ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2328/20 от 17.03.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Королько Е.В.

Дело № 33-2328/2020 (2-1621/2019)

Докладчик: Слепцова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 2020 года г. Кемерово

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего: Емельянова А.Ф.

судей: Слепцовой Е.В., Галлингера А.А.

при секретаре: Гилевой К.А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Слепцовой Е.В. гражданское дело по апелляционным жалобам генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» - ФИО1 и генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт» - ФИО2

на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 26.11.2019 по делу по иску прокурора Томской транспортной прокуратуры, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт», Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» о запрете эксплуатации судов,

УСТАНОВИЛА:

Томский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт» (далее - ООО «Колпашевский речпорт»), Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» (далее – ООО «РегионСибГаз») о запрете эксплуатации судов.

Требования мотивированы тем, что Томской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о внутреннем водном транспорте установлена эксплуатация негодных к плаванию судов, принадлежащих ООО «Колпашевский речпорт» в навигацию 2019 года.

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) от 07.03.2001 № 24-ФЗ администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей: диспетчерское регулирование движения судов и управление движением судов на участках внутренних водных путей, имеющих ограничения по условиям плавания и мониторинг движения судов на остальных участках внутренних водных путей; государственный портовый контроль; государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре. Администрацией бассейна внутренних водных путей на территории <адрес> является ФБУ «Администрация О. бассейна внутренних водных путей» (далее - ФБУ «Администрация О. БВП»), согласно распоряжению Правительства РФ от 31.12.2004 г. -р. В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ река В,, река Н,, река О. в пределах <адрес> входит в состав О. бассейна внутренних водных путей, который, в свою очередь, является частью внутренних водных путей России.

Согласно сведениям ФБУ «Администрация Обского БВП» от 21.05.2019 о представлении сведений по ООО «Колпашевский речпорт» и информации о предоставлении выписок из Государственного судового реестра от 16.05.2019 ООО «Колпашевский речпорт» является собственником не менее 66 судов водного транспорта.

В соответствии со сведениями ФБУ «Администрация О. БВП» 21.05.2019 установлено, что в навигацию 2019 года с 07.05.2019 по 20.05.2019 принадлежащие ООО «Колпашевский речпорт» самоходные суда: «БМ-7», «БМ-20», «БМ-21», «БМ-23», «Ангара-113», «Ангара-114», «ГТ-76», «54» и несамоходные суда: «28», «32», «ГП-71», «ГП-202», «ТК-200-54», «ТК-200-35», «52», «53» эксплуатируются с целью перевозки опасного груза <данные изъяты> на территории <адрес> по рекам О., В, и Н,. Также в ходе проверки транспортной прокуратурой и инспекцией государственного портового контроля ФБУ «Администрация О. БВП» установлен факт эксплуатации принадлежащего ООО «Колпашевский речпорт» теплохода «Сигнал -1» с баржами «63» и «65» 23.05.2019 на р. В,, теплохода «БМ-7» с баржами «25» и «27» 23.05.2019 на <данные изъяты> р. В,, теплохода «БМ-21» с баржами «48» и «ТК-200-35» 24.05.2019 на <данные изъяты> км р. В,, теплохода «Отважный» с баржей «БПА-4» 24.05.2019 на <данные изъяты> км р. В,, теплохода «Ангара-113» с баржей «СБП-151» ДД.ММ.ГГГГ на 22 км р. Н,, теплохода «ГТ-76» с баржами «28» и «32» 26.05.2019 на <данные изъяты> р. В,.

Кроме того, в августе 2019 года Томской транспортной прокуратурой установлен факт эксплуатации у <адрес> в <адрес> на <данные изъяты> км р. О. с целью перевозки вышеуказанного опасного груза судов: теплоход «БМ-20» с составом барж «КП-200-31» и «КП-200-34» и теплоход «Отважный» с составом барж «63» и «65». При этом, состав барж «КП-200-31» и «КП-200-34» и теплоход «Отважный» с судами «63» и «65» в навигацию 2019 года не признаны годными к плаванию согласно сведений Речного Регистра от 21.08.2019.

На территории <адрес> классификацию и освидетельствование судов осуществляет Западно - Сибирский филиал Российского Речного Регистра, согласно Приказа Минтранса России от 25.09.2012 и Распоряжения Минтранса России от 14.11.2011 № .

