ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2331/2022 от 19.07.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Гуслина Е.Н. Дело № 33-2331/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе

председательствующего Руди О.В.,

судей Куцабовой А.А., Осмольской М.О.

при секретаре Семочкиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске апелляционную жалобу представителя администрации ЗАТО Северск Ореховой Яны Павловны,

апелляционную жалобу начальника Финансового управления администрации ЗАТО Северск Овчаренко Л.И. на решение Северского городского суда Томской области от 28 января 2022 года

по гражданскому делу № 2-52/2022 (УИД 70RS0009-01-2021-002786-70) по исковому заявлению Ларкиной Кристины Михайловны к Городскому округу «Закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области» о взыскании единовременного пособия в размере шестимесячного денежного содержания, процентов за нарушение установленного срока выплаты единовременного пособия, компенсации морального вреда,

заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя истца Ревиной Т.А., ссылавшуюся на законность решения суда,

установила:

Ларкина К.М. обратилась в суд с иском к Городскому округу «Закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области», в котором, с учетом увеличения требований в порядке ст.39 ГПК РФ, просила взыскать за счет казны Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области»

единовременное пособие в размере шестимесячного денежного содержания на день прекращения полномочий в размере /__/ руб.;

проценты за нарушение установленного срока выплаты единовременного пособия за период с 30.04.2021 по 18.08.2021 в размере 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка российской Федерации от невыплаченного в срок единовременного пособия в сумме /__/ руб.;

компенсацию морального вреда в размере 450000 руб.;

в общей сложности взыскать /__/ руб. (т.1 л.д. 3-8, 208-209).

В обоснование указала, что 06.04.2016 заключила с ответчиком в лице Мэра ЗАТО Северск – председателя Думы ЗАТО Северск Ш. (работодатель) трудовой договор, в соответствии с которым была принята на основную работу на срок с 06.04.2016 до 06.04.2021 для замещения муниципальной должности аудитора контрольно-счетного органа – Счетной палаты ЗАТО Северск с местом работы: Счетная палата ЗАТО Северск. Основанием для заключения трудового договора послужило решение Думы ЗАТО Северск от 05.04.2016 № 12/3 «О назначении на должность аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск» с 06.04.2016.

По истечении срока трудового договора в период с 06.04.2021 по 29.04.2021 продолжила исполнять трудовые обязанности до дня назначения Думой ЗАТО Северск нового аудитора.

В последний день работы (29.04.2021) с ней был произведен окончательный расчет в части неоспариваемой суммы (денежное содержание и компенсация за неиспользованный отпуск), однако не было начислено и выплачено единовременное пособие в размере шестимесячного денежного содержания на день прекращения полномочий, предусмотренное подп. 6 п. 3.1 трудового договора от 06.04.2016, ч. 2 ст. 48 Устава городского округа ЗАТО Северск, которым было предусмотрено, что при прекращении полномочий в связи с истечением их срока лицу, замещающему муниципальную должность, гарантирована выплата единовременного пособия в размере шестимесячного денежного содержания на день прекращения полномочий.

12.05.2021 Мэром ЗАТО Северск издано распоряжение № 59-рм «О выплате единовременного пособия при прекращении полномочий в связи с истечением их срока Ларкиной К.М.». Размер единовременного пособия составил /__/ руб. За вычетом налога на доходы физических лиц к выплате ей подлежит /__/ руб. Однако ответчик в последний день работы (29.04.2021) пособие в этом размере не выплатил.

Распоряжение Администрации ЗАТО Северск от 21.05.2021 № 593-р «О выделении средств из Фонда непредвиденных расходов Администрации ЗАТО Северск на выплату единовременного пособия при прекращении полномочий в связи с истечением их срока Ларкиной К.М.» было отменено Распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 09.06.2021 № 654-р «Об отмене распоряжения Администрации ЗАТО Северск от 21.05.2021 № 593-р».

В добровольном порядке ответчик отказался произвести выплату, заявление (претензия) от 16.06.2021 оставлена ответчиком без удовлетворения.

Необоснованные действия ответчика повлекли для истца моральный вред, невыплата гарантированного Уставом ЗАТО Северск единовременного пособия при прекращении полномочий на момент увольнения является дискриминацией.

В обоснование правовой позиции сослалась на ст.ст.140, 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Ларкиной К.М.

В судебном заседании представитель Ларкиной К.М. Ревина Т.А. настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Администрации ЗАТО Северск Орехова Я.П. возражала против удовлетворения иска, указывая, что требования трудового законодательства не распространяются на спорные правоотношения, поскольку истец занимая должность аудитора счетной палаты, имела специальный статус- муниципальный служащий.

Представитель ответчика Финансового управления Администрации ЗАТО Северск Манакова М.А. в судебном заседании полагала иск не подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица счетной палаты ЗАТО Северск Пирогова С.Б. полагала исковые требования обоснованными.

Обжалуемым решением исковые требования Ларкиной К.М. к Городскому округу «Закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области» о взыскании единовременного пособия в размере шестимесячного денежного содержания, процентов за нарушение установленного срока выплаты единовременного пособия, компенсации морального вреда удовлетворены частично;

с муниципального образования Городской округ «Закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области» за счет казны Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области» в пользу Ларкиной К.М. взыскано единовременное пособие в размере шестимесячного денежного содержания на день прекращения полномочий в размере /__/ руб., проценты за нарушение установленного срока выплаты единовременного пособия за период с 30.04.2021 по 18.08.2021 в размере /__/ руб.,

с муниципального образования Городской округ «Закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области» за счет казны Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Северск Томской области» в пользу Ларкиной К.М. взыскана компенсация морального вреда в размере 15000 руб.;

в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения (т.2 л.д. 15-25).

В апелляционной жалобе представитель Администрации ЗАТО Северск Орехова Я.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение (т.2 л.д. 39-47).

Не соглашается с выводом суда о том, что, поскольку должность аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск не является выборной, лицо, замещающее эту должность не имеет и не может иметь публично-правовой статус.

Полагает ошибочным вывод суда о том, что в постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27.06.2013 №15-П речь идет исключительно о конкретных выборных должностных лицах и лицах, замещающих муниципальные должности, и не соглашается с непринятием судом во внимание указанного постановления.

Указывает, что Счетная палата ЗАТО Северск является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и в соответствии со ст.25 Устава городского округа ЗАТО Северск Томской области входит в структуру органов местного самоуправления, исходя из полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования, определенных в ч.2 ст.6 Федерального закона №6-ФЗ и ст.3 Положения о счетной палате ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 №50/15, контрольно- счетный орган занимает особое положение в системе органов местного самоуправления и выполняет публичные функции.

Исходя из положений ч.6 ст.5, ч.6 ст.6 Федерального закона №6-ФЗ (в ред. действующей до 30.09.2021) должности аудиторов контрольно-счетных органов могут быть отнесены либо к муниципальным должностям, либо к должностям муниципальной службы.

Считает, что законодательство четко разделяет статус аудитора контрольно- счетного органа, являющегося муниципальным служащим, со статусом аудитора контрольно- счетного органа, который занимает муниципальную должность. С 30.09.2021 вступили в силу изменения в федеральный закон №6-ФЗ, в соответствии с которым должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования отнесены федеральным законом к муниципальным должностям. Из чего следует, что статус аудитора контрольно-счетного органа, являющегося муниципальным служащим, принципиально отличается от статуса аудитора контрольно-счетного органа, замещающего муниципальную должность и, как следствие, отличается правовое регулирование.

Поскольку истец являлась лицом, замещающим муниципальную должность, положения трудового законодательства не применяются к ней (Письмо Минтруда России от 20.04.2020 №18-4ООГ-729, ответ Комитета государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению от 29.09.2021).

Считает, что суд неправомерно применил к спорным отношениям нормы трудового законодательства, поскольку в соответствии со статьей 8 Положения о Счетной палате председатель Счетной палаты ЗАТО Северск осуществляет руководство деятельностью Счетной палаты и организует ее работу в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Уставом ЗАТО Северск в редакции, действовавшей на момент назначения истца на муниципальную должность - аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск, Мэр ЗАТО Северск - Председатель Думы ЗАТО Северск являлся самостоятельным органом местного самоуправления. Мэр ЗАТО Северск - Председатель Думы ЗАТО Северск не предоставлял аудитору Счетной палаты ЗАТО Северск работу, обусловленную трудовым договором, не подписывал документы, связанные с выплатой истцу денежного содержания, и не выплачивал его.

Считает, что заключение между истцом и Мэром ЗАТО Северск - Председателем Думы ЗАТО Северск трудового договора от 16.04.2016 не подтверждает факт наличия трудовых отношений.

Штатное расписание Счетной палаты ЗАТО Северск на 2021 год, утвержденное председателем Счетной палаты ЗАТО Северск (приказ Счетной палаты ЗАТО Северск от 30.12.2020 № 33) содержит указание на муниципальную должность «Аудитор контрольно­счетного органа - аудитор Счетной палаты ЗАТО Северск», именно Счетной палатой ЗАТО Северск производится начисление денежного содержания аудитора, удерживается налог на доходы физических лиц.

При разрешении требования о взыскании денежной компенсации в размере /__/ рублей за задержку выплаты единовременного пособия в размере шестимесячного денежного содержания на день прекращения полномочий, в части компенсации морального вреда, причиненного Ларкиной К.М., в размере 15 000 руб., суд допустил неправильное применение норм материального права, а именно: применил положения закона, не подлежащего применению (ст.ст.140, 236 и 237 Трудового кодекса Российской Федерации (страницы 19-20 решения суда).

Поскольку единовременное пособие является дополнительной социальной гарантией, связанной с особым правовым статусом лица, замещающего муниципальную должность, которая предусмотрена исключительно Уставом ЗАТО Северск, она не имеет признаков выплат, установленных трудовым законодательством Российской Федерации, не входит в соответствии с Законом Томской области № 68-03, Решением Думы ЗАТО Северск от 04.06.2013 № 40/20 «Об утверждении Положения о порядке и размере оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности ЗАТО Северск» в систему оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, процедура выплаты пособия была утверждена муниципальным правовым актом, и не предусматривала выплату пособия в день прекращения полномочий, применение статьей 140, 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации недопустимо.

Судом при вынесении решения допущено нарушение процессуального закона, в нарушение ст.193 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не огласил решение суда, обязанность по разъяснению лицам, участвующим в деле, о порядке и сроках ознакомления мотивированным решением суда не исполнил, мотивированный тест решения был изготовлен с нарушением установленного законом срока.

В апелляционной жалобе начальник Финансового управления Администрации ЗАТО Северск Овчаренко Л.И. просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение, разрешив вопрос о правомерности взыскания единовременного пособия в связи с прекращением полномочий, процентов и морального вреда по существу (т.2 л.д.64-70).

Указывает, что при принятии решения судом нарушены нормы процессуального права и неправильно применены нормы материального права.

Удовлетворяя исковые требования в части единовременного пособия, суд не исследовал вопрос о правовой природе выплаты.

Суд применил недействующую норму пункта 3 части 2 статьи 48 Устава ЗАТО Северск (в редакции решения Думы ЗАТО Северск от 19.02.2008 № 47/1) в условиях пробела правового регулирования и несоответствия истца условиям действующей редакции Устава ЗАТО Северск.

Единовременное пособие при увольнении в размере шестимесячного денежного содержания не предусмотрено ни Трудовым кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Выплата предусмотрена исключительно п.3 ч.2 ст.48 Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и последовательно Законами Томской области от 09.10.2007 № 226-03, затем от 06.05.2009 № 68-03.

Единовременное пособие в связи с прекращением полномочий не входит в состав денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности, и, соответственно, в расчет выплат в день увольнения; не планируется в составе фонда оплаты труда соответствующего органа местного самоуправления, выплачивается не в связи с осуществлением трудовой деятельности в день увольнения, а в связи с прекращением полномочий в порядке особой процедуры длительностью не менее месяца после дня прекращения полномочий.

Средства на данную выплату не предусматриваются решением о бюджете ЗАТО Северск на текущий финансовый год. Порядок и условия предоставления дополнительной гарантии были установлены отдельным муниципальным правовым актом - Положением о предоставлении дополнительных гарантий лицам, замещающим муниципальные должности ЗАТО Северск, утвержденным распоряжением Мэра ЗАТО Северск от 28.07.2008 № 102-рм, которое Распоряжением Мэра ЗАТО Северск от 31.05.2021 № 125-рм, которое признано утратившим силу, в настоящий момент порядок предоставления дополнительных гарантий решением Думы ЗАТО Северск не установлен.

На л.12 решения суд сослался на ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», указав, что должность аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования может быть отнесена к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. Однако судом не принято во внимание, что 30 сентября 2021 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которым аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования императивно отнесен к числу лиц, замещающих муниципальные должности.

На л.13 решения цитируется ч.2 ст.48 Устава ЗАТО Северск: «единовременное пособие при прекращении полномочий в связи с истечением их срока в размере шестимесячного денежного содержания на день прекращения полномочий», однако действующая редакция Устава ЗАТО Северск содержит другую норму: «3) единовременное пособие в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) в размере шестимесячного денежного содержания на день прекращения полномочий. Единовременное пособие выплачивается при условии, что лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляло свои полномочия на постоянной основе и в этот период достигло пенсионного возраста или потеряло трудоспособность. Указанная выплата не производится в случае прекращения полномочий указанного лица по основаниям, предусмотренным в части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. решения Думы ЗАТО Северск от 09.06.2021 № 14/3)». Данное обстоятельство исследовалось судом и отражено на л. 15 решения суда.

Вывод суда, изложенный на л. 16 решения «частью 32 статьи 38 Устава ЗАТО Северск как на момент назначения на должность, так и на момент прекращения полномочий аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск Ларкиной К.М. установлено, что порядок и условия предоставления дополнительных гарантий, предусмотренных частью 2 статьи 38 Устава ЗАТО Северск, устанавливаются Мэром.» содержит фактические ошибки, не соответствует Уставу и не может быть применен в настоящем деле.

Указывает, что вывод суда, изложенный на л.17 решения, о том, что должность аудитора «не имеет и не может иметь публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления» не соответствует позиции законодателя, выраженной в ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 апреля 2020 года № 18-4/ООГ-729 и противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 27 июня 2013 г. № 15-П, постановление от 2 апреля 2002 г. № 7-П).

На л. 17 решения суд отмечает, что Распоряжение Мэра ЗАТО Северск от 12.05.2021 № 59-рм «О выплате единовременного пособия при прекращении полномочий в связи с истечением их срока Ларкиной К.М.» не отменено до настоящего времени, однако, Распоряжение Мэра ЗАТО Северск от 26.01.2022 № 6-рм «Об отмене распоряжения Мэра ЗАТО Северск от 12.05.2021 № 59-рм» было издано до принятия судом решения, но в судебном заседании не оглашено, поскольку 28 января 2022 года судебное заседание проведено по инициативе суда без участия сторон, явившихся, но не приглашенных в зал судебного заседания.

Считает неправомерным вывод суда, изложенный на л. 17 решения: «Вместе с тем, полномочия аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск Ларкиной К.М. прекращены до вступления в силу новых правовых норм, касающихся выплаты суммы единовременного пособия, и не могут распространяться на правоотношения сторон, возникшие до вступления в силу новой редакции п.3 ч.2 ст.48 Устава ЗАТО Северск.», поскольку полномочия аудитора прекращены и не могут распространяться на правоотношения сторон.

Не соглашается с выводом суда, изложенным на л.18 решения: «Вопреки доводам представителей ответчика отсутствие в Уставе гарантии при прекращении полномочий аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск о выплате единовременного пособия в размере шестимесячного денежного содержания, предусмотренной Уставом, в редакции от 19.02.2008, действовавшей на момент спорных отношений, не может влиять на право истца на получение указанной гарантии при соблюдении условий ее предоставления.», полагает, указанный вывод ошибочным, поскольку из него следует, что право истца на получение выплаты не зависит от содержания норм Устава ЗАТО Северск.

Не соглашается с выводом суда о несостоятельности довода ответчика о противоречии ч.2 ст.48 Устава ЗАТО Северск в ред. с 01.01.2016 по 29.06.2021 ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Считает, что в период замещения истцом должности аудитора Счетной палаты с 06.04.2016 по 29.04.2021 дополнительная гарантия была определена п.3 ч.2 ст.48 Устава ЗАТО Северск с нарушением абз.2 ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в части наименования выплаты и условий выплаты. При этом согласно ч.9 ст.85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ до приведения нормативных правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с требованиями данного Федерального закона указанные акты действуют в части, не противоречащей этому Федеральному закону, следовательно, поскольку п.3 ч.2 ст.48 Устава ЗАТО Северск не соответствовал положениям абзаца второго ч.5.1 ст.40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в части условий единовременной выплаты и ее наименования, то в указанной противоречащей части он не подлежал применению с 30 декабря 2015 года. Взыскание суммы пособия на основании недействующей редакции пункта 3 части 2 статьи 48 Устава ЗАТО Северск является неправомерным, право на единовременное пособие при прекращении полномочий аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск отсутствовало у истца с момента вступления истца в должность и весь период полномочий.

Обстоятельств, влекущих выплату Ларкиной К.М. единовременного пособия в новой редакции пункта 3 части 2 статьи 48 Устава ЗАТО Северск, не имеется, поскольку она не достигла пенсионного возраста

Полагает, что суд ошибочно применил положения статей 140 и 236 Трудового кодекса Российской Федерации при решении вопроса о присуждении процентов (денежной компенсации) за нарушение срока выплаты единовременного пособия, поскольку нормы трудового законодательства не могут быть применены к выплатам, предусмотренным правовыми актами о гарантиях для лиц, замещающих муниципальные должности. Положением о предоставлении дополнительных гарантий лицам, замещающим муниципальные должности ЗАТО Северск, утвержденным распоряжением Мэра ЗАТО Северск от 28.07.2008 № 102-рм, возможность применения статьи 236 ТК РФ о процентах (денежной компенсации) за нарушение срока выплаты дополнительной гарантии не предусматривалась. В отличие от денежного содержания аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск наименование дополнительной гарантии в виде единовременного пособия, ее размер и срок выплаты не был зафиксирован трудовым договором истца, но определялся муниципальными правовыми актами и распоряжением Мэра ЗАТО Северск.

Указывает, что поскольку обязанности работодателя произвести расчет с работником при увольнении, предусмотренные абзацем 4 статьи 84.1 и статьей 140 Трудового кодекса РФ, были исполнены Счетной палатой ЗАТО Северск полностью и в установленный срок, у ответчика не имеется неисполненных обязанностей из числа установленных трудовым законодательством.

Судом не исследовался вопрос правомерности периода о взыскании процентов с 30.04.2021 по 18.08.2021, он определен с даты увольнения истца по день предъявления иска, в пределах заявленного иска, однако, поскольку спорная выплата не входила в состав денежного содержания истца, не включалась в расчет выплат в день ее увольнения и технически не могла быть выплачена в день увольнения в силу особенностей ее расчета, согласования и назначения лишь после истечения срока полномочий, наступление срока задержки выплаты можно было отсчитывать не ранее даты издания распоряжения Мэра ЗАТО Северск от 12.05.2021 № 59-рм «О выплате единовременного пособия при прекращении полномочий в связи с истечением их срока Ларкиной К.М.».

При рассмотрении требования о компенсации морального вреда суд ошибочно применил статьи 21, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, положением о предоставлении дополнительных гарантий лицам, замещающим муниципальные должности ЗАТО Северск, утвержденным распоряжением Мэра ЗАТО Северск от 28.07.2008 № 102-рм, возможность применения статьи 237 ТК РФ не предусматривалась, доводы ответчика в указанной части не исследовались судом.

Суд нарушил процессуальный закон и не рассмотрел ходатайство представителя ответчика о привлечении к участию в деле прокурора ЗАТО Северск, чем лишил сторону ответчика права на обжалование такого определения, вместе с тем, изменение статьи 48 Устава ЗАТО Северск было инициировано актом прокурорского реагирования — представлением прокурора ЗАТО г.Северск. При этом на л. 19 решения содержится утверждение, что стороной ответчика не представлено доказательств участия прокурора ЗАТО г. Северск в процедуре внесения изменений в п. 3 ч.2 ст.48 Устава ЗАТО Северск в 2021 году.

Суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, однако, в день судебного заседания 28.01.2022 к назначенному часу в суд явились представители истца, ответчика и третьего лица, но их в зал судебного заседания их не допустили.

Суд не оглашал резолютивную часть решения суда, судом нарушен срок изготовления мотивированного текса решения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Счетной палаты ЗАТО Северск Пирогова С.В. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. (т.2 л.д. 110-121).

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Ларкиной К.М. Ревина Т.А. просит оставить решение суда без изменения апелляционные жалобы без удовлетворения (т.2 л.д. 123-126).

В соответствии с требованиями чч. 3, 4 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие сторон, третьего лица, сведения об извещении которых получены.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований к его отмене не усмотрела.

Как установил суд и видно из дела, 06.04.2016 Мэром ЗАТО Северск – Председателем Думы ЗАТО Северск Ш. и Ларкиной К.М. заключен трудовой договор о замещении муниципальной должности ЗАТО Северск: должности аудитора контрольно-счетного органа – Счетной палаты ЗАТО Северск (л.д. 11-14).

31.05.2017 и 21.05.2018 Мэром ЗАТО Северск – Председателем Думы ЗАТО Северск Ш. и Ларкиной К.М. заключены дополнительные соглашения № 1 и № 2 к трудовому договору № 01 от 06.04.2016 (л.д. 15-16, 156-157).

Замещение Ларкиной К.М. муниципальной должности аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск 06.04.2016 подтверждается решением Думы ЗАТО Северск от 05.04.2016 № 12/3, сведениями из трудовой книжки AT-VII № 3182285 от 25.08.1998 (л.д. 17, 19-21).

Согласно п. 1.1 трудового договора основанием заключения трудового договора является Решение Думы ЗАТО Северск от 05.04.2016 № 12/3 «О назначении на должность аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск», статьи 2-7 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», п. 8 ст. 37, ст. 45 Устава городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области, статьи 5-8 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск в новой редакции, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 № 50/15, Закон Томской области от 06.05.2009 № 68-ОЗ «О гарантиях деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностей местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, в Томской области», решения Думы ЗАТО Северск от 25.04.2013 № 38/10 «Об утверждении перечня муниципальных должностей ЗАТО Северск», от 04.06.2013 № 40/19 «Об установлении размера расчетной единицы», от 04.06.2013 № 40/20 «Об утверждении Положения о порядке и размере оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности ЗАТО Северск».

Настоящий трудовой договор заключен на срок с 06.04.2016 до 06.04.2021 включительно (п. 5.1 трудового договора).

Как следует из выдержки из Положения о Счетной палате ЗАТО Северск в новой редакции, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 № 50/15, по истечении срока полномочий заместителя председателя и аудиторов Счетной палаты они продолжают исполнять свои полномочия до дня назначения Думой ЗАТО Северск, соответственно, новых заместителя председателя и аудитора Счетной палаты (л.д. 18).

В связи с назначением нового аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск решением Думы ЗАТО Северск от 29.04.2021 № 12/5 полномочия аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск Ларкиной К.М. прекращены, о чем свидетельствуют сведения из вкладыша в трудовую книжку BT-I № 5600795 (л.д. 22).

По мнению истца, ей не была выплачено единовременное пособие при прекращении полномочий в связи с истечением срока в размере шестимесячного денежного содержания на день прекращения полномочий.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из наличия у истца такого права.

Судом принято правильное решение.

Так, в соответствии со статьей 2 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лицами, замещающими муниципальные должности, являются, в том числе, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Законом Томской области от 09.10.2007 №223-ОЗ «О муниципальных должностях в Томской области» должность аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования отнесена к муниципальным должностям Томской области.

Решением Думы ЗАТО Северск от 25.04.2013 №38/10 «Об установлении Перечня муниципальных должностей в городском округе ЗАТО Северск» должность «аудитор Счетной палаты ЗАТО Северск» включена в Перечень муниципальных должностей в городском округе ЗАТО Северск.

В связи с чем заключение трудового договора с истцом о замещении муниципальной должности аудитора контрольно-счетного органа Счетной палаты ЗАТО Северск приведенным нормам не противоречит.

Особенности правового положения и гарантии лиц, замещающих в установленном порядке муниципальные должности, как на момент назначения Ларкиной К.М. на муниципальную должность, так и на момент прекращения ее полномочий, определялись Законом Томской области от 06.05.2009 №68-ОЗ «О гарантиях деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, в Томской области» (далее Закон №68-ОЗ).

Законом №68-ОЗ установлены особенности денежного содержания лиц, замещающих муниципальные должности.

В статье 11 Закона №68-ОЗ предусмотрено, что Уставом муниципального образования депутатам представительных органов муниципальных образований, выборным должностным лицам местного самоуправления, лицам, замещающим муниципальные должности, могут быть установлены дополнительные гарантии (в ред. Закона Томской области от 15.03.2013 N 35-ОЗ).

Дополнительные гарантии для лиц, замещающих муниципальные должности ЗАТО Северск, определены Уставом городского округа ЗАТО Северск.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 48 Устава ЗАТО Северск (в редакциях, действующих на дату заключения трудового договора (№16 от 25.02.2016) и на дату прекращения его действия (№24 от 26.01.2021)) лицу, замещающему муниципальную должность, дополнительно к гарантиям, установленным федеральными законами и законами Томской области, гарантируется:

единовременное пособие при прекращении полномочий в связи с истечением их срока в размере шестимесячного денежного содержания на день прекращения полномочий.

Порядок и условия предоставления дополнительных гарантий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, устанавливаются Мэром (часть3 статьи 48 Устава).

Частью 4 статьи 48 Устава ЗАТО Северск определено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением дополнительных гарантий лицам, замещающим муниципальные должности, производится за счет средств бюджета ЗАТО Северск.

Во исполнение приведенных норм разработано Положение о предоставлении дополнительных гарантий лицам, замещающим муниципальную должность ЗАТО Северск, утвержденное распоряжением Мэра ЗАТО Северск №102рм от 28.07.2008.

Таким образом, на момент назначения на должность истца и на момент прекращения действия трудового договора с ней указанные положения действовали в приведенной редакции, в установленном законом порядке не действующими с момента принятия не признавались, что являлось основанием для осуществления истцу выплат, предусмотренных пунктом 3 части 2 статьи 48 Устава ЗАТО Северск.

Об отсутствии на дату прекращения действия трудового договора препятствий для принятия решения о выплате истцу единовременного пособия свидетельствует подготовленный и согласованный уполномоченными должностными лицами Администрации ЗАТО Северск проект распоряжения Мэра Северск «О выплате единовременного пособия при прекращении полномочий в связи с истечением их срока Ларкиной К.М.»;

распоряжение Мэра ЗАТО Северск №59-рм от 12.05.2021 «О выплате единовременного пособия при прекращении полномочий в связи с истечением их срока Ларкиной К.М.» (л.д. 26);

обращение (исх.№1-04/160) от 13.05.2021 председателя Счетной палаты ЗАТО Северск Л. с приложением необходимых документов, включая расчет расходов, в адрес заместителя Мэра ЗАТО Северск по экономике и финансам, Председателя Комиссии по исполнению фонда непредвиденных расходов Администрации ЗАТО Северск С. с целью реализации права Ларкиной К.М. на выплату единовременного пособия при прекращении полномочий и с просьбой обеспечить выделение бюджетных ассигнований Счетной палате ЗАТО Северск, не входящих в фонд оплаты труда, для выплаты Ларкиной К.М. единовременного пособия при прекращении полномочий в связи с истечением срока.

21.05.2021 Мэром ЗАТО Северск издано распоряжение №593-р «О выделении средств из Фонда непредвиденных расходов Администрации ЗАТО Северск на выплату единовременного пособия при прекращении полномочий».

Согласно распоряжению Администрации ЗАТО Северск от 21.05.2021 № 593-р Финансовому управлению Администрации ЗАТО Северск поручено выделить Счетной палате ЗАТО Северск средства из Фонда непредвиденных расходов Администрации ЗАТО Северск на выплату Ларкиной К.М. единовременного пособия при прекращении полномочий аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск в связи с истечением их срока в сумме /__/ руб., Счетной палате ЗАТО Северск произвести выплату единовременного пособия Ларкиной К.М. при прекращении полномочий аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск в связи с истечением их срока в сумме /__/ руб., что также подтверждается расчетом расходов по выплате единовременного пособия по Счетной палате ЗАТО Северск с учетом разъяснений ИФНС от 18.03.2021 № 06-31/01441, которым Ларкиной К.М. единовременное пособие начислено в размере /__/ руб., письмом Счетной палаты ЗАТО Северск от 13.05.2021 № 1-04/160, справкой-обращением об изменении сводной бюджетной росписи бюджета ЗАТО Северск и лимитов бюджетных обязательств на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов от 29.04.2021, изменением кассового плана по расходам от 29.04.2021 (л.д. 25, 26, 27, 136, 137, 138, 139).

Как следует из расчетных листков за март, апрель 2021 года, а также справки о доходах и суммах налога физического лица за 2021 год от 29.04.2021, Ларкиной К.М. единовременное пособие в размере /__/ руб. выплачено не было (л.д. 23, 24).

31.05.2021 Распоряжением Мэра ЗАТО Северск № 125-рм было признано утратившим силу Распоряжение Мэра ЗАТО Северск от 28.07.2008 № 102рм «Об утверждении Положения о предоставлении дополнительных гарантий лицам, замещающим муниципальную должность ЗАТО Северск».

Распоряжением Администрации ЗАТО Северск от 04.06.2021 № 654-р принято решение отменить распоряжение Администрации ЗАТО Северск от 21.05.2021 № 593-р «О выделении средств из Фонда непредвиденных расходов Администрации ЗАТО Северск на выплату единовременного пособия при прекращении полномочий» (л.д. 29, 34).

Решением Думы ЗАТО Северск от 09.06.2021 № 14/3 «О внесении изменений в Устав городского округа закрытого административно-территориального образования Северск Томской области» в статью 48 Устава ЗАТО Северск были внесены изменения: пункт 3 части 2 статьи 48 изложен в новой редакции, согласно которой выплата единовременного пособия, лицу, замещавшему муниципальную должность, осуществляется лишь при условии, что данное лицо достигло пенсионного возраста или потеряло трудоспособность в период осуществления своих полномочий.

В соответствии с ответом первого заместителя Мэра ЗАТО Северск от 06.07.2021 №1864-21 на обращение Ларкиной К.М. от 16.06.2021 выплата единовременного пособия не будет осуществлена в связи с изменением правового регулирования (л.д. 30-31, л.д. 33, 34, 35, 119).

Действительно, правовое регулирование выплаты указанного единовременного пособия изменилось. Однако оно изменилось после 29.04.2021, даты прекращения действия трудового договора с истцом.

Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании во всех сферах должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 4 апреля 2006 г. N 89-О и др.).

Из изложенного следует, что субъекту Российской Федерации, органу местного самоуправления, установившему в нормативных правовых актах дополнительные гарантии лицам, замещающим муниципальные должности, необходимо сохранять разумную стабильность правового регулирования в этой сфере общественных отношений и в случае принятия решения об отмене таких гарантий, либо их изменении, вызванных недостаточностью бюджетных средств и т.п., следует решить вопрос о правах лиц, рассчитывавших на их получение, у которых такое право возникло ранее изменения правового регулирования.

Данная правовая позиция о действии принципа правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государственных органов подлежит применению и в данном споре.

К тому же в принятом 09.06.2021 Решении Думы ЗАТО Северск №14/3, вступившим в силу 29.06.2021, отсутствовала оговорка о распространении новой редакции пункта 3 части 2 статьи 48 Устава Зато Северск на отношения, возникшие до его принятия (обратная сила).

Соответственно, отказ в выплате истцу спорного пособия привел к нарушению права на его получение по должности муниципального служащего, за которым действующим правовым регулированием на момент заключения трудового договора и на момент его прекращения статус его получателя был признан, а в связи с изменением правового регулирования в выплате отказано.

При таких данных, по мнению судебной коллегии, право на получение указанного единовременного пособия истец имела, требования истца в этой части правомерны. Доводы апелляционных жалоб об обратном безосновательны.

В силу изложенного несостоятельны доводы апелляционных жалоб о неприменении в силу несоответствия статьи 48 Устава ЗАТО Северск положениям части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

Что касается довода о неправомерном применении положений ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации при разрешении требования о взыскании процентов, судебная коллегия с ним не согласилась.

Как указано выше, стороны заключили трудовой договор о замещении истцом муниципальной должности ЗАТО Северск, данный договор предусматривает все существенные условия. Истец ознакомлена с должностной инструкцией аудитора, которой она должна была следовать в работе, Правилами внутреннего трудового распорядка Счетной палаты ЗАТО Северск.

Указанное свидетельствует о том, что между сторонами сложились трудовые отношения.

Трудовой договор с Ларкиной К.М. заключен Мэром ЗАТО Северск, полномочия которого на заключение и расторжение трудовых договоров с лицами, замещающими муниципальные должности, было предусмотрено пунктом 8 статьи 38 Устава ЗАТО Северск, принятого решением Собрания народных представителей ЗАТО Северск от 12.04.2005 №69/1.

В трудовом договоре от 06.04.2016 в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации предусмотрены условия оплаты труда (пункт 3), где определено право аудитора Счетной палаты на получение денежного содержания, включающего должностной оклад, ежемесячные надбавки в зависимости от стажа работы, премии по результатам работы, материальной помощи, иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Томской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления ЗАТО Северск, на которые начисляется районный коэффициент ( т.1 л.д.13).

Единовременное пособие при прекращении полномочий относится к иным выплатам, установленным органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона Томской области от 06.05.2009 №68-ОЗ «О гарантиях деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выборных должностных лиц местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности, в Томской области» размер, условия и порядок оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области.

Во исполнение данной нормы Решением Думы ЗАТО Северск от 04.06.2013 №40/20 утверждено Положение о порядке и размере оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности ЗАТО Северск. Данным правовым актом установлены размеры должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности ЗАТО Северск.

В соответствии с пунктами 15, 20 Положения размер выплат аудитору Счетной палаты ЗАТО Северск (надбавок, премий) определялся в период работы правовым актом председателя Счетной Палаты ЗАТО Северск.

Согласно пункта 3 раздела 1 Положения все виды выплат лицам, замещающим муниципальные должности, производятся за счет фонда оплаты труда, предусмотренного сметой на содержание соответствующего органа в текущем году в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.

В соответствии со статьями 24,47 Устава ЗАТО Северск Счетная палата ЗАТО Северск входит в структуру органов местного самоуправления ЗАТО Северск. В соответствии с частями 4 и 5 статьи 4 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 №50/15 штатная численность и структура Счетной палаты определяется решением Думы, штатное расписание Счетной палаты утверждается председателем Счетной палаты.

Анализируя приведенные выше доказательства, судебная коллегия признала, что между сторонами трудового договора достигнуто соглашение по всем существенным вопросам, в том числе: о личном выполнении работником определенной трудовой функции, о подчинении правилам внутреннего трудового распорядка, об обеспечении работодателем условий труда работника, о выполнении работником трудовой функции за плату. Учитывая, что трудовым договором предусмотрен режим труда и отдыха работника, такие права работника, как еженедельные выходные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск за ненормированный рабочий день, оплата расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения трудовой функции, осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и основным источником дохода, указанное является признаками трудовых правоотношений.

В штатном расписании истец числилась как работник, в отношении нее велся табель учета рабочего времени, у нее имеется запись в трудовой книжке о начале работы и прекращении. В пункте 2.2 и 2.3 Должностной инструкции аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск, утвержденной Мэром ЗАТО Северск 01.06.2013 закреплена обязанность аудитора при осуществлении трудовой деятельности подчиняться непосредственно председателю Счетной палаты ЗАТО Северск, самостоятельно решать вопросы организации своей деятельности, представлять председателю Счетной палаты предложения по плану работы, отчеты о результатах деятельности.

Указанное свидетельствует о том, что между сторонами сложились трудовые правоотношения.

В подпункте 3 пункта 2.1 Трудового договора от 06.04.2016 работнику гарантирована оплата труда в соответствии с трудовым законодательством, определяющим гарантии лицам, замещающим муниципальные должности, трудовым договором (т.1 л.д.11).

Статьей 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Поскольку единовременное пособие являлось иной выплатой, причитающейся работнику при увольнении, оно подлежало выплате в указанный срок.

В этой связи несостоятелен довод апелляционных жалоб со ссылкой на то, что единовременное пособие в связи с прекращением полномочий не входит в состав денежного содержания, соответственно, в расчет выплат в день увольнения, не планируется в составе фонда оплаты труда органа местного самоуправления, выплачивается в связи с прекращением полномочий в порядке особой процедуры длительностью не менее месяца.

Так, в соответствии со ст. 7 Закона Томской области №68-ОЗ от 06.05.2009 оплата труда лиц, замещающих муниципальные должности, производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой муниципальной должностью, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, и выплачивается за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования. К ежемесячным и иным дополнительным выплатам относятся, в том числе и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области.

В соответствии с пунктом 9 Положения о предоставлении дополнительных гарантий лицам, замещающим муниципальные должности ЗАТО Северск, утвержденного распоряжением Мэра ЗАТО Северск №102рм от 28.07.2008, действующего на момент прекращения полномочий истца (в редакции от 10.09.2015), расходы, связанные с реализацией данного Положения производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете ЗАТО Северск по сметам соответствующих органов местного самоуправления.

При таких данных довод ответчика об особой процедуре выплаты единовременного пособия на законе не основан.

Поскольку единовременное пособие подлежало выплате в срок, установленный 140 Трудового кодекса РФ, не выплачено, судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование о взыскании процентов за задержку его выплаты. Доводы апелляционных жалоб в указанной части безосновательны.

Поскольку судебная коллегия согласилась с выводом суда первой инстанции о наличии между сторонами спора трудовых отношений, правомерен вывод суда первой инстанции о компенсации морального вреда истцу (статьи 21,237 Трудового кодекса Российской Федерации). Доводы апелляционных жалоб об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку факт нарушения трудовых прав истца установлен.

Что касается довода апелляционных жалоб об особом правовом статусе истца, он на выводы судебной коллегии не влияет, основан на неверном толковании закона.

Так, кандидатура на должность аудитора Счетной палаты ЗАТО Северск не избирается, а назначается представительным органом. Аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования ЗАТО Северск в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контроль-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», части 5 статьи 5 Положения о Счетной палате ЗАТО Северск, утвержденного Решением Думы ЗАТО Северск от 27.02.2014 №50/15 «Об утверждении Положения о Счетной палате ЗАТО Северск в новой редакции», части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не является выборным должностным лицом местного самоуправления, не обладает публичным правовым статусом, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым- реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2 ) Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Что касается доводов апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции процессуального закона, они безосновательны.

Так, по мнению апеллянтов, не смотря на наличие ходатайства представителей ответчиков о привлечении к участию в дело прокурора ЗАТО Северск, суд неправомерно не рассмотрел его.

Участие в деле прокурора регламентировано статьей 45 ГПК РФ. В случае если гражданское дело в суде возбуждено не по иску прокурора, в обязательном порядке прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

В Приказе Генпрокуратуры России от 11.01.2021 N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве" закреплено, что при решении поставленных перед прокуратурой задач следует исходить из того, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются:

участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям (далее - заявления) прокуроров, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений и актов (далее - судебные постановления) по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам, предусмотренным частью 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), и в иных случаях, установленных федеральными законами;

апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по делам, в рассмотрении которых участвовал или вправе был участвовать прокурор;

рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским и административным делам.

Учитывая предмет и основание иска, настоящее дело к категории дел, в которых обязательно участие прокурора, не относится.

Тот факт, что судом не разрешено ходатайство представителя ответчика, является нарушением статьи 166 ГПК РФ. Однако данное нарушение на решение по делу повлиять не могло. В связи с чем данный довод основанием к отмене решения суда не является.

Доводы о том, что суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, однако, в день судебного заседания 28.01.2022 к назначенному часу в суд явились представители истца, ответчика и третьего лица, но их в зал судебного заседания их не допустили; суд не оглашал резолютивную часть решения суда, судом нарушен срок изготовления мотивированного текса решения, на материалах дела не основаны, основанием к отмене решения суда не являются.

Иные доводы апелляционных жалоб направлены на иное толкование приведенных в жалобах норм права, на иную оценку доказательств, представленных в дело. Между тем оснований для иной их оценки по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усмотрела.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северского городского суда Томской области от 28 января 2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ЗАТО Северск Ореховой Яны Павловны, апелляционную жалобу начальника Финансового управления администрации ЗАТО Северск Овчаренко Л.И. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи