Судья – Дворников В.Н. Дело № 33-23332/12
г. Краснодар
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«22» ноября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам
Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего
судей
по докладу судьи краевого суда
ФИО1
ФИО2, ФИО3
ФИО2
при секретаре с/з
ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Краснодарской таможни по доверенности – ФИО5 на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 сентября 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Краснодарская таможня обратилась в суд с исковыми требовании к ФИО6 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей, мотивируя свои требования тем, что 07.09.2009 года ФИО6 (далее - Ответчик) на Краснодарский таможенный пост Краснодарской таможни было подано заявление № 10309120/070909/3000334 в отношении товара - «катер морской прогулочный CF 6610PW CHAPARRAL 180 SSE, 2002 года выпуска» (далее - Катер морской), классифицируемого в товарной подсубпозиции 8903999100 ТН ВЭД РФ, с заявленной таможенной стоимостью 264 543,89 рублей.
На основании заявленных сведений в отношении Катера морского Краснодарским таможенным постом был произведён расчёт суммы подлежащих уплате таможенных платежей с применением единой ставки 30%, установленной абзацем 3 пункта 5 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (далее - РФ) физическими лицами для личного пользования, утверждённого постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 № 718 (далее - Положение № 718).
Доставка Катера морского осуществлялась из США в г. Новороссийск (Россия), а затем из г. Новороссийска в г. Краснодар в соответствии с ТТН № 46 от 02.09.2009.
Сумма таможенных платежей, начисленных и уплаченных в отношении Катера морского по таможенному приходному ордеру (далее - ТПО) № 10309120/070909/ВБ-5714037, составила 79 613,17 рублей.
Краснодарская таможня (далее - Истец) провела проверку правильности взимания таможенных платежей в отношении Катера морского и, руководствуясь статьёй 24 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 311-ФЗ), вынесла Решение от 05.06.2012 года № 10309000/050612/59 об отмене в порядке ведомственного контроля решения принятого Краснодарским таможенным постом о применении единой ставки таможенных пошлин, налогов (далее - Решение) в отношении Катера морского.
После принятия решения истец установил, что таможенные платежи при таможенном оформлении Катера морского Ответчик должен был уплатить не по единой ставке в размере 30% от его таможенной стоимости что составило 79 613,17 рублей, а в соответствии с общим порядком, установленным Таможенным законодательством РФ, а именно с взиманием ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость - 110 050,26 рублей.
В целях погашения задолженности по уплате таможенных платежей истец, в соответствии со ст. 152 Федерального закона № 311-ФЗ направил ответчику требование об уплате таможенных платежей в размере 110 050,26 рублей и пени, которая на 06.06.2012 года составила 30 344,53 рублей. Ответчиком, в установленный срок, это требование выполнено не было.
В соответствии с частью 17 статьи 152 Федерального закона № 311-ФЗ в случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей (в том числе и по уплате пени) таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.
В соответствии со статьёй 150 Федерального закона № 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц производится в судебном порядке.
В связи с этим истец вынужден был подать в суд исковое заявление о взыскании с ответчика задолженности по уплате таможенных платежей в размере 110 050,26 рублей и пени на дату вынесения решения.
В обосновании своих требований представитель истца указал, что на момент таможенного оформления Катера морского взимание таможенных пошлин, налогов в отношении товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию РФ физическими лицами, осуществлялось в соответствии с главой 23 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ).
В целях реализации главы 23 ТК РФ Правительством РФ были изданы Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утверждённое Постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 года № 715 (далее - Положение № 715), и Положение № 718.
В соответствии с пунктом 2 Положения № 715 под товарами, перемещаемыми физическими лицами в сопровождаемом багаже понимаются товары (за исключением автомобилей), предназначенные для личного пользования физическими лицами, следующими через государственную границу Российской Федерации, и предъявляемые таможенному органу физическим лицом или перевозчиком непосредственно при въезде этого физического лица на таможенную территорию Российской Федерации или его выезде с этой территории (в том числе в ручной клади).
В соответствии с пунктом 2 Положения № 715 под товарами, перемещаемыми физическими лицами в несопровождаемом багаже понимаются товары, предназначенные для личного пользования физическими лицами, следующими через государственную границу Российской Федерации, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации перевозчиками по договорам перевозки (по багажной квитанции, накладной, коносаменту), заключенным с физическими лицами, и предъявляемые таможенному органу перевозчиками (т.е. место и (или) время прибытия указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо убытия с этой территории не совпадают с местом и (или) временем фактического пересечения физическими лицами государственной границы Российской Федерации).
Согласно пунктам 12, 25 Положения № 715 в качестве подтверждения перемещения товаров в сопровождаемом и несопровождаемом багаже декларант представляет пассажирскую таможенную декларацию, оформленную при следовании лица через таможенную границу РФ.
При таможенном оформлении Катера морского Ответчик на Краснодарский таможенный пост пассажирскую таможенную декларацию не предоставил.
Из положений главы 23 ТК РФ, а также норм Положения № 715 и Положения № 718 следует, что единая ставка таможенных пошлин, налогов применяется в отношении транспортных средств, перемещаемых в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, то есть при следовании физического лица через таможенную границу РФ.
В пункте 1 статьи 281 ТК РФ указано, что в части не урегулированной главой 23 ТК РФ, товары, предназначенные для личного пользования физических лиц, перемещаются указанными лицами в соответствии с общим порядком, установленным ТК РФ.
Тем самым в отношении Катера морского, предназначенного для пользования ответчика, не пересекавшего таможенную границу РФ, подлежит применению общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности. При таможенном оформлении Катера морского подлежат уплате ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и сборы за таможенное оформление.
Представитель истца по доверенности ФИО7 просила суд взыскать с ФИО6 сумму задолженности по таможенным платежам в размере 110 050, 26 и пени на дату вынесения решения.
Представитель истца по доверенности ФИО5 просила удовлетворить заявленные требования истца в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО8 в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласился, просил суд в их удовлетворении отказать.
Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 сентября 2012 года в иске Краснодарской таможни к ФИО6 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей - было отказано.
В апелляционной жалобе представитель Краснодарской таможни по доверенности – ФИО5 просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и вынести по делу новое решение.
В суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда Краснодарская таможня не явилась. О времени и месте судебного заседания была уведомлена. О причинах не явки не сообщила.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда полагает возможным рассмотреть гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Краснодарской таможни по доверенности – ФИО5 на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 сентября 2012 года в отсутствии представителя Краснодарской таможни.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя ответчика ФИО6 по доверенности – ФИО8, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Так, отказав в удовлетворении иска Краснодарской таможни и признав оплаченными ФИО6 в полном объёме таможенные сборы, суд первой инстанции пришёл к выводу, что Краснодарской таможней в сроки, превышающие один год, была проведена проверка, по результатам которой было принято решение № 10309000/050612/59 об отмене в порядке ведомственного контроля решения, принятого Краснодарским таможенным постом о применении единой ставки таможенных пошлин, налогов.
С данными выводами суда нельзя согласиться поскольку, в соответствии с п. 2 ст. 366 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС): по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу настоящего Кодекса, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
На момент вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза 01.07.2010 года в отношении товара «катер морской прогулочный CF 6610PW CHAPARRAL 180 SSE» (далее - Катер морской) не истек предусмотренный ст. 361 ТК РФ срок проверки достоверности сведений после выпуска товаров.
Согласно п. 1 ст. 370 ТК ТС «товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза и помещенные до вступления в силу настоящего Кодекса под таможенные режимы выпуск для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства в Российской Федерации, со дня вступления в силу настоящего Кодекса считаются помещенными соответственно под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, реимпорта и отказа в пользу государства. В отношении этих товаров применяются положения настоящего Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства таможенного союза».
В соответствии со ст. 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3-х лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Таким образом, на момент вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза 01.07.2010 года в отношении Катера морского, не истек предусмотренный Таможенным кодексом Российской Федерации срок проверки достоверности сведений после выпуска товаров до вступления в силу ТК ТС.
Пунктами 1 и 3 статьи 370 ТК ТС предусмотрено применение к товарам, находящимся на таможенной территории Таможенного союза и помещенным под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, отказа в пользу государства и экспорта, до введения в действие ТК ТС норм таможенного законодательства Таможенного союза.
В соответствии с частью первой статьи 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
С учетом того, что начало течения срока таможенного контроля после выпуска товаров соотнесено с днем окончания нахождения товаров под таможенным контролем, и исходя из норм, содержащихся в пунктах 1 и 3 статьи 370 ТК ТС, срок таможенного контроля после выпуска товаров в отношении товаров, помещенных под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, отказа в пользу государства и экспорта, до введения в действие ТК ТС исчисляется со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Период времени, исчисленный со дня окончания нахождения таких товаров под таможенным контролем до дня введения в действие ТК ТС, включается в трехлетний срок, установленный частью первой статьи 99 ТК ТС.
Таким образом, в отношении товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем, не истек предусмотренный Таможенным кодексом Российской Федерации срок проверки достоверности сведений после выпуска товаров до вступления в силу ТК ТС, применяются положения статьи 370 ТК ТС, а в части таможенного контроля - положения статьи 99 ТК ТС.
Так в суде первой инстанции было установлено, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 282 Таможенного кодекса РФ в отношении транспортных средств, а также товаров, стоимость которых превышает 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей, применяются единые ставки таможенных пошлин и налогов. Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством Российской Федерации (абзац 4 лист 4 Решения). Однако, в целях реализации главы 23 ТК России Правительством Российской Федерации были изданы Положение о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2003 г. № 715 (далее - Положение № 715), и Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 г. № 718. Положение № 715 регламентирует порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже.
Согласно пунктам 12, 22 Положения № 715 в качестве подтверждения перемещения товаров в сопровождаемом и несопровождаемом багаже декларант представляет пассажирскую таможенную декларацию, оформленную при следовании физического лица через таможенную границу Российской Федерации.
В п. 1 Положения № 718 было сказано, что оно определяет порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ИМИ через таможенную границу РФ.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 ТК РФ было установлено, что товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам - транспортные средства.
Судом также было установлено, что в соответствии с абзацем 3 пункта 5 Положения № 718 в отношении транспортных средств, должна применяться единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных транспортных средств. Далее делая вывод о том, что «в соответствии с таможенным законодательством РФ единая ставка таможенных пошлин и налогов в отношении транспортных средств в размере 30% не зависит от того, имеется ли у ответчика пассажирская таможенная декларация и как прибыло транспортное средство на территорию РФ».
В решении суд ошибочно указывает, что «данная ставка не зависит от того, как прибыло транспортное средство на территорию РФ», поскольку в Положении № 718 в абз. 3 п.5, дословно указано следующее: в отношении транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6.1. настоящего Положения, а также автомобилей, единые ставки на которые установлены пунктом 11 настоящего Положения) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных транспортных средств.
В п. 1 Положения № 718 было сказано, что оно определяет порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу РФ.
Исходя из выше указанного, можно сделать вывод, что Положение № 718 не применимо к транспортному средству, пересылаемому в адрес гражданина ФИО6
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 286 ТК РФ, товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования подлежат декларированию в письменной форме. В связи с тем, что транспортное средство пересылалось в адрес физического лица, а не перемещалось им через таможенную границу РФ, то, Положения № 715 и Положения № 718 не применимы, т.к. данные положения определятт порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу РФ.
Так как ФИО6 сам не перемещал транспортное средство и у него отсутствует пассажирская декларация, то к нему должен быть применен общий порядок перемещения товаров через таможенную границу.
При этом пунктом 1 статьи 281 ТК России было определено, что в части, не урегулированной главой 23 ТК России, товары, предназначенные для личного пользования физических лиц, перемещаются указанными лицами в соответствии с общим порядком, установленным ТК России. Таким образом, при таможенном оформлении автотранспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и предназначенных для пользования физического лица, не пересекавшего таможенную границу, подлежит применению общий порядок и условия тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренные для участников внешнеэкономической деятельности. При таможенном оформлении указанных транспортных средств подлежат уплате ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и таможенные сборы за таможенное оформление.
Таким образом, из материалов дела следует, что истец в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, представил суду доказательства, подтверждающие его доводы об имеющихся у ответчика задолженности по оплате таможенных платежей.
В соответствии со статьей 151 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить пени.
Согласно статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Подпунктом 6 статьи 4 ТК ТС установлено, что декларант это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В соответствии со статьей 151 Федерального закона №311-Ф3 от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку у суда не было законных оснований для отказа в удовлетворении иска Краснодарской таможни о взыскании с ФИО6 задолженности по уплате таможенных платежей.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 27 сентября 2012 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск Краснодарской таможни к ФИО6 о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей – удовлетворить.
Взыскать с ФИО6 в пользу Краснодарской таможни задолженность по уплате таможенных платежей в размере 110050 (сто десять тысяч пятьдесят) рублей 26 копеек.
Председательствующий: _____________________
Судьи краевого суда:____________ ____________