Дело № 33-2315/2017 Докладчик Гришина Г.Н.
Судья Забавнова Г.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Огудиной Л.В.,
при секретаре Тарасовой Ю.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 22 июня 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Кузина А. Ю. на решение Ленинского районного суда города Владимира от 12 апреля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Кузина А. Ю. к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Владимирской области «Владимирский психоневрологический интернат» о признании незаконными действий в части взимания платы из ежемесячной денежной выплаты на социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, обязании произвести перерасчет и взыскании суммы переплаты оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Кузина А.Ю., просившего об отмене решения, представителей ответчика ГБУСО ВО «Владимирский психоневрологический интернат» Графовой Д.В. и Жуковой А.А., представителя третьего лица ГУ УПФ РФ в городе Владимире Владимирской области Ивановой И.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Кузин А.Ю. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению социального обслуживания Владимирской области «Владимирский психоневрологический интернат» (далее – ГБУСО ВО «Владимирский психоневрологический интернат») о признании незаконными действий в части взимания платы из ежемесячной денежной выплаты на социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, просил обязать произвести перерасчет и взыскать сумму переплаты.
В обоснование иска Кузин А.Ю. указал, что с **** по настоящее время на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов **** проживает и зарегистрирован в ГБУСО ВО «Владимирский психоневрологический интернат». С **** из его пенсии ответчиком незаконно удерживаются денежные средства в качестве платы за представление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Полагал, что включение в расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина ЕДВ не соответствует п. 2 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
В судебном заседании истец Кузин А.Ю. исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные выше доводы.
Представители ответчика ГБУСО ВО «Владимирский психоневрологический интернат» Жукова А.А. и Графова Д.В. исковые требования Кузина А.Ю. не признали, ссылаясь на то, что с 1 января 2015 года при расчете среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно включаются все доходы, полученные в денежной форме, в том числе и ЕДВ. Пенсионный фонд в письме от ******** поддержал вышеуказанную позицию. Дополнительное соглашение от ****, по условиям которого рассчитанный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания исходя из размера пенсии и ЕДВ составил **** рублей, Кузиным А.Ю. подписано. Просил отказать Кузину А.Ю. в иске.
Представитель третьего лица ГУ УПФ РФ в г. Владимире Иванова И.В. полагала исковые требования Кузина А.Ю. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поддержав доводы представителей ответчиков. Дополнительно указала, что Кузин А.Ю. является получателем страховой пенсии по инвалидности. В соответствии с заявлением от **** истец отказался от набора социальных услуг полностью, в связи с чем, получает ежемесячную денежную выплату.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Кузин А.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным и вынесенным с нарушением норм материального права. Указывает, что его среднедушевой доход в силу действующего законодательства состоит только из пенсии. Сумма ЕДВ не должна входить в расчет среднедушевого дохода для определения платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. Просит удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания учитывается среднедушевой доход одиноко проживающего гражданина, состоящий из пенсии и ЕДВ, в связи с чем, пришел к выводу о законности действий ГБУСО ВО «Владимирский психоневрологический интернат» и отказал Кузину А.Ю.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции являются правомерными, поскольку они основаны на материалах дела и нормах материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступившего в законную силу 1 января 2015 года, социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
В силу ч. 3 и ч. 4 ст. 32 вышеуказанного закона социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением получателей социальных услуг, указанных в частях 1 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 года № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно (далее – Правила), которые устанавливают порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
В силу п. 5 Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме, в том числе, пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Из вышеуказанного следует, что только Правила от 18 октября 2014 года № 1075 устанавливают порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, при этом, каких-либо исключений из доходов, которые учитываются при его расчете, данные Правила не содержат.
Пенсии и иные аналогичные выплаты, к которым относится и ЕДВ, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки, социального обеспечения и социальной защиты.
Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
В силу ст. ст. 1 и 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, под которой понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, осуществляется в виде денежной выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды).
Следовательно, при расчете среднедушевого дохода учитываются все выплаты, аналогичные перечисленным в п. 5 Правил, полученные в денежной форме и установленные законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что с **** ФИО1 является получателем страховой пенсии по инвалидности (л.д. 67).
С **** истец получает ежемесячную денежную выплату к пенсии взамен набора социальных услуг (натуральной помощи).
**** между ГБУСО ВО «Владимирский психоневрологический интернат» и ФИО1 заключен договор о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов **** (л.д. 36-37).
Согласно дополнительным соглашениям от **** и от **** размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания составляет **** рублей (л.д.48) и **** рублей (л.д. 53) соответственно.
При этом, с **** размер ежемесячной платы в сумме **** рублей рассчитан исходя из семидесяти пяти процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, определенного в соответствии с п. 5 Правил, т.е. с учетом пенсии и ЕДВ, что является правильным (л.д. 50, 52).
Истцом не оспаривался факт подписания вышеуказанных соглашений.
На основании заявления ФИО1 начиная с **** и по настоящее время, ГУ УПФ РФ в г. Владимире производит перечисление вышеуказанной суммы на расчетный счет стационарного учреждения социального обслуживания (л.д. 54).
Следовательно, каких-либо нарушений порядка расчета ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания в отношении ФИО1 ответчиком не допущено.
Оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал ФИО1 в удовлетворении исковых требований о признании незаконными действий в части взимания платы из ежемесячной денежной выплаты на социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, обязании произвести перерасчет и взыскании суммы переплаты.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод апеллянта о том, что в силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» в доходе одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи, отклоняется судебной коллегией, поскольку вышеуказанное Постановление подлежит применению при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, а порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» урегулирован только Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно», которое не содержит исключений каких-либо видов доходов, полученных гражданином в денежной форме, в том числе и ЕДВ.
Ссылку ФИО1 на определения Верховного Суда РФ, в соответствии с которыми установление платы в размере 75% от денежных выплат, предоставленных в качестве мер социальной поддержки, не может расцениваться иначе, как снижение уровня социальных гарантий и нарушение условий, предусмотренных законом, судебная коллегия находит необоснованной. Вышеуказанная практика существовала в период действия Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».
Данным Постановлением был предусмотрен размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, который не мог превышать 75 процентов именно установленной им пенсии. С 1 января 2015 года расчет размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания изменен и не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Среднедушевой доход, как указывалось выше, рассчитывается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л :
Решение Ленинского районного суда города Владимира от 12 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Лепёшин Д.А.
Судьи Гришина Г.Н.
ФИО2