Дело № 33-232 /2014 г. Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Куликовой И.И.
судей Овсянниковой И.Н., Поздняковой О.Ю.
при секретаре Владимировой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 января 2014 года гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании действий РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району по аннулированию регистрационных действий транспортного средства неправомерными и возложении обязанности восстановить регистрацию, по апелляционной жалобе представителя ФИО3 – ФИО4 на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24 октября 2013 года,
заслушав доклад судьи О.Ю. Поздняковой, объяснения представителя заявителя ФИО3 – ФИО5,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО3 обратился в суд с заявлением о признании действий РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району об аннулировании регистрационных действий транспортного средства неправомерными и возложении обязанности восстановить регистрацию. Ссылаясь, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрел у ФИО1 автомобиль <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ данный автомобиль был зарегистрирован в ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району. В связи с износом при его эксплуатации, данному автомобилю потребовалась замена рамы, в связи с чем, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ им у ИП ФИО2. была приобретена рама от аналогичного автомобиля <данные изъяты>.. ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району была произведена регистрация замены рамы, о чем в ПТС была внесена отметка о замене рамы и автомобиль снят с регистрационного учета в связи с необходимостью его продажи. ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району регистрационные действия с принадлежим ему автомобилем <данные изъяты>, были аннулированы на основании п.4 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 года с изменениями Постановления Правительства РФ № 870 от 30.08.2012 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», в связи с тем, что за поставленную им на автомобиль раму не была произведена уплата утилизационного сбора.
В судебном заседании (л.д.49) представитель истца ФИО4 уточнил, что в заявлении указал не верно государственный номер, номер рамы, двигателя и ПТС. Просил считать верный государственный номер автомобиля - <данные изъяты>
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24.10.2013 года в удовлетворении заявленных требований ФИО3 отказано.
В апелляционной жалобе представитель ФИО3 – ФИО4 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что судом неверно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения, полагает, что судом не учтено, что на ввезенные в Российскую Федерацию агрегаты утилизационный взнос не взимается, тогда как установленная заявителем на автомобиль рама, была ввезена ИП ФИО6 из Японии как отдельный агрегат, не в составе транспортного средства.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ОМВД России по Советско-Гаванскому району Хабаровского края ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной представитель ОМВД РФ по Советско-Гаванскому району не явился, о явке в суд был извещен надлежащим образом, по правилам главы 10 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, на основании статей 327, 167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
В соответствии с положениями статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО3 суд первой инстанции исходил из того, что действия должностных лиц РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району по аннулированию регистрационных действий в отношении принадлежащего ФИО3 транспортного средства в связи с заменой рамы (шасси) на раму за которую не произведена уплата утилизационного сбора, соответствовали требованиям действующего законодательства, с чем судебная коллегия согласиться не может, на основании следующего.
В соответствии со статьями 254, 249 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия.
Из материалов дела следует, что ФИО3 является собственником транспортного средства <данные изъяты> (л.д. 37).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 приобрел у ИП ФИО2 номерной агрегат шасси (раму) <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району была произведена регистрация замены рамы на указанном транспортном средстве, о чем в ПТС была внесена отметка.
ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация автомобиля <данные изъяты>, РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району аннулирована, на основании п.4 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 года с изменениями Постановления Правительства РФ № 870 от 30.08.2012 года «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств».
Из материалов дела следует, что рама (шасси) <данные изъяты> привезена ИП ФИО2 на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ из Японии, что подтверждается декларацией на товары №.(л.д.43).
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 данной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности (пункт 1); виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2). Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).
Порядок регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ регламентирован Постановлением Правительства РФ N 938 от 12 августа 1994 г. в редакции Постановления Правительства РФ от 30 августа 2012г. № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств».
Пунктом 4 названного Постановления установлено, что изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска к их эксплуатации на территории РФ.
В соответствии с абзацами 3, 5, 7 названного пункта Постановления Правительства РФ изменение регистрационных данных колесных транспортных средств не осуществляется, если в паспорте соответствующего колесного транспортного средства отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора и если при изменении регистрационных данных, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств.
В целях реализации названного выше постановления МВД России и ГТК России издано совместное письмо №№1/1014, 01-06/4700 от 09 февраля 2004 г. "Об упорядочении таможенного оформления и регистрации номерных агрегатов", согласно которому таможенным органам, уполномоченным ГТК России на совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, при производстве таможенного оформления номерных агрегатов к транспортным средствам (классифицируемых в товарной позиции 8707 ТН ВЭД России (кузов, кабина, двигатель, блок двигателя) предписано выдавать карточку номерного агрегата, оформленную по установленному образцу.
На подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России этим же письмом возложена обязанность производить регистрацию номерных агрегатов к транспортным средствам на основании оформленной таможенными органами грузовой таможенной декларации или карточки номерного агрегата и таможенного приходного ордера (если производилась уплата таможенных платежей) при ввозе на территорию Российской Федерации номерных агрегатов транспортных средств.
Как видно из материалов дела декларация на запасную часть автомобиля, шасси <данные изъяты> оформлена таможенным органом № от ДД.ММ.ГГГГ, была выдана ИП ФИО2., который в свою очередь, продал раму ФИО8. Заявителем в установленном законом порядке лист к декларации предъявлен в целях регистрации замены кузова на принадлежащем ему автомобиле (л.д.41).
Ссылки представителя УМВД по Хабаровскому краю на положения абз. 7 п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", судебная коллегия не принимает.
Согласно данной норме регистрация не осуществляется, если при изменении регистрационных данных колесных транспортных средств, связанных с заменой номерных агрегатов, представлены номерные агрегаты с транспортных средств, за которые ранее не осуществлено взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств или по которым организацией - изготовителем транспортных средств не принято обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств, за исключением номерных агрегатов, использовавшихся в комплекте колесных транспортных средств, паспорта на которые выданы до 1 сентября 2012 г.
Вместе с тем, номерные агрегаты не поименованы в Перечне видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств", в связи с чем ИП ФИО2, осуществивший ввоз номерного агрегата в Российскую Федерацию в ноябре 2012 года, утилизационный сбор не уплачивал и на него такая обязанность Федеральной таможенной службой, на которую возложены функции по взиманию утилизационного взноса, не возлагалась. Что подтверждается письмом ДВТУ Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ и информацией Ванинской таможни № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на «шасси с установленным двигателем для моторных транспортных средств», таможенным органом выдается ПШТС (паспорт шасси транспортного средства), и при таможенном декларировании которого при ввозе на таможенную территорию Таможенного Союза утилизационный сбор не уплачивается.
Следовательно, уплата утилизационного сбора должна осуществляться только за колесные транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации. В отношении номерных агрегатов колесных транспортных средств (т.е. запасных частей) уплата утилизационного сбора не осуществляется.
Принимая во внимание, что основанием для аннулирования регистрационный действий с транспортным средством заявителя, явилось лишь неуплата утилизационного сбора на поставленную им на автомобиль раму, и иные основания для аннулирования регистрации данного транспортного средства в решении должностного лица не указаны, вывод суда о законности действий ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району по аннулированию регистрационных действий автомобиля <данные изъяты> и отказа заявителю в удовлетворении заявленных им требований, не может быть признан правильным, а оспариваемое решение законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 24 октября 2013 года отменить.
Действия РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району по аннулированию регистрационных действий транспортного средства <данные изъяты> признать незаконными.
Обязать РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району восстановить аннулированную ДД.ММ.ГГГГ года регистрацию транспортного средства <данные изъяты>.
Председательствующий Куликова И.И.
Судьи Овсянникова И.Н.
Позднякова О.Ю.