ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2327/19 от 23.07.2019 Томского областного суда (Томская область)

Судья Зизюк А.В. Дело № 33-2327/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 июля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей Вотиной В.И., Нечепуренко Д.В.

при секретаре Степановой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске частную жалобу представителя ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области ФИО1 на определение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 15 июня 2019 года об оставлении без движения заявления федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» о признании движимых вещей бесхозяйными.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

федеральное казенное учреждение «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» (далее - ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области) обратилось в суд с заявлением о признании движимых вещей – ценностей осужденных, содержавшихся ранее в ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области, бесхозяйными.

Обжалуемым определением заявление оставлено без движения, заявителю предложено в срок до 03.07.2019 исправить недостатки, перечисленные в определении.

В частной жалобе представитель ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области ФИО1 просит определение отменить в части возложения на заявителя обязанности по уплате государственной пошлины, указав в обоснование, что ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области относится к числу органов исполнения наказания, входящих в структуру ФСИН России, а потому в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

Проверив законность и обоснованность определения судьи по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение подлежащим отмене.

Дела особого производства, в том числе дела о признании движимой вещи бесхозяйной, рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой и главами 28-38 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ч. 1 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.

Оставляя исковое заявление без движения, судья исходил из того, что в заявлении не указаны заинтересованные лица ФИО2 и ФИО3, не приложен документ об уплате государственной пошлины заявителем, не освобожденным от ее уплаты.

По мнению судебной коллегии, у судьи первой инстанции оснований для оставления заявления без движения не имелось.

Так, в пункте 3 части 2 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплена обязанность истца указать в исковом заявлении ответчика.

Обращаясь в суд, истец самостоятельно определяет круг ответчиков.

Как видно из заявления, заявителем ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области в качестве заинтересованного лица указано МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях и место его нахождения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с указанием судьи о необходимости включения заявителем в круг участников процесса ФИО2 и ФИО3, так как разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, относится к задачам подготовки дела к судебному разбирательству и не может служить основанием для оставления искового заявления без движения (абз. 4 ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно статье 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

На основании пункта 5 указанного Положения ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.06.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», приказа Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» исправительное учреждение вправе изымать у осужденных, вещи и предметы, в том числе личные деньги и ценности, которые им запрещено иметь при себе.

Из указанного следует, что ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области наделено компетенцией исполнения уголовного наказания, исполняет функции государственного органа и вправе в пределах своей компетенции производить изъятие определенного имущества у осужденных.

Поскольку ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области обратилось в суд с данным заявлением в связи с осуществлением переданных ему органом государственной власти отдельных функций, оно освобождается от уплаты государственной пошлины, а выводы судьи об отсутствии оснований для освобождения учреждения от уплаты государственной пошлины являются ошибочными.

Учитывая изложенное, определение является незаконным и необоснованным, подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 329, п. 2 ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение судьи Ленинского районного суда г. Томска от 15 июня 2019 года отменить.

Заявление федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» о признании движимых вещей бесхозяйными направить в Ленинский районный суд г.Томска для решения вопроса о принятии заявления к производству.

Председательствующий

Судьи: