ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-2335
строка № 163
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«03» апреля 2018г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Агафоновой Р.Г.
судей: Холодкова Ю.А., Юрченко Е.П.
при секретаре Макушевой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Холодкова Ю.А.
гражданское дело по иску ФИО1 к Расчетной небанковской кредитной организации «Платежный центр» о взыскании убытков, неустойки, штрафа, морального вреда, обязании предоставить документы
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Аннинского районного суда Воронежской области от 21 декабря 2017 года
(судья районного суда Бортникова Н.А.)
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился с иском к Расчетной небанковской кредитной организации «Платежный Центр» (ООО), в котором с учетом уточнений требований просил взыскать с ответчика в пользу истца причиненные убытки в размере 6589 руб., неустойку в размере 68301,67 руб., штраф в размере 30856,33 руб., обязать ответчика предоставить истцу почтовым отправлением по адресу: <адрес> следующие документы, связанные с использованием клиентом его электронного средства платежа: 1. Решение (отчет) МПС «MasterCard» по отмене операции: Система MasterCard. Отмена операции. Дата совершения операции: 23.05.2016 00:00. Карта РНКО «Платежный Центр» (ООО) в чужом устройстве POS., Место совершения операции: страна CYP город <данные изъяты>, Терминал ID: <данные изъяты><данные изъяты> Код авторизации: Сумма транзакции: 6589,49 RUR. Страна peг. пол-ля: RUS. Конвертация валют (из валюты 100 USD в валюту 6589,49 RUR). Курс операции: 65,8949. Курс ЦБ: 65,8949. По карте №, на сумму 900 USD: 2. Заявление РНКО «Платежный центр» ООО в МПС «MasterCard». СНВ Операция от 18/05/16 по карте № на сумму 900 USD оспорена 25/07/16, FE <данные изъяты>; 3.Chargeback Dispute Form эквайера Algocharge с приложениями; 4.Решение МПС «MasterCard» СНВ Операция от 18/05/16 по карте № на сумму 900 USD оспорена 25/07/16, FE <данные изъяты>; 5.Заявление РНКО «Платежный центр» ООО ARB МПС «MasterCard» ARB Операция от 18/05/16 по карте № на сумму 900 USD оспорена повторно 12/09/16, FE <данные изъяты>; 6. Решение МПС «MasterCard» СНВ Операция от 18/05/16 по карте № на сумму 900 USD оспорена 25/07/16, FE <данные изъяты>; 7. Решение МПС «MasterCard» ARB МПС «MasterCard» ARB Операция от 18/05/16 по карте № на сумму 900 USD оспорена повторно 12/09/16. FE <данные изъяты>.
По карте № на сумму 2080 USD: 8.Заявление РНКО «Платежный Центр» ООО в МПС «MasterCard», СНВ Операция от 18/05/16 по карте № на сумму 2080 USD оспорена 25/07/16. FE <данные изъяты>, 9. Chargeback Dispute Form эквайера Algocharge с приложениями. 10. Решение МПС «MasterCard» СНВ Операция от j 18/05/16 по карте № на сумму 2080 USD оспорена 25/07/16. FE <данные изъяты>; 11.Заявление РНКО «Платежный центр» ООО ARB МПС «MasterCard» ARB Операция от 18/05/16 по карте № на сумму 2080 USD оспорена повторно 15/09/16. FE <данные изъяты>; 12. Решение МПС «MasterCard» СНВ Операция от 18/05/16 по карте № на сумму 2080 USD оспорена 25/07/16, FE <данные изъяты>; 13.Решение МПС «MasterCard» СНВ Операция от 18/05/16 по карте № на сумму 2080 USD оспорена повторно 15/09/16. FE <данные изъяты>.
Просил также взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 15000 руб.
Заявленные требования мотивировал тем, что 10.05.2016г. истец обратился в РНКО «Платежный центр» ООО с заявлением на получение карты «MasterCard» WORLD эмитированной РНКО «Платежный центр» ООО и заявлением ПАО «Первобанк» об открытии срочного банковского вклада №. В этот же день истцу была выдана карта №, эмитированная РНКО «Платежный центр» ООО и открыт счет №, а также между сторонами был заключен договор путем присоединения к договору о комплексном обслуживании (оферта) РНКО Платежный центр (условия договора действуют с 27.04.2016г.). В этот же день в рамках договора банковского обслуживания от 27.04.2016 г. в соответствии с Условиями по размещению денежных средств во вклад «Кукуруза 4», ПАО «Первобанк» открыл истцу вклад «Кукурза» 4.0» №. 09.12.2016г. по карте № были проведены операции платежа на сумму 1110,24 руб. (09.12.2016 г. 13-48-30) и на сумму 5479,25 руб. (09.12.2016г. 13-52-35), при этом истец распоряжений по списанию денежных средств не делал и ему уведомлений о действиях по карте не приходили. Указанное следует из отчета об операциях РНКО от 09.12.2016г., также из этого отчета следует, что проведено внесение денежных средств в сумме 5479,25 руб. из ЭК <данные изъяты> в ЭК <данные изъяты> для закрытия обязательства клиента перед РНКО в сумме 5479,25 руб. 09.12.2016 г. истцом была направлена в РНКО претензия с требованием о возмещении убытков. 12.07.2017 г. поступил ответ на претензию, содержащий информацию, противоречащую отчету об операциях от 09.12.2016г., а также сообщение о том, что произошло списание на возврат 100 USD по требованию платежной системы MasterCard от 08.12.2016г. Ответчик также не предоставил истцу запрошенные им документы, связанные с использованием электронного средства платежа истца. ФИО1 полагал, что ему подлежат возмещению убытки на основании ч.15 ст.9 Федерального закона от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», согласно которой в случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.
Кроме того в ходе производства по делу истец неоднократно направлял заявления, объяснения и пояснения, текст которых представляет собой набор высказываний истца без четких выводов, что не позволяет этот текст полноценно анализировать.
Решением Аннинского районного суда Воронежской области от 21.12.2017г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано (т.1, л.д. 55, 56-64).
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить указанное решение суда как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе (т.1, л.д.99-102).
Расчетной небанковской кредитной организацией «Платежный центр» представлены возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 по доверенности ФИО7 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст.167 ГПК Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ФИО1 – ФИО7, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По делу о взыскании убытков истец должен доказать, что ответчик не исполнил (ненадлежаще исполнил) обязательство, наличие причинно-следственной связи между причиненными истцу убытками и нарушением обязательств со стороны ответчика, размер понесенных убытков.
В силу п.1 ст.12 Федерального закона от 27.06.2011г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» небанковская кредитная организация является оператором электронных денежных средств, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
Исходя из п.3 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе», оператор электронных денежных средств - оператор по переводу денежных средств, осуществляющий перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, между ФИО1 и Расчетной небанковской кредитной организации «Платежный центр» в офертно-акцептной форме путем присоединения заключен договор от 10.05.2016г. о комплексном обслуживании по переводу денежных средств (л.д. 12-20). Изначально данный Договор был заключен в редакции от 27.04.2016 г. (л.д. 12-20), на момент возникновения спорной ситуации между сторонами по списанию с ЭК истца 100 USD Договор действовал в редакции от 22.11.2017г. (л.д.49-59, 88-107).
Согласно условиям указанного Договора о комплексном обслуживании Клиента (в редакции от 27.04.2016 г.), размещен также в архивном виде на сайте http://rnko.ru/cardholders/evroset/Documents..) РНКО обязуется эмитировать предоплаченную карту и обеспечивать возможность совершения с использованием Электронных средств платежа операций с электронными денежными средствами; принимать от клиента денежные средства для увеличения остатка ЭДС и вести учет остатка ЭДС; исполнять распоряжения о переводе ЭДС либо распоряжения о возврате остатка ЭДС, а также Расчетные документы; обеспечивать клиенту возможность с использованием Электронного средства платежа составлять, удостоверять и передавать РНКО распоряжения в целях совершения переводов ЭДС; иные обязанности, предусмотренные Договором; а Клиент обязуется совершать все операции в соответствии с условиями настоящего Договора и оплачивать услуги РНКО в соответствии с тарифами (раздел 2 Договора). Договор считается заключенным с момента акцепта клиентом публичного предложения на заключение Договора путем получения карты клиента типа I «Кукуруза»/ «Кукуруза World» и предоставлением полного перечня документов и информации (п.3.2 Договора). Заключая Договор, клиент подтверждает, что до заключения договора ознакомлен со Специальными условиями обслуживания, Правилами использования карты клиента, работы в Сервисе «Интернет Платежи» и в Сервисе «Мобильные платежи», Правилами работы с Мобильными устройствами БП, Правилами перевода денежных средств с указанием номера мобильного телефона, являющимися неотъемлемой частью настоящего Договора, тарифами, представленными в точках, обслуживания Агента, а также на сайте rnko.ru (п.3.13 Договора). Предложение по заключению Договора о комплексном обслуживании клиента действует на территории Российской Федерации (п.3.12). В соответствии с п.7.2.9, 10.2 Договора РНКО вправе в любой момент в одностороннем порядке вносить изменения в Договор, размещая соответствующую информацию в Точках обслуживания Агента и на сайте www.rnko.ru. Указанные изменения вступают в силу с момента их опубликования на сайте www.rnko.ru, если иная дата вступления их в силу не указана РНКО. В случае несогласия с изменениями, вносимыми РНКО, Клиент вправе обратиться в РНКО с письменным заявлением о расторжении Договора в порядке, предусмотренном п. 10.4. Договора. Клиент обязан самостоятельно знакомиться с изменениями условий Договора. Если Клиент не согласен с каким-либо из измененных условий Договора, Тарифами он обязуется воздержаться от совершения операций с Остатком ЭДС и расторгнуть Договор. Отсутствие заявления Клиента о расторжении Договора либо осуществление операции Клиентом с использованием Электронного средства платежа после внесенных изменений означает полное и безусловное согласие Клиента с внесенными изменениями, а также принятие всех обязательств, предусмотренных новой редакцией Договора.
Согласно раздела 4 Договора (ред. от 27.04.2016г.), а также в редакции Договора от 12.05.2016г., пополнение Электронного кошелька безналичным путем проводится Клиентом только в порядке и способами, указанными в Договоре.
Согласно п. 5.3.3.4. Договора (ред. 27.04.2016г. и в ред. 22.11.2016г.), если списываемая сумма операции и Комиссионного сбора по Расчетному документу на момент его поступления в РНКО превышает сумму Остатка ЭДС (включая, но не ограничиваясь, возможные случаи совершения операций с ЭДС без Авторизации по правилам платежной системы, поступления Расчетного документа по истечении 30 (Тридцати) дней с момента совершения Клиентом операции) - РНКО исполняет Расчетный документ (в том числе в порядке, установленном п.4.5. Договора), в результате чего у Клиента возникает обязательство перед РНКО в размере суммы превышения. Данная сумма выплачивается Клиентом в полном объеме за счет денежных средств, вносимых Клиентом в дальнейшем в целях увеличения Остатка ЭДС, в том числе, путем уменьшения РНКО Остатка ЭДС в других Электронных кошельках Клиента. Клиент заранее соглашается с подобным уменьшением Остатка ЭДС без дополнительного акцепта.
Согласно п. 5.10., 5.13 Договора (ред. 27.04.2016г.) и п.5.11, 5.14 Договора (в ред. 22.11.2016 г.) РНКО обязуется информировать Клиента о совершении им каждой операции с использованием Электронного средства платежа путем отражения информации об операции в Платежном кабинете на Сайте незамедлительно после ее совершения. РНКО, по письменному заявлению Клиента выдает (либо по указанию Клиента направляет почтовым отправлением по адресу места регистрации/места жительства либо в виде E-mail-сообщений по адресам электронной почты, информация о которых была предоставлена клиентом РНКО в заявлении), заверенную справку, отражающую сведения об операциях в Электронном кошельке/Дополнительном электронном кошельке Клиента. При этом согласно определения терминов в Договоре сами Распоряжения о переводе ЭДС, Распоряжение о возврате остатка ЭДС оформляются в виде электронного документа. РНКО обязан по письменному запросу Клиента подготовить и направить информацию об операциях, совершенных Клиентом с Остатком ЭДС, путем передачи документа на бумажном носителе «Информация по операциям в Электронном кошельке/Дополнительном электронном кошельке» для отправки Клиенту Почтой России или его сканированной копии по указанному Клиентом адресу электронной почты (8.1.4.). При разрешении споров и разногласий РНКО и Клиент признают юридическую значимость электронных документов, сформированных с использованием Электронного средства платежа, их эквивалентность документам, составленным в письменной форме и заверенным подписями сторон Договора (п.9.6 Договора в ред. от 27.04.2016г., п. 9.4. Договора в ред. от 22.11.2016г.). Таким образом, Договором не предусмотрена обязанность направления в письменном виде Клиенту, с переводом на русский язык информации по взаимодействию международной платежной системы MasterCard и РНКО.
В силу п. 6.6 Договора (ред. 27.04.2016г. и в ред. 22.11.2016г.), заключая настоящий договор, Клиент заранее дает согласие (акцепт) на уменьшение остатка ЭДС в бесспорном порядке (без распоряжения клиента) на сумму, ошибочно зачисленную РНКО в Электронный кошелек Клиента.
Согласно п. 7.2.10, 7.2.11, 7.2.16 Договора (ред. 27.04.2016г. и в ред. 22.11.2016г.) клиент обязан по требованию РНКО возместить все расходы, понесенные РНКО в соответствии с Договором, при условии их обоснования и документального подтверждения, выплатить РНКО сумму обязательств, возникших в соответствии с п.5.3.3.4 Договора в срок 30 (Тридцать) дней с даты возникновения задолженности. Информирование о возникновении задолженности производится путем направления SMS-сообщения на Контактный номер телефона. Клиент обязан лично обращаться в ТСП MasterCard/TCП Visa для возврата денежных средств в случае возврата им товаров/отказа от услуг, оплаченных с использованием Карты клиента или Мобильного устройства БП. Срок возврата денежных средств в Электронный кошелек зависит от срока обработки такого возврата ТСП MasterCard/TCП Visa и обслуживающего его банка и не зависит от РНКО.
На основании п. 9.2, 9.4 Договора (ред. 27.04.2016г.) клиент вправе направить в РНКО заявление об оспаривании операции, учтенной в Электронном кошельке, за исключением операции бесконтактной оплаты ТСП MasterCard/Visa на сумму менее 1000 рублей. Неполучение РНКО заявления об оспаривании операции в течение 50 (Пятидесяти) календарных дней от даты совершения соответствующей операции считается подтверждением Клиентом правильности совершения операций. Заявление об оспаривании операции, учтенной в Электронном кошельке, оформляется Клиентом устно через Информационный Центр или на Сайте. РНКО вправе запросить у Клиента, а Клиент обязан предоставить РНКО дополнительные документы и информацию, необходимые для более полного рассмотрения заявления на оспаривание. Заявления, поданные в соответствии с п.9.2, п.9.3 Договора, рассматриваются РНКО в течение 30 (Тридцати) дней со дня получения, либо в течение 60 (Шестидесяти) дней со дня получения заявлений в случае совершения трансграничного Перевода. 9.5. Если претензия Клиента к РНКО будет признана необоснованной в результате проведенного РНКО расследования, РНКО вправе требовать от Клиента возмещения расходов, понесенных в связи с таким расследованием, при условии их обоснования и документального подтверждения.
Согласно п. 9.2, 9.3. Договора (ред. 22.11.2016г.) клиент вправе направить в РНКО заявление об оспаривании операции в соответствии с правилами Международной платежной системы MasterCard Worldwide/Visa international (далее - заявление об оспаривании), приложив копии всех документов, подтверждающих неправомерность списания (при наличии). Заявление об оспаривании может быть подано в соответствующей Точке обслуживания Агента, в Платежном кабинете или почтовым отправлением на почтовый адрес РНКО, а также устно через Информационный Центр. РНКО вправе запросить у Клиента, а Клиент обязан предоставить РНКО дополнительные документы и информацию, необходимые для рассмотрения заявления, претензии, заявления об оспаривании. Заявления, претензии, поданные в соответствии с п.9.2 Договора, рассматриваются РНКО в течение 30 (Тридцати) дней со дня получения, либо в течение 60 (Шестидесяти) дней со дня получения заявлений в случае совершения трансграничного Перевода. Заявления об оспаривании, поданные в соответствии с п.9.2 Договора, рассматриваются в сроки, установленные Правилами платежной системы MasterCard Worldwide/Visa international.
Обязанность РНКО инициировать процедуру чарджбек Договором не предусмотрена. Согласно п. 12.6 Договора (ред. 27.04.2016г. и ред. 22.11.2016г.) РНКО не несет ответственности за возникновение конфликтных ситуаций в случае приобретения Клиентом товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, совершенного с использованием Электронного средства платежа.
Указанным Договором, также как и Федеральным законом от 27.06.2011г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» процедура чарджбек не предусмотрена.
Установлено, что истец, используя принадлежащие ему предоплаченные банковские карты «Кукуруза», в мае 2016 г. осуществил посредством ООО РНКО «Платежный Центр» трансграничный перевод своих денежных средств на общую сумму 3930 USD иностранной брокерской организации G.E.B. GLOBAL EQUITI BROKERS LIMITED, зарегистрированной в Республике Кипр, для выполнения его поручения по участию на финансовой бирже посредством размещения на сайте www.eqtrades.com. В последующем 26.06.2016г. операции по перечислению этих денежных средств истец через ООО РНКО «Платежный Центр» опротестовал по процедуре чарджбек, мотивировав тем, что брокерская деятельность компании является незаконной. Опротестование (оспаривание) операций по перечислению денежных средств осуществлялось в соответствии с правилами международной платежной системы MasterCard. Оспорить операции на суммы 2080 и 900 USD не удалось. 07.11.2016 г. оспоренные суммы на 950 USD в рамках процедуры чарджбек были возвращены истцу и зачислены в Электронный кошелек для карты №. 11.05.2017г. истец был признан потерпевшим по уголовному делу в отношении неустановленного лица, которое в мае 2016 года под предлогом покупки акций на рынке Форекс мошенническим способом завладело денежными средствами в размере 259000 руб., принадлежащих ФИО1 Указанные обстоятельства следуют из письменных объяснений сторон, а также из их переписки (л.д.22-24, 32-33). Также эти обстоятельства подтверждаются анкетой-заявкой истца по оспариванию операций (л.д.59об-60, 108-109), информацией по электронному кошельку № карта Кукуруза № (л.д.60об-64, 64об-65, 110-120), претензией о неосновательном обогащении на сумму 100 USD (л.д.144-145)
23.05.2016г. ответчиком ошибочно от международной платежной системы MasterCard был получен расчетный документ, на основании которого 26.05.2016г. был осуществлен возврат денежных средств в размере 100 USD в электронный кошелек для карты истца, который ответчик ошибочно расценил как частичный возврат по операции на 950 USD. Таким образом, истец неосновательно, т.е. без правовых оснований получил сумму 100 USD и указанная сумма как ошибочно зачисленная истцу на основании расчетного документа I системы MasterCard от 08.12.2016г. была списана 09.12.2016г. за счет электронных денежных средств истца 2-мя операциями на сумму 1110,24 руб., и 5479,25 руб., с использованием второго электронного кошелька истца.
Согласно ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правовое регулирование использования электронных средств платежа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Согласно п.7 ст. 7 Федерального закона «О национальной платежной системе» перевод электронных денежных средств осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. В случаях, предусмотренных договорами между плательщиком и оператором электронных денежных средств, между плательщиком и получателем средств, перевод электронных денежных средств может осуществляться на основании требований получателей средств в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона с учетом особенностей перевода электронных денежных средств, за исключением случаев использования электронных средств платежа, предусмотренных частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.13 ст.7 Федерального закона от 27.06.2011г. №161-ФЗ оператор электронных денежных средств незамедлительно после исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.
Согласно п.13 ст.9 Федерального закона от 27.06.2011г. «О национальной платежной системе» в случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.
Пунктом 1 ст.4 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ "О национальной платежной системе» предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона от 27.06.2011г. №161-ФЗ «О национальной платежной системе» при осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора.
Согласно п.4 ст.9 Федерального закона №161-ФЗ оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, к которому относится, в том числе способ, позволяющий клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения с использованием реквизитов электронного средства платежа в целях осуществления перевода денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, путем направления клиенту соответствующего уведомления.
В соответствии со ст.56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, нарушения действиями (бездействиями) ответчика нарушений прав ФИО1, которые привели бы, в том числе, к причинению истцу ущерба.
Разрешая спор по существу, суд верно руководствуясь нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения, положениями договора от 10.05.2016г. о комплексном обслуживании по переводу денежных средств, исследовав и оценив по правилам ст.67 ГПК РФ все представленные доказательства, пришел к верному выводу о том, что возврат денежных средств в размере 100 USD был сформирован в платежной системе и зачислен в Электронный кошелек по карте истца ошибочно, поскольку подобной операции на указанную сумму 23.05.2016г. истец не совершал.
В тоже время, суд обоснованно учитывал, что в соответствии с п.6.6 Договора, Клиент заранее дает согласие (акцепт) на уменьшение остатка ЭДС в бесспорном порядке (без распоряжения клиента) на сумму, ошибочно зачисленную РНКО в Электронный кошелек клиента.
Как указывал ответчик в возражениях на исковые требования истца, в рамках Договора под Расчетным документом понимается документ, направляемый платежной системой (включая, но не ограничиваясь Международной платежной системой MasterCard Worldwide/Visa International) РНКО в электронной форме в качестве подтверждения совершения Клиентом или в пользу Клиента операции, являющийся основанием для изменения РНКО Остатка ЭДС.
В соответствии с п. 5.3.3.3. Договора, в день получения от платежной системы Расчетного документа по такой операции, РНКО уменьшает Остаток ЭДС на сумму Расчетного документа и Комиссионного сбора. Если операция была совершена в валюте, отличной от валюты Остатка ЭДС, и конвертация не проведена платежной системой, РНКО уменьшает Остаток ЭДС на сумму, рассчитанную на основании информации платежной системы по курсу Банка России на день получения Расчетного документа. После получения Расчетных документов остаток суммы, зарезервированной в Электронном кошельке при совершении Клиентом операции в валюте, отличной от валюты Электронного кошелька, при его наличии, становится доступным для совершения Клиентом операций.
В соответствии с п. 5.3.3.4. Договора если списываемая сумма операции и Комиссионного сбора по Расчетному документу на момент его поступления в РНКО превышает сумму Остатка ЭДС (включая, но не ограничиваясь, возможные случаи совершения операций с ЭДС без Авторизации по правилам платежной системы, поступления Расчетного документа по истечении 30 (Тридцати) дней с момента совершения Клиентом операции) - РНКО исполняет Расчетный документ (в том числе в порядке, установленном п.4.5. Договора), в результате чего у Клиента возникает обязательство перед РНКО в размере суммы превышения. Данная сумма выплачивается Клиентом в полном объеме за счет денежных средств, вносимых Клиентом в дальнейшем в целях увеличения Остатка ЭДС, в том числе, путем уменьшения РНКО Остатка ЭДС в других Электронных кошельках Клиента. Клиент заранее соглашается с подобным уменьшением Остатка ЭДС без дополнительного акцепта.
08.12.2016 г. РНКО от международной платежной системы MasterCard был получен расчетный документ на сумму 100 USD. Указанный Расчетный документ был исполнен РНКО.
09.12.2016 г. 2 (двумя) операциями на сумму 1110,24 рублей и на сумму 5479,25 рублей, которые отражены в Электронном кошельке для Карты Клиента со следующим назначением:
Операция на сумму 1110,24 рублей: Частичное списание. Система MasterCard. Отмена операции. Дата совершения операции: 23.05.2016 00:00. Карта РНКО «Платежный Центр» (ООО) в чужом устройстве POS., Место совершения операции: страна CYP город <данные изъяты>, Терминал ID: <данные изъяты>. Код авторизации: Сумма транзакции: 6589,49 RUR. Страна рег. пол-ля: RUS. Конвертация валют (из валюты 100 USD з валюту 6589,49 RUR). Курс операции: 65,8949. Курс ЦБ: 65.8949. Сумма частичного списания 1110,24 RUR
Операция на сумму 5479,25 рублей: В связи с недостаточностью денежных средств в Электронном кошельке для Карты Клиента для полного исполнения расчетного документа недостающая сумма в размере 5479,25 рублей, в соответствии с п. 5.3.3.4 Договора, была списана из Электронного кошелька по второй карте Истца (№№) в Электронный кошелек Карты Клиента, в связи с чем в Электронном кошельке для карты № была отражена операция со следующим назначением:
Перевод ЭДС из ЭК <данные изъяты> (EAN *<данные изъяты>) в ЭК <данные изъяты> (EAN <данные изъяты>) для закрытия обязательств Клиента перед РНКО в сумме 5479.25 руб. (ID транзакции: <данные изъяты>, Дата транзакции 13/08/2009) Страна рег пл-ка RUS Страна рег п-ля RUS.
При указании ID транзакции: <данные изъяты>, Дата транзакции 13/08/2009 допущена техническая опечатка, которая не влияет на существо рассматриваемых требований, т.к. в итоге сумма 5479,25 руб. действительно поступила в Электронный кошелек эк <данные изъяты> (EAN <данные изъяты>) для закрытия обязательств Клиента перед РНКО, и была направлена во исполнение Расчетного документа платежной системы о возврате 100 USD.
Операция перевода денежных средств в сумме 5479,25 руб. из Электронного кошелька для карты № в Электронный кошелек для Карты Клиента была отражена в Электронном кошельке для Карты Клиента как: Перевод ЭДС из ЭК <данные изъяты> (EAN <данные изъяты>) в ЭК <данные изъяты> (EAN <данные изъяты>) для закрытия обязательств Клиента перед РНКО в сумме 5479.25 руб. (ID транзакции: <данные изъяты>, Дата транзакции 13/08/2009) Страна рег пл-ка RUS Страна рег п-ля RUS.
После зачисления денежных средств в Электронный кошелек для Карты Клиента, РНКО осуществила их списание:
Частичное списание. Система MasterCard. Отмена операции. Дата совершения операции: 23.05.2016 00:00. Карта РНКО «Платежный Центр» (ООО) в чужом устройстве POS., Место совершения операции: страна CYP город <данные изъяты>, Терминал ID: <данные изъяты>. Код авторизации: Сумма транзакции: 6589,49 RUR. Страна рег. пол-ля: RUS.Конвертация валют (из валюты 100 USD в валюту 6589.49 RUR). Курс операции: 65,8949. Курс ЦБ: 65,8949. Сумма частичного списания 5479,25 RUR
В соответствии с п.8.2.7 Договора РНКО вправе списывать (уменьшать) Остаток ЭДС во вновь открытых Электронных кошельках/Валютных электронных кошельках в счет погашения возникшей перед РНКО задолженности Клиента по ранее открытому Электронному кошельку/Валютному электронному кошельку. Осуществление указанных операций из Валютных электронных кошельков происходит по официальному курсу Банка России на момент списания.
При таких обстоятельствах, как правильно признал суд первой инстанции, стороной истца не представлено бесспорных доказательств факту неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по договору с ним, незаконному списанию денежных средств собственно самого истца, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании убытков.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, поскольку заявление ФИО1 от 21.12.2017г. о подложности документа «Информация по электронному кошельку» ЭК № Карта «Кукуруза» № MasterCard не было рассмотрено по существу, не могут быть приняты во внимание, так как опровергаются материалами дела.
Так, из протокола судебного заседания от 21.12.2017г. следует, что экспертиза на предмет проверки вышеуказанной документа не была назначена по причине отсутствия четкой позиции истца по данному вопросу.
Оценивая доводы истца о необходимости применения положений п.15 ст.9 Федерального закона «О национальной платежной системе», суд правильно не усмотрел к этому оснований, указав, что данная норма регулирует случаи утраты средства электронного платежа.
При таких обстоятельствах, являются необоснованными доводы жалобы ФИО1 о несогласии с выводами суда первой инстанции в отношении имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу обстоятельств, так как согласно положений ст.ст. 56, 59, 67 ГПК Российской Федерации суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы не содержат указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены либо изменения судебного постановления в апелляционном порядке.
Выводы суда в решении достаточно мотивированы, последовательны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.
Кроме того, даже при условии доказанности истцом того обстоятельства, что в данном случае ответчиком сняты действительно принадлежащие ему денежные средства, эквивалентные 100 долларам США (что доказано не было), возвращенные в связи с несостоявшимися торгами на бирже в Республике Кипр, настоящие требования не могли быть удовлетворены судом в соответствии с положениями ст.1062 ГК РФ, т.к. сам ФИО1 не отрицал незаконность действий той компании, на счета которой им переводились денежные суммы и соответственно - отсутствие у нее права на предоставление брокерских услуг в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.,ст.329-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Аннинского районного суда Воронежской области от 21 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
судьи коллегии: