Судья Рыжова Г.А. Дело 33-23325/2021 50RS0053-01-2020-000389-78 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Панцевич И.А., судей Мизюлина Е.В., Шаталова А.А., при секретере судебного заседания Александрове А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 августа 2021 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Электростальского городского суда Московской области от 29 июля 2020 года по гражданскому делу по иску Машистовой Светланы Анатольевны к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в распоряжении средствами регионального материнского (семейного) капитала, заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В., объяснения истца, представителя ответчика, УСТАНОВИЛА: Машистова С.А. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решение Министерства социального развития Московской области № 46447 от 07.02.2020 г. об отказе в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала, возложении обязанности на Министерство социального развития Московской области предоставить Машистовой С.А. возможность распорядиться средствами (часть средств) регионального материнского (семейного) капитала в целях использования средств на получение образования ребенком (детьми). Исковые требования мотивировала тем, что истец является матерью двоих несовершеннолетних детей: Машистова Е.Р., 24.09.2002 года рождения и Машистова Б.Р., 07.04.2015 года рождения. 31.01.2020 г. Машистова С.А. обратилась в Министерство социального развития Московской области с заявлением о распоряжении средствами регионального материнского (семейного) капитала путем направления их на получение образования ребенком (детьми). Совместно с заявлением были представлены заверенные копии необходимых документов. 07.02.2020 г. решением № 46447 отказано в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала, поскольку документы по форме и содержанию не соответствуют требованиям Закона Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и п.п г п.4 «Порядка распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)». С решением ответчика истица не согласна, в связи с чем обратилась в суд с иском. Решением Электростальского городского суда Московской области от 29 июля 2020 г. исковые требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства социального развития Московской области №46447 от 7 февраля 2020 г. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность принять решение о реализации Машистовой С.А. средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала в целях использования средств на получение образования ребенком (детьми). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2021 г. указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Определение первого кассационного суда общей юрисдикции 23.06.2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25 января 2021 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение. В суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела явились, истец и представитель ответчика. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения истца, представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует. Судом установлено, что истец является матерью двоих несовершеннолетних детей: Машистова Е.Р., 24.09.2002 года рождения и Машистова Б.Р., 07.04.2015 года рождения. Истец имеет право на получение регионального материнского (семейного) капитала в соответствии со ст.20.2 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в размере 100 000 руб., что подтверждено сертификатом на региональный материнский (семейный) капитал серия РМК-15 № 0000312, выданного Машистовой С.А. на основании решения Электростальского управления социальной защиты населения от 24.06.2015 № 1142 (л.д.51). 02.07.2019 г. между муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка – детский сад № 12» и Машистовой С.А. был заключен договор об образовании – в интересах воспитанника Машистова Б.Р., 07.04.2015 г. рождения, на предмет оказания исполнителем воспитаннику образовательных услуг в рамках основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования, содержания воспитанника в учреждении, присмотр за воспитанником (п.1.1); срок освоения программы (продолжительность обучения) – 4 года (п.1.4); стоимость услуг исполнителя по присмотру и уходу за воспитанником (родительская плата) устанавливается за день – 164 руб. (п.3.2). В дополнительном соглашении № 1 от 31.01.2020 г. указан порядок оплаты (л.д.13-14, 53-56). 31.01.2020 г. Машистова С.А. обратилась в Министерство социального развития Московской области с заявлением о реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала. Представила, среди прочих требуемых документов, копии упомянутых выше договора и дополнительного соглашения. Решением Министерства социального развития Московской области в лице территориального структурного подразделения – Электростальского управления социальной защиты населения от 07.02.2020 г. № 46447 Машистовой С.А. в удовлетворении заявления отказано по причине «Несоответствие документов по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Московской области». Указано, что предоставленные заявителем копия договора об образовании от 02.07.2019 №31/19, копия дополнительного соглашения от 31.01.2020 № 1 не соответствуют требованиям ст.20.6 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", п.п. г) п.4 "Порядка распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)", утвержденным Постановлением Правительства МО от 23.01.2014 N 2/1 (л.д.11-12). Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», вида направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 926, Закона Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», Порядка распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)», утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 23 января 2014 г. № 2/1, постановления Правительства Московской области от 6 июля 2016 г. № 526/22 «О максимальном размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в государственных образовательных организациях Московской области и муниципальных образовательных организациях в Московской области», пришел к выводу об удовлетворении требований истца, исходя из интересов несовершеннолетних детей. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, и также исходил из того, что отсутствие в региональном законодательстве указания на возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, не отвечает Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правилам направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 926, которыми такая возможность предусмотрена, не может служить основанием для умаления прав истца по получению мер социальной поддержки. Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 25.01.2021 года, судебная коллегия первого кассационного суда общей юрисдикции указала, что судам необходимо было установить наличие либо отсутствие права истца на реализацию средств материнского семейного капитала путем направления их на оплату по договору от 02.07.2019 г., условиями которого определена лишь стоимость услуг по присмотру и уходу за воспитанником. При этом плата за образовательную программу дошкольного образования условиями указанного договора не предусмотрена. Указанные обстоятельства применительно к нормам регионального Закона и постановления Правительства Московской области оставлены судом без надлежащей правовой оценки. Отменяя решение Электростальского городского суда Московской области от 29.07.2020 г., судебная коллегия исходит из следующего. Согласно ст.1 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области", его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области. Региональный материнский (семейный) капитал - дополнительная мера социальной поддержки семьи и детей, направленная на обеспечение возможности улучшения жилищных условий, получения образования (ст.2). В силу подп.1 п.1 ст.20.2 названного Закона право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала (далее - материнский капитал) возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей и имевших на дату рождения (усыновления) ребенка место жительства в Московской области, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала. Право на региональный материнский (семейный) капитал удостоверяется сертификатом (ст.20.3 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ). Истец имеет право на получение регионального материнского (семейного) капитала в соответствии со ст.20.2 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" в размере 100000 руб., что подтверждено сертификатом на региональный материнский (семейный) капитал серия РМК-15 № 0000312, выданного Машистовой С.А. на основании решения Электростальского управления социальной защиты населения от 24.06.2015 № 1142 (л.д.51). Согласно ст.20.5 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ, лица, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям на получение образования ребенком (детьми) (п.1); распоряжение средствами материнского капитала может осуществляться лицами, получившими сертификат, одновременно по нескольким направлениям, установленным настоящим Законом (п.2); порядок распоряжения средствами материнского капитала определяется Правительством Московской области (п.3). Статьей 20.6 названного Закона установлено, что средства (часть средств) материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг (п.1). Средства (часть средств) материнского капитала могут быть направлены: на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными организациями; на оплату образовательных услуг, оказываемых частными образовательными организациями, получившими соответствующую лицензию и реализующими имеющие государственную аккредитацию образовательные программы (п.2). Постановлением Правительства Московской области от 23.01.2014 N 2/1 утвержден "Порядок распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)". В соответствии с п.2 Порядка от 23.01.2014 N 2/1, средства (часть средств) материнского капитала направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, на основании заявления лица, получившего сертификат на региональный материнский (семейный) капитал, подаваемого в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области по выбору заявителя независимо от места его жительства на территории Московской области. К заявлению прилагаются, среди прочего, копия договора на оказание платных образовательных услуг, заключенного между заявителем и образовательной организацией (подп.«г» п.4 Порядка от 23.01.2014 N 2/1). Положениями Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусмотрена возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Действительно, реализация дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Федеральный закон N 256-ФЗ). К дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе относятся меры, обеспечивающие возможность получения образования ребенком (детьми). В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года лица, получившие государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, могут направлять средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на оплату иных, связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Пунктом 8(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение ребенком (детьми) образования и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 № 926, определено, что средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Как следует из материалов дела, истцу выдан сертификат на получение регионального материнского (семейного) капитала в соответствии со ст. 20.5 Закона Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». Между истцом и МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 12» заключен договор об образовании от 02.07.2019 года. В п. 1.1 предметом договора является оказание исполнителем воспитаннику образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, содержание воспитанника Машистова Бориса Романовича 07.04.2015 г.р.) в учреждении, присмотр и уход за воспитаником. В пунктом 3.2 договора об образовании на оказание образовательных услуг в рамках основной образовательной программы дошкольного образования от 2 июля 2017 г. определена стоимость услуг по присмотру и уходу за воспитанником в размере 164 руб. за один день. При этом плата за образовательную программу дошкольного образования условиями указанного договора не предусмотрена. Реализация мер социальной поддержки семьи и детей, предоставляемых органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, осуществляется в соответствии с Законом Московской области от 12 января 2006 г. № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области». В соответствии со ст. 5 данного Закона к мерам социальной поддержки семьи и детей относится предоставление регионального материнского (семейного) капитала. Региональный материнский (семейный) капитал - это дополнительная мера социальной поддержки семьи и детей, направленная на получение образования. В силу ст. 20.6 указанного Закона средства (часть средств) материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, на оплату платных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными организациями; на оплату образовательных услуг, оказываемых частными образовательными организациями, получившими соответствующую лицензию и реализующими имеющие государственную аккредитацию образовательные программы. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний; обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Согласно постановлению Правительства Московской области от 23 января 2014 г. № 2/1 «Об утверждении Порядка распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)» средства (часть средств) материнского капитала направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, на основании заявления лица, получившего сертификат на региональный материнский (семейный) капитал (далее - заявитель), подаваемого в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по выбору заявителя независимо от места его жительства на территории Московской области. В суде апелляционной инстанции 11.08.2021 года (протокол судебного заседания) истица пояснила, что детский сад, с которым заключен договор, государственный. При приеме в детский сад ей пояснили, что в случае нахождения ребенка в детском саду образование проходит бесплатно, но за уход и присмотр нужно оплачивать. Исходя из условий заключенного договора нужно оплачивать за присмотр и уход ребенка. В договор не входит оплата за образовательные услуги. С учетом вышеизложенного у истца не возникло права на реализацию средств материнского семейного капитала путем их направления на оплату по договору от 02.07.2019 года, условиями которого определена лишь стоимость услуг по присмотру и уходу за воспитанником, а не за образовательную программу дошкольного образования, что противоречит вышеперечисленным положениям закона Московской области. На основании изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Министерства социального развития Московской области № 46447 от 07.02.2020 об отказе в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала; возложении обязанности на Министерство социального развития Московской области предоставить Машистовой С.А. возможность распорядиться средствами (часть средств) регионального материнского (семейного) капитала в целях использования средств на получение образования ребенком (детьми) по договору об образовании от 02.07.2019 года. Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Электростальского городского суда Московской области от 29 июля 2020 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Министерства социального развития Московской области № 46447 от 07.02.2020 об отказе в реализации средств (части средств) регионального материнского (семейного) капитала; возложении обязанности на Министерство социального развития Московской области предоставить Машистовой С.А. возможность распорядиться средствами (часть средств) регионального материнского (семейного) капитала в целях использования средств на получение образования ребенком (детьми) по договору об образовании от 02.07.2019 года - отказать. Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области – удовлетворить. Апелляционное определение составлено в окончательной форме 18.08.2021 года. Председательствующий Судьи |