ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2325 от 22.09.2015 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Андрианова Ю.А. Дело № 33 - 2325

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Потеминой Е.В.,

судей Жуковой Е.Г., Мананниковой В.Н.

при секретаре Трофимовой Е.С.

заслушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Пензы от 10 апреля 2015 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к Министерству образования Пензенской области о взыскании денежной премии оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Жуковой Е.Г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству образования Пензенской области о взыскании премии.

Требования мотивированы тем, что с 23 января 1992 года она работала в органах управления образованием Пензенской области. 27 октября 2014 года она была освобождена от должности начальника <данные изъяты> Министерства образования Пензенской области и уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию. Полагает, что расчет с ней в день увольнения был произведен не в полном объеме. Ей не выплачена полагающаяся денежная премия за выполнение важных и срочных работ в 2014 году за период ее работы с 01.01.2014 г. по 27.10.2014 г. Просила суд взыскать с Министерства образования Пензенской области денежную премию за выполнение важных и срочных заданий в 2014 году за период ее работы с 01.01.2014 г. по 27.10.2014 г.

В письменном заявлении от 03.04.2015 г. истец ФИО1 исковые требования уточнила, просила суд взыскать с Министерства образования Пензенской области в ее пользу денежную премию за выполнение важных и срочных заданий в 2014 году за период ее работы с 01.01.2014 г. по 27.10.2014 г. в сумме <данные изъяты>. Дополнительно просила взыскать недополученное денежное вознаграждение при окончательном расчете в размере <данные изъяты>.

Ленинский районный суд города Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ФИО1 просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права. При вынесении решения суд не дал оценки распоряжению Губернатора Пензенской области от 16.01.2015 года , которое свидетельствует о том, что премия за выполнение важных и срочных заданий гражданским служащим Министерства образования Пензенской области на основании приказа от 19.01.2015 год выплачена за 2014 года, а потому с учетом её непосредственного участия в выполнении заданий особой важности и сложности у неё имеется право на получение премии за отработанный период 2014 года. Расчет выплаченного четырехмесячного денежного содержания не соответствует действующим нормативным актам.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство образования Пензенской области просило решение суда оставить без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 просила решение суда отменить, удовлетворить её требования в полном объеме.

Представитель Министерства образования Пензенской области по доверенности ФИО2 просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия приходит к следующему.Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 с 1992 года работала в органах управления образования Пензенской области, с 03.06.2013 года в <данные изъяты> Министерства образования Пензенской области.

Приказом Министерства образования Пензенской области от 20.10.2014 г. ФИО1 освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы Пензенской области 27 октября 2014 года по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с последующими изменениями).

Согласно указанному приказу ФИО1 были выплачены денежное вознаграждение в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии со ст. 9 Закона Пензенской области от 08.09.2004 г. № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области», денежная компенсация за неиспользованный отпуск; произведен перерасчет лечебного пособия, с учетом фактически отработанного времени.

Отказывая ФИО1 в иске о взыскании премии за выполнение особо важных и сложных заданий, районный суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Закона Пензенской области от 08.09.2004 г. № 653-ЗПО «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области», Положением о премировании, выплате материальной помощи и об осуществлении единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области в Министерстве образования Пензенской области, утвержденным Приказом Министерства образования Пензенской области от 03.12.2012г. , исходил из того, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий является единовременной премией, относится к дополнительным выплатам, носит характер поощрения, а не обязательного вознаграждения, выплачивается на основании приказа Министра образования Пензенской области; указанная премия работникам министерства образования за период 2014 год не выплачивалась, а приказ о выплате премии министерства образования Пензенской области от 19.01.2015 , на основании которого, как полагает истец, ей должна была быть выплачена премия, был издан после её увольнения и не относится к периоду 2014 года.

Выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам приведенного в решении суда действующего законодательства.

Доводы ФИО1 о том, что при вынесении решения суд не дал оценки распоряжению Губернатора Пензенской области от 16.01.2015 года , которое, по мнению истца, подтверждает, что премия за выполнение важных и срочных заданий на основании приказа от 19.01.2015 год выплачена гражданским служащим Министерства образования Пензенской области за 2014 года, не влечет отмену решения суда в данной части и взыскание указанной премии в пользу истца за отработанный ей период 2014 года.

Указанное распоряжение Губернатора Пензенской области от 16.01.2015 «О премировании» касается премирования за выполнение заданий особой важности и сложности в 2014 году государственных гражданских служащих Правительства Пензенской области, а также руководителей исполнительных органов государственной власти Пензенской области и не распространяется на государственных гражданских служащих иных исполнительных органов государственной власти Пензенской области.

Как следует из содержания приказа Министра образования от 19.01.2015 , решение о выплате премии за выполнение заданий особой важности и сложности государственным служащим, замещающим должности государственной гражданской службы в Министерстве образования Пензенской области, принято на основании Положения о премировании, выплате материальной помощи и об осуществлении единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуск лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области в Министерстве образования Пензенской области, утвержденного приказом Министерства образования Пензенской области от 03.12.2012 года , позволяющего руководителю Министерства образования Пензенской области принимать самостоятельные решения о выплате указанной премии (п.п. 6, 6.1, 6.2 Положения). При этом данный приказ не содержит ссылки на вышеуказанное распоряжение Губернатора Пензенской области от 16.01.2015 , а равно не предусматривает период выплаты спорной премии за выполнение заданий особой важности и сложности. В приложении к приказу ФИО1 не указана в качестве лица, подлежащего премированию.

При указанных обстоятельствах у суда, по мнению судебной коллегии, отсутствовали основания полагать, что выплата спорной премии служащим ответчика произведена за период, когда работала ФИО1 Соответственно, суд обоснованно отказал истцу во взыскании указанной выплаты.

Между тем, отказывая в иске о взыскании недоплаченного денежного вознаграждения при увольнении, суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неверно применил нормы материального права в части определения видов выплат, которые включаются в денежное содержание гражданского служащего.

Отказывая в иске о взыскании недоплаченного денежного вознаграждения, районный суд исходил из того, что четырехмесячное денежное вознаграждение, которое выплачивается государственным гражданским служащим Пензенской области, рассчитывается из оклада денежного содержания, которое определяется как должностной оклад и оклад за классный чин, иные дополнительные выплаты в расчет не включаются.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда не основанным на законе.

В соответствии со статьей 9 Закона Пензенской области «О государственном пенсионном обеспечении за выслугу лет государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» гражданам, имеющим право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом, при увольнении с государственной гражданской службы Пензенской области или освобождении от государственной должности Пензенской области в связи с выходом на пенсию за выслугу лет однократно выплачивается денежное вознаграждение в размере четырехмесячного денежного содержания (денежного вознаграждения). Право на денежное вознаграждение имеют лица, замещавшие государственные должности Пензенской области и (или) должности государственной гражданской службы Пензенской области не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением (освобождением от государственной должности Пензенской области).

На основании части 1 статьи 2 Закона Пензенской области «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» оплата труда гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством их материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Пензенской области «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» денежное содержание гражданского служащего Пензенской области и лица, замещающего государственную должность Пензенской области, состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином (квалификационным разрядом) гражданской службы Пензенской области (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего Пензенской области и лица, замещающего государственную должность Пензенской области, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Часть 5 статьи 2 Закона Пензенской области «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» к дополнительным выплатам относит: 1) ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет; 2) ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы Пензенской области и деятельности на государственной должности Пензенской области; 3) ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальным размером не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение в размере 200 процентов к должностному окладу; 6) единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь.

Таким образом, денежное содержание государственного гражданского служащего Пензенской области состоит не только из ежемесячных выплат, но и из премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении отпуска и материальной помощи, которые не носят ежемесячный характер.

Соответственно, исключение выплат, не носящих ежемесячный характер, при расчете спорного вознаграждения противоречит положениям статьи 2 Закона Пензенской области «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области».

Какой-либо нормативный акт, регламентирующий порядок расчета спорной выплаты в Пензенской области, отсутствует.

Для расчета указанной компенсации в размере 4-х месячных денежных содержаний судебная коллегия полагает необходимым принимать постоянные месячные начисления (должностной оклад, оклад за классный чин и дополнительные выплаты, носящие ежемесячный характер), а также 1/12 размера иных дополнительных выплат, фактически начисленных государственному служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения контракта, входящих в состав денежного содержания государственного служащего.

Как следует из материалов дела, ФИО1 было выплачено денежное вознаграждение в размере <данные изъяты>, начисленное исходя из постоянных ежемесячных денежных выплат, входящих в денежное содержание государственного гражданского служащего.

Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что истцу в течение года, предшествующего дате расторжения контракта, также были выплачены в марте 2014 года на основании приказа от 04.03.2014 материальная помощь в размере оклада месячного денежного содержания <данные изъяты>, а также в феврале 2014 года на основании приказа от 24.02.2014 единовременная выплата к отпуску два оклада месячного содержания <данные изъяты>, которые в порядке части 2 статьи 2 Закона Пензенской области «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» включаются в состав денежного содержания государственного служащего и, соответственно, подлежат учету в размере 1/12 их части при исчислении денежного вознаграждения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

Таким образом, сумма недоплаты спорного денежного вознаграждения истцу составит <данные изъяты> исходя из следующего расчета:

((<данные изъяты> – сумма недоплаты за месяц, 4 – количество месяцев, за которое начисляется спорное вознаграждение.

Наряду с этим выплаченные истцу в течение года, предшествующего дате расторжения контракта, иные денежные выплаты, как-то квартальные, годовые, разовые премии, а также лечебное пособие к отпуску, вопреки доводам истца, в расчет денежного вознаграждения при выходе на пенсию за выслугу лет не могут быть включены, поскольку не предусмотрены в составе денежного содержания Законом Пензенской области «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области».

Положение о премировании, выплате материальной помощи и об осуществлении единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуск лицам, замещающим должности государственной гражданской службы Пензенской области в Министерстве образования Пензенской области, утвержденное приказом Министерства образования Пензенской области от 03 декабря 2012 г. № 158\к-ОП, предусматривает различные виды премий, в том числе за выполнение заданий особой важности и сложности. Однако такой вид премии истцу в спорный период не выплачивался, а выплаченные ей премии не являются премиями за выполнение особо важных и сложных заданий, которые бы подлежали учету при расчете спорного денежного вознаграждения.

При указанных обстоятельствах решение суда в части отказа во взыскании недоплаченного денежного вознаграждения подлежит отмене с вынесением по делу нового решения в данной части о частном удовлетворении исковых требований в сумме <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 10 апреля 2015 года отменить в части отказа ФИО1 в иске о взыскании недоплаченного денежного вознаграждения.

Постановить по делу в данной части новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Министерству образования Пензенской области о взыскании недоплаченного денежного вознаграждения удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства образования Пензенской области в пользу ФИО1 недоплаченное денежное вознаграждение в сумме <данные изъяты>. В остальной части иска о взыскании недоплаченного денежного вознаграждения отказать.

Решение суда в оставшейся части оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи