33-2323/2022 судья Жаворонкова О.Н.
2-177/2022
УИД 62RS0004-01-2020-004122-03
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
7 сентября 2022 года г. Рязань
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Максимкиной Н.В.,
судей Кондаковой О.В., Викулиной И.С.
при помощнике судьи Горетовой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО16 и его представителя ФИО17, по апелляционной жалобе представителя ФИО21 - ФИО22 на решение Советского районного суда г. Рязани от 03 февраля 2022 года, которым постановлено:
Установить факт сообщения ФИО18 при обращении о приеме в гражданство Российской Федерации в графе 13 «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры)» заявления заведомо ложных сведений, об отсутствии братьев ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кондаковой О.В., объяснения представителя ФИО23 – ФИО24 поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заявителя УМВД России по Рязанской области ФИО25, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
УМВД России по Рязанской области обратилось в суд с заявлением об установлении факта сообщения ФИО5 заведомо ложных сведений при обращении о приеме в гражданство РФ.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 05.08.2008 гражданин респ. <адрес>ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, обратился в ОУФМС по Рязанской области в Московском районе г. Рязани с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В графе 13 «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры)» указал сведения об отце ФИО6), матери (ФИО7), жене (ФИО4). Сведения о наличии у заявителя иных близких родственников в заявлении отсутствуют. В качестве документов, подтверждающих основание для приобретения российского гражданства, среди прочего представлена нотариально удостоверенная копия свидетельства о рождении №. По результатам рассмотрения заявления, решением УФМС России по Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГФИО5 принят в гражданство РФ в упрощенном порядке. Как указывает заявитель, в последующем выявлено, что ФИО5 имеет двух братьев: ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако при обращении о приеме в гражданство РФ ФИО5 предоставил заявление, содержащее заведомо ложные сведения об отсутствии у заявителя поименованных близких родственников. Согласно поступившей информации, данные сведения имеют значение для принятия компетентными органами решения о приеме (отказе в приеме) заявителя в гражданство РФ.
В связи с изложенным заявитель обратился в суд и просил установить факт предоставления ФИО5 при обращении о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании ч. 4 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документов, содержащих недостоверную информацию о заявителе путем представления заявления в графе 13 «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры)» которого содержится недостоверная информация об отсутствии у заявителя братьев ФИО2 и ФИО3
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя неоднократно уточняла заявленные требования, в окончательной форме просила установить факт сообщения при обращении о приеме в гражданство Российской Федерации ФИО26 в графе 13 «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры)» заявления заведомо ложных сведений об отсутствии братьев ФИО2 и ФИО3
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ФИО5 и его представитель ФИО1 просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывают, что имеющиеся в деле доказательства не подтверждают наличие умысла ФИО5 на введение в заблуждение органов миграционной службы, а также не подтверждают довод заявителя о том, что несообщение ФИО5 сведений о братьях повлекло принятие решения о приеме в гражданство РФ с нарушением норм действующего законодательства. Само не указание в заявлении о приеме в гражданство близких родственников, не относится к обстоятельствам, имеющим значение для решения вопроса о принятии в гражданство Российской Федерации, а является лишь предоставлением неполных данных о составе семьи и близких родственников, что не является общественно опасным последствием, не угрожает безопасности и обороноспособности страны. Судом не приняты доводы заинтересованного лица о длительности проживания, несения обязанностей гражданина РФ белее чем 15 лет, длительности срока, истекшего после принятия ФИО5 в гражданство РФ на момент обращения УМВД России по Рязанской области в суд, отсутствие сведений о привлечении ФИО5 к административной и уголовной ответственности.
В апелляционной жалобе представитель ФИО5 – ФИО8 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В дополнении к доводам, указанным в апелляционной жалобе ФИО5 и ФИО1 указывает, что не указание ФИО5 информации о братьях при подаче заявления о приеме в гражданство РФ не имеет правового значения, поскольку основанием для приобретения гражданства ФИО5 были иные основания, не связанные с личностью брата, не указание в заявлении сведений о брате не может быть предметом установления факта предоставления ложных сведений при приеме в гражданство. Указывает, что в нарушении норм процессуального права суд не указал мотивы, по которым он отверг позицию заинтересованного лица о том, что умысла у ФИО5 на не указание сведений о наличии брата у него не было. Полагает, что заявителем не представлено доказательств того, что какие-либо сведения, предусмотренные п. «а» ч.1 ст.16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" имелись и имеются на момент принятия в гражданство РФ ФИО5
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель УМВД России по Рязанской области просил решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ФИО5 – ФИО1 поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя УМВД России по Рязанской области ФИО13 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, решение суда считала законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.
На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
В силу ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения постановленного судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО5 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Узбекской ССР.
05.08.2008 гражданка респ. <адрес>ФИО5 обратился ОУФМС России по <адрес> в <адрес> с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ № 62-ФЗ.
Заявление оформлено ФИО5 от руки.
В заявлении в графе 13 «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры)» он указал сведения об отце (ФИО6), матери (ФИО7), жене (ФИО4). Сведения о наличии у заявителя иных близких родственников в заявлении отсутствуют.
Согласно п. 19 заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, подписанного ФИО5, он русским языком владеет. Заявление подписано в присутствии должностного лица, о чем в нем имеется соответствующая отметка.
При этом, ФИО5 были разъяснены положения ст. 22 ФЗ № 62-ФЗ, в силу которых решение о приеме в гражданство Российской Федерации, принятое на основании подложных документов и заведомо ложных сведений, подлежит отмене. ФИО5 своей личной подписью подтвердил подлинность представленных им при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации документов и достоверность изложенных данных.
По результатам рассмотрения заявления решением УФМС России по Рязанской области от 06.11.2008 гражданин Таджикистан ФИО5 был принят в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ № 62-ФЗ.
В обоснование требований об установлении факта предоставления ФИО5 заведомо ложных сведений при подаче заявления о приобретении гражданства Российской Федерации путем заведомого невнесения сведений в п. 13 «Близкие родственники (муж (жена), родители, дети, братья, сестры) указанного заявления о наличии близких родственников: братьев ФИО2 и ФИО3, заявителем представлены:
свидетельство о рождении ФИО5№, выданное гор. отделом <адрес>, согласно которому в графе родители указаны: отец – ФИО6, мать – ФИО7;
свидетельство о рождении ФИО2№, согласно которому в графе родители указаны: отец – ФИО6, мать – ФИО7;
свидетельство о рождении ФИО3№, согласно которому в графе родители указаны: отец – ФИО6, мать – ФИО7;
ответ УФСБ России по Рязанской области от 04.07.2020 №, согласно которому проведенной проверкой ФИО5, ФИО2, ФИО3 установлены сведения, имеющие значение для вынесения решения на этапе рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, относящиеся к п. «а» ч. 1 ст. 16 ФЗ № 62-ФЗ.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 №1325.
При этом суд исходил из того, что ФИО5 при обращении с заявлением о приеме в гражданство РФ были сообщены заведомо ложные сведения, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации, а именно об отсутствии у него братьев ФИО2 и ФИО3, эти сведения касаются обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о приобретении гражданства Российской Федерации.
Суд указал, что подтвердив в заявлении о принятии в гражданство Российской Федерации своей подписью достоверность изложенных в заявлении данных, ФИО5 должен был осознавать последствия предоставления заведомо ложных сведений, предусмотренные ст. 22 ФЗ № 62-ФЗ.
С учетом изложенного районный суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных УМВД России по Рязанской области требований.
С выводами районного суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и тщательном анализе представленных сторонами в дело доказательств в их логической взаимосвязи и совокупности.
Статьей 264 ГПК РФ предусмотрено, что суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации).
Статья 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" закрепляет основания, по которым приобретается гражданство Российской Федерации: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом или международным договором РФ.
С заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьями 13 и 14 данного Федерального закона вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и обладающие дееспособностью.
Согласно части 4 статьи 14 ФЗ № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 01.12.2007 N 296-ФЗ), иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1 января 2009 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
В силу пунктов «б» и «е» статьи 30 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.07.2006 N 121-ФЗ, действующей на момент подачи ФИО5 заявления о приеме в гражданство), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
б) принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона;
Согласно ч. 2 ст. 29 ФЗ № 62-ФЗ Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 ФЗ № 62-ФЗ заявление по вопросам гражданства Российской Федерации составляется письменно по установленной форме. Указанное заявление подается лично (ч. 2 ст. 32 ФЗ № 62-ФЗ), личная подпись заявителя удостоверяется принявшим заявление уполномоченным на то должностным лицом полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (ч. 1 ст. 33 ФЗ № 62-ФЗ).
Порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской федерации, принятия, исполнения или отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, определены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325 (далее – Положение).
Пункт 3 Положения (в редакции от 15.07.2008) предусматривает, что ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающим. При заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Бланк заявления заполняется от руки или с использованием технических средств (пишущих машинок, компьютеров).
В частности, в графе 13 формы заявления о приеме в гражданство (приложения N 1 к Положению) предусмотрена необходимость указания заявителем сведений о наличии близких родственников (мужа (жены), родителей, детей, братьев, сестер) с указанием степени родства, фамилии, имени, отчества, года и места рождения, гражданства, страны проживания и адреса, места работы, учебы.
Согласно пункту 9 Положения (в редакции от 15.07.2008), заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю. Представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления.
В соответствии с пунктом 53 Положения (в редакции от 15.07.2008), решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение.
Аналогичные требования предусмотрены названным Положением в редакции на момент рассмотрения заявления УМВД России по Рязанской области.
При заполнении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации подающее его лицо собственноручно (личной подписью) подтверждает подлинность представленных им документов и достоверность изложенных в заявлении сведений, в том числе о близких родственниках, а также предупреждается о том, что в силу статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решение о приеме в гражданство подлежит отмене, если оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений либо в случае отказа от принесения Присяги гражданина Российской Федерации.
Рассматривая заявление, компетентные государственные органы обязаны осуществить проверку фактов и представленных для его обоснования документов, в том числе в случае необходимости запросить дополнительные сведения в соответствующих органах и организациях, а по результатам рассмотрения принять по каждому заявлению отдельное решение с обязательным указанием оснований его принятия, причем использование заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений служит одним из оснований для отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации (статьи 16, 30 и 35 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", пункты 29 и 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).
Статьей 22 ФЗ № 62-ФЗ предусмотрено, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене в случае, если будет установлено, что данное решение принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
В силу пунктов 1, 2 статьи 23 указанного закона отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.
Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона считается недействительным со дня принятия такого решения.
В соответствии с пунктом 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (в редакции Указа Президента РФ от 17.06.2020 N 398), решение по вопросам гражданства Российской Федерации отменяется в случае:
а) установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось соответствующее решение, а именно:
документов, содержащих недостоверную информацию о заявителе, или заведомо ложных сведений о себе (фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, гражданство либо отсутствие гражданства);
подложных документов о наличии установленных Федеральным законом оснований и соблюдении условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо заведомо ложных сведений об этом (при отсутствии таких оснований и несоблюдении таких условий);
подложных документов об отсутствии предусмотренных статьей 16 Федерального закона оснований отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации или предусмотренных статьей 20 Федерального закона оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации либо заведомо ложных сведений об этом (при наличии таких оснований);
Согласно пунктам «а», «д» статьи 16 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации; использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
Таким образом, в случае установления судом факта сообщения ФИО5 при обращении с заявлением о принятии в гражданство Российской Федерации заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение, у заявителя возникает право поставить вопрос об отмене решения о принятии ФИО5 в гражданство Российской Федерации. При этом установление такого факта в ином порядке не представляется возможным, поскольку в законе прямо указано на необходимость установления этого факта судом.
Факт предоставления заведомо ложных сведений считается подтвержденным, если при обращении за приобретением гражданства или до принятия решения о приобретении гражданства заявитель представил компетентному государственному органу сведения, не соответствующие действительности, о чем заявителю на момент представления таких сведений было доподлинно известно.
Поскольку, ФИО5., будучи предупрежденным о последствиях представления подложных документов или заведомо ложных сведений, в нарушение вышеизложенных требований законодательства не указал в заявлении о приеме в гражданство РФ, своих родных братьев ФИО2 и ФИО3, то есть в поданных материалах по вопросам гражданства без уважительных причин указал неполные сведения, сообщив, тем самым, заведомо недостоверные (ложные) сведения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявления УМВД России по Рязанской области.
Доводы апелляционных жалоб заявителя и его представителей о том, что при принятии решения об установлении факта предоставления ФИО5 заведомо ложных сведений суд первой инстанции не учел конкретные обстоятельства дела, а именно, проживание в России и исполнение обязанностей гражданина РФ более 15 лет, сформировавшиеся устойчивые связи с Российской Федерацией, не являются основанием для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно статье 6 Конституции Российской Федерации, в полной мере согласующейся со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, гарантирующей каждому право на гражданство и запрещающей произвольное лишение гражданства или права изменить его, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (часть 1), а гражданин Российской Федерации не может быть лишен российского гражданства или права изменить его (часть 3). Из этого следует, что определение оснований и условий как для приобретения, так и для прекращения российского гражданства относится к прерогативе федерального законодателя.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", вопросы гражданства Российской Федерации, охватывающие собой принципы российского гражданства и правила, регулирующие отношения, связанные с ним, а также основания, условия и порядок его приобретения и прекращения (статья 1), регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации
Таким образом, само по себе решение вопросов гражданства Российской Федерации не может быть предметом судебного разбирательства, поскольку эти вопросы отнесены к исключительному ведению Президента Российской Федерации и полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.
Прием в гражданство и его прекращение производятся в установленном Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" порядке, в случае несогласия с решениями соответствующих органов по данному вопросу заявитель вправе обжаловать их в установленном законом порядке (по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение.
Приведенные положения, а также положения статьи 22 Федерального закона № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", пункта 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325, содержат норму гражданско-процессуального законодательства, согласно которой при установлении в судебном порядке факта сообщения заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приобретении гражданства, решение подлежит отмене.
Таким образом, установление юридического факта в особом производстве является конечной целью судебного разбирательства, соответствующие правовые последствия (возможность прекращения состояния лица в гражданстве Российской Федерации) наступают за пределами судебного процесса.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 12 февраля 2019 года N 267-О, представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации, выявленные после его приобретения, влекут отмену решения о приеме в гражданство Российской Федерации лишь при установлении соответствующих фактов в судебном порядке. Однако такое установление не является безусловным основанием для отмены решения о приеме в российское гражданство, поскольку из содержания частей первой и второй статьи 22 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" вытекает, что они распространяются только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Вместе с тем установление судом факта использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации не освобождает компетентных должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, от учета при принятии в соответствии со статьей 41 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" решения об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации всех конкретных обстоятельств, связанных с судебным установлением факта сообщения заведомо ложных сведений, и, в частности, времени, прошедшего со дня принятия решения о приобретении российского гражданства.
В противном случае в Российской Федерации как правовом государстве в нарушение принципов справедливости и правовой безопасности не соблюдались бы предопределенные частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации требования необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина, обращенные, по смыслу ее статьи 18, не только к федеральному законодателю, но и к органам исполнительной и судебной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 8 апреля 2014 года N 10-П, от 8 июня 2015 года N 14-П и др.).
Таким образом, установление судом факта сообщения при приеме в российское гражданство заведомо ложных сведений, не исключает возможность судебного контроля за принятием решений об отмене решения о приеме в гражданство Российской Федерации (часть четвертая статьи 41.8 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации"), тем более что отмена решения о приеме в российское гражданство в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации, сопровождается, по общему правилу, выдачей ему вида на жительство лица без гражданства или вида на жительство иностранного гражданина (пункт 55 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации), не выступает в качестве основания для запрета (неразрешения) въезда на территорию Российской Федерации (статьи 26 и 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию") и не препятствует возможности вновь обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство по истечении одного года после принятия соответствующего решения (часть первая статьи 36 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Доводы апелляционных жалоб, что не указание ФИО5 информации о братьях при подаче заявления о приеме в гражданство РФ не имеет правового значения, поскольку основанием для приобретения гражданства ФИО5 были иные основания, не связанные с личностью братьев, не указание в заявлении сведений о братьях не может быть предметом установления факта предоставления ложных сведений при приеме в гражданство, а также о том, что судом не дана оценка данным доводам заинтересованного лица, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Вопреки доводам жалоб судом была дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам и доводам сторон на основании полного и всестороннего исследования доказательств с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленным доказательствам, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность состоявшегося судебного постановления не влияют.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным и основания для его отмены, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Рязани от 03 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы ФИО5, его представителей ФИО1, ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.09.2022.