судья Мохова Т.А. | № 33-2319/2017 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 30 августа 2017 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей | ФИО2 |
Брандиной Н.В. | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации ЗАТО город Североморск о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО город Североморск,
по апелляционной жалобе представителя ФИО4 – ФИО5 на решение Североморского районного суда Мурманской области от 04 мая 2017 года, которым постановлено:
«Исковое заявление ФИО4 к Администрации ЗАТО г. Североморск о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Североморск – оставить без удовлетворения.».
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к администрации ЗАТО город Североморск (далее – администрация ЗАТО г. Североморск) о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проживает в ЗАТО г. Североморск, является нанимателем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, по адресу: город Североморск Мурманской области, улица ..., дом *, квартира *. В указанном жилом помещении он зарегистрирован по месту жительства, в котором также имеет регистрацию и фактически проживает его бывшая супруга ФИО6
С 2005 года истец состоит на учёте граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск. ФИО6 также состоит на указанном учете.
Для получения Государственного жилищного сертификата (далее - ГЖС) в рамках подпрограммы по переселению обратился в администрацию ЗАТО г. Североморск с соответствующим заявлением, представил необходимый комплект документов и подписал обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения.
В выдаче ГЖС ему было отказано. Одновременно разъяснено, что состоять на соответствующем учёте граждан, имеющих право на меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании, он имеет право, однако ГЖС ему выдан не будет, поскольку у него отсутствует возможность выполнить обязательство по сдаче жилья, в котором остается проживать его бывшая супруга ФИО6
Полагая отказ в предоставлении ГЖС неправомерным, нарушающим право на получение социальных гарантий, уточнив исковые требования, просил признать за ним право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г.Североморск.
В судебном заседании истец ФИО4 и его представитель ФИО5 просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации ЗАТО г. Североморск ФИО7 иск не признала.
Третье лицо ФИО6 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО4 - ФИО5 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит обстоятельства, послужившие поводом для обращения с иском в суд.
Указывает, что при постановке ФИО4 на учет в целях получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск истцом были представлены все необходимые документы.
Считает, что требование администрации ЗАТО г. Североморск подписать обязательство о расторжении договора социального найма в момент предоставления комплекта документов не основано на законе, поскольку в соответствии с пунктом 2.7. статьи 7 Закона Российской Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» такое обязательство должно быть подписано заявителем в момент предоставления ГЖС.
По мнению подателя жалобы, администрация ЗАТО г. Североморск подменяет юридическое понятие «расторжение договора социального найма жилого помещения» формулировкой «освобождение и сдача жилья». Указывает, что ни один нормативный правовой акт не содержит требования об освобождении занимаемого гражданином жилого помещения при расторжении договора социального найма. Расторжение договора социального найма подразумевает фактическое выселение гражданина-нанимателя и членов его семьи. В случае, когда гражданин выселяется один, договор социального найма заключается между наймодателем и оставшимися проживать в жилом помещении гражданами. При этом обращает внимание на то, что бывшая супруга истца также состоит на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск.
Приводит довод о том, что в противном случае истец никогда не сможет реализовать свое конституционное право на получение мер социальной поддержки, поскольку оно поставлено в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка в силу статьей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Правовой режим закрытого административно-территориального образования, меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в нем, особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании определены Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" (в редакции от 28 ноября 1996 N 144-ФЗ, действовавшей на момент постановки истца на учет по переселению), проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации.
Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
На основании пункта 2.7 статьи 7 названного Закона право гражданина на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется при условии подписания гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет социальной выплаты.
Порядок обращения с заявлением об участии в подпрограмме и перечень прилагаемых к нему документов предусмотрены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (далее – Правила).
Согласно подпункту "к" пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе, граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и частью 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 года на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из установленных данных о том, что истцу ФИО4 в соответствии с ордером № 392 от 14 декабря 1994 года предоставлена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: город Североморск, улица ..., дом *, квартира *, в которой он с 25 декабря 1994 зарегистрирован по месту жительства. Совместно с нанимателем по адресу указанной квартиры с 31 марта 1995 года зарегистрирована бывшая супруга истца ФИО6, брак с которой расторгнут в 1996 году.
Истец с 17 августа 2005 года состоит при администрации ЗАТО г. Североморск в очереди граждан на переселение из ЗАТО г. Североморск (составом семьи – 1 человек), ФИО6 также состоит в указанной очереди с 29 марта 2005 года (составом семьи – 1 человек).
В феврале 2016 года ФИО4 обратился в администрацию ЗАТО г. Североморск с заявлением о включении его в 2017 году в состав участников подпрограммы по переселению с целью получения социальной выплаты в форме ГЖС, представил необходимые документы.
Отказав в удовлетворении требования ФИО4, ответчик разъяснил, что для получения государственного жилищного сертификата истцу необходимо сдать занимаемое жилое помещение, но поскольку в квартире, предоставленной ему по договору социального найма, зарегистрирована также по месту жительства его бывшая супруга ФИО6, у него отсутствует возможность исполнить обязательство по сдаче жилья, занимаемого в ЗАТО г. Североморск.
Проверив и отклонив доводы истца о том, что отказ ответчика в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО г. Североморск в форме ГЖС неправомерен, суд указал, что позиция администрации ЗАТО г. Североморск является обоснованной, согласующейся с нормами действующего законодательства, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Тщательно проанализировав законодательство, регулирующее спорное правоотношение, свой вывод суд мотивировал тем, что реализация прав граждан на получение ГЖС напрямую связана с принятием ими на себя обязательства по сдаче занимаемого жилого помещения, что продиктовано соблюдением особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, реализацией мер государственной поддержки граждан, проживающих и работающих в ЗАТО, а также особенностями организации местного самоуправления в ЗАТО.
Установив, что в предоставленном истцу на основании договора социального найма жилом помещении зарегистрирована по месту жительства также и бывшая супруга истца – ФИО6, сохранившая в соответствии с положениями жилищного законодательства право проживания в квартире после расторжения брака с нанимателем жилого помещения, при этом не выразившая намерения расторгнуть в отношении себя договор социального найма, тогда как согласно условиям обязательства, заключаемого администрацией ЗАТО г. Североморск с участниками программы, участник принимает на себя обязательство в двухмесячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации ГЖС освободить жилое помещение и сдать его в установленном порядке, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец после реализации ГЖС не сможет сдать наймодателю занимаемое жилое помещение свободным от своих жилищных прав и прав третьих лиц.
С учетом изложенного суд правильно указал в решении, что невозможность дачи ФИО4 обязательства о расторжении договора социального найма и освобождения жилого помещения после реализации ГЖС, влечет в свою очередь невозможность предоставления истцом необходимого пакета документов для получения социальной выплаты, право на получение которой подтверждается ГЖС.
Судебная коллегия не усматривает оснований для признания приведенных выводов суда неверными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.
Так, согласно пункту 16.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
В соответствии с пунктом 16.4 Правил предоставление сертификата гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "к" пункта 5 настоящих Правил, осуществляется при условии подписания указанными гражданами и всеми совершеннолетними членами их семей обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений. Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Подпунктом "ж" пункта 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность.
На основании пункта 44 (1) Правил, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел в качестве обязательного условия выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, проживающим в ЗАТО, подписание этими гражданами обязательства о расторжении договора социального найма на занимаемое жилое помещение, а соответственно освобождении занимаемого ими жилого помещения, исключений из этого правила законом не предусмотрено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с действующим правовым регулированием обязательным условием для реализации права истца на получение государственного жилищного сертификата является принятие им на себя обязательства об освобождении занимаемого жилого помещения.
При этом для реализации права на получение государственного жилищного сертификата ФИО4 обязан был не только подписать обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения по адресу: город Североморск, улица ..., дом *, квартира *, но и иметь реальную возможность исполнить данное им обязательство, а именно фактически освободить жилое помещение в установленном порядке.
Суд правильно отклонил, как и не имеющие правового значения, доводы истца, повторяемые в апелляционной жалобе, о невозможности освободить предоставленное ему по договору социального найма жилое помещение, поскольку в нем проживает его бывшая супруга.
Указанное обстоятельство не является правовым основанием для освобождения истца от предусмотренной законом обязанности по расторжению договора социального найма и освобождению жилого помещения в установленном порядке, поскольку законодатель не предусмотрел иного механизма реализации права на получение социальной выплаты в форме ГЖС.
При таком положении суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор, выводы суда по обстоятельствам, имеющим значение для разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на верном применении норм материального права, соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана надлежащая оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на субъективном ошибочном толковании норм материального права, аналогичны доводам, изложенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в решении суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
При таком положении решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Североморского районного суда Мурманской области от 04 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО4 – ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: