АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Завадская Е.В.
Дело №33-2328
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кустовой И.Ю.,
судей Поповой Н.В., Копылова-Прилипко Д.А.,
при секретаре Мальцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2017 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 16 декабря 2016 года, которым постановлено:
В удовлетворении требований ФИО1, ФИО2 к ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю о признании решений незаконными, возложении обязанности по постановке на кадастровый учет - отказать.
Заслушав доклад судьи Поповой Н.В., пояснения представителей сторон, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением об оспаривании решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю», указав, что обратились к ответчику с заявлением от 30.06.2016 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости по адресу: г. Пермь, ул. ****. Решение ответчика от 07.07.2016 осуществление кадастрового учета приостановлено в связи с тем, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Закона о кадастре. Аналогичные решения были выданы 22 и 28 июля 2016 года. После устранения недостатков истец вновь обратился к ответчику, в дополнение к техническому плану было приложено заключение кадастрового инженера. Решением от 29.09.2016 ответчик в снятии приостановления отказал. Основанием для принятия данного решения послужило расположение земельного участка с кадастровым номером ** в зоне жилой застройки Ж-4. Решением Пермской городской Думы от 27.10.2015 № 228 установлен минимальный отступ от границы земельного участка – 3 м, в соответствии с изображением контура на кадастровой карте отступ от границы соседнего земельного участка – менее 1 м. Органом кадастрового учета обращено внимание на заключение кадастрового инженера, в котором говорилось о том, что год завершения строительства дома по адресу: г. Пермь, ул. ****, однако рекомендовано включить в состав приложения технического плана документы, подтверждающие данный факт. ФГБУ «ФКП Росреестра» принято решение от 10.10.2016 об отказе в осуществлении кадастрового учета. Просит признать решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29 сентября 2016 года об отказе в снятии приостановления незаконным, признать решение ФГБУ «ФКП Росреестра» от 10 октября 2016 года об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административные истцы просят решение суда отменить. Указывают, что разъяснения, содержащиеся в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16.09.2015, не могут быть положены в основу решения суда, поскольку указанный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства РФ, а также практики его применения; судом необоснованно не принят во внимание акт о начале и окончании строительства дома, доводы об отклонении судом не приведены; анализируя положения закона, ссылаются, что действующим законодательством не предусмотрено обязательным условием включение в состав технического плана здания документов, подтверждающих год окончания завершения строительства, все сведения указываются в декларации правообладателем земельного участка и заверяются его подписью; указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ)).
Из материалов дела следует, что ФИО1, ФИО2 являются собственниками земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. ****.
ФИО3 обратилась в ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением от 30.06.2016 о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. **** с приложением технического плана здания, подготовленного кадастровым инженером ФИО3
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» № ** от 07.07.2016 приостановлено осуществление государственного кадастрового учета по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре (документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям закона о Кадастре). Рекомендовано доработать содержание технического плана с учетом выявленных замечаний; представить исправленный технический план.
Решениями ФГБУ «ФКП Росреестра» от 22.07.2016, 28.07.2016,29.09.2016 в снятии приостановления отказано.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» № ** от 10.10.2016 в осуществлении кадастрового учета отказано.
Заявителем оспариваются решения ФГБУ «ФКП Росреестра» от 29.09.2016 и 10.10.2016.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» № ** от 29.09.2016 в снятии приостановления отказано по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 2 ст. 26 Закона о кадастре (документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям закона о Кадастре). Рекомендовано доработать содержание технического плана с учетом выявленных замечаний (несоответствие минимального отступа от границы земельного участка (3 м.), в соответствии с изображением контура на кадастровой карте отступ от границы соседнего земельного участка менее 1 м; представить исправленный технический план (несоответствие минимального отступа от границы земельного участка (3 м.), в соответствии с изображением контура на кадастровой карте отступ от границы соседнего земельного участка менее 1 м); указано на отсутствие разрешение на строительство в составе приложения к техническому плану.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» № ** от 10.10.2016 в осуществлении кадастрового учета отказано на основании п.6 ч.2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16.09.2015 № 14-09057/15 «О рассмотрении обращения», п. 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 (в ред. от 25.03.2014), п. 31 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4.02.2010 № 42.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу, что технический план объекта недвижимости, для строительства которого законом предусмотрена разработка проектной документации, получение соответствующего разрешения на строительство и последующий ввод в эксплуатацию объекта недвижимости, должен быть подготовлен кадастровым инженером на основании таких документов. Внесение необходимых сведений в технический план в отсутствие разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию возможны на основании Декларации лишь в случае, если разрешительная документация утрачена.
Применительно ко второму основанию, послужившему к отказу в снятии приостановления (несоответствие минимального отступа от границы земельного участка), судом сделан вывод о недоказанности истцами факта окончания строительства дома до 2013 года, то есть до решения Пермской городской Думы от 25.03.2014 № 63 об установлении минимального отступа от границы земельного участка - 3 метра.
Указанные выводы судебная коллегия признает ошибочными, основанными на неправильном применении материального закона.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона о кадастре, необходимыми для кадастрового учета документами являются: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.
Согласно ч. 8 ст. 41 Закона о кадастре (действовавшей на момент спорных правоотношений), сведения о здании или сооружении, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод таких объектов недвижимости в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта таких объектов недвижимости. Сведения об объекте незавершенного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации такого объекта недвижимости или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта такого объекта недвижимости. Сведения о помещении, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта помещения или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение. В случае отсутствия данных документов соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и для созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а для бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Форма технического плана здания и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России № 403 от 1 сентября 2010 года «Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке» (далее - Приказ).
Согласно п. 16 Приказа, сведения о здании, за исключением сведений о местоположении здания на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ проектной документации здания, разрешения на ввод здания в эксплуатацию или изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания. Копии указанных документов включаются в состав Приложения. Если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие указанных документов, сведения о здании указываются в техническом плане на основании декларации(далее - Декларация), подготовленной в соответствии с формой и требованиями к подготовке Декларации, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений на основании части 10 статьи 41 Закона. В указанном случае Декларация в соответствии с частью 8 статьи 41 Закона является неотъемлемой частью технического плана и включается в состав Приложения. Если для подготовки технического плана использовались иные документы, предусмотренные федеральными законами, их копии также включаются в состав Приложения. В случае подготовки технического плана на основе проектной документации в состав Приложения включаются копии тех листов проектной документации, которые содержат включенные в состав технического плана сведения.
В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", до 1 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Анализ приведенного законодательства свидетельствует о том, что старая редакция ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 –ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действующая до 04.07.2016, не предусматривала разрешение на строительство в качестве обязательного документа при подготовке технического плана объекта индивидуального жилищного строительства. Заявление истцов о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет подано в кадастровый орган 30.06.2016, в связи с этим отсутствие разрешение на строительство не может препятствовать проведению кадастрового учета и включению в государственный кадастр недвижимости сведений о созданном объекте недвижимости.
Указание органа кадастрового учета на несоответствие минимального отступа от границы земельного участка (3 м.), в соответствии с изображением контура на кадастровой карте отступ от границы соседнего земельного участка менее 1 м, не основано на законе. Минимальный отступ от границы земельного участка – 3 метра введен решением Пермской городской Думы от 25.03.2014 № 63, ранее указанной даты Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143, какие-либо отклонения предельных параметров разрешенного строительства не содержали, соответственно, расположение жилого дома менее чем 1 м от границы смежного земельного участка, являлось допустимым на момент окончания строительства дома. Доказательства, опровергающие факт окончания строительства дома до 2013 года, материалы дела не содержат.
При указанных обстоятельствах законных оснований для приостановления кадастрового учета, как следствие, оснований об отказе в снятии приостановления, в осуществлении кадастрового учета, не имелось. Все необходимые для постановки на государственный учет документы в кадастровый орган были представлены, технический план изготовлен кадастровым инженером в соответствии с требованиями по подготовке технического плана. Технический план содержал декларацию об объекте недвижимости, все сведения, в том числе сведения об окончании завершения строительства, в декларации указаны правообладателем земельного участка и заверены его подписью, доказательства недостоверности указанных сведений не представлено.
Решения кадастрового органа об отказе в снятии приостановления кадастрового учета, в осуществлении государственного кадастрового учета по основаниям, предусмотренным п. 6 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» не соответствуют закону, что влечет отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 16 декабря 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконными решения федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю от 29.09.2016 №** об отказе в снятии приостановления; от 10.10.2016 № ** об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пермскому краю поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости, расположенный по адресу: г. Пермь, ул. ****.
Председательствующий:
Судьи: