Судья Титов Т.Н. Дело № 33-2323/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 06 октября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе
председательствующего Руди О.В.,
судей Ячменевой А.Б., Небера Ю.А.
при секретаре Климашевской Т.Г.,
помощнике судьи К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционные жалобы ответчика ФИО1, его представителя ФИО2 на решение Советского районного суда г. Томска от 13.01.2021
по гражданскому делу №2-397/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» к ФИО1 о взыскании задолженности за услуги по содержанию нежилого помещения и коммунальные услуги, судебных расходов,
заслушав доклад председательствующего, пояснения представителей ответчика ФИО3, ФИО2, поддержавших доводы апелляционных жалоб,
установила:
общество с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (далее – ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района») обратилось с иском к ФИО1, в котором с учетом уточнения требований просило взыскать задолженность за услуги по содержанию нежилого помещения за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 в размере 50526,56 руб., за период с 01.01.2019 по 31.03.2020 в размере 188581,01 руб., задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома за период с 01.08.2017 по 31.03.2020 в размере 11360,53 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 5731,62 руб.
В обоснование требований указано, что ФИО1 является собственником нежилого помещения общей площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/. Управление многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района». С 01.08.2017 ответчик не оплачивает услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома и коммунальные услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в связи с чем по состоянию на 31.03.2020 образовалась задолженность в размере 250468,10 руб.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Обжалуемым решением на основании ч.1 ст. 38, п. 5 ч. 2 ст. 153, ст. 155, ч. 1 ст. 158, ч. 2, 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 309, 310 Гражданского кодекса <...> Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, ст. 12, 56, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» удовлетворены, с ФИО1 в пользу истца взыскана задолженность за услуги по содержанию нежилого помещения за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 в размере 50526,56 руб., за период с 01.01.2019 по 31.03.2020 в размере 188581,01 руб., задолженность за содержание общего имущества многоквартирного дома за период с 01.08.2017 по 31.03.2020 в размере 11360,53 руб., а всего 250468,10 руб.; также с ФИО1 в пользу ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 5704,68 руб.
В апелляционных жалобах ответчик ФИО1, его представитель ФИО2 просят решение суда отменить, передать дело по подсудности в Арбитражный суд.
В обоснование указывают, что с 01.12.2004 ФИО1 является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем данный спор подсуден арбитражному суду.
Ссылаются на погашение задолженности в полном объеме за 2018, 2019 годы, девять месяцев 2020 года за счет индивидуального предпринимателя ФИО1
В возражениях на апелляционные жалобы представитель истца просит оставить решение суда в силе. Указывает, что от ФИО1 поступила частичная оплата, однако полностью задолженность не погашена: за 2018 год за потребленные жилищно-коммунальные услуги в размере 5164,38 руб., за 2019 год – за потребленные жилищно-коммунальные услуги в размере 5225,86 руб. и 1914,84 руб. за содержание общего имущества, за 2020 год (с января по март) не оплачена задолженность за жилищно-коммунальные услуги в размере 978,12 руб. и 301,79руб. за содержание общего имущества.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района», ответчика ФИО1, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности жалобы в части.
Как установлено судом и следует из дела, 09.03.2017 за ФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилое помещение (подвал) площадью /__/ кв.м, расположенное по адресу: /__/, кадастровый номер /__/ (л.д. 18-20).
Управление многоквартирным домом по адресу: /__/, с 01.01.2009 осуществляет ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (л.д. 11-17).
26.05.2020 ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» обратилось к мировому судье судебного участка № 2 Советского судебного района г. Томска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 в пользу общества задолженности по оплате услуг по содержанию помещения за период с 09.03.2017 по 31.03.2020 в размере 424625,30 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 3723,13 руб.
По существу заявленных требований 25.05.2020 вынесен судебный приказ № 2-1043/2020.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Советского судебного района г. Томска от 09.06.2020 судебный приказ отменен (л.д. 9).
О неисполнении ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» обязанности по содержанию многоквартирного жилого дома, ненадлежащем качестве оказанных услуг ответчиком не заявлялось.
Правильность установления указанных обстоятельств не ставится под сомнение в апелляционной жалобе, поэтому в соответствии с п. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судебная коллегия их проверку не осуществляет.
Наличие у собственника нежилого помещения, расположенного по адресу: /__/, задолженности за коммунальные услуги и услуги по содержанию общего имущества послужило поводом для обращения ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции признал подтвержденным факт уклонения ответчика ФИО1 от оплаты коммунальных услуг и выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, согласился с определенным истцом размером задолженности.
Судебная коллегия не может в полной мере согласиться с данными выводами и их обоснованностью исходя из следующего.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещении в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2).
Частью 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подп. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 171 ЖК РФ.
Аналогичные требования к собственникам помещений закреплены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила содержания общего имущества).
В силу вышеприведенных положений закона и подзаконных актов собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести ежемесячные расходы по содержанию принадлежащего ему помещения и общего имущества дома, в том числе за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Обращаясь в суд с иском, ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района», с учетом уточнений, заявило о наличии у ответчика заложенности по содержанию нежилого помещения за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 в размере 50526,56 руб., за период с 01.01.2019 по 31.03.2020 в размере 239107,57 руб. (л.д.2, 40-41).
Вместе с тем из описательной части иска, расчета суммы задолженности (л.д.5-8, 42-44), приложенных в обоснование доказательств, следует, что истец обосновывает задолженность не за коммунальные услуги и услуги по содержанию принадлежащего ему нежилого помещения, как на то указано в иске, а за содержание общего имущества МКД.
В связи с чем, уясняя суть предъявленных требований, судебная коллегия приняла во внимание содержание искового заявления, представленных к иску расчетов, доказательств, их обосновывающих, и пришла к выводу о том, что предметом иска в данном деле является взыскание заложенности по коммунальным услугам и по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Помимо этого обществом заявлено о взыскании задолженности за коммунальные услуги за период с 01.08.2017 по 31.03.2020 в размере 11360,53 руб., которые, как следует из иска, потреблялись на нужды по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, при проверке обжалуемого решения судебная коллегия исходит из того, что исковые требования заявлены истцом применительно к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Юридически значимым обстоятельством при разрешении данного спора является установление наличия либо отсутствия задолженности ФИО1 перед ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг по содержанию общего имущества, установление конкретных дат платежей, совершенных ФИО1, размера внесенных денежных сумм. Размер начислений по указанным видам услуг в спорный период должен быть представлен истцом с соответствующим расчетом, который подлежит проверке судом, тогда как обязанность по представлению доказательств их оплаты лежит на ответчике, как и возражения относительно предъявленной ко взысканию суммы с соответствующим расчетом.
Как следует из дела, размер задолженности ФИО1 определен на основании перечня и объема работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, стоимости и сроках их выполнения, установленного собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: /__/.
Так, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, от 19.04.2016 на период с 01.04.2016 по 31.12.2018 принято решение о размере платы по содержанию и ремонту общего имущества МКД в размере 18,32 руб. за 1 кв. м. Перечень и объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, сроках выполнения работ и их стоимости на период с 01.04.2016 приведен в приложении к протоколу общего собрания (л.д. 21-22, 32-33).
Общедомовые расходы по оплате коммунальных услуг в указанный перечень не включены.
Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 01.12.2018 размер платы по содержанию и ремонту общего имущества МКД с 01.01.2019 повышен до 24,42 руб. за 1 кв.м, общая сумма складывается из стоимости работ по содержанию жилья без учета общедомовых расходов на оплату коммунальных услуг в размере 19,42 руб. на 1 кв.м в месяц и стоимости работ по текущему ремонту – 5 руб. на 1 кв.м в месяц (л.д. 28-25, 26-27).
Общедомовые расходы на оплату коммунальных услуг – электроэнергии, холодной воды, тепловой энергии (далее – т/э) на нужды горячего водоснабжения (далее – ГВС), отведения сточных вод выделены в отдельный перечень в приложении к протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 01.12.2018 (л.д. 26-27).
В соответствии с перечнем принимаемых работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и размере их стоимости с 01.01.2019 по адресу: /__/ (приложение к договору управления многоквартирного дома) размер платы на общедомовые расходы коммунальных услуг рассчитывается методом умножения нормативного расхода на тариф коммунальной услуги, утвержденный департаментом по тарифам Новосибирской области и может меняться (л.д. 26-27).
Доказательств недостоверности или недействительности предъявленных истцом документов в обоснование заявленного им требования о взыскании задолженности ответчиком не представлено, в установленном законом порядке договор управления многоквартирым домом, решения общего собрания не оспорены.
Таким образом, размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества определялся управляющей организацией согласно действующему тарифу, установленному в соответствии с решением общего собрания собственников помещений: в период с 01.04.2016 по 31.12.2018 в размере 18,32 руб. на 1 кв.м, с 01.01.2019 – в размере 24,42 руб. на 1 кв.м.
В свою очередь, размер платы за коммунальные услуги на содержание общего имущества многоквартирного дома рассчитывался на основании действующих в Новосибирской области тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг: тепловой энергии, холодной воды, горячей воды (холодной воды на нужды ГВС) и отведения сточных вод.
Далее, в соответствии с установленными департаментом по тарифам Новосибирской области тарифами и нормативами потребления коммунальных услуг ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» определен нормативный расчет платы в отношении вышеназванных коммунальных услуг на дом в месяц (л.д. 28-31).
Исходя из полученных показателей на дом, истцом рассчитана задолженность на оплату коммунальных услуг в отношении площади помещения ответчика (/__/ кв.м) по формуле: норматив/площадь МКД х площадь помещения х период (л.д. 43-44).
Проверив представленный истцом расчет задолженности по оплате коммунальных услуг, судебная коллегия признает его арифметически верным, контррасчет ответчиком не представлен.
Вопреки доводам апеллянта в суде апелляционной инстанции, оснований не доверять тарифам и нормативам, которые положены управляющей организацией в основу расчета задолженности, не имеется, поскольку они соответствуют тарифам и нормативам по коммунальным услугам, утверждённым департаментом по тарифам Новосибирской области в период с 01.08.2017 по 31.03.2020.
Так, в частности нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества утверждены приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 22 мая 2017 года № 216-ЭЭ, который вступил в силу 01.07.2017 и действовал на протяжении всего спорного периода.
Согласно приказу при расчете платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (общежитии), относящегося к соответствующей категории многоквартирных домов, норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома определяется путем суммирования установленных для данной категории многоквартирных домов нормативов потребления электрической энергии соответствующими фактически установленными оборудованием и устройствами, потребляющими электрическую энергию, входящими в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с представленным в дело нормативным расчетом ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» норматив потребления электрической энергии с учетом конкретных характеристик дома (наличия/отсутствия лифта, электроотопительных и электронагревательных установок для целей горячего водоснабжения, осветительных установок) определен в размере 0,989 кВт ч. в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества.
Определенный для дома по адресу: /__/, норматив потребления электрической энергии ответчиком не оспорен.
В отношении холодного, горячего водоснабжения, водоотведения с 01.06.2017 по настоящее время действуют нормативы: холодная вода 0,023, горячая вода 0,021, отведение сточных вод 0,044 куб. м в месяц на 1 кв.м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества (приказ департамента по тарифам Новосибирской области № 215-В от 22.05.2017).
Из пояснений представителя ответчика судебной коллегии следует, что многоквартирный дом по адресу: /__/, является пятиэтажным, кирпичным, построен до 1999 года.
Норматив потребления тепловой энергии на общие нужды для домов, построенных до 1999 года, этажностью 5-9 установлен в размере 0,021 гкал на 1 кв.м общей площади жилых и нежилых помещений (приказ департамента по тарифам Новосибирской области №85 от 15.06.2016, действующий с 01.06.2016 по настоящее время).
В период с 01.08.2017 по 31.03.2020 в Новосибирской области на коммунальные услуги были установлены следующие тарифы.
На электроэнергию в периоды с 1 июля по 31 декабря 2017 года – 2,49 руб/кВт в час (приказ департамента по тарифам Новосибирской области № 520-ЭЭ от 27.12.2016), с 1 января по 30 июня 2018 года – 2,49 руб/кВт в час, с 1 июля по 31 декабря 2018 года – 2,56 руб/кВт в час (приказ департамента по тарифам Новосибирской области № 671-ЭЭ от 14.12.2017), с 1 января по 30 июня 2019 года – 2,60 руб/кВт в час, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 2,68 руб/кВт, с 1 января по 30 июня 2020 года – 2,68 руб/кВт в час (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 23.12.2019 № 750-ЭЭ).
На холодную воду в периоды с 1 июля по 31 декабря 2017 года – 17,16 руб/м3 (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 19.05.2017 № 123-В); с 1 января по 30 июня 2018 года – 17,16 руб/м3, с 1 июля по 31 декабря 2018 года, – 17,68 руб/м3 (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 29.11.2017 № 603-В); с 1 января по 30 июня 2019 года – 17,98 руб/м3, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 18,56 руб/м3 (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 25.12.2018 № 657-В); с 1 января по 30 июня 2020 года – 18,56 руб/м3 (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2019 № 709-В).
В отношении холодной воды, используемой на нужды горячего водоснабжения, применены те же тарифы.
На водоотведение в периоды с 1 июля по 31 декабря 2017 года –13,17 руб/м3 (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 19.05.2017 № 123-В), с 1 января по 30 июня 2018 года – 13,17 руб/м3, с 1 июля по 31 декабря 2018 года – 13,57 руб/м3 (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 29.11.2017 № 603-В), с 1 января по 30 июня 2019 года – 13,80 руб/м3, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 14,24 руб/м3 (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 25.12.2018 № 657-В), с 1 января по 30 июня 2020 года – 14,24 руб/м3 (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2018 № 709-В).
На тепловую энергию в периоды с 1 июля по 31 декабря 2017 года – 1231,75 руб/гКал (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 19.05.2017 № 199), с 1 января по 30 июня 2018 года – 1231,75 руб/гКал, с 1 июля по 31 декабря 2018 года –1268,58 руб/гКал (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 01.12.2017 № 624-ТЭ), с 1 января по 30 июня 2019 года – 1290,08 руб/гКал, с 1 июля по 31 декабря 2019 года – 1331,35 руб/гКал (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 10.12.2018 № 705-ТЭ), с 1 января по 30 июня 2020 года – 1384,74 руб/гКал (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2019 № 707-ТЭ).
Нормативный расчет расходов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества многоквартирного дома произведен с учетом вышеприведенных тарифов и нормативов (л.д. 28-31).
Таким образом, судебная коллегия не нашла оснований не согласиться с представленным истцом расчетом и признает обоснованным размер задолженности ответчика как за услуги по содержанию общего имущества, так и за коммунальные услуги, используемые на общие нужды.
В подтверждение исполнения обязанности по внесению платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги стороной ответчика в суд апелляционной инстанции представлены платежные поручения № 151 от 11.12.2019 на сумму 122868,60 руб. с назначением платежа: «Содержание, текущий ремонт с 01.01.2018 по 31.12.2018», № 118 от 08.10.2020 на сумму 144695,76 руб. с назначением платежа: «Оплата за содержание и текущий ремонт с 01.01.2019 по 31.12.2019 за период 12 месяцев 2019 года», № 169 от 30.12.2020 на сумму 109052,57 руб. с назначением платежа: «Оплата за содержание и текущий ремонт нежилого помещения площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ за период с января 2020 года по сентябрь 2020 года» (л.д.109-111).
При таких обстоятельствах решение суда в части полного удовлетворения заявленных исковых требований без учета произведенных ответчиком выплат не может быть признано верным.
Факт внесения ФИО1 платы в указанном размере подтвержден ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района», однако при этом истцом указано на неполное погашение задолженности.
В подтверждение указанному обществом представлена справка о наличии дебиторской задолженности, согласно которой при инвентаризации расчетов между ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» и собственником нежилого помещения по адресу: /__/, ФИО1 за период с 01.01.2018 по 31.03.2020 установлено наличие задолженности за 2018 год в размере 5164,38 руб., за 2019 год в размере 7140,70 руб., за январь-март 2020 года – 1279,91 руб.
Оспаривая доводы истца в указанной части, в своих объяснениях суду апелляционной инстанции представители ответчика ФИО3 и ФИО2 со ссылкой на ч. 9.1 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации заявили о неправомерности отдельного начисления платы за коммунальные услуги в целях содержания общего имущества многоквартирного дома сверх тарифа по содержанию и ремонту общего имущества, определенного решением собственников помещений многоквартирного дома.
По мнению апеллянтов, указанное является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, поскольку с учетом положений приведенной нормы в действующей редакции, плата за коммунальные услуги должна быть учтена в составе тарифа по содержанию и ремонту общего имущества, определённого собственниками помещений.
Оценивая доводы ответчика в суде апелляционной инстанции о погашении задолженности в полном объеме и доводы истца о недостаточности внесенных сумм, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции в ред. Федерального закона от 29.07.2017 № 258-ФЗ) плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ранее действовавшая редакция указанной нормы с момента ее введения в Жилищный кодекс Российской Федерации на основании Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ содержала аналогичные положения.
Согласно п. 29 Правил содержания общего имущества расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая положения приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества судебная коллегия соглашается с доводом ответчика о необходимости включения с 01.01.2017 в расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (электроэнергию, холодное водоснабжение, тепловую энергию, холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения, отведение сточных вод).
В соответствии с протоколами общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: /__/, от 19.04.2016 и от 01.12.2018 плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, в тариф по содержанию общего имущества не включена.
Однако указанное обстоятельство, вопреки доводам ответчика, не может служить основанием для освобождения ФИО1 от предусмотренной ч. 1 ст. 153 Жилищным кодексом Российской Федерации обязанности своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как видно из представленного ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству /__/» расчета задолженности, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определялся управляющей организацией исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, несмотря на отдельное указание строки расходов за коммунальные услуги на общедомовые нужды, плата за них определена истцом в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Обстоятельств, освобождающих ответчика от обязанности по оплате задолженности в указанной части, не установлено.
Вместе с тем, принимая во внимание положения ч. 9.1 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия учитывает объяснения ответчика о том, что денежные средства по платежным поручениям № 151 от 11.12.2019 на сумму 122868,60 руб., № 118 от 08.10.2020 на сумму 144695,76 руб., № 169 от 30.12.2020 на сумму 109052,57 руб. на основании приведенной нормы направлялись в том числе в счет оплаты расходов за коммунальные услуги, входящих в состав платы за содержание общего имущества.
При таких обстоятельствах, с учетом внесенных ответчиком сумм, задолженность за коммунальные услуги подлежит перерасчету совместно с задолженностью за содержание общего имущества.
В таком случае, за заявленный истцом период с 01.08.2017 по 31.12.2017 задолженность за услуги по содержанию общего имущества составляет 50526,56 руб. (18,32 руб./кв.м х /__/ кв.м х 5 мес).
За этот же период задолженность по коммунальным услугам за содержание общего имущества (согласно формуле расчета: стоимость = норматив на МКД/ площадь МКД х площадь помещения х период):
Электроэнергия: 1437,14 руб. (3878,86 руб. / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 5 мес.).
ХВС на нужды ГВС: 79,84 руб. (215,50 руб. / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 5 мес.).
Т/э на нужды ГВС: 361,06 руб. (974,50 руб. / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 5 мес.).
ХВС: 87,45 руб. (236,02 / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 5 мес.).
Отведение сточных вод: 128,39 руб. (346,53 руб. / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 5 мес.).
Сумма задолженности за оплату коммунальных ресурсов: 2093,88 руб.
Общая сумма задолженности за содержание общего имущества с учетом расходов за коммунальные услуги за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 составляет 52620,44 руб.
Так как из назначения платежных поручений, представленных ответчиком, не следует, что они направлялись на погашение задолженности, образовавшейся в 2017 году, полученная сумма подлежит взысканию в пользу ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» в полном объёме.
За период с 01.01.2018 по 31.12.2018 задолженность за услуги по содержанию общего имущества составляет 121263,744 руб. (18,32 руб./кв.м х /__/ кв.м х 12 мес).
О взыскании задолженности за услуги по содержанию общего имущества за 2018 год истцом не заявлено.
За этот же период задолженность по коммунальным услугам за содержание общего имущества:
Электроэнергия: 3449,12 руб. (3878,86 руб. / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 12 мес.).
ХВС на нужды ГВС: 191,63 руб. (215,50 руб. / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 12 мес.).
Т/э на нужды ГВС: 910,55 руб. (1024 руб. / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 12 мес.).
ХВС: 209,88 руб. (236,02 / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 12 мес.).
Отведение сточных вод: 308,14 руб. (346,53 руб. / 7443,90 кв.м х /__/ кв.м х 12 мес.).
Сумма задолженности за оплату коммунальных ресурсов: 5069,32 руб.
Общая сумма задолженности за содержание общего имущества с учетом расходов за коммунальные услуги в 2018 году составила 126333,06 руб.
Ответчиком представлено платежное поручение № 151 от 11.12.2019 на сумму 122 868,60 руб. с назначением платежа: «Содержание, текущий ремонт с 01.01.2018 по 31.12.2018».
Поскольку указанный платеж был направлен на погашение задолженности как за содержание общего имущества в 2018 году, так и за коммунальные услуги, а разграничить денежные суммы в пользу каждого направления не представляется возможным, с ответчика подлежит взысканию разница от суммы долга за 2018 год 126333,06 руб. (за содержание общего имущества и коммунальные услуги) и внесенной суммы 122 868,60 руб., которая равна 3242,74 руб.
Как было указано ранее, протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 01.12.2018 размер платы по содержанию и ремонту общего имущества МКД с 01.01.2019 повышен до 24,42 руб. за 1 кв.м, кроме того, установлено, что общая площадь жилых и нежилых помещений, принадлежащих собственникам в многоквартирном доме, составляет 7470,9 кв.м (л.д. 23-25).
За период с 01.01.2019 по 31.12.2019 задолженность за услуги по содержанию общего имущества равна 161640,86 руб. (24,42 руб./кв.м х /__/ кв.м х 12 мес).
Задолженность по коммунальным услугам за содержание общего имущества за первое полугодие 2019 года:
Электроэнергия: 1794,24 руб. (4050,21 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
ХВС на нужды ГВС: 100,02 руб. (225,79 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
Т/э на нужды ГВС: 475,11 руб. (1072,49 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
ХВС: 109,55 руб. (247,30 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
Отведение сточных вод: 160,86 руб. (363,11 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
Всего за шесть месяцев: 2639,78 руб.
Задолженность по коммунальным услугам за содержание общего имущества за второе полугодие 2019 года:
Электроэнергия: 1849,44 руб. (4174,83 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
ХВС на нужды ГВС: 103,25 руб. (233,08 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
Т/э на нужды ГВС: 509,98 руб. (1151,19 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
ХВС: 113,08 руб. (255,27 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
Отведение сточных вод: 165,98 руб. (374,68 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 6 мес.)
Всего за шесть месяцев: 2741,73 руб.
Общая сумма задолженности по коммунальным услугам за содержание общего имущества за 2019 год – 5381,51 руб.
Задолженность за содержание общего имущества с учетом расходов за коммунальные услуги за период в 2019 году составила 167022,37 руб.
Ответчиком представлено платежное поручение № 118 от 08.10.2020 на сумму 144695,76 руб. с назначением платежа: «Оплата за содержание и текущий ремонт с 01.01.2019 по 31.12.2019 за период 12 месяцев 2019 года».
Разница между общей задолженностью в размере 167022,37 руб. и произведенной оплатой 144695,76 руб. составляет 22326,61 руб.
Между тем, как следует справки ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» о наличии дебиторской задолженности по состоянию на 29.07.2021, задолженность ФИО1 за 2019 год составляет 7140,70 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не нашла оснований для взыскания с ФИО1 задолженности в большем размере, чем признает истец.
За период с 01.01.2020 по 31.03.2020 задолженность за услуги по содержанию общего имущества равна 40410, 27 руб. (24,42 руб. х /__/ кв.м, х 3 мес.)
Задолженность по коммунальным услугам за содержание общего имущества за указанный период составила в общей сумме 1365,17 руб.:
Электроэнергия: 924,72 руб. (4174,83 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 3 мес.)
ХВС на нужды ГВС: 51,63 руб. (233,08 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х3 мес.)
Т/э на нужды ГВС: 249,29 руб. (1125,45 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 3 мес.)
ХВС: 56,54 руб. (255,27 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 3 мес.)
Отведение сточных вод: 82,99 руб. (374,68 руб. / 7470,90 кв.м х /__/ кв.м х 3 мес.).
Задолженность за содержание общего имущества с учетом расходов за коммунальные услуги за первые три месяца 2020 года составила 41775,44 руб.
Ответчиком представлено платежное поручение № 169 от 30.12.2020 на сумму 109052,57 руб. с назначением платежа: «Оплата за содержание и текущий ремонт нежилого помещения площадью /__/ кв.м по адресу: /__/ за период с января 2020 года по сентябрь 2020 года».
Принимая во внимание, что сумма 109052,57 руб. полностью покрывает задолженность, образовавшуюся за первые три месяца 2020 года, по итогам 2020 года задолженность еще истцом не сформирована, может и не возникнуть, оснований для взыскания с ответчика задолженности за указанный период судебная коллегия не усмотрела.
В таком случае с ФИО1 в пользу ООО «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» подлежит взысканию задолженность за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 в размере 52620,44 руб., за период 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 3242,47 руб., за период с 01.01.2019 по 31.01.2019 в размере 7140,70 руб.
Иных доказательств своевременного и в полном объеме исполнения ответчиком обязанности по внесению платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги материалы дела не содержат.
Вопреки положениям ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие, что ФИО1 выставлялся счет за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, на основании прямых договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями.
Доводы апелляционных жалоб о неподсудности спора суду общей юрисдикции судебная коллегия признает безосновательными.
В силу ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
В соответствии с положениями ст. 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных указанным Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Исходя из системного толкования указанных норм основополагающими критериями отнесения гражданских дел к компетенции арбитражных судов являются характер спорных правоотношений и субъектный состав спора, возникший спор должен носить экономический характер, то есть спорное материальное правоотношение должно возникнуть в связи с осуществлением юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями соответствующей предпринимательской или иной экономической деятельности.
Вместе с тем из материалов дела усматривается, что спор между ООО «Служба заказчика ЖКХ Ленинского района» и ФИО1 исключительно в связи с потреблением ответчиком коммунальных ресурсов и наличием задолженности за содержание принадлежащего ему, как физическому лицу, имущества. Само же по себе наличие у ответчика статуса индивидуального предпринимателя не является основанием, которое позволяет отнести подобный спор к компетенции арбитражного суда, учитывая характер отношений субъектов данного правоотношения.
В этой связи не может быть принят во внимание, как основанный на неверном понимании закона, довод представителя ответчика о том, что между индивидуальным предпринимателем ФИО1 и истцом сложились фактические договорные отношения со ссылкой на платежные поручения №151, №118, №169, которыми подтверждается оплата задолженности перед истцом от имени индивидуального предпринимателя ФИО4 так, факт принятия истцом оплаты за должника при определенных обстоятельствах возможен от любого третьего лица (ст. 313 ГК РФ), при этом указанное не означает, что произошла перемена лиц в обязательстве.
Иных правовых аргументов, влекущих отмену или изменение обжалуемого решения, апелляционные жалобы не содержат.
Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене или изменению решения суда в остальной части, судебная коллегия не усматривает.
Согласно ч. 3 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
Поскольку судом апелляционной инстанции изменено решение в части, с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1434,73 руб.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 13 января 2021 года изменить в части взыскания задолженности за 2017, 2019 годы, отменить в части взыскания задолженности за 2020 год, приняв в этой части новое решение, резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
«взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ИНН:<***>) задолженность за коммунальные услуги и по содержанию общего имущества за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 в размере 52620,44 руб., за период 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 3242,47 руб., за период с 01.01.2019 по 31.01.2019 в размере 7140,70 руб.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ИНН:<***>) к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги и по содержанию общего имущества за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 отказать.
Взыскать с ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района» (ИНН:<***>) судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 1434,73 руб.»
Председательствующий
Судьи