Председательствующий – Малкова И.С. дело № 33-233
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2019 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Красиковой О.Е.,
судей – Мельниковой Т.А., Ресенчука А.А.,
при секретаре – Слабодчиковой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 и ее представителя ФИО2 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24 декабря 2018 года, которым
исковые требования ФИО1, к УФНС России по Республике Алтай о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне с 05.04.2016 года, оформленного записью в карточке о допуске к государственной тайне ФИО1,; возложении обязанности восстановить нарушенное право ФИО1 и восстановлении допуска к государственной тайне; взыскании недоначисленного и невыплаченного денежного вознаграждения за работу со сведениями, составляющими государственную тайне за период: ноябрь, декабрь 2017 года, январь, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года в сумме 41433 рубля 70 копеек; признании незаконными действий по отказу предлагать занять ФИО1, вакантные должности по штату начальников отделов урегулирования задолженности №№1, 2 и отделов камерального контроля №№1, 2; возложении обязанности предлагать все имеющиеся и открывающиеся вакансии ФИО1, соответственно ее квалификации; взыскании недоначисленной и невыплаченной премии за декабрь 2017 года, за апрель 2018 года, за июнь 2018 года в сумме 20362 рубля 86 копеек, недоначисленной и невыплаченной материальной помощи за декабрь 2017 года, за июнь 2018 года в сумме 59057 рублей, недоначисленных и невыплаченных сумм материального стимулирования за период с декабря 2017 года по июль 2018 года в размере 263667 рублей 40 копеек; компенсации морального вреда в размере 100000 рублей оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд в иском к УФНС России по Республике Алтай (с учетом уточнения) о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне с 05.04.2016 года, оформленного записью в карточке о допуске к государственной тайне ФИО1; возложении обязанности восстановить нарушенное право ФИО1 и допуск к государственной тайне; взыскании недоначисленного и невыплаченного денежного вознаграждения за работу со сведениями, составляющими государственную тайне за период: ноябрь, декабрь 2017 года, январь, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2018 года в сумме 41433 рубля 70 копеек; признании незаконными действий по отказу предлагать занять ФИО1 вакантные должности по штату начальников отделов урегулирования задолженности №№1, 2 и отделов камерального контроля №№1, 2; возложении обязанности предлагать все имеющиеся и открывающиеся вакансии ФИО1 соответственно ее квалификации; взыскании недоначисленной и невыплаченной премии за декабрь 2017 года, за апрель 2018 года, за июнь 2018 года в сумме 20362 рубля 86 копеек, недоначисленной и невыплаченной материальной помощи за декабрь 2017 года, за июнь 2018 года в сумме 59057 рублей, недоначисленных и невыплаченных сумм материального стимулирования за период с декабря 2017 года по июль 2018 года в размере 263667 рублей 40 копеек; компенсации морального вреда в размере 100000 рублей. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является <данные изъяты>. 22.01.2018 года служебный контракт с ней расторгнут. Решением суда от 12.04.2018 года ФИО1 восстановлена в занимаемой должности. Однако в отношении ее представителем нанимателя продолжают допускаться нарушения. Так, должность истца выведена за штат, ее рабочее место располагается в кабинете сотрудников отдела камерального контроля №1. Все функции отдела, возглавляемого истцом, перераспределены между четырьмя другими отделами УФНС России по Республике Алтай. Положение об отделе ей не вручалось, нет возможности составить номенклатуру дел. Согласно должностному регламенту ФИО1 ее функции пересекаются с функциями отдела камерального контроля №1. Вся корреспонденция оформляется через отдел камерального контроля №1, отсутствуют гербовые бланки, печати и штампы отдела, журнал регистрации входящей и исходящей документации. Обязанности, закрепленные в регламенте, истец исполнять не может в полном объеме в связи с отсутствием условий для их осуществления. В настоящее время она выполняет отдельные поручения руководителя, которые не включены в должностной регламент. Нормативные документы, необходимые для выполнения поручений руководителя, не предоставлены. Имеющиеся вакантные должности, которые соответствуют уровню квалификации, опыту и стажу работы, ФИО1 не предлагаются. В мае-июне 2018 года истцу не были предложены должности начальника отдела урегулирования задолженности №2, заместителя начальника урегулирования задолженности №2, начальника отдела камерального контроля №1. Ранее ФИО1 имела доступ к сведениям, составляющим государственную тайне, с апреля 2016 года связанные с этим доплаты прекращены, однако решения о прекращении допуска к государственной тайне не принималось. Истец работала и продолжает работать со сведениями, составляющими государственную тайне, в связи с чем действия ответчика незаконны. ФИО1 занижают выплаты материального стимулирования из фонда оплаты и сверх фонда оплаты, выплаты, связанные с премированием, не выплачивают материальное стимулирование. Системное нарушение прав ФИО1 является основанием для взыскания компенсации морального вреда в размере 100000 рублей.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласились ФИО1 и ее представитель ФИО2, в апелляционной жалобе указывает, что ФИО1 проходит государственную гражданскую службу в должности должность, однако указанная должность находится за штатом, а отдел налогообложения имущества и доходов физических лиц отсутствует. Заработная плата ФИО1 в четыре раза ниже заработной платы начальников иных отделов. Ответчик не представил в суд документы, свидетельствующие о наличии разницы между заработной платой ФИО1 и другими специалистами. Суд не оценил доводы истца об отсутствии условий для надлежащего исполнения обязанностей. Выплата средств материального стимулирования сверх фонда оплаты труда не связана с количеством отработанных дней, решениями комиссии и полномочиями руководителя, а основана на эффективности деятельности территориальных органов ФНС России. Суд неправильно применил срок исковой давности к требованию о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне с 05.04.2016 года. В ноябре 2017 года истец не знала и не могла знать о том, каким образом прекращена выплата доплаты за допуск к государственной тайне.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УФНС России по Республике Алтай ФИО3 просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав ФИО1 и ее представителя ФИО2, поддержавших апелляционную жалобу, представителей УФНС России по Республике Алтай ФИО3 и ФИО4, возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании служебного контракта № от 24.07.2006 года, дополнительного соглашения к нему от 02.10.2013 года исполняет обязанности в должности должность.
Согласно приказу Минфина России от 14.09.2015 года №142-н «О проведении эксперимента по оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов» ФНС России приказом от 30.10.2015 года №ММВ-7-4/486 утверждена структура УФНС России по Республике Алтай, в соответствии с которой отдел налогообложения имущества и доходов физических лиц в УФНС России по Республике Алтай отсутствует.
Приказом УФНС России по Республике Алтай №02-12/62 от 22.01.2018 года контракт № от 24.07.2006 года с ФИО1 расторгнут, истец освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы Российской Федерации на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
Вступившим в законную силу решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 12.04.2018 года по делу № 2-884/2018 приказ УФНС России по Республике Алтай №02-12/62 от 22.01.2018 года признан незаконным, ФИО1 восстановлена в должности должность с 22.01.2018 года.
В штатном расписании, утвержденном приказом УФНС России по Республике Алтай от 09.08.2018 года №01-01-10/303@, должность, занимаемая ФИО1, и отдел налогообложения имущества и доходов физических лиц числятся, оклад должность данного отдела составляет 5597 рублей, месячный фонд заработной платы, включая денежное поощрение и районный коэффициент – 15671 рубль 60 копеек.
Разрешая требование ФИО1 о признании незаконным отказа предлагать ей вакантные должности и возложении на ответчика обязанности предлагать ей все имеющиеся и открывающиеся вакансии, соответствующие ее квалификации, суд, принимая во внимание отсутствие доказательств проведения УФНС России по Республике Алтай мероприятий по изменению своей структуры или численности, затрагивающих права истца, и учитывая то, что право принимать необходимые кадровые решения принадлежит представителю нанимателя и реализуется им самостоятельно, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения данного требования, обоснованно указав на то, что само по себе наличие вакантных должностей не предполагает обязанности ответчика предлагать их истцу.
Принимая во внимание положения п. 8 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ, главы V Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, утвержденного приказом УФНС России по Республике Алтай от 17.12.2010 года №01-01-11-12@, согласно которым выплата материальной помощи производится по личному заявлению гражданского служащего, учитывая отсутствие доказательств подачи подобного заявления истцом в декабре 2017 года и выплату ей материальной помощи в размере 9528 рублей в июне 2018 года на основании приказа руководителя УФНС России по Республике Алтай от 27.06.2018 года №02-12/484, судебная коллегия находит верным вывод суда об отказе ФИО1 в удовлетворении требования о выплате ей ответчиком недоначисленной и невыплаченной материальной помощи за декабрь 2017 года и июнь 2018 года.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований о взыскании с УФНС России по Республике Алтай недоначисленных и невыплаченных премий за декабрь 2017 года, апрель 2018 года, июнь 2018 года, материального стимулирования за период с декабря 2017 года по июль 2018 года, суд первой инстанции исходил из того, что премирование гражданских служащих УФНС России по Республике Алтай является правом представителя нанимателя и производится по его решению при наличии определенных критериев.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и нормам права.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайне, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации №611 от 25.09.2007 года «О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» предусмотрено материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлять в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.
В силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации №611 от 25.09.2007 года материальное стимулирование, указанное в п. 1 данного Постановления, осуществляется в Федеральной налоговой службе сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации №611 от 25.09.2007 года разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 90н (далее - Порядок).
П.п. 2,3 Порядка предусмотрено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, осуществляется сверхустановленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности.
В соответствии с п. 4 Порядка решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются начальниками нижестоящих налоговых органов в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов.
Для проведения оценки эффективности и качества исполнения должностных обязанностей гражданским служащим, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов налоговой службы, основными задачами которых являются: оценка эффективности деятельности отделов соответствующих нижестоящих налоговых органов и качества исполнения должностных обязанностей их гражданскими служащими; подготовка и представление начальникам нижестоящих налоговых органов предложений о размерах материального стимулирования его гражданских служащих.
Начальниками налоговых органов устанавливаются порядок работы комиссий и их персональный состав, а также утверждаются решения Комиссии (п. 5 Порядка).
Таким образом, материальное стимулирование гражданских служащих производится в пределах доведенных до конкретного налогового органа средств материального стимулирования, а конкретный размер суммы материального стимулирования может быть увеличен или уменьшен по представлению комиссии по эффективности деятельности налогового органа.
По смыслу положений статьи 191 Трудового кодекса РФ выплата поощрений является правом, а не обязанностью работодателя и зависит от его усмотрения.
Как установлено судом, приказом УФНС России по Республике Алтай от 22.12.2017 года №02-12/1058 «О выплате премии государственным гражданским служащим УФНС России по Республике Алтай» на основании приказа УФНС России от 17.12.2010 №01-01-11/12@ «Об утверждении Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты» за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задачи и обеспечением функций, возложенных на УФНС России по Республике Алтай, в декабре 2017 должность ФИО1 произведена выплата премии за отработанное время в декабре 2017 года в размере 2202 рубля.
Согласно протоколу №1дсп от 12.04.2018 года на основании приказа ФНС России от 05.04.2018 года №ММВ-8-5/14ДСП@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2017 года» Комиссия УФНС России по Республике Алтай по оценке эффективности деятельности за 4 квартал 2017 года приняла решение представить на утверждение руководителю УФНС России по Республике Алтай предложение о выплате средств материального стимулирования должность ФИО1 за фактически отработанное время в 4 квартале 2017 года в размере 2080 рублей.
На основании приказа УФНС России по Республике Алтай от 12.04.2018 года № 02-12/271 дсп «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Управления Федеральной налоговой службы по Республике Алтай за 4 квартал 2017 года» должность ФИО1 произведена выплата премии за счет средств материального стимулирования за фактически отработанное время в 4 квартале 2017 года в размере 2080 рублей.
В соответствии с приказом ФНС России от 07.05.2018 года №ММВ-10-5/58дсп@ «О премировании руководителей (исполняющих обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников (исполняющих обязанности начальника) межрегиональных инспекций ФНС России» за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на территориальные органы ФНС России, в апреле 2018 года должность ФИО1 за фактически отработанное время выплачена премия в размере 31869 рублей (приказ руководителя УФНС России по Республике Алтай от 24.05.2018 года №02-12/383 «О премировании»).
Согласно протоколу №2дсп от 04.06.2018 года Комиссия по распределению бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих УФНС России по Республике Алтай, доведенных сверх установленного фонда оплаты труда на 2018 год приняла решение представить на утверждение руководителю УФНС России по Республике Алтай предложение о выплате средств материального стимулирования должность ФИО1 в размере 10000 рублей с учетом отчетов о проделанной работе за период с 16 по 20 апреля 2018 года, с 23 по 28 апреля 2018 года и фактически отработанного времени за период с января по май 2018 года в количестве 22 рабочих дней.
Приказом УФНС России по Республике Алтай от 04.06.2018 года №02-12/420дсп на основании письма ФНС России от 10.04.2018 №АС-5-5/757 дсп@ и протокола заседания Комиссии УФНС России по Республике Алтай от 04.06.2018 года №2 ФИО1 произведена выплата премии за счет средств материального стимулирования с учетом отчетов о проделанной работе за период с 16 по 20 апреля 2018 года, с 23 по 28 апреля 2018 года и фактически отработанного времени за период с января по май 2018 года в количестве 22 рабочих дней в размере 10000 рублей.
11.07.2018 года Комиссия УФНС России по Республике Алтай по оценке эффективности деятельности за 1 квартал 2018 года приняла решение представить на утверждение руководителю УФНС России по Республике Алтай предложение о выплате средств материального стимулирования начальнику отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц ФИО1 в размере 3360 рублей с учетом фактически отработанного времени в 1 квартале 2018 года в количестве 10 рабочих дней из 56 рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели. В связи с принятием руководителем управления решения об установлении должность ФИО1 коэффициента 1,5 произвести расчет фактической суммы материального стимулирования в размере 5490 рублей (протоколу от 11.07.2018 года №3дсп).
В соответствии с приказом УФНС России по Республике Алтай от 12.07.2018 года №02-12/538дсп истцу произведена выплата премии за счет средств материального стимулирования за 1 квартал 2018 года в размере 5490 рублей.
Поскольку вышеуказанное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания и положения ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на него не распространяются, разрешение вопроса о выплате материального стимулирования и премий относится к исключительной компетенции представителя нанимателя, который определил истцу конкретные размеры данного стимулирования и премий, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.
Судебная коллегия отмечает, что оценка эффективности и качества выполнения работы конкретным работником является прерогативой работодателя, в связи с чем не принимает во внимание ссылки апеллянта на размеры выплаченных премий иным государственным гражданским служащим УФНС России по Республике Алтай.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о пропуске срока исковой давности для обращения суд с требованием о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
При этом ч. 1 той же статьи предусмотрена обязанность работодателя при выплате заработной платы извещать в письменной форме каждого работника, в частности, о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Из материалов дела усматривается, что приказом УФНС России по Республике Алтай от 15.01.2013 года №01-01-11/14@дсп «О допуске к сведениям, составляющим государственную тайне и установлении ежемесячной процентной надбавки» должность ФИО1 допущена к сведениям, содержащим государственную тайне, по второй форме (пп «а» п. 1), с 01.01.2013 ей установлена ежемесячная процентная надбавка к окладу в размере 50% (пп. «а» п. 2).
05.04.2016 года допуск ФИО1 к сведениям, составляющим государственную тайне, прекращен, решение об этом оформлено записью в карточке о допуске к государственной тайне ФИО1 (форма №1), подписью руководителя и гербовой печатью УФНС России по Республике Алтай. Соответствующие выплаты прекращены со дня, следующего за днем прекращения допуска к государственной тайне.
20.11.2017 года ФИО1 по выходу из отпуска по уходу за ребенком приступила к исполнению служебных обязанностей, 30.11.2017 года - получила заработную плату без учета ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайне.
Учитывая, что 30.11.2017 года ФИО1 получила заработную плату без учета ежемесячной процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайне, имела возможность определить, правильно ли ей начислена заработная плата, в связи с чем должна была узнать о предполагаемом нарушении своего права, однако обратилась в суд с требованием о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне только 25.07.2018 года, судебная коллегия находит выводы суда о пропуске истцом срока на обращение в суд и отказе в удовлетворении требования о признании незаконным решения о прекращении допуска к государственной тайне верными. Данные выводы сделаны судом первой инстанции на основании заявления ответчика о применении последствий пропуска истцом срока на обращение в суд, в отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в суд и заявления о восстановлении данного срока пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали изложенные выводы, фактически направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, и ее представителя ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий судья - О.Е. Красикова
Судьи - Т.А. Мельникова
А.А. Ресенчук