Из сведений Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра от 29.05.2019 и 21.08.2019 установлено, что все из указанных судов, за исключением судов «БМ-20», «БМ-21» и «32», не признаны годными к плаванию в связи с прекращением действия ранее выданных документов Речного Регистра. Таким образом, вышеуказанные суда ООО «Колпашевский речпорт», за исключением судов «БМ-20», «БМ-21» и «32» в 2019 году не прошли освидетельствование, в связи с чем документы Российского Речного Регистра на указанные суда утратили силу, что влечет не годность к плаванию данных судов. Таким образом, вышеуказанные суда ООО «Колпашевский речпорт», за исключением судов «БМ-20», «БМ-21» и «32», эксплуатировались в 2019 году по рекам Н,, В, и О. в нарушение требований ч. 1, 2 ст. 35 КВВТ РФ.

Согласно заключенного ООО «Колпашевский речпорт» с ООО «РегионСибГаз» договора аренды флота с экипажем / от 20.03.2019, арендодатель, в лице ООО «Колпатевский речпорт», представляет арендатору ООО «РегионСибГаз» за плату во временное владение и пользование плавсредства с экипажем, оказывающим услуги по управлению и эксплуатации со сроком до 01.12.2019, арендатор ООО «РегионСибГаз» обязуется обеспечивать безопасность судоходства в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе подготавливать судно к плаванию в соответствии со ст. 34, 35 КВВТ РФ. Таким образом, по указанному договору ООО «РегионСибГаз» обязуется принимать меры по классификации и освидетельствованию филиалом Речного Регистра принадлежащих ООО «Колпашевский речпорт» судов. Однако ч. l ст. 61 КВВТ РФ предусматривает, что арендодатель обязан обеспечить пригодность судов для целей, предусмотренных договором аренды, надлежащее снаряжение судов и безопасную техническую эксплуатацию судов.

Из вышеуказанных сведений Российского Речного Регистра следует, что эксплуатируемые в 2019 году принадлежащие ООО «Колпашевский речпорт» суда до даты заключения договора аренды флота с экипажем / от 20.03.2019 не были пригодны к плаванию в связи с их не освидетельствованием в установленный документами Регистра срок, о чем указано в ответе филиала от 29.05.2019 и 21.08.2019.

Следует, что меры по обеспечению безопасной технической эксплуатации судов должны быть приняты как ООО «Колпашевский речпорт», предоставившим суда, так и ООО «РегионСибГаз», принявшим суда на указанных условиях аренды. В связи с чем деятельность данных компаний, направленная на перевозку опасного груза сжиженного углеводородного газа путем эксплуатации указанных судов без признания их годным к плаванию Речным Регистром, может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде. При этом несоблюдение требований безопасности на внутреннем водном транспорте при наступлении тяжких последствий создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

Просил запретить ответчикам осуществлять деятельность по эксплуатации судов: «БМ-7» (идентификационный номер ), «БМ-23» (идентификационный номер ), «Ангара-113» (идентификационный номер ), «Ангара-114» (идентификационный номер ), «ГТ-76» (идентификационный номер 54» (идентификационный номер ), «28» (идентификационный номер ), «32» (идентификационный номер ), «ГП-71» (идентификационный номер ), «ГП-202» (идентификационный номер ), «ТК-200-54» (идентификационный номер ), «ТК-200-35» (идентификационный номер ), «52» (идентификационный номер ), «53» (идентификационный номер ), «Сигнал-l» (идентификационный номер ), «63» (идентификационный номер ), «65» (идентификационный номер «25» (идентификационный номер ), «27» (идентификационный номер ), «48» (идентификационный номер ), «Отважный» (идентификационный ), «БПА-4» (идентификационный номер ), «СБП-151» (идентификационный номер ), «КП-200-31» (идентификационный номер и «КП-200-34» (идентификационный номер ) с момента вступления решения суда в законную силу до признания данных судов годными к плаванию по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра, взыскать с ответчиков государственную пошлину( л.д. 3-8).

