ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2324/2018 от 23.04.2018 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-2324/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень 23 апреля 2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего Пуминовой Т.Н.

судей: Жегуновой Е.Е., Ситниковой Л.П.

при секретаре Копановой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Администрации Заводоуковского городского округа и Главного управления строительства Тюменской области на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 01 февраля 2018 г., которым постановлено:

«Исковое заявление ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, родившейся <.......>, ФИО3 к Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области, Главному Управлению строительства Тюменской области об оспаривании постановления органа местного самоуправления и включения молодой семьи в список участников подпрограммы удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Заводоуковского городского округа Тюменской области <.......> от <.......> в части отказа Молодой семье в составе ФИО3, ФИО1 и ФИО2 во включении в «Список Молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году.

Признать право молодой семьи С-вых в составе 3 человек: ФИО3, ФИО1 и ФИО2 на участие в 2018 году в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» (в настоящее время с <.......> основного мероприятия «Обеспечение жильем (молодых семей» государственной программы Российской Федерации I «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами (граждан Российской Федерации» на 2018-2025 годы).

Возложить на Администрацию Заводоуковского городского округа Тюменской области обязанность после включения молодой семьи С-вых в список молодых семей - участников подпрограммы в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный или резервный список участников подпрограммы.

Возложить обязанность на Главное управление строительства Тюменской области по получению уточненного списка от Администрации Заводоуковского Городского округа Тюменской области в отношении семьи С-вых, включить ФИО3, ФИО1 и ФИО2 в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» на 2018 год в сводный или резервный список».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Жегуновой Е.Е., объяснения представителя Администрации Заводоуковского городского округа - ФИО4, представителя Главного управления строительства Тюменской области и Правительства Тюменской области - ФИО5, действующих на основании соответствующих доверенностей, поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя ФИО1 - адвоката Фантиковой М.П., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

ФИО1, действовавшая также в интересах своей несовершеннолетней дочери ФИО2, и ФИО3, обратились в суд с иском к Администрации Заводоуковского городского округа, Главному управлению строительства Тюменской области, с учетом изменения требований просили признать незаконным постановление администрации Заводоуковского городского округа <.......> от <.......> в части отказа молодой семье С-вых во включении в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, признать право молодой семьи С-вых на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, возложить на Администрацию Заводоуковского городского округа обязанность после включения молодой семьи С-вых в список молодых семей-участников подпрограммы в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, направить уточненный список в Главное управление строительства Тюменской области для включения семьи в сводный или резервный список участников подпрограммы, возложить на Главное управление строительства Тюменской области обязанность по получению уточненного списка от Администрации Заводоуковского городского округа в отношении семьи С-вых и включению истцов в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы на 2018 год в сводный или резервный список.

Требования были мотивированы тем, что в 2013 году семья С-вых была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы. Впоследствии их участие в подпрограмме ежегодно продлевалось. Уведомлением от <.......> истцам было сообщено об отказе во включении в Список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году. Причиной для принятия такого решения послужила смена одним из супругов адреса регистрации по месту жительства. Истцы полагают данное решение ответчика неправомерным, поскольку постановка ФИО1 на регистрационный учет по другому адресу была обусловлена признанием ранее занимаемого ею помещения аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель Фантикова М.П., действовавшая на основании доверенности, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации Заводоуковского городского округа Проскурина Л.Л., действовавшая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. В объяснениях по делу и письменных возражениях на иск ссылалась на то, что смена места жительства супругов может повлиять на возможность предоставления им выплаты. Указала, что данное обстоятельство является основанием для отказа во включении молодой семьи в списки участников подпрограммы на очередной год согласно пункту 4.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23 марта 2011 г. Обратила внимание на то, что действующее законодательство не предусматривает никаких исключений из данного правила. Считала причины смены ФИО1 адреса регистрации по месту жительства не имеющими значения для дела.

Представители ответчика Главного управления строительства Тюменской области и третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание не явились, дело было рассмотрено судом в их отсутствие. Представителем Главного управления строительства Тюменской области был представлен письменный отзыв на иск, в котором он просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указал на отсутствие необходимости в возложении на Главное управление строительства Тюменской области обязанности включить истцов в список участников подпрограммы после получения уточненных сведений от органа местного самоуправления, так как действия ответчика в таких случаях законодательно регламентированы. Полагала законным отказ во включении истцов в число участников подпрограммы на очередной год, поскольку смена регистрации по месту жительства является обстоятельством, имеющим значение для расчета размера и (или) предоставления выплаты. Ссылалась на то, что изменение таких обстоятельств делает невозможным дальнейшее участие в подпрограмме и обуславливает необходимость прохождения процедуры заново в силу пункта 4.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23 марта 2011 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласны ответчики Администрация Заводоуковского городского округа и Главное управление строительства Тюменской области, в апелляционных жалобах они просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.

Представитель Администрации г. Тюмени вновь ссылается на то, что изменение супругами места жительства является основанием для их исключения из числа участников подпрограммы в силу пункта 4.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23 марта 2011 г. Повторно указывает на то, что причины изменения адреса регистрации ФИО1 по месту жительства не имеют значения для дела. Полагает, что суд не должен был давать оценку возможности участия истцов в подпрограмме после приобретения ими жилья с использованием кредитных средств, так как им не было отказано во включении в список участников по данному основанию. Считает оспариваемое решение администрации об исключении истцов из участия в подпрограмме на 2018 год принятым ею в рамках своей компетенции и с соблюдением установленного порядка.

Представитель Главного управления строительства Тюменской области указывает на отсутствие в решении суда оценки доводов данного ответчика о том, что права истцов им нарушены не были. Повторно указывает, что действия управления на случай восстановления С-вых в рядах участников подпрограммы регламентированы действующим законодательством, вследствие чего необходимость в возложении на него обязанности по их совершению отсутствовала. Вновь ссылается на то, что изменение обстоятельств, имеющих значение для расчета размера и (или) предоставления выплаты, в том числе, смена заявителями места жительства, влечет отказ во включении молодой семьи в списки на планируемый год согласно пункту 4.4 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области № 78-п от 23 марта 2011 г. Приводит довод о необходимости повторного обращения истцов с заявлением о предоставлении социальной выплаты для включения их семьи в число участников подпрограммы после смены адреса регистрации.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Администрации Заводоуковского городского округа истцы просят оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях относительно одной из них, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Постановлением Правительства Тюменской области от 23 марта 2011 г. № 78-п был утвержден порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка, списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления. Форма этого списка определяется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Тюменской области. Списки формируются исходя из даты и времени подачи молодой семьей заявления на участие в основном мероприятии. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей. Органы местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формируют списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляют эти списки в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области. В указанные списки включаются молодые семьи, заявление (подтверждение согласия) на участие в основном мероприятии которыми представлено до 1 апреля года, предшествующего планируемому. В течение 15 рабочих дней со дня направления указанных списков в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области орган местного самоуправления обеспечивает размещение списков на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет.

Согласно пункту 4.2 Порядка, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из средств областного бюджета на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), и резервный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - резервный список). Молодые семьи включаются в сводный и резервный списки в той же последовательности, в которой были включены в список, сформированный органом местного самоуправления. Сводный и резервные списки формируются по муниципальным образованиям.

Пунктом 4.4 Порядка в редакции, действовавшей на момент принятия Администрацией Заводоуковского городского округа оспариваемого решения об отказе во включении семьи истцов в список участников подпрограммы на 2018 год, было предусмотрено, что если молодые семьи, включенные в резервный список на получение социальных выплат в планируемом году, не получили свидетельство в текущем году и обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты (смена места жительства, изменение семейного положения, состава семьи (за исключением рождения (усыновления) ребенка (детей)), достижение предельного возраста супругов или одного из родителей в неполной семье, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка), не изменились, молодые семьи включаются органами местного самоуправления в список на планируемый год в соответствии с датой и временем регистрации заявлений на участие в подпрограмме. Подтверждение согласия на участие в подпрограмме осуществляется посредством предоставления в орган местного самоуправления муниципального образования по месту постоянного жительства либо в МФЦ (в соответствии с заключенным соглашением) заявления (в произвольной форме) в срок, установленный пунктом 2.1 настоящего Порядка. В заявлении молодая семья указывает, что обстоятельства, имеющие значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты, не изменились (абзац 1).

В случае изменения обстоятельств, имеющих значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты (смена места жительства, изменение семейного положения, состава семьи (за исключением рождения (усыновления) ребенка (детей)), достижение предельного возраста супругов или одного из родителей в неполной семье, указанного в пункте 1.4 настоящего Порядка), орган местного самоуправления отказывает во включении молодой семьи в списки на планируемый год (абзац 3).

Повторная подача заявления о предоставлении социальной выплаты с приложением документов, указанных в пунктах 2.1, 2.1.1, 2.3 настоящего Порядка, возможна в порядке, установленном настоящим Порядком. При этом включение в список осуществляется по дате и времени подачи повторного заявления (абзац 4).

Постановлением Правительства Тюменской области от 05 марта 2018 г. № 73-п в абзац 3 пункта 4.4 Порядка были внесены изменения, согласно которым, в качестве изменения обстоятельств, имеющих значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты, вместо смены жительства стал рассматриваться выезд на постоянное место жительства в иное муниципальное образование Тюменской области.

Как следует из дела, 15 марта 2013 г. ФИО3 и ФИО1, действовавшие также в интересах несовершеннолетней дочери ФИО2, обратились в Администрацию Заводоуковского городского округа с заявлением о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. На момент подачи данного заявления ФИО3 был зарегистрирован по адресу: <.......>, ФИО1 и ФИО2 - по адресу: <.......> (т. 1, л.д. 18).

Жилое помещение по адресу регистрации ФИО1 и ФИО2 находилось в долевой собственности ФИО1 и ее родителей В., И. на основании договора приватизации от 15 сентября 1998 г. (т. 1, л.д. 91).

Уведомлением заместителя главы Администрации Заводоуковского городского округа от 12 апреля 2013 г. истцы были проинформированы о признании их семьи участницей подпрограммы (т. 1, л.д. 20).

Впоследствии С-вы ежегодно подтверждали свое согласие на участие в подпрограмме на планируемый год, решениями Главного управления строительства Тюменской области они включались в резервные списки молодых семей-участников подпрограммы на 2014, 2015, 2016 и 2017 годы.

Согласно копии паспорта ФИО1, 30 мая 2017 г. она была снята с регистрационного учета по прежнему адресу (<.......>) и 06 июня 2017 г. зарегистрирована по адресу <.......> (т. 1, л.д. 12,13). Дочь ФИО1 - ФИО2 зарегистрирована по новому месту жительства одновременно с матерью (т. 1, л.д. 38).

При этом, дом <.......>, по адресу которого истцы значились зарегистрированными ранее, был признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии от 14 сентября 2011 г. (т. 1, л.д. 17). Приказом начальника Заводоковского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 05 марта 2015 г. адрес данного дома был аннулирован в связи с его сносом (т. 1, л.д. 143).

Взамен квартиры площадью 46,2 кв.м в аварийном доме ФИО1 и ее родителям В., И. было предоставлено жилое помещение площадью 47,1 кв.м по адресу: <.......> по договору мены от 24 ноября 2014 г. (т. 1, л.д. 27, 28). Решением Заводоуковского районного суда Тюменской области от 14 июля 2016 г. за ними был признано право собственности на предоставленное помещение. После исполнения решения суда и оформления своих прав на данную квартиру супруги П-вы и их дочь ФИО1 продали ее по договору купли-продажи от 08 сентября 2016 г. (т. 1, л.д. 168 - 170). На следующий день И. была приобретена ? доля в праве собственности на жилой дом по адресу: <.......>, где истцы впоследствии зарегистрировались по месту жительства (т. 1, л.д. 33 - 36).

08 февраля 2017 г. ФИО1 купила квартиру <.......> площадью 59,8 кв.м с использованием заемных средств. Приобретенная квартира является предметом залога по кредитному договору между ПАО «Сбербанк России» и ФИО3 на сумму в <.......> руб. (т. 1, л.д. 231 - 238).

При обращении С-вых в июне 2017 года в Администрацию Заводоуковского городского округа с заявлением о включении в список участников подпрограммы на 2018 год они уведомили данного ответчика о смене адреса регистрации ФИО3 и ФИО2 по месту жительства (т. 1, л.д. 19).

Постановлением Администрации Заводоуковского городского округа <.......> от 29 августа 2017 г. семье С-вых было отказано во включении в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году (т. 1, л.д. 48).

В уведомлении о данном решении истцам было разъяснено, что причиной отказа во включении в число участников подпрограммы на планируемый год стало изменение обстоятельств, имеющих значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты, а именно, смена заявителями места жительства (т. 1, л.д. 47).

Постановив обжалуемое решение, суд пришел к выводу о том, что изменение ФИО1 и ее дочерью ФИО2 адреса регистрации по месту жительства не могло служить основанием для отказа во включении их семьи в списки участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, поскольку оно носило вынужденный характер и было обусловлено сносом жилого дома, где данные истцы значились зарегистрированными ранее. Признание отказа во включении семьи С-вых в списки участников подпрограммы повлекло возложение на ответчиков обязанности совершить предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами действия по ее восстановлению в данных списках согласно ранее поданному заявлению.

Судебная коллегия находит данные выводы суда соответствующими обстоятельствам дела и закону.

Доводы апелляционных жалоб о том, что изменение места жительства супругов влечет отказ во включении их в список участников подпрограммы на планируемый год, подлежат отклонению ввиду вынужденного характера смены ФИО1 адреса регистрации по месту жительства, о чем уже указывалось выше. Судебной коллегией также принимается во внимание то обстоятельство, что ответчиками не было приведено каких-либо доводов об утрате истцами права на участие в подпрограмме по причине улучшения их материального положения либо обеспеченности жильем. При таких обстоятельствах, исключение семьи истцов из списка участников подпрограммы на планируемый год по одному лишь формальному критерию не может быть признано правомерным. Более того, в 2018 году смена места жительства без переезда в другой населенный пункт была исключена из перечня обстоятельств, имеющих значение для расчета размера и (или) предоставления социальной выплаты. Оснований полагать, что само по себе изменение адреса регистрации в том же муниципальном образовании до внесения данных изменений в законодательство могло влиять на расчет размера и (или) предоставление истцам социальной выплаты, не имеется.

Ссылки в апелляционной жалобе Администрации Заводоуковского городского округа на то, что вопрос о возможности участия истцов в подпрограмме после приобретения ими жилья в ипотеку не должен был рассматриваться судом по настоящему делу, отклоняются, как не влекущие отмены решения суда.

Указание в жалобе Главного управления строительства Тюменской области на то, что им не нарушались права истцов, не может служить основанием для пересмотра обжалуемого решения. Возложение судом на ответчиков обязанности по совершению действий, предусмотренных для таких случаев нормативно-правовыми актами (применительно к органу местного самоуправления - включение истцов в список на планируемый год в соответствии с датой первоначальной подачи заявления и передача уточненного списка уполномоченному органу государственной власти, в случае с Главным управлением строительства Тюменской области - включение истцов в соответствующий список на основании представленных сведений) не противоречит закону и, учитывая занимаемую ответчиками позицию и истечение сроков формирования списков участников подпрограммы на 2018 год, направлено на предотвращение нарушения прав истцов и исключение необходимости в последующих разъяснениях порядка исполнения решения суда.

Поскольку иных заслуживающих внимания доводов в апелляционных жалобах не приведено, жалобы удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно и полно определил значимые для дела обстоятельства, дал верную оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому оснований к отмене решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 01 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Заводоуковского городского округа и Главного управления строительства Тюменской области - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи