ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23312/19 от 16.07.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Ефанов В.А. Дело № 33-23312/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.

судей: Морозовой Н.А., Бендюка А.К.

по докладу судьи Морозовой Н.А.

при секретаре Покусаевой А.Ю.

с участием прокурора Руденко М.В.

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Сочи Краснодарского края на основании доверенности Козаева Э.П. на решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 02 апреля 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

прокурор Адлерского района г. Сочи в интересах Трубченкова Я. О. обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о выделении финансовых средств в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; финансирования в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения Трубченкову Я. О., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 02 апреля 2019 года исковые требования прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах Трубченкова Я. О. к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о выделении финансовых средств в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; финансирования в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены частично.

Суд обязал Министерство труда и социального развития Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Трубченкова Я. О., <...> года рождения, паспорт серии <...>, выданный отделением ГУ МВД России по Краснодарскому краю 14.06.2018 года, зарегистрированного: <...>.

Обязал администрацию г. Сочи предоставить Трубченкову Я. О.,. <...> года рождения, паспорт серии <...>, выданный отделением ГУ МВД России по Краснодарскому краю 14.06.2018 года, зарегистрированного: <...>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.

В удовлетворении исковых требований прокурора Адлерского района гор. Сочи в интересах Трубченкова Я. О. к Министерству финансов Краснодарского края о выделении финансовых средств в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для Трубченкова Я. О., <...> года рождения отказано.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, администрации г.Сочи Краснодарского края на основании доверенности Козаев Э.П., просит решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 02 апреля 2019 года отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования материалов дела, неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Адлерского района г.Сочи Каменобродский С.Л. просит решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, жалобу – без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства финансов Краснодарского края на основании доверенности Козка Р.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав прокурора Руденко М.В., представителя министерства финансов Краснодарского края на основании доверенности Малова А.А., поддержавшего решение суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно пункту 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Из пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно статье 2 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее - Закон № 1748-КЗ) дополнительные гарантии прав на жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда в порядке, предусмотренном статьей 5 Закона № 1748-КЗ.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 63 Федерального закона №131-ФЗ).

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В Краснодарском крае распределение указанных субвенций утверждено Законом Краснодарского края от 21.12.2018 № 3939-КЗ «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - Закон № 3939-КЗ).

Объем субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется согласно Методике определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», утвержденной Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы».

Органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края Законом Краснодарского края от 15.12.2004 №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» наделены отдельными государственными полномочиями по решению вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом № 1748-КЗ в части: приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На территории муниципального образования город-курорт Сочи исполнение данных полномочий, в частности, приобретение жилых помещений и включение таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд, регламентировано Порядком реализации расходных обязательств на территории муниципального образования город-курорт Сочи по переданным отдельным государственным полномочиям Краснодарского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части приобретения жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд, утвержденным постановлением администрации города Сочи от 14.07.2014 № 1315.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Согласно Закону №3939-КЗ министерство труда и социального развития Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета по направлению субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом №1748-КЗ.

Обеспечение предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, реализующих переданные государственные полномочия в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно пункту 3.24 Положения о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 21.12.2015 №1240, относится к функциям министерства труда и социального развития Краснодарского края.

В соответствии пунктом 3 приказа министерства финансов Краснодарского края от 18.10.2017 № 364 «О мерах по реализации постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 апреля 2012 года № 436 «О порядке составления проекта краевого бюджета и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края на очередной финансовый год и на плановый период» и порядке и методике планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета» осуществление планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета является обязанностью главных распорядителей средств краевого бюджета.

Помимо этого, министерство труда и социального развития Краснодарского края, в силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ, а также пункта 1 статьи 7 Закона №1748-КЗ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Из материалов дел усматривается, что мать Трубченкова Я.О. - Трубченкова С.Н. умерла в 2014 году (свидетельство о смерти <...> выдано отделом ЗАГС администрации Октябрьского района Ростовской области от <...> г.). Отец Трубченкова Я.О. - Бутков О.С. заочным решением Ленинского районного суда г. Луганска Украины от 28.02.2006 года лишен родительских прав в отношении Буткова Я.О., <...> г.р.

Решением Ленинского районного исполнительного комитета в г.Луганске от 17.03.2006 Буткову Я.О., <...> г.р., изменена фамилия на «Трубченков».

Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи Краснодарского края №1023 от 09.12.2014 года над несовершеннолетним Трубченковым Я.О., <...> г.р., установлено попечительство на безвозмездной основе, опекуном назначена Трубченкова Р.Б., <...> года рождения, этим же приказом Трубченков Я.О., <...> г.р., признан не имеющим жилой площади, подлежащей сохранению в соответствии с требованиями закона № 1748-КЗ от 03.06.2009 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

Таким образом, установлено, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Трубченков Я.О., <...> г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Трубченков Я.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 05.07.2016 №1094-жс).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившей в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Трубченков Я.О. не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.

До настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключен, чем нарушены его жилищные права, гарантированные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с Решением Городского Собрания Сочи от 26.12.2017 № 216 «О бюджете города Сочи на 2018 и на плановый 2019 и 2020 годов» на 2019 для приобретения жилых помещений предусмотрено 12 211,60 тыс.руб., на 2020 - 19 538,60 тыс.руб.

Вместе с тем, исходя из требований ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Исполнение решение Центрального районного суда г. Сочи от 02.04.2019 должно осуществляться как Министерством труда и социального развития края, так и администрацией г. Сочи.

Таким образом, на момент подачи искового заявления и рассмотрения его в судебном порядке допущенные нарушения законодательства по обеспечению жилищных прав Трубченкова Я.О., который относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не устранены.

Относительно доводов апелляционной жалобы об отмене судебной коллегией по административным делам краевого суда решения Центрального районного суда г. Сочи от 05.10.2017 о признании незаконным бездействия администрации г. Сочи, суд апелляционной инстанции усмотрел, что в исковых требованиях прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах Трубченкова Я.О. к администрации г. Сочи, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края, отсутствует требование о признании бездействия администрации г. Сочи незаконным.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правильно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворения исковых требований прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах Трубченкова Я.О. к администрации г. Сочи, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, однако в доказательств, подтверждающих отсутствие законных оснований для взыскания членских взносов с ответчика, в материалы дела не представлено.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Иные доводы апелляционной жалобы, о том, что истцом нарушены права и законные интересы ответчиков не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела, не опровергают выводов суда первой инстанции, получили должную оценку в ходе рассмотрения дела.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 02 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации г.Сочи Краснодарского края на основании доверенности Козаева Э.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: