ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2338/2022 от 13.10.2022 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД: 19RS0001-02-2022-004001-30

Председательствующий: Царева Е.А.

№ 33-2338/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 октября 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя ответчика некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» - ФИО1 на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июня 2022 года, которым удовлетворены исковые требования ФИО2 и ФИО3 к некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о признании незаконным начисление взносов на капитальный ремонт.

Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснения представителя ответчика ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истцов ФИО5, выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (далее – Республиканский фонд капитального ремонта) о признании незаконным начисление взносов на капитальный ремонт. Требования мотивировали тем, что являются собственниками жилых помещений и в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, на которые Республиканский фонд капитального ремонта со 02.11.2021 начисляет взносы на капитальный ремонт. Вместе с тем, принадлежащие им квартиры отнесены к третьей очереди строительства, которая введена в эксплуатацию 27.09.2019, в связи с чем обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт в соответствии с нормами действующего законодательства у них возникнет по истечении четырех лет начиная с даты ввода их очереди эксплуатацию. Просили признать незаконным начисление взносов на капительный ремонт, начисленных на жилые помещения и в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, за период со 02.11.2021 по 27.09.2023.

В судебном заседании представитель истцов ФИО5 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО6 исковые требования не признала, поскольку спорный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта 02.11.2017, в связи с чем обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников жилых помещений многоквартирного дома возникла с ноября 2021 года.

Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истцов ФИО2 и ФИО3

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований. Признал незаконным начисление Республиканским фондом капитального ремонта взносов на капитальный ремонт собственникам помещений и в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, за период со 02.11.2021 до дня вынесения решения суда.

С решением суда не согласен представитель ответчика ФИО1

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней она просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что многоквартирный дом, где проживают истцы, включен в региональную программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014-2050 годы)» в ноябре 2017 года, в связи с чем обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников жилых помещений возникла с ноября 2021 года. Обращает внимание, что нормы жилищного законодательства не связывают обязанность по начислению взносов на капитальный ремонт с очередями строительства многоквартирного дома, при этом основными условиями для начисления спорных выплат являются введение многоквартирного дома в эксплуатацию после утверждения региональной программы и его включение в данную региональную программу. Кроме того, многоквартирный дом, построенный в несколько этапов, представляет собой единый объект недвижимого имущества с единым почтовым адресом, а наличие самостоятельных разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных очередей не означает, что для каждой секции определяется своя дата включения в региональную программу капитального ремонта.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истцов ФИО7 выражает согласие с решением суда.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней, письменных возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с 26.12.2012) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Согласно статьям 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации взнос на капитальный ремонт в ходит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.

Постановлением Правительства Республики Хакасия № 102 от 14.03.2014 утверждена региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2050 годы)».

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.09.2016 № 444 установлен срок, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах при ее актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, равный четырем годам с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> состоит из трех очередей строительства.

На основании разрешений на ввод объекта в эксплуатацию - от ДД.ММ.ГГГГ была введена в эксплуатацию 1 очередь строительства жилого дома по вышеуказанному адресу, - от ДД.ММ.ГГГГ - 2 очередь строительства жилого дома, - от ДД.ММ.ГГГГ - 3 очередь строительства жилого дома.

ФИО2 является собственником квартиры № , ФИО3 собственником квартиры № , расположенных в жилом доме № по адресу: <адрес>.

Из сообщения администрации города Абакана от 23.05.2022 следует, что квартиры № и по адресу: <адрес> введены в эксплуатацию в составе третьей очереди многоквартирного жилого дома, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, постановлением Правительства Республики Хакасия № 102 от 14.03.2014 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в программу «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Хакасия (2014 - 2050 годы)» ДД.ММ.ГГГГ как единый многоквартирный дом, без разделения на отдельные очереди строительства, в связи с чем Республиканский фонд капитального ремонта посчитал, что у собственников помещений данного многоквартирного дома обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникла с ноября 2021 года.

Признавая действия Республиканского фонда капитального ремонта по начислению истцам платы за капитальный ремонт с ноября 2021 года незаконным, суд первой инстанции исходил из того, у истцов как у собственников жилых помещений, право собственности на которые возникло только после ввода в эксплуатацию 3 очереди строительства спорного многоквартирного дома, обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт не могла возникнуть у собственников ранее ввода в эксплуатацию отдельной очереди строительства многоквартирного дома.

Выражая несогласие с решением суда в указанной части, представитель ответчика в апелляционной жалобе ссылается на то, что многоквартирный дом, построенный в несколько этапов, представляет собой единый объект недвижимого имущества с единым почтовым адресом, а наличие самостоятельных разрешений на ввод в эксплуатацию отдельных очередей не означает, что для каждой секции определяется своя дата включения в региональную программу капитального ремонта, а потому все собственники помещений спорного многоквартирного дома должны вносить плату на капитальный ремонт по истечении четырех лет с момента его включения в региональную программу.

Судебная коллегия находит данный довод апелляционной жалобы подлежащим отклонению по следующим основаниям.

Часть 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 30.12.2021 № 476-ФЗ) определяет многоквартирный дом как здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 данного Кодекса.

Как следует из национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения» (утвержден для добровольного применения приказом Росстандарта от 11.06.2014 № 543-ст с датой введения в действие с 1 июля 2015 года), это оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные или пристроенные нежилые помещения, придомовая территория (земельный участок).

Понятие «этап строительства» содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», согласно части 2 которого этап строительства это строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).

Таким образом, отличительным критерием «этапа строительства» является возможность самостоятельного ввода и дальнейшей автономной эксплуатации результата строительства.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации также применяется понятие «этап строительства», подразумевающее возможность подготовки отдельной проектной документации (части 12.1, 13 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации), выдачи разрешений на отдельные этапы строительства (часть 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации), выдачи разрешений на ввод в эксплуатацию в отношении отдельных этапов строительства (часть 2.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

С учетом изложенного, выдача разрешения на ввод в эксплуатацию каждого отдельного этапа капитального строительства по итогам завершения определенной очереди многоквартирного дома, свидетельствует о том, что принятый результат строительства подлежит самостоятельной и автономной эксплуатации по целевому назначению как многоквартирный дом.

Принимая во внимание то, что момент ввода в эксплуатацию имеет значение для исчисления даты начала начисления взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома, с учетом части 3 статьи 169, части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также постановления Правительства Республики Хакасия от 09.09.2016 № 444, согласно которому обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает по истечении четырех лет с момента включения введенного в эксплуатацию многоквартирного дома в региональную программу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у истцов возникнет обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома по истечении четырех лет с даты введения в эксплуатацию третьей очереди многоквартирного дома по адресу: <адрес>

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 14 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней представителя ответчика некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» - ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий А.С.Топоев

Судьи В.Н.Морозова

А.В.Пронина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.10.2022