ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2327/2018 от 11.04.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Кузнецова Н. М. дело № 33-2327/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 11 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Минаева Е. В.,

судей Турлаева В. Н., Фоминова Р. Ю.,

при секретаре судебного заседания Вяхиревой И. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней истца ФИО1

на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26 декабря 2017 года

по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к отделу записи актов гражданского состояния по г. Ставрополю Управления ЗАГС Ставропольского края о признании незаконным отказа в принятии заявления о государственной регистрации заключения брака, об обязании устранить допущенное нарушение,

заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,

установила:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Отделу ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю о признании незаконным отказа в принятии заявления о государственной регистрации заключения брака между ними, об обязании устранить допущенное нарушение и осуществить прием заявления о регистрации брака между ними.

В обоснование иска указано, что 27.03.2017 он, ФИО1, … года рождения, и она, ФИО2, … года рождения, оба содержащиеся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю, заполнили совместное заявление о вступлении в брак на бланке установленного образца. В тот же день, 27.03.2017, их подписи на указанном заявлении, верность их персональных данных и дееспособность были удостоверены начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю, после чего заявление посредством услуг почтовой связи направлено в адрес матери ФИО1 – З. и получено ей 16.04.2017. Неоднократные попытки подать указанное заявление в Отдел ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю положительного результата не дали ввиду отказа в приеме в устной форме под различными предлогами. 03.08.2017 З., действуя по доверенности как представитель ФИО1, обратилась к ответчику с заявлением с просьбой принять заявление о регистрации брака между ФИО1 и ФИО2 25.08.2017 З. в Отделе ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю был выдан письменный ответ за подписью начальника отдела регистрации Г. без даты и без номера, согласно которому ответчик не только отказал в приеме заявления о регистрации брака, но и отказал в выдаче отказа в принятии указанного заявления, сославшись на п. 6 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории РФ, утвержденного Приказом Министерства юстиции РФ от 29.11.2011 № 412. Считают подобные действия ответчика незаконными, нарушающими их права на заключение брака. Ст. 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния» не содержит прямого запрета на подачу заявления гражданами, не имеющими возможности лично подать заявление о регистрации брака, через их представителей. Вопрос подачи заявления в случае невозможности явки обоих лиц в органы ЗАГС действующим законом не урегулирован. В данном случае к заявлению о регистрации брака были приложены все предусмотренные действующими правилами документы, необходимые для приема заявления о государственной регистрации брака, при этом их личность была установлена и удостоверена начальником исправительного учреждения, в котором они содержатся, поскольку их паспорта находятся в их личных делах по месту содержания и могут быть представлены непосредственно в момент государственной регистрации брака. При этом в отношении них не установлены предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации брака. Полагают, что невозможность их личной явки для подачи заявления о регистрации брака непосредственно в орган ЗАГС не входит в перечень оснований для отказа в приеме документов. Более того, действующее законодательство не препятствует уполномоченным сотрудникам отдела ЗАГС, уведомленным о воле заявителя, лично отобрать совместное заявление о вступлении в брак у него, ФИО1, и у нее, ФИО2, по месту их содержания. Также считают, что их содержание в исправительном учреждении может быть признано особым обстоятельством, служащим в силу абз. 3 ч. 1 ст. 11 Семейного кодекса РФ основанием для регистрации брака в день подачи заявления.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец ФИО1 просит состоявшееся по делу решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, аналогичные приведенным в иске, а также на то, что спор неправомерно был разрешен в порядке гражданского судопроизводства, поскольку, по его мнению, заявленный иск подлежал рассмотрения в порядке административного судопроизводства. Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Отдел ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю не является органом государственной власти, поскольку для него очевидно, что ответчик наделен отдельными государственными полномочиями по государственной регистрации брака. Также указал, что поскольку действующим законодательством не урегулированы случаи подачи заявления о вступлении в брак лицами, каждое из которых находится в местах изоляции от общества и не может лично явиться в органы ЗАГС для подачи заявления о вступлении в брак, то считает, что в этой случае необходимо применить аналогию закона и руководствоваться положениями ч. 2 ст. 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния», согласно которой в случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган ЗАГС или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи совместного заявления, предусмотренного п. 1настоящей статьи, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака.Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник Отдела ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю ФИО3 считает приведенные в ней доводы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, просит постановленное по делу решение суда первой инстанции оставить без изменений, как законное и обоснованное.

В суд апелляционной инстанции от истцов ФИО1 и ФИО2, находящихся в ФКУ СИЗО-1, поступило ходатайство об обеспечении их участия в судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи.

Вместе с тем, по итогам неоднократно предпринятых попыток установить видеоконференц-связь между Ставропольским краевым судом и ФКУ СИЗО-1, не удалось по техническим причинам, о чем был составлен акт консультантом отдела правовой информации краевого суда.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, а также в возражениях на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для его отмены не имеется.

Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО2, содержащиеся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю, заполнили бланк совместного заявления о заключении брака по форме № 7, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 № 1274, не указав при этом дату его заполнения, в какой отдел ЗАГС оно адресовано и от кого подано и не заполнив графу № 8 заявления (документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, если лицо (лица) состояло (состояли) в браке ранее).

Подписи ФИО1 и ФИО2 в указанном заявлении и их дееспособность были удостоверены начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю.

Названное заявление ФИО1 и ФИО2 о заключении брака было подано в Отдел ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю представителем ФИО1 – его матерью З.

Письмом Отдела ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю отказано в предоставлении государственной услуги и приеме заявления ФИО1 и ФИО2 о заключении брака со ссылкой на то, что для принятия такого заявления необходимо личное участие при его подаче хотя бы одного из лиц, желающих вступить в брак,

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством четко регламентирован порядок подачи совместного заявления о регистрации брака лицами, желающими вступить в брак, в соответствии с которым такое заявление подается лично или в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг, а при отсутствии возможности явки в орган ЗАГС или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи совместного заявления одного из лиц, вступающих в брак, лица, вступающие в брак, могут оформить отдельные заявления о заключении брака с нотариальным и приравненным к нему удостоверением их подписи в таких заявлениях. Поскольку данные законоположения о порядке подачи заявления о заключении брака истцами не соблюдены, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, не находит оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции в силу следующего.

Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Брак относится к числу актов гражданского состояния и подлежит государственной регистрации.

Порядок государственной регистрации актов гражданского состояния предусмотрен положениями Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в п. 1 ст. 7 которого закреплено, что для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.

На основании ст. 24, п. 2 ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации заключения брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак, в котором должны быть указаны следующие сведения:

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, семейное положение до вступления в настоящий брак (в браке не состоял, разведен, вдов), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;

- национальность, образование и при наличии у данных лиц общих детей, не достигших совершеннолетия, их количество (указываются по желанию лиц, вступающих в брак);

- фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;

- реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить:

- документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;

- документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее;

- разрешение на вступление в брак до достижения брачного возраста (п. 2 ст. 13 Семейного кодекса РФ) в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.

Аналогичные требования предусмотрены п. 24 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 29.11.2011 № 412 и действовавшего на момент подачи рассматриваемого заявления ФИО1 и ФИО2 о регистрации брака.

Государственная регистрация заключения брака производится любым органом записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации по выбору лиц, вступающих в брак (ст. 25 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Как указано выше, в своем совместном заявлении о заключении брака ФИО1 и ФИО2 не указали в какой орган ЗАГС оно адресовано и от кого подано, не проставили дату его заполнения, не заполнили графу № 8 заявления (документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, если лицо (лица) состояло (состояли) в браке ранее).

При этом на момент подачи данного заявления в Отдел ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю не были представлены документы, удостоверяющие личности вступающих в брак.

Процедура подачи заявления о регистрации брака регламентирована в ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», согласно п. 1 которой лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично или направляют это заявление и иные указанные в настоящей статье документы в форме электронных документов через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Заявление, которое направляется в форме электронного документа, подписывается простой электронной подписью каждого заявителя. Это заявление и иные указанные в настоящей статье документы могут быть поданы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг для подачи совместного заявления, предусмотренного п. 1 ст. 26 ФЗ «Об актах гражданского состояния», волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака.

Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

Данный порядок подачи заявления о регистрации брака также согласуется с требованиями п. 109 раздела XII «Участие подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках» Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189, в соответствии с которым лицо, желающее вступить в брак с подозреваемым или обвиняемым, обращается в орган ЗАГСа для получения бланка совместного заявления о заключении брака, который представляет в СИЗО.

При взаимном добровольном согласии на заключение брака и отсутствии обстоятельств, препятствующих заключению брака, подозреваемый или обвиняемый заполняет свою сторону бланка заявления в присутствии нотариуса, который свидетельствует подлинность его подписи на заявлении после уплаты государственной пошлины либо суммы согласно тарифу. Для этого заинтересованной стороной приглашается в СИЗО нотариус с разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело. Нотариально удостоверенное заявление передается другой стороне для дальнейшего его оформления в органе ЗАГСа.

В п. 60 Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 29.11.2011 № 412, также указано, что основанием для начала предоставления государственной услуги по государственной регистрации заключения брака является личное обращение заявителей (заявителя) в орган, предоставляющий государственную услугу, с одновременным представлением всех надлежащим образом оформленных документов.

Таким образом, законодатель в вышеприведенной норме Федерального закона «Об актах гражданского состояния» четко прописал условия подачи лицами, желающими вступить в брачные отношения, заявления о регистрации брака – либо лично с подачей совместного заявления, либо лично одним из лиц, вступающих в брак, при обязательном наличии отдельного заявления второго лица, желающего вступить в брак, с нотариальным или приравненным к нему удостоверением подписи, либо путем подачи заявления в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг и региональные порталы государственных и муниципальных услуг.

В рассматриваемом же случае приведенные выше условия подачи заявления о заключении брака, а равно его содержание (неуказание ряда реквизитов и незаполнение всех граф) истцами не соблюдены, в связи с чем, у Отдела ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю имелись все законные основания для отказа З. в приеме заявления ФИО1 и ФИО2 о заключении брака.

При этом суд первой инстанции справедливо указал, что Отделом ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю не принималось решение об отказе истцам ФИО1 и ФИО2 в приеме их заявления о регистрации брака, поскольку в своем письме на обращение З. ответчик только разъяснил установленный законом порядок подачи подобного заявления с одновременным предоставлением необходимых документов.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что истцы не лишены возможности обратиться в орган ЗАГС с заявлением о заключении брака с соблюдением предусмотренной законом и описанной выше процедуры с приложением всех необходимых документов.

Что касается приведенного в апелляционной жалобе довода о том, что настоящий спор неправомерно был разрешен в порядке гражданского судопроизводства, поскольку, по мнению ФИО1, заявленный иск подлежал рассмотрения в порядке административного судопроизводства, то судебная коллегия находит его несостоятельным и отклоняет в силу следующего.

Конституционное право на судебную защиту, как следует из ч. ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ во взаимосвязи с другими ее положениями, в том числе со статьями, закрепляющими право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47), и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123) - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.

Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту, в рамках осуществления которого возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные (Постановления Конституционного Суда РФ от 02.02.1996 № 4-П, от 03.02.1998 № 5-П, от 28.05.1999 № 9-П, от 11.05.2005 № 5-П).

При этом из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не следует возможность выбора заявителем по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральным законом (определения Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 № 508-О, от 19.06.2007 № 389-О-О, от 15.04.2008 № 314-О-О).

Соответственно произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства не допускается, необходимо действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.

Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.

Ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) установлено, что настоящий кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд РФ рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:

- о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч. ч. 1, 2 ст. 1 КАС РФ);

- связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ в рамках гражданского судопроизводства рассматриваются и разрешаются дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ) споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

ФИО1 и ФИО2 в своем исковом заявлении оспаривают отказ Отдела ЗАГС Управления ЗАГС Ставропольского края по г. Ставрополю в принятии их заявления о государственной регистрации заключения брака между ними, прямо указывая на то, что такой отказ нарушает их право на создание семьи.

В данном случае из оспариваемого акта, как утверждает истец ФИО1, государственного органа возникают гражданские (семейные) права заявителей, защита и восстановление которых путем оспаривания решения органа в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, не осуществляются.

Установление факта соблюдения истцами требований закона при подаче заявления о регистрации брака, как и обязание органа ЗАГС осуществить прием такого заявления, влекущий в дальнейшем соблюдение процедуры государственной регистрации брака, осуществляется в порядке, предусмотренном ГПК РФ, что, вопреки доводам апелляционной жалобы, правильно определил суд первой инстанции.

По сути, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца ФИО1, изложенную в суде первой инстанции, которой в обжалуемом решении дана аргументированная оценка, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с той оценкой доказательств, которая уже была дана судом первой инстанции, и основаны на неверном толковании закона.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение. Дело рассмотрено с соблюдением требований материального и процессуального закона, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 26 декабря 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу и дополнения к ней истца ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи