2020 года, которым исковые требования Администрации Горьковского муниципального района Омской области к ФИО1 о расторжении соглашения о предоставлении бюджетного гранта, а также о взыскании денежных средств были оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Климовой В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация Горьковского муниципального района Омской области обратилась в суд с иском к ФИО1 о расторжении соглашения о предоставлении гранта, взыскании суммы гранта.

В обоснование указано, что в целях реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Горьковском муниципальном районе Омской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Главы Горьковского муниципального района Омской области от № <...>, в соответствии с постановлением Главы Горьковского муниципального района Омской области № <...> от <...> «О конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области» победителем конкурса был признан ответчик ИП ФИО1 с проектом «Организация хозяйства по выращиванию лошадей мясной породы».

<...> между администрацией и ответчиком было заключено соглашение № <...> о предоставлении гранта, на основании которого ФИО1 было предоставлено 300 000 руб.

Между тем, при заключении указанного соглашения ответчиком были нарушены его условия. В частности, истцом указаны недостоверные сведения о том, что он на момент подачи заявки на участие в конкурсе не является индивидуальным предпринимателем, что является основанием для возврата суммы гранта. В досудебном порядке требование о возврате гранта ответчиком не выполнено.

На основании изложенного администрация просила расторгнуть соглашение о предоставлении гранта от <...>№ <...>; взыскать с ФИО1 в пользу Администрации Горьковского муниципального района Омской области денежные средства (грант) по соглашению № <...> от <...> в размере 300 000 руб.

В судебном заседании представитель Администрации Горьковского муниципального района Омской области ФИО2 поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3 просили в иске отказать, представили письменные возражения, в которых указано, что ФИО1 действительно 17.04.2000 был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, которое прекратило свою деятельность 01.01.2005; 07.12.2006 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, свою деятельность прекратил 24.12.2013. Между тем, при подаче заявки в конкурсе на получение гранта от него не требовалось предоставления сведений о том, был ли он ранее зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; каких-либо недостоверных сведений ответчик не предоставлял. Свои обязанности как грантополучателя, предусмотренные соглашением от <...>, ФИО1 выполнил полностью, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется. Обратил внимание на то, что в утвержденном главой администрации в 2018 году положении о предоставлении грантовой поддержки отсутствовало требование о том, чтобы соискатель гранта был впервые зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, однако, в утвержденном постановлением Главы Горьковского муниципального района от 22.06.2019 положении такой пункт появился.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация Горьковского муниципального района Омской области просит вынесенное судом решение отменить, принять новое решение по делу. Приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. В частности, ссылается на то, что ответчик нарушил условия соглашения от <...>№ <...> и Положения, утвержденного Постановлением Главы Горьковского муниципального района Омской области от <...>№ <...> «Об утверждении положения о конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области», согласно которым участниками конкурса могут быть индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и действующие менее 1 года на момент подачи заявки на участие в конкурсе. Ввиду предоставления ответчиком недостоверных сведений о наличии у него статуса ИП в 2005, 2006, 2019 г.г. были нарушены права других лиц – соискателей гранта. По мнению истца, указанное обстоятельство является основанием для возврата ФИО1 полученной суммы гранта.

В отзыве на апелляционную жалобу ответчик ФИО1, а также его представитель ФИО3 просит вынесенное решение оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав представителя Администрации Горьковского муниципального района Омской области ФИО2, поддержавшую жалобу по доводам, в ней изложенным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

В силу ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за некоторых групп товаров).

При этом субсидии могут предоставляться, в том числе, из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (ч. 2 указанной статьи).

Следуя положениям ч.ч. 3, 3.1, 7, 8 указанной статьи (в редакции на дату возникновения спорных отношений), нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Предоставление субсидий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, осуществляется в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия.

Порядок предоставления субсидий, предусмотренных настоящим пунктом, из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, включая требования к договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий, срокам и условиям их предоставления, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

В силу пунктов 1,3,4 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1,3 ст. 7 Закона Омской области от 27 июля 2007 года № 947-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Омской области», субсидии бюджетам муниципальных образований Омской области из областного бюджета (далее в настоящей статье - субсидии) предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения.

Перечень субсидий утверждается законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Порядок предоставления и распределения каждой субсидии устанавливается нормативным правовым актом Правительства Омской области в соответствии с правилами, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.

Пунктом 5 ст. 9 Закона Омской области от 22.12.2017 N 2034-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», был утвержден объем субсидий бюджетам муниципальных образований Омской области на 2018 год в сумме 6 263 621 637,44 руб., на 2019 год в сумме 2 821 733 458,44 руб. и на 2020 год в сумме 2 362 483 300,25 руб. В качестве цели предоставления в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов субсидий бюджетам муниципальных образований Омской области названо софинансирование расходных обязательств местных бюджетов, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления Омской области по вопросам местного значения.

В качестве условия предоставления субсидий указано соблюдение муниципальными образованиями Омской области доли софинансирования из местных бюджетов, рассчитанной с учетом доли софинансирования из областного бюджета, установленной Правительством Омской области.

Поименованной нормой закона предусмотрено, что иные условия предоставления, условия расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований Омской области для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями Омской области устанавливаются Правительством Омской области.

Постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 14.11.2013 № 108 была утверждена муниципальная программа Горьковского муниципального района Омской области «Развитие экономического потенциала Горьковского муниципального района Омской области на 2014-2020 годы», в рамках которой также была утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Горьковском муниципальном районе Омской области на 2014-2020 годы».

Поскольку порядок предоставления субсидий из местных бюджетов Программой предусмотрен не был, <...> главой Горьковского муниципального района Омской области принято постановление № <...> «Об утверждении положения о конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области» (далее – Положение).

Так, в соответствии с п. 1.1 указанного Положения, оно разработано в целях оказания муниципальной поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам, желающим организовать собственное дело на конкурсной основе, за счет субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов на реализацию муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, и определяет порядок проведения конкурса.

Предмет конкурса – отбор проектов для финансирования за счет средств местного бюджета (п. 1.4 Положения).

При этом, в соответствии с п. 1.6 указанного Положения грантовая поддержка – это финансирование целевых расходов, предоставляемые для реализации проектов, отвечающих требованиям Положения; претендент на участие в конкурсе – физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, учредителем (участником) юридического лица либо субъект малого предпринимательства, подавший заявку на участие в конкурсе.

Грантовая поддержка предоставляется победителю конкурса в размере до 300 000 руб., но не более 85 % от стоимости заявленного проекта (раздел 3 Положения).

В соответствии с п. 4.1 Положения участниками конкурсного отбора на предоставление грантов могут быть: субъекты малого предпринимательства и граждане, планирующие заниматься предпринимательской деятельностью на территории Горьковского муниципального района Омской области, к которым относятся:

- физические лица (граждане РФ), не являющиеся индивидуальными предпринимателями, учредителями (участниками) юридического лица и принявшие решение о создании собственного бизнеса на территории Горьковского муниципального района Омской области;

- юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Горьковского муниципального района Омской области и действующие менее 1 года на момент подачи заявки на участие в конкурсе.

Условием возврата грантовой поддержки, согласно п. 18.1 Положения, является предоставление грантополучателем недостоверных сведений, содержащихся в документах, предоставленных для получения гранта.

<...> главой Горьковского муниципального района Омской области принято постановление № <...>, которым непосредственно объявлен конкурс в целях предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области.

Для участия в конкурсе поступили заявки от ФИО1 и Ч.Е.С..

Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии № <...> от <...>, победителем конкурса был признан ФИО1, представивший проект «Организация хозяйства по выращиванию лошадей мясной породы».

Постановлением Главы Горьковского района от <...>№ <...> было принято решение о предоставлении грантовой поддержки ФИО1

В соответствии с приведенными положениями закона, а также на основании Постановления Правительства Омской области от 16.10.2013 № 266-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области», Постановления Правительства Омской области от 08.08.2018 № 230-п «О распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета, определенных Министерству экономики Омской области в 2018 году, на реализацию муниципальных программ поддержки малого предпринимательства» и в соответствии с заключенным между Министерством экономики Омской области и Администрацией Горьковского муниципального района Омской области соглашением <...>№ <...> из областного бюджета Администрации Горьковского муниципального района Омской области была перечислена субсидия на реализацию мероприятия муниципальной программы «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела» в размере 465 549,35 руб.

<...> между Администрацией Горьковского муниципального района Омской области и ФИО1 было заключено соглашение № <...> (далее – Соглашение № <...>), согласно которому на реализацию проекта «Организация хозяйства по выращиванию лошадей мясной породы» предусмотрен объем финансирования в размере 420 000 руб., из которых Администрацией Горьковского района перечислен грант в сумме 300 000 руб. по платежному поручению от <...>№ <...> за счет средств местного бюджета; грантополучатель обязан обеспечить объем софинансирования в сумме 120 000 руб. за счет собственных средств (не менее 15 % от размера гранта).

Принятые на себя обязательства ФИО1 выполнил, за расходование предоставленного гранта предоставил администрации финансовый отчет (л.д. 13, т. 1).

<...> Министерством экономики Омской области была проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления и расходования субсидии местному бюджету Горьковского муниципального района Омской области из областного бюджета, определенной Министерству в 2018 году на реализацию муниципальной программы поддержки малого предпринимательства.

По результатам указанной проверки установлено, что получатель гранта ИП ФИО1 не является впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, в связи с чем цель предоставления гранта не соответствует цели предоставления субсидий местным бюджетам; грантовая поддержка в 2018 году предоставлена Администрацией Горьковского муниципального района Омской области с нарушениями условий предоставления и расходования субсидии, предусмотренной подпрограммой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области», подпунктом 2 пункта 3.1 Соглашения между Министерством экономики Омской области и Администрацией Горьковского муниципального района Омской области от <...>№ <...>, в связи с чем средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет (л.д. 147-153, т. 1).

<...> Администрацией Горьковского муниципального района Омской области в адрес ФИО1 было направлено требование (претензия) о возврате грантовой поддержки (гранта в сумме 300 000 руб.) в связи с предоставлением недостоверных сведений, содержащихся в документах, предоставленных для получения гранта. Указано на нарушение последним пп. 4.1 раздела 4 Положения о конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданами для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области», утвержденного Постановлением Главы Горьковского муниципального района Омской области от <...>№ <...>, в соответствии с которым участником конкурса могут быть индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и действующие менее 1 года на момент подачи заявки на участие в конкурсе.

Поскольку в досудебном порядке сумма гранта не была возвращена, Администрация Горьковского муниципального района Омской области обратилась в суд с рассматриваемым иском.

ФИО1 с предъявленными к нему требованиями не согласился, указав, что при подаче заявки на участие в конкурсе на получение гранта от него не требовалось предоставления сведений о том, был ли он ранее зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; каких-либо недостоверных сведений он не предоставлял. Свои обязанности как грантополучателя, предусмотренные соглашением от <...>, ФИО1 выполнил полностью, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, районный суд правильно исходил из того, что Положение, утвержденное Постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 22.06.2018 № <...> «Об утверждении положения о конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области», на основании которого ответчику предоставлялся грант, не содержало каких-либо условий о том, что физическое лицо должно быть впервые зарегистрировано в качестве предпринимателя. При этом применение утвержденного постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области № <...> от 26.07.2019 положения о конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области» к данным отношениям, возникшим до его принятия, не применимо, об обратном в постановлении № <...> от 26.07.2019 не указано. При этом суд исходил из того, что предоставление Администрации Горьковского муниципального района Омской области денежных средств из областного бюджета и последующее требование об их возврате является отношениями между органом исполнительной власти субъекта и органом местного самоуправления, межбюджетными отношениями и на права и обязанности конкретного получателя средств гранта ФИО1 не влияют. Правомерность предоставления субсидий Администрации Горьковского муниципального района Омской области в данном случае не оценивается.

Судебная коллегия с изложенными выводами районного суда соглашается, полагает их соответствующими установленным по делу обстоятельствам и представленным сторонами доказательствам, которые были надлежаще оценены судом первой инстанции.

Так, для участия в конкурсе во исполнение п. 10.2 Положения, утвержденного Постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от 22.06.2018 № <...>, ФИО1 было заполнено заявление установленной формы на предоставление грантовой поддержки в соответствии с Приложением № <...> к Положению, подано <...> (л.д. 83, т. 1).

В указанном заявлении ответчик в соответствии с п. 4.1 Положения подтвердил, что не является индивидуальным предпринимателем, на рассмотрении уполномоченного органа не находится заявление о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, не является учредителем (участником) юридического лица, зарегистрированным ранее срока подачи заявки на участие в конкурсе или не будет являться таковым на момент окончания конкурса.

Сведений о том, что претендент на получение гранта должен быть впервые зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ни заявление установленной формы, заполненное ответчиком, ни Положение, утвержденное Постановлением Главы Горьковского муниципального района Омской области от <...>№ <...>, не содержит. Такое условие отсутствует и в заключенном между сторонами соглашении о предоставлении гранта от <...>№ <...>.

Ссылка истца на Постановление Главы Горьковского муниципального района Омской области от <...>№ <...> верно признана районным судом несостоятельной, поскольку на момент участия ответчика в конкурсе на предоставление гранта, на момент получения гранта, указанный нормативный акт был не действующим; обратной силой указанный документ не обладает.

С иными документами, в которых зафиксированы условия межбюджетных отношений между Министерством экономики Омской области и истцом, предоставления субсидии, ответчик ознакомлен не был, обязанность соблюдать их условия при получении денежных средств из местного бюджета на себя не принимал.

Как следует из выписки из ЕГРНИП, ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП № <...>) 18.09.2018, на дату участия в конкурсе на предоставление гранта у него такой статус отсутствовал.

При таких обстоятельствах виновных действий ответчика в предоставлении недостоверной информации, что согласно п. 18.1 Положения, п. 5.3 Соглашения от <...>№ <...> является причиной для возврата суммы гранта, в ходе рассмотрения спора не установлено.

Кроме того, в случае необходимости установления соответствующих обстоятельств в процессе проверки документов соискателя гранта сведения о том, что ФИО1 в 2005, 2006 и 2013 году был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя могли быть получены администрацией самостоятельно, поскольку являются общедоступными.

Помимо этого, судебная коллегия обращает внимание на то, что п.4.1 Положения о конкурсе «Предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области», утвержденного как Постановлением Главы Горьковского муниципального района Омской области от <...>№ <...>, так Постановлением от <...>№ <...>, не содержит к соискателям на грант – физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, требования о том, что они не должны были быть и ранее зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей.

При таких обстоятельствах, поскольку основания для возврата суммы гранта в ходе рассмотрения спора своего подтверждения не нашли, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца, которые повторно им изложены в поданной апелляционной жалобе.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы истца направлены на переоценку собранных по делу письменных доказательств либо иное толкование действующего законодательства, аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Указанные доводы основанием для отмены решения суда не являются, поскольку представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, а нормы материального права судом применены верно.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Горьковского районного суда Омской области от 06 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Горьковского муниципального района Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи