Дело №33 -2321/2016
Судья Безматерных О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Елецких О.Б., судей Никитиной Т.А., Овчинниковой Н.А.
При секретаре Мальцевой Е.В.
Рассмотрела в закрытом судебном заседании в городе Перми 24 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе Флегинского А.Е., на решение Пермского районного суда Пермского края от 29 октября 2015 года, которым постановлено: «Взыскать с Флегинского А.Е. в пользу ИФНС по Пермскому району Пермского края задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в общей сумме налогов (сборов) *** рублей, пени *** руб., всего *** руб.
Взыскать с Флегинского А.Е. госпошлину в доход местного бюджета в размере *** руб.»
Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Пермскому району Пермского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к Флегинскому А.Е. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013 года в сумме ***руб., пени в размере ***руб. В обоснование заявленных требований указано, что налогоплательщик Флегинский А.Е. имеет в собственности имущество, указанное в налоговом уведомлении. Межрайонной ИФНС России № 11 по Пермскому краю в соответствии с действующим законодательством в адрес налогоплательщика 29.07.2014 года было направлено уведомление № ** о необходимости уплаты налога на имущество за 2013 год, что подтверждается реестром отправки почтовых отправлений. 10.09.2014 года Флегинским А.Е. в адрес Межрайонной ФНС России № 11 было направлено заявление к налоговому уведомлению № **, в котором налогоплательщик сообщает о расхождении информации, содержащейся в уведомлении с информацией находящейся в документах налогоплательщика. А именно, в уведомлении приведены неверные сведения по всем объектам, указанным в разделе 3 в графе 7, поэтому ошибочные данные содержит графа 9 и 11. В соответствии с этим налогоплательщик просит внести изменения в количество месяцев, за которые производится расчет и пересчитать сумму налога к уплате, налоговое уведомление направить по ТКС. Межрайонная ИФНС России № 11 по Пермскому краю произведя перерасчет, направила в адрес налогоплательщика 09.10.2014 года по ТКС налоговое уведомление № ** о необходимости уплаты налога на имущество за 2013 год. 09.10.2014 года уведомление налогоплательщиком получено, что подтверждается извещением о получении электронного документа. В связи с наличием недоимки по налогу Межрайонная ИФНС России № 11 Пермского края налогоплательщику заказным письмом направила требование от 24.11.2014 года № ** на сумму налогов *** рубля, пени ***руб. Указанные требования в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил. По состоянию на 25.08.2015 года сумма недоимки составила налогов ***руб., пени ***руб. В связи с отчуждением налогоплательщиком имущества, указанного в уведомлении в 2013 году, обязанность по исчислению налогов, а также взыскании задолженности перешла к ИФНС России по Пермскому району Пермского края по месту регистрации налогоплательщика. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 3 Пермского района с заявлением на выдачу судебного приказа № 4 от 04.03.2015 года о взыскании задолженности по налогам. 08.04.2015 года был вынесен судебный приказ № 2-315/2015 о взыскании с Флегинского А.Е. задолженности по налогам, который был отменен по его заявлению 22.06.2015 года. В заявлении к налоговому уведомлению № ** налогоплательщик указал на разногласие информации, содержащейся в уведомлении и документах, имеющихся у налогоплательщика, Флегинский А.Е. просил внести изменения в количество месяцев, за которые производится расчет и пересчитать сумму налога к уплате, так как имущество принадлежало ему на праве собственности до 11.09.2013 года. С учетом вышеизложенного, истец просит взыскать с Флегинского А.Е. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2013 год в размере ***руб., пени в размере ***руб.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Флегинский А.Е.
Считает постановленное судом решение незаконным и необоснованным, поскольку суд рассмотрел дело не подведомственное суду общей юрисдикции, так как Флегинский А.Е. является индивидуальным предпринимателем, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 13.12.2004 года внесены сведения.
Кроме этого автор жалобы указывает, что ИФНС сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества Аэропорт Березники не запрашивала и не получала. Истец не располагает сведениями об инвентаризационной стоимости данного объекта по состоянию на 01 января 2013 года.
Истцом использованы неактуальные данные технической инвентаризации для определения налогооблагаемой базы. Не приняты во внимание сведения МП «Бюро технической инвентаризации Ординского района».
Кроме этого судом первой инстанции не учтено положение ст. 19.1 закона Пермской области «О налогообложении в Пермском крае» от 06.02.2014 года № 291 – ПК, согласно которому освобождаются от налогообложения организации - в отношении принадлежащего им имущества - авиационной инфраструктуры.
В судебное заседание Флегинский А.Е. не явился, извещался, его представитель Богданов А.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Представитель ИФНС по Пермскому району Пермского края Антонова Я.С. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы считает несостоятельными, решение законным и обоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав участников судебного разбирательства, приходит к следующему.
Как установлено положением ст.2 Налогового кодекса РФ (Далее НК РФ), законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с положением ст. 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
По смыслу ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с положением ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суде общей юрисдикции или арбитражные суды.
В соответствии со ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, в том числе с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (п.п.5 п. 3 ст.44 НК РФ).
Как следует из положения п. 1 ст.45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств, физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, предусмотрено ст.48 НК РФ.
Объектами налогообложения, согласно ст. 2, 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» признаются следующие виды имущества: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение, помещение и сооружение.
На основании ч. 1 ст. 3, 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
В соответствии с ч. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
По сведениям Межрайонной Инспекции ФНС России № 11 по Пермскому краю (л.д. 9-10) Флегинскому А.Е. на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества, находящиеся по адресу: ****:
здание скважины №1 - 7,2кв.м., налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рублей;
сооружение - привокзальная площадь - 3941,3кв.м., налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рублей;
сооружение-благоустройство СП (ограждение), налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рублей;
технологический комплекс трубопроводов резерв, парка и стояков полива, здание насосной станции, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
здание скважины №2, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рублей;
нежилое здание управления, налоговая база (инвентарная стоимость) -*** рубль;
линии электропередач (воздушная линия протяженностью 2010,65 м, кабельная линия протяженностью 343,9 м), налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
- нежилое здание гаража на 5 автомашин, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рублей;
- внешние линии электроснабжения (кабельная линия, протяженностью 0,708 км воздушная линия, протяженностью 3,888 км), налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
- здание грузоперевозок, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рублей;
нежилое здание технических служб, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
здание склада техимущества, налоговая база (инвентарная стоимость) -*** рубля;
нежилое здание автомобильного гаража с мастерской, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
сооружение-техобслуживание самолетов на перроне и МС-15992кв.м., налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
нежилое здание-мазутохранилище, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
линейно-кабельное сооружение связи, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рублей;
тепловые сети, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
внешние сети и сооружения водопровода-1598 п.м., налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рублей;
здание аэровокзала, здание аэровокзала, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
внешние сети и сооружение канализации-1484,6 п.м., налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
нежилое здание центральной котельной, налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рубля;
здание расходного склада ГСМ, налоговая база (инвентарная стоимость) -*** рубля;
сооружение - летняя зона ВПП - 68 963,4 кв.м., налоговая база (инвентарная стоимость) - *** рублей.
В связи с наличием у Флегинского А.Е. 23 объектов недвижимости, расположенных в д.**** Пермского края Межрайонная Инспекция ФНС России № 11 по Пермскому краю 10.08.2013 года направила ответчику уведомление № ** на уплату налога в размере *** рублей, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений (л.д.18-19).
10.09.2014 года Флегинским А.Е. в адрес Межрайонной ФНС России №11 было направлено заявление к налоговому уведомлению № **, вкотором налогоплательщик сообщает о расхождении информации, содержащейся в уведомлении с информацией находящейся в документах налогоплательщика. А именно, в уведомлении приведены неверные сведения по всем объектам, указанным в разделе 3 в графе 7, поэтому ошибочные данные содержит графа 9 и 11. В соответствии с этим налогоплательщик просил внести изменения в количество месяцев, за которые производится расчет и пересчитать сумму налога к уплате, налоговое уведомление направить по ТКС (л.д. 19).
Межрайонная ИФНС России № 11 по Пермскому краю произвела перерасчет по заявлению налогоплательщика и направила в его адрес 09.10.2014 года налоговое уведомление № ** о необходимости до 05.11.2014 года уплатить налог на имущество за 2013 год в размере *** рубля (л.д. 13-14).
09.10.2014 года указанное уведомление налогоплательщиком получено, что подтверждается извещением о получении электронного документа (л.д.17).
Однако указанная в уведомлении сумма налога Флегинским А.Е. до 05.11.2014 года уплачена не была.
В связи с наличием недоимки по налогу Межрайонная ИФНС России №11 Пермского края налогоплательщику заказным письмом направилатребование от 24.11.2014 года № 26000 на сумму налогов *** рубля,пени ***руб. (л.д.7-12).
Указанные требования в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил.
По состоянию на 25.08.2015 года сумма недоимки составила налогов ***руб., пени ***руб.
08.04.2015 года был вынесен судебный приказ № 2-315/2015 о взысканиис Флегинского А.Е. задолженности по налогам. Флегинский А.Е. 22.05.2015 года обратился к мировому судье судебного участка № 3 Пермского судебного района с заявлением об отмене судебного приказа (л.д.6), ссылаясь на несогласие с налоговой базой и основанием для взыскания налога.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Пермского судебного района от 26.06.2015 года судебный приказ № 2-315/2015 был отменен (л.д. 5).
Согласно выписке из лицевого счета по состоянию на 25.08.2015 года за Флегинским А.Е. числится недоимка по налогу в размере ***руб., пеня - ***руб. (л.д. 28-33).
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что статус налогоплательщика и обязанность платить требуемые истцом налоги возникли у ответчика с момента регистрации права собственности в отношении вышеуказанных объектов недвижимости. Ответчик самостоятельно в добровольном порядке обязанность по уплате налогов не исполнил, в связи с чем у налогового органа возникло право на взыскание недоимки а также пени в судебном порядке.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, считает их правильными и обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что дело рассмотрено судом с нарушением правил подведомственности, судебная коллегия считает несостоятельными и не влекущим отмену решения суда.
В соответствии с положением п.1 ст. 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Согласно пункту 2 статьи 45 НК РФ, взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 данного Кодекса, то есть во внесудебном порядке.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;
4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Налог на имущество физических лиц, на момент разрешения спора, был установлен Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", определяющим обязательные элементы налогообложения. В силу статьи 1 Закона N 2003-1 плательщиками данного налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно статье 2 Закона N 2003-1 объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на имущество. Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственный технический учет (статья 5 Закона N 2003-1).
Индивидуальные предприниматели как физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (статья 11 НК РФ) в качестве плательщиков налога на имущество физических лиц не определены.
Следовательно, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты налога на имущество физических лиц правового значения не имеет.
Таким образом, в силу пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание недоимки по налогу на имущество физических лиц, независимо от наличия у таких лиц статуса предпринимателя, должно производиться в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
То обстоятельство, что физическое лицо как плательщик налога на имущество имеет при этом статус индивидуального предпринимателя, не изменяет подведомственности спора о взыскании недоимки по этому налогу.
Не может быть признан состоятельным довод апелляционной жалобы о том, что налоговым органом налог на имущество был исчислен без имеющихся данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01.01.2013 года.
В соответствии с пунктом 1 подпункта 4 статьи 5 Закона РФ «О налоге на имущество физических лиц» органы технической инвентаризации обязаны в срок до первого марта каждого года предоставлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 01 января текущего года.
Согласно имеющегося в материалах дела письма ГУП «ЦТИ Пермского края» от 11.03.2013 года в ИФНС № 11 по Пермскому краю предоставлена информация о инвентаризационной оценке сооружений, находящихся по адресу: Соликамский район, аэропорт Березники/л.д.75/.
Из информации предоставленной ГУП ЦТИ Пермского края от 19.09.2014 года в адрес межрайонной ИФНС № 11 по Пермскому краю следует, что коэффициент перерасчета восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 14.01.2009 года №1 – п, подлежит применению и в 2010 – 2013 г.г. поскольку на 2010 - 2013 г.г. коэффициент перерасчета Правительством Пермского края не установлен, поэтому инвентаризационная стоимость объектов, расположенных на территории Соликамского района, аэропорт Березники, указанная в письмах ГУП «ЦТИ» БФ за № 02/656 от 28.11.2011 года и за № 02/74 от 11.03.2012 года действительна на 2009 - 2013 г.г. /л.д. 76/.
При таких обстоятельствах доводы автора жалобы об отсутствии у административного истца информации об инвентаризационной стоимости объектов на 01.01.2013 года является несостоятельной, а потому не влекущей отмену решения суда.
Судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что административный ответчик должен быть освобожден от уплаты налога.
Как установлено положением части 1 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В соответствии с положением п.13 ст. 19.1 Закона Пермской области от 30.08.2001 №1685-296 освобождаются от налогообложения организации в отношении принадлежащего им имущества авиационной инфраструктуры. При этом право на освобождение от налогообложения возникает у организации, осуществляющих основной вид экономической деятельности в соответствии с разделом I «Транспорт и связь» подразделами 62 «Деятельность воздушного транспорта». 63 «Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2001).
Поскольку налоговым органом предъявлены требования к Флегинскому А.Е. как к физическому лицу, объекты налогообложения принадлежат административному ответчику на праве собственности как физическому лицу, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что оснований для освобождения Флегинского А.Е. от уплаты налога по основанию п.13 ст. 19.1 Закона Пермской области №1685-296 не имеется. При этом применение аналогии закона в данном случае было недопустимо, поскольку вопрос о взыскании налога на имущество физических лиц прямо урегулирован действующим законодательством, на что верно в своем решении указал суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 309,311 Кодекса административного суда Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Пермского районного суда Пермского края от 29 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Флегинского А.Е. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи