ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2326/20 от 24.11.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Шаула А.С. УИД 65RS0014-01-2020-000008-03

Докладчик Литвинова Т.Н. Дело №33-2326/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 24 ноября 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Литвиновой Т.Н.

судей Шептуновой Л.П., Петровой Л.А.,

при помощнике судьи Герун А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Томаринского района, заявленному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Томаринский городской округ», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованиями нормативных документов, выполнить работы по восстановлению защитных свойств убежища и обеспечению его постоянной готовности к использованию по назначению для безопасного пребывания укрываемых лиц

по апелляционному представлению прокурора Томаринского района Сатановского В.В.

на решение Томаринского районного суда от 07 августа 2020 года. Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Литвиновой Т.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

15 января 2020 года прокурор Томаринского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа города Томари о возложении обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны в соответствие с требованием нормативных документов, выполнить работы по восстановлению защитных свойств убежища и обеспечению его постоянной готовности к использованию по назначению для безопасного пребывания укрываемых лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства при создании, использовании и содержании объектов гражданской обороны в МБОУ СОШ города Томари, установлено, что защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный ), являющееся противорадиационным укрытием класса П-4, по адресу: <адрес> расположено на цокольном этаже здания школы, которое находится в оперативном управлении МБОУ СОШ города Томари. В нарушение положений Приказа МЧС №583, не назначены ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация правильного учета защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО), содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств внутреннего инженерно-технического оборудования; не созданы звенья по обслуживанию ЗС ГО для его обслуживания в мирное время; потолки и участки стен помещений оштукатурены; не окрашены в разные цвета элементы инженерных систем внутри ЗС ГО; отсутствуют емкости аварийного запаса питьевой воды, в которых должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток; отсутствует специальное оборудование противорадиационного укрытия ЗС ГО МБОУ СОШ города Томари; отсутствуют герметические клапаны, противовзрывные устройства, герметические и защитные двери, фильтровентиляционная система, вентиляция с механическим побуждением; не производится в установленные сроки окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО; отсутствует обозначение ЗС и ГО при входе; внутреннее оборудование защитного сооружения не содержит маркировки. В одном из помещений имеется незагерметизированное окно, на стенах одного из помещений выявлена плесень, одна из дверей выхода из ЗС ГО не обеспечивает герметичность сооружения, имеет просветы на улицу. Кроме того, в ЗС ГО отсутствует необходимая документация, предусмотренная пунтом 3.6 Приказа МЧС №583: паспорт ЗС ГО с обязательным приложением заверенных копий поэтажного плана и экспликации помещений; журнал оценки технического состояния ЗС ГО; план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых; планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО; эксплуатационная схема систем вентиляции ЗС ГО и другие документы.

Заявлено требование о возложении на МБОУ СОШ города Томари обязанности привести защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный ), расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями нормативных документов, выполнить работы по восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по назначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайных ситуациях.

14 февраля 2020 года Томаринский районный прокурор представил в суд уточненное заявление, которым просил произвести замену ответчика с МБОУ СОШ города Томари на администрацию МО «Томаринский ГО», возложить обязанность на администрацию МО «Томаринский ГО» в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный ), расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями нормативных документов, выполнить работы по восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по назначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайных ситуациях, а именно: -назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит содержание в исправном состоянии помещения убежища, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; создать звено по обслуживанию ЗС ГО для обслуживания ЗС ГО в мирное время, в организации, эксплуатирующей сооружение; элементы инженерных систем окрасить в соответствующие их назначению цвета, согласно обязательным требованиям; -привести участки стен помещений в соответствие с пунктом 3.2.8. Приказа МЧC России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; установить напорные емкости аварийного запаса питьевой воды в соответствии с пунктом 9 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года №575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»; установить фильтровентиляционную систему в соответствии с пунктом 3.4.4 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; -установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с пунктом 3.3.3 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; установить специальное оборудование: герметические клапаны, противовзрывные устройства, герметические и защитные двери; установить обозначение защитного сооружения гражданской обороны при входе, промаркировать внутреннее оборудование защитного сооружения в соответствии с пунктами 6.2.1, 6.2.2 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; завести журнал проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; утвердить список сигналов оповещения гражданской обороны; утвердить план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим убежища (ПРУ); утвердить план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; утвердить планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; утвердить список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; утвердить эксплуатационную схему систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; утвердить эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; утвердить эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; утвердить инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования; утвердить инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; утвердить инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правил пользования приборами; утвердить инструкцию по противопожарной безопасности; утвердить правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; завести журнал показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); завести журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; завести журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; утвердить схему эвакуации укрываемых из очага поражения; установить список телефонов; утвердить инструкцию по обслуживанию дизельной электростанции; завести журнал учета работы дизельной электростанции.

27 февраля 2020 года определением Томаринского районного суда принят отказ прокурора Томаринского района от исковых требований к МБОУ СОШ города Томари, производство по делу в части исковых требований прокурора к указанному ответчику прекращено.

Определениями суда от 29 мая 2020 года, от 17 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Главное управление МЧС России по Сахалинской области, в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Сахалинской области.

Решением Томаринского районного суда от 07 августа 2020 года исковые требования прокурора Томаринского района удовлетворены частично.

Возложена обязанность на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне в убежище , расположенном по адресу: <адрес>, а именно: назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит содержание в исправном состоянии помещения убежища, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования; создать звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны для обслуживания защитного сооружения гражданской обороны в мирное время, в организации, эксплуатирующей сооружение; элементы инженерных систем окрасить в соответствующие их назначению цвета, согласно обязательным требованиям; привести участки стен помещений в соответствии с пунктом 3.2.8. Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; установить напорные емкости аварийного запаса питьевой воды в соответствии с пунктом 9 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года №575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений миланской обороны в мирное время»; установить фильтровентиляционную систему в соответствии с пунктом 3.4.4 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583; установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с пунктом 3.3.3 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583; установить специальное оборудование: герметические клапаны, противовзрывные устройства, герметические и защитные двери; установить обозначение защитного сооружения гражданской обороны при входе, промаркировать внутреннее оборудование защитного сооружения в соответствии с пунктами 6.2.1, 6.2.2 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583; завести журнал проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; утвердить список сигналов оповещения гражданской обороны; утвердить план перевода защитного сооружения гражданской обороны в режим убежища (ПРУ); утвердить план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации; утвердить планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств; утвердить список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны; утвердить эксплуатационную схему систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны; утвердить эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны; утвердить эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны; утвердить инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования; утвердить инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты; утвердить инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правил пользования приборами; утвердить инструкцию по противопожарной безопасности; утвердить правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны; завести журнал показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ); завести журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования; завести журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью; утвердить схему эвакуации укрываемых из очага поражения; установить список телефонов; утвердить инструкцию по обслуживанию дизельной электростанции; завести журнал учета работы дизельной электростанции. В удовлетворении исковых требований к администрации МО «Томаринский ГО» прокурору отказано.

В апелляционном представлении прокурор Томаринского района Сатановский В.В. указывает на незаконность приведенного решения, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Отмечает, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25 ноября 2014 года, здание школы, расположенное по адресу <адрес>, <адрес>, введенное в эксплуатацию в 1993 году, является муниципальной собственностью МО «Томаринский городской округ» и на основании распоряжения комитета по управлению муниципальной собственностью от 27 мая 2005 №23 находится в МБОУ СОШ города Томари на праве оперативного управления. Полагает, что судом первой инстанции сделан неправильный вывод о принадлежности объекта гражданской обороны к федеральной собственности, перечень которых установлен приложением 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1, поскольку нежилое здание по вышеуказанному адресу, на цокольном этаже которого расположено защитное сооружение гражданской обороны, является муниципальной собственностью, принято в эксплуатацию в 1993 году после разграничения права государственной собственности на федеральную и муниципальную, ранее к объектам федеральной собственности не относилось. Считает, что обязанность по восстановлению защитных свойств убежища и обеспечению его постоянной готовности к использованию по назначению для безопасного пребывания укрываемых лиц должна быть возложена на собственника нежилого помещения - администрацию МО «Томаринский городской округ». Просит решение суда первой инстанции отменить в части возложения обязанности на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом привести защитное сооружение гражданской обороны с требованием нормативных документов, выполнить работы по восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по назначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Томаринского района удовлетворить, возложив указанные обязанности на администрацию МО «Томаринский городской округ».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ю Н.Д. настаивала на удовлетворении апелляционного представления по изложенным в нем доводам, представитель администрации муниципального образования «Томаринский городской округ» ФИО1 просила решение суда оставить без изменения.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области, ГУ МЧС России по Сахалинской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

В связи с изложенным, судебная коллегия полагает возможным, в соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.

Проверив решение суда в пределах доводов апелляционного представления в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы представления, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия находит обжалуемое судебное постановление подлежащим отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела (паспорта защитного сооружения гражданской обороны от 14 ноября 2019 года, выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны от 01 января 2016 года, акта инвентаризации, оценки содержания и использования защитного сооружения ГО укрытия инв.) подвальное помещение здания школы МБОУ СОШ города Томари, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> является защитным сооружением гражданской обороны в виде встроенного убежища.

Указанное здание школы, введенное в эксплуатацию в 1993 году, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05 февраля 2015 года и выписки из ЕГРН является собственностью муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области и находится в оперативном управлении МБОУ СОШ города Томари.

На основании представленных участвующими в деле лицами доказательств судом установлено, что указанное выше защитное сооружение гражданской обороны не соответствует нормам и правилам, предъявляемым действующим законодательством к таким сооружениям, что не опровергнуто ответчиками в судебном заседании.

Разрешая спор по существу и возлагая на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области обязанность по приведению в соответствие с нормативными актами защитного сооружения гражданской обороны, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №3020-1, и исходил из того, что поскольку защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, обязанность по их приведению в соответствие с требованиями нормативных актов лежит на собственнике, от имени которого выступает Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Так в соответствии с пунктом 28 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «О гражданской обороне», органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Согласно Приказу МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (пункт 1.2).

Согласно пунктам 6.1, 7 Приказа МЧС России от 14 ноября 2008 года №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в органах местного самоуправления осуществляется их органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня по гражданской обороне. Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

Пунктом 15.4 Приказа МЧС России от 14 ноября 2008 года №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты: сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства.

Из совокупности указанных правовых норм следует, что обязанность по приведению защитных сооружений гражданской обороны в соответствие с требованиями нормативных документов, по восстановлению их защитных свойств и обеспечения постоянной готовности к использованию по назначению возлагается законодателем как на федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации, так и на органы местного самоуправления и организации, осуществляющие эксплуатацию защитных сооружений гражданской обороны.

При этом, обязанность по содержанию ЗС ГО в надлежащем состоянии не зависит от того, в чьей собственности находятся данные защитные сооружения, поскольку соответствующие органы и организации наделены собственными полномочиями по содержанию и использованию защитных сооружений.

Также из приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления на соответствующей территории обязаны содержать объекты гражданской обороны, сохранять и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и осуществлять техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем. При этом, органы местного самоуправления вправе определить перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня по гражданской обороне.

При таких обстоятельствах, поскольку обязанность по сохранению и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению, осуществлению обслуживания защитных сооружений гражданской обороны лежит на органах местного самоуправления, а доказательств того, что какой-либо организации администрацией муниципального образования «Томаринский городской округ» делегировано обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в отношении ЗС ГО, расположенного по адресу: <адрес>, строение 1, судебная коллегия считает обоснованными доводы прокурора о том, что обязанность по приведению указанного защитного сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями нормативных документов должна быть возложена на администрацию муниципального образования «Томаринский городской округ».

В связи с изложенным обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Томаринского районного суда от 07 августа 2020 отменить, принять по делу новое решение.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Томаринский городской округ» в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу привести защитное сооружение гражданской обороны (инвентаризационный ), расположенное по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями нормативных документов, выполнить работы по восстановлению защитных свойств убежища и обеспечения его постоянной готовности к использованию по назначению для безопасного пребывания укрываемых лиц, как в военное время, так и при чрезвычайных ситуациях, а именно:

-назначить ответственных должностных лиц, в обязанности которых входит содержание в исправном состоянии помещения убежища, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

-создать звено по обслуживанию ЗС ГО для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организации, эксплуатирующей сооружение;

-элементы инженерных систем окрасить в соответствующие их назначению цвета, согласно обязательным требованиям;

-привести участки стен помещений в соответствие с пунктом 3.2.8. Приказа МЧC России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

-установить напорные емкости аварийного запаса питьевой воды в соответствии с пунктом 9 Приказа МЧС России от 21 июля 2005 года №575 «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время»;

-установить фильтровентиляционную систему в соответствии с пунктом 3.4.4 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

-установить вентиляцию с механическим побуждением в соответствии с пунктом 3.3.3 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

-установить специальное оборудование: герметические клапаны, противовзрывные устройства, герметические и защитные двери;

-установить обозначение защитного сооружения гражданской обороны при входе, промаркировать внутреннее оборудование защитного сооружения в соответствии с пунктами 6.2.1, 6.2.2 Приказа МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»;

-завести журнал проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны;

-утвердить список сигналов оповещения гражданской обороны;

-утвердить план перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим убежища (ПРУ);

-утвердить план защитного сооружения гражданской обороны с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации;

-утвердить планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств;

-утвердить список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны;

-утвердить эксплуатационную схему систем вентиляции защитного сооружения гражданской обороны;

-утвердить эксплуатационную схему водоснабжения и канализации защитного сооружения гражданской обороны;

-утвердить эксплуатационную схему электроснабжения защитного сооружения гражданской обороны;

-утвердить инструкцию по технике безопасности при обслуживании оборудования;

-утвердить инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты;

-утвердить инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правил пользования приборами;

-утвердить инструкцию по противопожарной безопасности;

-утвердить правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны;

-завести журнал показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище (ПРУ);

-завести журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования;

-завести журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью;

-утвердить схему эвакуации укрываемых из очага поражения;

-установить список телефонов;

-утвердить инструкцию по обслуживанию дизельной электростанции;

-завести журнал учета работы дизельной электростанции.

В удовлетворении исковых требований к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области прокурору Томаринского района отказать.

Председательствующий Т.Н. Литвинова

Судьи Л.П. Шептунова

Л.А. Петрова