Определением Юргинского городского суда от 26.11.2019 принят отказ истца - Томского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, от исковых требований в части запрета Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт», Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» осуществлять деятельность по эксплуатации судов «БМ-23» (идентификационный номер ), «32» (идентификационный номер ) с момента вступления решения суда в законную силу до признания данных судов годными к плаванию по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра, производство по делу в данной части исковых требований прекращено.

В судебном заседании представитель истца - помощник Томского транспортного прокурора Цыганков Н.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика ООО «Колпашевский речпорт» - ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель ответчика ООО «РегионСибГаз» в судебное заседание не явился.

Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 26.11.2019 постановлено:

Исковое заявление прокурора Томской транспортной прокуратуры, поданное в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт», Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» о запрете эксплуатации судов, удовлетворить в полном объеме.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт», Обществу с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» осуществлять деятельность по эксплуатации судов: «БМ-7» (идентификационный номер ), «Ангара-113» (идентификационный номер ), «Ангара-114» (идентификационный номер ), «ГТ-76» (идентификационный номер «54» (идентификационный номер ), «28» (идентификационный номер ), «ГП-71» (идентификационный номер ), «ГП-202» (идентификационный номер ), «ТК-200-54» (идентификационный номер ), «ТК-200-35» (идентификационный номер ), «52» (идентификационный номер ), «53» (идентификационный номер «Сигнал-l» (идентификационный номер ), «63» (идентификационный номер ), «65» (идентификационный номер ), «25» (идентификационный номер ), «27» (идентификационный номер ), «48» (идентификационный номер ), «Отважный» (идентификационный О), «БПА-4» (идентификационный номер ), «СБП-151» (идентификационный номер ), «КП-200-31» (идентификационный номер ) и «КП-200-34» (идентификационный номер ) с момента вступления решения суда в законную силу до признания данных судов годными к плаванию по результатам освидетельствования филиалом Российского Речного Регистра.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» - ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Полагает, судом при вынесении решения неверно применены нормы материального права.

Так 20.03.2019 между ООО «Колпашевский речпорт» и ООО «РегионСибГаз» был заключен договор аренды флота с экипажем /.

В соответствии с п. 1.3. договора срок аренды начинает течь с момента подписания акта приема-передачи имущества и установлен до 01.12.2019.

Из буквального толкования ст. 622 ГК РФ следует, что возврат имущества арендатором арендодателю свидетельствует о прекращении договора аренды.

Следовательно, у ООО «РегионСибГаз» отсутствуют какие-либо правовые основания для эксплуатации флота, принадлежащего ООО «Колпашевский речпорт».

С учетом изложенного, полагает, что в данной ситуации применение к ООО «РегионСибГаз» запрета эксплуатации флота, принадлежащего ООО «Колпашевский речпорт», не отвечает целям санкции - предупреждение причинения вреда.

Вместе с тем суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что возврат арендатором имущества арендодателю и последующее фактическое прекращение действия договора аренды не свидетельствует о том, что ООО «РегионСибГаз» не утратило возможности эксплуатировать флот на основании договора аренды флота с экипажем / от 20.03.2019.

В апелляционной жалобе генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт» - ФИО2 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

Полагает, судом при вынесении решения были неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неверно применены нормы материального права.

Во-первых, судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что транспортным прокурором не представлены доказательства невозможности устранения вероятности причинения вреда.

Так ООО «Колпашевский речпорт» при рассмотрении дела в суд первой инстанции были представлены доказательства того, что апеллянтом принимаются меры для освидетельствования флота, в частности, договоры модернизации флота и договоры о техническом наблюдении, заключенные между ООО «Колпашевский речпорт», ООО «Флагман и Российским речным регистром.

По условиям данных договоров ООО «Флагман» приняло на себя обязательства по разработке проектов реконструкции и модернизации флота ООО «Колпашевский речпорт», их дальнейшего согласования с Российским речным регистром и обеспечения наблюдения за воплощением данных проектов.

Кроме того, уже в ходе рассмотрения иска транспортного прокурора в суде первой инстанции ООО «Колпашевский речпорт» были представлены доказательства осуществления мероприятий по освидетельствованию флота. При этом в результате рассмотрения данных доказательств транспортный прокурор отказался от заявленных исковых требований в отношении теплохода «БМ-23» и баржи «32».

Также в материалы дела ООО «Колпашевскй речпорт» было представлено письмо ООО «<данные изъяты>» исх. от 07.11.2019, из текста которого следует, что проект модернизации арх. № был направлен в Российский речной регистр письмом от 09.10.2018, проект модернизации арх. № <данные изъяты> был направлен на согласование письмом исх. от 11.06.2019.

Согласование проектов модернизации с Российским речным регистром является обязательным, что предусмотрено действующим законодательством в сфере внутреннего водного транспорта.

Таким образом, до момента согласования проектов Российским речным регистром предъявление данного флота к освидетельствованию невозможно. Во-вторых, судом первой инстанции неверно оценены реальные обстоятельства дела. Так ООО «Колпашевский речпорт» в материалы дела в суд первой инстанции были представлены следующие документы: схема предварительной расстановки флота в отстойном пункте «<адрес>»; схема расположения судов в затоне; мероприятия по обеспечению безопасного отстоя флота в отстойном пункте; пояснительная записка к пункту отстоя флота; должностная инструкция караванного капитана. Данные документы подтверждают тот факт, что флот ООО «Колпашевский речпорт», в том числе тот, в отношении которого было заявлено требование о запрете эксплуатации, помещен на зимний отстой с 01.11.2019 и более не эксплуатируется. Следовательно, и возможность причинения угрозы в связи с этим отсутствует.

Вместе с тем, суд первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта, без учета представленных документов, которые согласовываются с транспортной прокуратурой, а также без учета особенностей географических погодных условий и особенностей устья рек, по которым в обычный период осуществляется навигация, пришел к выводу о том, что помещение флота на зимний отстой не является препятствием для его эксплуатации в зимний период.

Однако эксплуатация флота в зимний период на реках <адрес>, с учетом погодных условий, невозможна. Кроме того, ООО «Колпашевский речпорт» не обладает судами класса ледоколов.

На апелляционные жалобы транспортным прокурором Детковым В.П. принесены возражения.

В суд апелляционной инстанции явилась представитель ответчика ООО «Колпашевский речпорт», действующая на основании доверенности ФИО3, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданских и арбитражных процессах прокуратуры Кемеровской области Жумаева Е.Ю.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела усматривается, что собственником указанных в иске судов: «БМ-7» (идентификационный номер ), «Ангара-113» (идентификационный номер ), «Ангара-114» (идентификационный номер ), «ГТ-76» (идентификационный номер ), «54» (идентификационный номер ), «28» (идентификационный номер ), «ГП-71» (идентификационный номер ), «ГП-202» (идентификационный номер ), «ТК-200-54» (идентификационный номер ), «ТК-200-35» (идентификационный номер ), «52» (идентификационный номер ), «53» (идентификационный номер «Сигнал-l» (идентификационный номер ), «63» (идентификационный номер ), «65» (идентификационный номер ), «25» (идентификационный номер ), «27» (идентификационный номер ), «48» (идентификационный номер ), «Отважный» (идентификационный ), «БПА-4» (идентификационный номер ), «СБП-151» (идентификационный номер ), «КП-200-31» (идентификационный номер и «КП-200-34» (идентификационный номер ) является ООО «Колпашевский речпорт» (л.д. 41-49).

Согласно договору аренды флота с экипажем от 20.03.2019 ООО «Колпашевский речпорт» передал в аренду ООО «РегионСибГаз» указанные суда сроком до 01.12.2019. Как указано в п. 1.3. договора, имущество предоставляется с целью перевозки опасного груза – сжиженного углеводородного газа марки СПБТ (л.д.56-58).

Согласно п. 2.3.9 указанного договора арендатор ООО «РегионСибГаз» обязуется обеспечивать безопасность судоходства в соответствии с действующим законодательством РФ. В соответствии со ст. 34, 35 КВВТ РФ подготавливать судно к плаванию, разрабатывать и применять систему безопасности судов, проводить классификацию и освидетельствование арендуемого флота.

Таким образом, по указанному договору ООО «РегионСибГаз» обязуется принимать меры по классификации и освидетельствованию принадлежащих ООО «Колпашевский речпорт» судов.

По информации Западно-Сибирского филиала Российского Речного Регистра суда «БМ-7» (идентификационный номер ), «Ангара-113» (идентификационный номер «Ангара-114» (идентификационный номер ), «ГТ-76» (идентификационный номер ), «54» (идентификационный номер «28» (идентификационный номер ), «ГП-71» (идентификационный номер ), «ГП-202» (идентификационный номер ), «ТК-200-54» (идентификационный номер ), «ТК-200-35» (идентификационный номер ), «52» (идентификационный номер ), «53» (идентификационный номер ), «Сигнал-l» (идентификационный номер ), «63» (идентификационный номер ), «65» (идентификационный номер ), «25» (идентификационный номер ), «27» (идентификационный номер ), «48» (идентификационный номер ), «Отважный» (идентификационный ), «БПА-4» (идентификационный номер ), «СБП-151» (идентификационный номер ), «КП-200-31» (идентификационный номер ) и «КП-200-34» (идентификационный номер ) состоят на классификационном учете в Западно-Сибирском филиале Российского Речного Регистра, однако не имеют действующих документов о готовности к плаванию, а также возможности перевозить опасные грузы (л.д. 50-53, 54, 55, 113-117).

Томский транспортный прокурор, полагая, что ответчики не обеспечивают исполнение требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, Правил технической эксплуатации речного транспорта, и что может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде, при этом, несоблюдение требований безопасности на внутреннем водном транспорте при наступлении тяжких последствий создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском.

Материалами проверки Томской транспортной прокуратуры (л.д. 9-23), представленной ФБУ «Администрация О. бассейна внутренних водных путей» информацией (л.д. 24-37, 38, 40), постановлениями мировых судей о привлечении ООО «РегионСибГаз» к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией (копии на л.д. 118-121, 122-123), материалами проверки по транспортному происшествию 07.05.2019 (л.д.195-201), подтверждается, что указанные суда эксплуатируются в навигацию 2019 года на реках <адрес>Н,, О., В,, при этом осуществляется деятельность по перевозке опасного груза (сжиженного газа).

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 1, 2 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Статьей 3 КВВТ РФ определено, что судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе, судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода; судовладелец (далее также - владелец судна) - юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Согласно п. 2, 3 ст. 34 КВВТ РФ подготовка судна к плаванию является обязанностью судовладельца. Судно считается годным к плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна, и оно удовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической, санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Судно не допускается к плаванию, если состав экипажа судна в день выхода судна в плавание по численности меньше, чем установлено положением о минимальном составе экипажей судов.

Безопасность судоходства обеспечивается в соответствии с настоящим Кодексом, правилами плавания судов по внутренним водным путям.

Пунктом 1 ст. 35 КВВТ РФ предусмотрено, что подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.

В соответствии с п.1 ст. 61 КВВТ РФ арендодатель обязан обеспечить пригодность судна для целей, предусмотренных договором аренды, укомплектование экипажем и надлежащее снаряжение судна, а также безопасную техническую эксплуатацию судна, содержание его экипажа и наличие предусмотренных законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовых документов в соответствии с целями аренды.

В соответствии с приказом Минтранса РФ от 25.09.2012 полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, наделено федеральное автономное учреждение «Российский Речной Регистр».

Порядок осуществления классификации и освидетельствования судов определен Положением о классификации и об освидетельствовании судов, утвержденным Приказом Минтранса России от 14.04.2016 (далее - Положение).

Согласно п. 3 Положения целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов (далее - организация), Правилам.

Пункт 30 Положения предусматривает, что судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете организации по классификации, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых на судно организацией по классификации.

В силу п. 71 Положения судовыми документами, подтверждающими выполнение требований Правил, являются: свидетельство о классификации; мерительное свидетельство; свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.

Судовые документы, указанные в п. 71 Положения приостанавливают действие в случае непредъявления судна к освидетельствованию в установленный срок, согласно пп.1 п.75 Положения.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм законодательства, пригодность судна к эксплуатации должна подтверждаться соответствующими документами, выданными Российским Речным Регистром по итогам освидетельствования.

По сведениям Западно-Сибирского филиала ФАУ «Российский Речной Регистр» от 25.11.2019 суда «БМ-7» (идентификационный номер «Ангара-113» (идентификационный номер ), «Ангара-114» (идентификационный номер ), «ГТ-76» (идентификационный номер ), «54» (идентификационный номер «28» (идентификационный номер ), «ГП-71» (идентификационный номер ), «ГП-202» (идентификационный номер ), «ТК-200-54» (идентификационный номер ), «ТК-200-35» (идентификационный номер «52» (идентификационный номер ), «53» (идентификационный номер Сигнал-l» (идентификационный номер ), «63» (идентификационный номер ), «65» (идентификационный номер ), «25» (идентификационный номер ), «27» (идентификационный номер ), «48» (идентификационный номер ), «Отважный» (идентификационный ), «БПА-4» (идентификационный номер О), «СБП-151» (идентификационный номер ), «КП-200-31» (идентификационный номер ) и «КП-200-34» (идентификационный номер ) не предъявлялись к освидетельствованию в сроки, указанные в документах Регистра, и не имеют действующих документов Регистра (л.д. 191-192).

Разрешая спор, суд первой инстанции учитывая, что ответчиками не представлено доказательств того, что суда «БМ-7» (идентификационный номер ), «Ангара-113» (идентификационный номер ), «Ангара-114» (идентификационный номер ), «ГТ-76» (идентификационный номер ), «54» (идентификационный номер ), «28» (идентификационный номер «ГП-71» (идентификационный номер ), «ГП-202» (идентификационный номер ), «ТК-200-54» (идентификационный номер ), «ТК-200-35» (идентификационный номер ), «52» (идентификационный номер ), «53» (идентификационный номер ), «Сигнал-l» (идентификационный номер ), «63» (идентификационный номер ), «65» (идентификационный номер ), «25» (идентификационный номер ), «27» (идентификационный номер ), «48» (идентификационный номер ), «Отважный» (идентификационный ), «БПА-4» (идентификационный номер ), «СБП-151» (идентификационный номер ), «КП-200-31» (идентификационный номер ) и «КП-200-34» (идентификационный номер ) признаны годными к плаванию, проанализировав указанные обстоятельства, с учетом названных выше норм права, пришел к выводу о том, что данные нарушения могут повлечь негативные последствия, в том числе возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде. При этом, несоблюдение требований безопасности на внутреннем водном транспорте при наступлении тяжких последствий создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.

С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается.

Принимая во внимание, что прокурор представил достаточно доказательств, свидетельствующих об угрозе причинения вреда, связанного с деятельностью ООО «Колпашевский речпорт», ООО «РегионСибГаз», суд обоснованно удовлетворил исковые требования.

Решение суда первой инстанции по существу является верным, соответствует фактическим материалам дела.

Довод жалобы генерального директора ООО «РегионСибГаз» ФИО1 о том, что в данной ситуации применение к ООО «РегионСибГаз» запрета эксплуатации флота, принадлежащего ООО «Колпашевский речпорт», не отвечает целям санкции, поскольку возврат имущества арендатором арендодателю свидетельствует о прекращении договора аренды, судебная коллегия не может принять во внимание.

Согласно заключенного ООО «Колпашевский речпорт» с ООО «РегионСибГаз» договора аренды флота с экипажем от 20.03.2019 арендодатель в лице ООО «Колпашевский речпорт» представлял арендатору ООО «РегионСибГаз» за плату во временное владение и пользование плавсредства с экипажем, оказывающим услуги по управлению и технической эксплуатации (далее - имущество) со сроком до 01.12.2019.

Согласно п.2.3.9 указанного договора арендатор ООО «РегионСибГаз» обязался обеспечивать безопасность судоходства в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе подготавливать судно к плаванию в соответствии со ст. 34, 35 КВВТ РФ.

Таким образом, по указанному договору ООО «РегионСибГаз» обязалось принимать меры по классификации и освидетельствованию филиалом Речного Регистра принадлежащих ООО «Колпашевский речпорт» судов.

Однако ч.1 ст. 61 КВВТ РФ предусматривает, что арендодатель обязан обеспечить пригодность судов для целей, предусмотренных договором аренды, надлежащее снаряжение судов и безопасную техническую эксплуатацию судов.

Согласно вышеуказанных сведений Российского Речного Регистра следует, что эксплуатируемые в 2019 году принадлежащие ООО «Колпашевский речпорт» суда до даты заключения данного договора аренды флота с экипажем / от 20.03.2019 не были пригодны к плаванию в связи с их не освидетельствованием в установленный документами Регистра срок, о чем указано в ответе филиала от 29.05.2019, 21.08.2019 и 25.11.2019 года.

Из изложенного следует, что меры по обеспечению безопасной технической эксплуатации судов должны быть приняты как ООО «Колпашевский речпорт», предоставившим суда, так и ООО «РегионСибГаз», принявшим суда на казанных условиях аренды, о расторжении которой сведений не представлено.

Согласно ч.1 ст. 610 ГК договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Из договора аренды флота с экипажем от 20.03.2019 усматривается, что он заключен на срок с 20.03.2019 по 01.12.2019, то есть на дату рассмотрения дела 25.11.2019 указанный договор действовал.

В силу п.1 ст.452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.

Из п. 8.2 указанного договора аренды флота с экипажем от 20.03.2019 усматривается, что изменение условий договора, его досрочное прекращение (расторжение) допускается по письменному согласию сторон. Каждая сторона может отказаться от исполнения настоящего договора, предупредив другую сторону за десять календарных дней до отказа от исполнения договора.

Доказательств, свидетельствующих о досрочном расторжении договора аренды в материалы дела не представлено.

Кроме того, согласно п.1.3 указанного договора в случае отсутствия у сторон претензий друг к другу договор продлевается на неопределенный срок.

Таким образом, возврат флота ООО «РегионСибГаз» в место отстоя судов ЗОО «Колпашевский речпорт» на 25.11.2019 не гарантировал расторжение договора аренды указанного флота ввиду отсутствия вышеуказанного письменного согласия.

Кроме того, в рамках не прекращенного договора аренды флота с экипажем от 20.03.2019 возврат судов создавал условия о передаче обратно в ООО «РегионСибГаз» данных судов.

В связи с чем у суда, на дату рассмотрения дела у ООО «РегионСибГаз» имелись законные основания по владению и пользованию флотом ООО «Колпашевский речпорт».

На основании изложенного следует, что меры по обеспечению безопасной технической эксплуатации судов должны быть приняты как ООО «Колпашевский речпорт», предоставившим суда, так и ООО «РегионСибГаз», принявшим суда на указанных условиях аренды, о расторжении которой сведений не представлено.

В связи с чем, деятельность данных компаний, направленная на перевозку опасного груза сжиженного углеводородного газа путем эксплуатации указанных судов без признания их годным к плаванию может повлечь за собой возникновение транспортного происшествия, причинение вреда жизни, здоровью людей, а также причинение вреда окружающей среде, в том числе в навигацию 2020 года.

Доводы апелляционной жалобы ответчика ООО «Колпашевский речпорт» о том, что ими принимались меры по освидетельствованию судов судебной коллегией отклоняются, поскольку не свидетельствуют о незаконности принятого решения.

Из материалов дела следует, что в навигацию 2019 года из 23 вышеуказанных эксплуатируемых судов лишь в отношении 1 были предприняты меры по реальному освидетельствованию («СБП-151»). Однако по результатам освидетельствования судно годным к плаванию не признано, согласно предоставленных прокуратурой в суде первой инстанции сведений Речного Регистра от 25.11.2019. Иные 22 из 23 судов были освидетельствованы Регистром лишь в 2017 и 2018 году без признания их годными к плаванию. Таким образом, принимаемые ответчиком меры по освидетельствованию судов при их эксплуатации не исключают угрозу безопасности судоходства на территории <адрес>, в том числе в навигацию 2020 года. В силу действующего законодательства до признания судов годными к плаванию они не должны эксплуатироваться. Наступление зимнего сезона не исключает эксплуатацию судов при установлении соответствующих погодных условий.

Всем доводам сторон судом дана правовая оценка применительно к требованиям действующего законодательства в соответствии с правилами, установленными ст. 67 ГПК РФ.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, в ходе рассмотрения дела судом допущено не было.

Доводы апелляционных жалоб носят формальный характер, по существу судом оценены, направлены на переоценку доказательств, они не опровергают выводов суда первой инстанции, потому повлечь отмену его решения не могут.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 26.11.2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «РегионСибГаз» - ФИО1 и генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Колпашевский речпорт» - ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий: А.Ф. Емельянов

Судьи: Е.В. Слепцова

А.А. Галлингер