ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2312/2022 от 18.10.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Михайлова О.А. 65RS0-73

Докладчик Доманов В.Ю. Дело №33-2312/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 18 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Доманова В.Ю.,

судей Прокопец Л.В. и Загорьян А.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области к Бурнайкину Николаю Александровичу о взыскании субсидии, по апелляционной жалобе Бурнайкина Н.А. на решение Смирныховского районного суда от 29 июня 2022 года.

Заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области обратилось в суд с исковым заявлением к Бурнайкину Н.А. о взыскании субсидии.

В обоснование требований указано, что 20 апреля 2016 года между Министерством сельского хозяйства Сахалинской области и главой крестьянского (фермерского) хозяйства Бурнайкиным Н.А. заключено соглашение г-2016 «О предоставлении субсидии на поддержку развития семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства», а также дополнительное соглашение к нему. Субсидия в сумме 6231000 рублей была предоставлена ответчику, из них 3731000 рублей за счёт средств федерального бюджета и 2500000 рублей за счёт средств областного бюджета. Согласно п.п. «г» п.2.2 соглашения получатель субсидии обязан осуществлять деятельность не менее 5-ти лет после получения гранта. Вместе с тем, в ходе проведённой выездной проверки установлено, что Бурнайкин Н.А. осуществлял свою деятельность менее 5-ти лет после получения гранта, прекратив свою деятельность 8 ноября 2019 года в связи с принятием соответствующего решения членами крестьянского (фермерского) хозяйства, что является нарушением условий предоставления субсидии. Требование о возврате субсидии в досудебном порядке ответчиком оставлено без удовлетворения.

На основании изложенного истец просил взыскать с Бурнайкина Н.А. субсидию в размере 6231000 рублей.

Решением Смирныховского районного суда от 29 июня 2022 года исковые требования удовлетворены.

С Бурнайкина Н.А. ( в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области взыскано 6231000 рублей.

На данное решение поступила апелляционная жалоба от ответчика Бурнайкина Н.А., который просит решение отменить, возвратить дело в суд первой инстанции для рассмотрения в ином составе суда. В обоснование жалобы указывает, что истцом не представлены доказательства нецелевого использования гранта на иные цели, не связанные с созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства. Считает п.п.2 п.2 соглашения ничтожным условием сделки, а при разрешении настоящего спора подлежат применению нормы действующего законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения. Указывает, что смена главы фермерского хозяйства не влечёт за собой прекращение его членства в этом хозяйстве, после 9 ноября 2019 года он участвовал в работе фермерского хозяйства, однако свидетели по данному обстоятельству судом не были допрошены.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Павленко И.В. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции третье лицо Бурнайкина С.П. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области Константинова Н.С. возражала против отмены решения суда.

Бурнайкин Н.А., Бурнайкин А.П., представитель КСП Сахалинской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

С учётом требований части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, заслушав представителя истца, третье лицо, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В части 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из приведённых норм материального права следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий. При этом условия возврата субсидии должны определяться нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. В подобных актах устанавливаются также цели, условия и порядок предоставления субсидий. Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В рамках реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области «Развитие в Сахалинской области сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 6 августа 2013 года №427, Правительством Сахалинской области постановлением от 17 марта 2016 года №110 был утверждён «Порядок предоставления субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат по поддержке малых форм хозяйствования», который действовал на момент возникновения спорных правоотношений (далее по тексту Порядок).

В силу пункта 3 Порядка, целью предоставления субсидии (гранта в виде субсидии) является финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, возникающих в рамках реализации указанной выше государственной программы Сахалинской области.

Из содержания пункта 4 Порядка усматривается, что субсидия в виде грантов и единовременной помощи на бытовое обустройство предоставляется по результатам конкурсного отбора глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Из приведённого следует, что субсидия предоставляется на основании конкурсного отбора главе КФХ для реализации мероприятий по развитию сельского хозяйства в указанной форме.

Порядок проведения конкурса по отбору глав КФХ для предоставления грантов на создание и развитие КФХ установлен в приложении №1 к указанному Порядку.

Исходя из раздела 3 указанного нормативного акта необходимыми условиями для предоставления субсидии являются соблюдение обязательных условий, связанных с целей её предоставления: на создание и развитие КФХ, специальные требования к её получателю: заявитель ранее не являлся получателем соответствующего гранта, а также иных форм социальной поддержки; является главой КФХ, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации на территории области; постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя; заявитель имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее 3 лет, осуществляет ведение или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее 3 лет; КФХ, главой которого является заявитель, подпадает под критерии микропредприятия, установленные Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», так же срока исполнения обязательств, связанных с её использованием: заявитель обязуется осуществлять деятельность КФХ в течение не менее 5 лет после получения гранта на создание и развитие хозяйства.

В соответствии с пунктом 17 Порядка в случае нарушения условий, установленных для предоставления субсидии, нецелевого или несвоевременного использования полученного гранта или единовременной помощи, а также недостоверности представленных документов, средства, составляющие сумму субсидии, гранта и единовременной помощи, подлежат возврату в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений пункта 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно пункту 1 статьи 310 указанного выше кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Из приведённого следует, что обязательство по использованию предоставленной в рамках указанной программы субсидии подразумевает исполнение всех заявленных условий, как в части требований, предъявленных к лицу, её использующую, так и в части срока, в течение которого необходимо осуществлять деятельность, на поддержание которой она была предоставлена.

В ином случае, учитывая, что задачей гранта является именно поддержка субъекта предпринимательства, в данном случае главы КФХ и его деятельности, имеет безвозмездный характер, в связи с чем нарушение условий влечёт к не достижению тех целей, для которых он выделялся, и, как следствие его нецелевое использование, что влечёт к обязанности по его возврату.

Из дела видно, что распоряжением Министерства сельского хозяйства Сахалинской области №69-р от 15 апреля 2016 года Бурнайкину Н.А., как главе КФХ были предоставлены гранты в виде субсидий как из федерального, так из областного бюджета в общей сумме 6231000 рублей.

Согласно соглашению №05/4г-2016 от 20 апреля 2016 года, заключенному между сторонами, субсидия предоставляется на возмещение затрат по реализации мероприятий на развитие семейных животноводческих ферм на базе фермерских хозяйств.

В соответствии с подпунктом д) пункта 2.2 соглашения Бурнайкин Н.А. обязался осуществлять деятельность в течение 5 лет после получения гранта.

Факт перечисления субсидии в указанном выше размере подтверждается платежными поручениями №731830 от 22 апреля 2016 года и №459 от 23 апреля 2016 года.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Бурнайкин Н.А. прекратил свою деятельность в качестве главы КФХ с 8 ноября 2019 года и с указанной даты в МИФНС №1 по Сахалинской области принято решение о регистрации прекращении КФХ Бурнайкина Н.А., при этом основанием для этого послужило заявление членов КФХ.

При таких данных, установив, что ответчик, вопреки взятому на себя обязательству по осуществлению деятельности в качестве главы КФХ, данное условие не выполнил, что повлекло нарушение обязательных требований для предоставления субсидии, при этом прекращение деятельности не связано с какими-либо объективными причинами, препятствующими этому, а являлось добровольным волеизъявлением, в связи с чем суд первой инстанции, руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, правомерно пришёл к выводу о взыскании её размера в пользу истца.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактически установленных обстоятельствах, при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства нецелевого использования субсидии, судебная коллегия находит несостоятельными, так как, исходя из приведённого выше Порядка, её целью является развитие соответствующей деятельности, которая определена сроком на 5 лет, следовательно, отступление от этого условия свидетельствует об отступлении от установленной цели.

Утверждение ответчика о том, что данное условие соглашения является ничтожным, противоречит приведённым выше норма материального права, в связи с чем является необоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в ноябре 2019 года произошла только смена главы фермерского хозяйства и он участвовал в его работе, были предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно отклонены ввиду недоказанности с приведением обоснованных мотивов и анализа, предоставленных в материалы дела доказательств, с чем соглашается судебная коллегия.

Кроме того, смена главы КФХ также является нарушением условий предоставления субсидии, поскольку, как указано выше, её получатель должен соответствовать необходимым требованиям по уровню образования, месту жительства и сроков осуществления соответствующей деятельности.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда является законным, поскольку вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям. В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Смирныховского районного суда от 29 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бурнайкина Н.А. – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 октября 2022 года.

Председательствующий В.Ю. Доманов

Судьи Л.В. Прокопец

А.Г. Загорьян